На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Актуальность и значимость механизма использования воздушного пространства. Признаки принципов охраны воздушного пространства: неприкосновенность, взаимное уважение суверенитета, мирное разрешение конфликтных ситуаций, всестороннее сотрудничество.

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 14.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


27
Принципы охраны воздушного пространства Российской Федерации
Принципы международного воздушного права, выработанные международной практикой использования воздушного пространства, являются фундаментом, "активными центрами" современного правопорядка. Они определяют политико-правовой облик всего воздушного пространства. От уровня их признания и соблюдения зависит действенность международного правопорядка.
Эти принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный характер. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты.
  Мовчан А.П. Международное морское, воздушное и космическое право: общее и особенное. М., 1992, с. 8.
Сами принципы, как абстрактная правовая категория, по мнению Р.З.Лившица, несмотря на свой высоко обобщающий, общеправовой характер, могут непосредственно применятся в процессе решения конкретных вопросов, спорных дел, при возникновении конфликтных ситуаций в целях обеспечения реального воплощения той или иной отраслевой формы в фактических действиях субъектов в строгом соответствии с законодательством. Общие принципы права выводятся из самой правовой материи, они охватывают всю правовую материю, идеи, нормы, и отношения и придают ей логичность, последовательность и сбалансированность. В принципах права синтезируется мировой опыт развития права.  Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994, с.195-196
Особую актуальность и значимость в современной российской правовой действительности приобретает разработка четкого механизма использования воздушного пространства Российской Федерации и его охраны. В разное время аналогичную проблему анализировали многие юристы-международники. Однако чаще всего ими она рассматривалась с позиции норм международного права. Безусловно, международные принципы использования воздушного пространства, в числе которых уважение полного и исключительного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории, обеспечение безопасности международной гражданской авиации и свобода полетов в международном воздушном пространстве, служат основой и даже где-то перекликаются с национальными принципами охраны воздушного пространства, однако не во всем. Именно в особенностях применения принципов охраны воздушного пространства Российской Федерации и постараемся разобраться.
"Принцип", в переводе с латинского, - это первооснова какого-нибудь явления, исходное отправное начало. Толковый словарь В.Даля определяет принцип как научное, нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают.
  Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1990, т.3,
с. 431. В правовой науке, в каждой отрасли существуют свои принципы. Принцип, писал В.Т. Кабышев, - это такое руководящее начало, идея, в которой проявляются объективные закономерности, тенденции, потребности общественного развития. Принципы - это продукты человеческого сознания, они должны отражать объективную реальность, соответствовать тенденциям общественной жизни.  Кабышев В.Т. Конституционные принципы народовластия развитого социализма./Народовластие развитого социализма: конституционные вопросы. Саратов. 1979, с.45.
Все принципы, закрепленные в международном и внутригосударственном законодательстве, имеют свои признаки. В частности, необходимо выделить три основных признака: нормативность, универсальность и высокая степень обобщенности. В свое время А.В.Мицкевичем были точно выделены основные признаки, определяющие нормативность предписаний:
1) неконкретность адресата, т.е. распространенность на неопределенный круг лиц;
2) возможность неоднократного применения;
3) сохранение действия предписания независимо от его исполнения.  Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. М., 1967
с. 35.
В правовых принципах получают предметное отражение самые характерные для государства и общества социальные отношения, составляющие их устои. Отсюда особого рода нормативность этих принципов - им присуща большая степень правовой обобщенности. Это значит, что правовые принципы оказывают регулирующее воздействие на совокупность отношений не только в рамках данной отрасли права или отдельных институтов, но и определяют ведущие направления, тенденции правового регулирования охраны воздушного пространства в государстве.
Все вышеизложенные положения позволяют сделать вывод о том, что принципы охраны воздушного пространства Российской Федерации имеют своеобразную природу. Во-первых, они выступают в качестве правовой категории, которая хотя и не закреплена в действующем законодательстве, но подразумевается последним (они есть ни что иное, как "дух закона"). Во-вторых, они олицетворяют собой определенные доктринальные установки (незыблемость и неприкосновенность воздушных границ, суверенное воздушное пространство), утвердившиеся в процессе развития идей о воздушном пространстве. В этом они определяют содержание и идейный смысл Воздушного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", а также других актов в области использования воздушного пространства Российской Федерации. В-третьих, в реальной действительности они воплощаются в целях и задачах, деятельности соответствующих органов государственной власти, уполномоченных в области использования и охраны воздушного пространства Российской Федерации. Именно эти принципы обуславливают внутреннюю согласованность всей совокупности правовых норм, определяют общую линию правотворческой деятельности данной сфере. Как явление сущностного порядка, они определяют внутреннее единство правовой составляющей учений о воздушном пространстве, пронизывают все ее части, обеспечивают согласованное их действие.
Исследование указанной проблематики, связанной с основными принципами действующего международного права, представляет несомненный научный и практический интерес. Он обусловлен еще и тем, что в курсах, учебниках и других публикациях по проблемам использования и охраны воздушного пространства до сих пор можно встретить самый разнообразный подход не только к оценке сущности и значения системы таких принципов, но и к применению единой терминологии. Вместо понятия "основные принципы" используются, например, такие правовые категории: "высшие принципы", "общие принципы", просто "принципы" или же "основные нормы" современного международного права.
  Аречага Х.Д. Современное международное право. М., 1983; Клименко Б.М. Международно-правовая природа государственной территории. М., 1981, с. 199; Молодцов С.В. Правовой режим морских вод. М., 1982, с. 69; Зайцев Г.А. Российская авиация. Гарантии безопасности и удобства. // Библиотечка "Российской газеты". М., 1997, вып. 15.
Ознакомление с этими принципами показывает, что современная международно-правовая и государственно-правовая практика и доктрина едины в том, что незыблема свобода полетов в открытом воздушном пространстве и суверенитет государств над воздушным пространством своей территории. Более того, доктрина международного права относит эти нормы к основным исходным началам или положениям, которые предопределяют правовой статус и режим воздушного пространства. Но вслед за этим дается самая различная юридическая квалификация указанным началам. Весьма активно при этом используются такие правовые понятия и категории, как "основные принципы" или просто "принципы", "отраслевые принципы".  Курс международного права. М., 1989, т. 1, с. 261; Мировой океан и международное право. Основы современного правопорядка в Мировом океане. М., 1986, с. 238-287; Молодцов С.В. Международное морское право М, 1987, с. 5; Международное воздушное право. М., 1980. Кн., с. 35, Международное космическое право. М., 1985.
Подобное разнообразие можно объяснить, прежде всего, относительной новизной такого правового явления, как основные принципы воздушного право вообще и охраны воздушного пространства в частности. Традиционному международному праву и его доктрине не было присуще выделение каких-либо норм в качестве основных принципов. Сказывается, видимо, и тот факт, что различные научные понятия и правовые категории хотя и служат важным средством познания правовой действительности, но они все же представляют собой "субъективное отражение правовой реальности". Поэтому на доктринальных понятиях и категориях всегда важно именно то их "объективнее содержание, которое верно отразило эту реальность, независимо от привнесенного исследователем".  Мюллерсон Р.А. Примат международного права в мировой политике. // Сов. гос. и право. М., 1989, № 7, с. 11.С учетом этих вводных замечаний (и не претендуя, естественно, на бесспорность суждений) попытаемся провести анализ некоторых вопросов, связанных с понятием и значением основных принципов охраны воздушного пространства Российской Федерации.
Многолетняя практика использования советского, а теперь российского воздушного пространства позволила сформулировать следующие принципы охраны воздушного пространства Российской Федерации:
1)  неприкосновенность воздушного пространства и внешних границ Российской Федерации;
2)  взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств, граничащих с Российской Федерацией;
3)  мирное разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при нарушении правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
4)  всестороннее сотрудничество органов государственной власти, уполномоченных в области регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации;
5)  комплексное применение сил, войск и средств в интересах охраны воздушного пространства Российской Федерации;
6)  ответственность органов государственной власти за обеспечение надежной охраны и надлежащего использования воздушного пространства Российской Федерации;
7)  взаимодействие различных сил и средств в интересах охраны воздушного пространства Российской Федерации;
8)  сосредоточение основных усилий войск ПВО и ВВС России на важнейших стратегических воздушно-космических (воздушных) направлениях и обороне наиболее важных объектов;
9)  эшелонированное построение сил и средств, участвующих в охране воздушного пространства Российской Федерации, на всю глубину проникновения средств воздушно-космического нападения.
Принцип неприкосновенности воздушного пространства и внешних границ Российской Федерации является первоосновой для деятельности специально уполномоченных органов государства в области охраны воздушного пространства Российской Федерации. В соответствии с Уставом ООН под территориальной неприкосновенностью понимается полный и исключительный суверенитет государства над своей территорией, не допускающий какое бы то ни было иностранное вооруженное или невооруженное вмешательство, вне зависимости от того имеет ли такое вмешательство целью отторжение части государственной территории или не имеет.  Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. М., 1999, с. 61. Данный принцип обеспечивает целостность и государственной и национальной территории.
По мнению Б.М.Клименко, которое автор полностью разделяет, реализация принципа неприкосновенности территории (воздушного пространства) государства предполагает соблюдение следующих правил: не приобретать территории путем угрозы силой или ее применения; уважать неприкосновенность государственных границ; не использовать территории иностранного государства без согласия территориального суверена; не использовать своей территории таким образом, что бы этим наносился ущерб территории другого государства. Опыт действий оккупационных сил в Ираке указывает на полное пренебрежение этим принципом "лидерами мировой демократии".  Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М., 1974, с. 25.
Неприкосновенность воздушного пространства и воздушных границ Российской Федерации является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций. На это, в частности указывается в Конституции Российской Федерации: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, т.е. суши, вод и воздушного пространства."  Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. М., 2003, ст. 4.
Активизация деятельности России в области международного сотрудничества и партнерства, важные шаги, предпринятые Россией для ядерного разоружения мирового сообщества, другие активные действия на пользу мира и безопасности свидетельствуют о новых приоритетах в военной доктрине Российской Федерации. Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на нашу страну со стороны другого государства (или группы государств), Россия вынуждена будет поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своего воздушного пространства.
Российская Федерация располагает для этого всеми необходимыми силами и средствами: Вооруженными Силами, которые согласно приоритетам военной политики России должны быть предназначены исключительно для защиты независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также для выполнения ее международных обязательств; федеральными органами внешней разведки и контрразведки; пограничными, внутренними и другими войсками.
Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Принцип неприкосновенности территории России органично вытекает из территориального верховенства Российской Федерации. Вопреки распространенному мнению о том, что данная норма посвящена только внешнеполитическому аспекту необходимо отметить, что она также затрагивает и вопросы внутригосударственного характера. В этой связи принцип неприкосновенности территории государства, а равно как и принцип неприкосновенности государственного воздушного пространства получил выражение и закрепление в ряде универсальных и региональных международно-правовых актов, а также двусторонних договорах Российской Федерации с сопредельными государствами, в том числе в Уставе ООН, Уставе Совета Европы, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятых в рамках этого Совещания документах, и пр.
С точки зрения внутригосударственной и внешнегосударственной характеристики суверенитета, это положение означает: во-первых, юридическую невозможность уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранному государству, в том числе на основании международного договора; во-вторых, запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации (статья 13 Конституции Российской Федерации); в-третьих, налагает на органы государственной власти, прежде всего Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, обязанности по принятию необходимых и достаточных мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности (статьи 80, 82, 87, 114 Конституции Российской Федерации); в-четвертых, невозможность выхода субъекта Российской Федерации из ее состава; в-пятых, в случае угрозы территориальной целостности и неприкосновенности Российской Федерации, исходящей от субъекта Федерации, возможность "федеральной интервенции" для преодоления этой угрозы.
Из Конституции Российской Федерации не следует, что обеспечение неприкосновенности государственной территории Российской Федерации может быть осуществлено исключительно путем введения чрезвычайного или военного положения. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что использование иных мер, следовательно, и "федеральная интервенция", возможно в "экстраординарных ситуациях".  Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. № 10-П. // Вестник Конституционного Суда. 1995, № 5.
О важности принципа неприкосновенности территории Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в главу, определяющую основы конституционного строя Российской Федерации.
Принцип взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности в воздушном пространстве государств, граничащих с Российской Федерацией. Он заимствован из норм международного воздушного права и теперь занимает ведущее место не только в системе принципов и норм международного права, но и в воздушном законодательстве Российской Федерации, определяя содержание конкретных норм и особенности правоотношений по поводу использования суверенного воздушного пространства Российской Федерации. Поскольку последнее является составной частью государственной территории, принцип уважения суверенитета, территориальной целостности государств в воздушном пространстве выражает общее свойство суверенитета - верховенство государства на своей территории и независимость в международных отношениях.
По мнению Ю.Н.Малеева, данный принцип не является некоей "вечной" категорией. Его становление и дальнейшее развитие связано с появлением средств воздухоплавания и авиации и происходило вначале обычно-правовым путем на основе молчаливого или явного выраженного признания законодательной и иной практики государств.  Малеев Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики. М.: Международные отношения.1986, с. 28.
Суверенитет Российской Федерации, предполагает верховенство, независимость и самостоятельность власти государства, ее полноту на его территории и независимость в международном общении - необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус, подчеркнул в своем постановлении Конституционный Суд России.  Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2000 г. № 12-П. // Вестник Конституционного Суда. 2000, № 5.
Современное понятие государственного суверенитета существенно отличается от традиционного представления о нем, сложившегося в условиях абсолютизма и этатизма в XVI-XVII вв. и сводящегося к полной юридической независимости государства от любой другой власти как внутри государства, так и вне его. Это устаревшее представление о государственном суверенитете в наше время полностью используется только тоталитарными, антидемократическими режимами. В демократических правовых государствах объем их суверенитета существенно ограничен как внутренними, так и внешними факторами и нормами.
Суверенитет государств выражается в том, что в рамках международного права все государства имеют равные права и обязанности. В связи с этим на государства накладывается обязанность уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и другим общепризнанным принципам и нормам. Важной качественной характеристикой государственного суверенитета является то, что границы государств могут изменяться в соответствии с международным правом мирным путем и по договоренности. Государственный суверенитет характеризуется также правом государств по своему усмотрению принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками союзных договоров.  Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. // Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на XX сессии 21 сентября - 22 декабря 1965 г. ООН. Нью-Йорк, 1966,
с. 16-17; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // Организация Объединенных Наций: Сборник документов. М., 1981; с. 460-469. В Заключительном акте 1975 г. особо оговаривается право государств на нейтралитет.  Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе//Во имя мира, безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. М., 1975, с. 17.
Принцип уважения территориальной целостности Российской Федерации и сопредельных с ней государств, а также пространственные пределы ее суверенных прав, как выражение суверенитета в отношениях с другими государствами и международными организациями, предусмотрены многочисленными международно-правовыми актами. В их числе - Устав ООН, Устав Совета Европы, основополагающие документы СНГ и др. Защита и обеспечение целостности и неприкосновенности территории от опасности нападения со стороны других государств являются одной из функций Российской Федерации, как и любого государства.
Верховная власть государства в воздушном пространстве является полной, т.е. не урезанной ни в одном из своих элементов (если только это не предусмотрено правомерными международными соглашениями), и исключительной, т.е. исключающей верховную власть какого-либо иного субъекта международного права в этом пространстве. Вместе с тем полный и исключительный суверенитет государств в национальном воздушном пространстве не носит абсолютного характера. Государства могут правомерно распоряжаться своим воздушным пространством только таким образом, чтобы при этом не нарушать права других государств как в пределах суверенной территории последних, так и в пределах международной территории общего пользования.  Малеев Ю.Н. Указ. соч., с. 31.
Практика знает множество примеров того, что некоторые государства еще недавно выдвигали территориальные претензии к России; такие споры должны решаться только мирными средствами в соответствии со справедливыми материально-правовыми и процедурными требованиями международного права.
Мирное разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при нарушении правил использования воздушного пространства Российской Федерации - этот принцип остается исходным в системе принципов мирного сосуществования государств. Продолжая научный анализ Д.Б.Левина и Б.М.Клименко в современной научной ситуации следует говорить о двух его составляющих: мирные средства разрешения конфликтов и запрещение применения силы или ее угрозы для разрешения конфликта.  Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977; Клименко Б.М. Мирное решение территориальных споров. М., 1982.
Характерной чертой современного регулирования мирного разрешения международных споров, по мнению Г.Г.Шинкарецкой является специализация средств разрешения по отраслям международного права и приспособление всего процесса мирного урегулирования к особенностям правоотношений, порождающих тот или иной спор. Поскольку воздушное право сравнительно молодая отрасль права, известны доктринальные попытки заимствования большинства приемов и способов разрешения споров из норм международного морского права.  Шинкарецкая Г.Г. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. М., 1999, с. 87.
За долгую историю развития международного права сложились многообразные методы мирного урегулирования международных споров. Опыт их функционирования внес несомненный вклад в формирование списка таких средств, вошедшего в ст. 33 Устава ООН. Это переговоры, добрые услуги, посредничество, примирение,  В настоящее время в русскоязычных документах употребляется термин "согласительная процедура". обследование, арбитраж, суд. К началу 70-х годов нашего века дву- и многосторонние международно-правовые акты, относящиеся к морскому праву, содержали нормы об использовании самых разнообразных средств мирного разрешения международных опоров. Основательная кодификация их была проведена в ходе III Конференции ООН по морскому праву при подготовке всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву. Часть XV Конвенции "Урегулирование опоров" стала значительным явлением в современном международном праве.   Р.Бернхардт писал, что без всеобъемлющей Конвенции по морскому праву были бы разрушены и сами общепринятые принципы международного морского права, а сама Конвенция была бы невозможна без такой юридической г и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.