На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности творческих способностей у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 9.7.2013. Сдан: 2008. Страниц: 81. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы особенностей творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Понятие «способности» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Виды способностей. Роль различных видов способностей в развитии человека 15
1.3 Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте 21
1.4 Характеристика категории часто болеющих детей 32
1.5 Психологические особенности развития часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 44
2.1 Описание группы испытуемых и методов исследования 44
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
2.3 Описание экспериментальной работы на формирующем этапе 59
2.4 Динамика развития уровня творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 62
Заключение 67
Библиографический список 69
Приложение 73

Введение
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Проблема развития детского творчества приобретает всё большее значение в настоящее время, когда усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач современной педагогики - задачи формирования всесторонней, гармонически развитой личности. Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей дошкольников.
В настоящее время не выработано пока единой типологии способностей; для их классификации чаще всего используют несколько критериев. По критерию вида психологических функциональных систем способности разделяют на сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности - на научные (математические, лингвистические и пр.); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные и т. д. Кроме того различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные - с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и реже, обучаемость.
Общие вопросы психологии способностей широко представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Артемовой, А.Г. Ковалева. А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова и других. Сущность способностей раскрывается этими авторами во взаимосвязи с интересами, деятельностью, поведением, характером, склонностями, задатками, структурой личности в целом. В ряде исследований рассматриваются конкретные виды способностей (Н.А. Аминова, Ф.И. Гоноболин, В.И. Журавлева, Н.В. Кузьмина и другие), специфика собственно творческих способностей (Е.В. Матюшкин, А.М. Матюшкин, В.А. Моляко, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн. О.К. Тихомиров, В.Д. Шадриков и другие), особенности проявления и развития творческих способностей ребенка (П.К. Анохин, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Н.В. Крылова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие), возможности влияния взрослого на развитие творческих способностей детей (Н.А. Гуляев, В.И. Зягвязинский. С.А. Изюмова, Е.Е. Кравцова, Н.С. Лейтес. К.К. Платонов. А.В. Петровский, В.П. Филатов и другие).
Психологические и педагогические исследования, а также практика детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер деятельности по сравнению с ранним детством [2: 185]. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности [4: 241].
Педагогические аспекты общей проблематики детского творчества в целом и творческих способностей в частности рассматриваются, как правило, по отношению к какой-то деятельности. В дошкольной педагогике представлены направления, описывающие специфику проявления и развития творчества в игре (А.К. Бондаренко, В.Я. Воронова. Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.А. Флерина и др.), в изо-деятельности (В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Р.Г. Казакова, Н.П. Сакулина и др.), в музыкальной деятельности (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская и другие), а также творческую взаимосвязь разных видов деятельности.
В исследованиях выявлены показатели и особенности творческих проявлений здоровых детей в различных видах деятельности, доказано прогрессивное влияние творчества на развитие личности ребенка. Однако категория часто болеющих детей в настоящее время незаслуженно выпадает из сферы научно-практических исследований (в отличие от детей, страдающих определенными хроническими соматическими и психическими заболеваниями, например, детей с ЗПР, ОНР и др.).
Контингент часто болеющих детей (ЧБД) в детских дошкольных учреждениях составляет от 20 до 59%. В структуре заболеваний преобладают болезни органов дыхания (55,6%), патология нервной системы и органов чувств (9,2%), инфекционные и паразитарные заболевания (7,3%), болезни органов пищеварения (7,2%), травмы и отравления (5,3%) и др.
Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, Е.И. Андреева, Б.К. Мусина, СМ. Гавалов, Н.М. Лысенко, Т. Королева, А. Лекманов, Т. Сенцова, В.К. Таточенко и др.). Сведений, касающихся психолого-педагогических вопросов, крайне мало.
Изучению развития творческих способностей часто болеющих детей уделено недостаточное внимание в специальной психолого-педагогической литературе. Целесообразно предположить, что психология часто болеющего ребенка отличается от психологии здорового ребенка вследствие различия в социальной ситуации развития. Скорее всего, соматические болезни влияют на все сферы психической жизни ребенка, в том числе - на его творческие способности.
Необходимость данного исследования определяется противоречиями: между социальным заказом общества на формирования всесторонней, гармонически развитой, психологически здоровой личности и увеличением в последнее время уровня заболеваемости детей в нашей стране; между необходимостью развития творческих способностей дошкольников в ситуации болезни и недостаточной освещенностью практических аспектов данной проблемы относительно категории часто болеющих детей.
Исходя из сказанного выше, вытекает актуальность темы данного исследования «Особенности творческих способностей у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - изучение особенностей творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования являются творческие способности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности развития творческих способностей у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том что:
- у часто болеющих детей уровень развития творческих способностей ниже, чем у их сверстников;
- при помощи специально разработанной программы игровых занятий можно повысить уровень развития творческих способностей часто болеющих детей в старшей группе.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определить сущности понятия «творческих способностей», «часто болеющих детей», выявить особенности творческих способностей часто болеющих детей.
3. Подобрать методики и провести эксперимент по выявлению уровня развития творческих способностей у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
4. Исходя из того, что ведущей деятельностью ребенка старшего дошкольного возраста принято считать игру, игровую деятельность, разработать программу игровых занятий, направленную на повышение уровня развития творческих способностей часто болеющих старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы особенностей творческих способностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «способности» в психолого-педагогической литературе

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего, следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Критерием способности является уровень (результат) деятельности, которого одним удаётся достигнуть, а другим нет. История общественного и индивидуального развития учит, что всякое искусное умение достигается в результате более или менее напряжённой работы, различных, иногда гигантских, «сверхчеловеческих» усилий. С другой стороны, одни достигают высокого владения деятельностью, умения и умелости при меньшей затрате сил и быстрее, другие не выходят за пределы средних достижений, третьи оказываются ниже и этого уровня, даже если они усердно стараются, учатся и имеют благоприятные внешние условия. Именно представителей первой группы называют способными.
Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.
В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силы личности, или её возможности [13: 211].
По Б.М. Теплову, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого [38: 121].
С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности [13: 214].
Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.
Способность - это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность - имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.
На основе изложенного можно дать ориентировочное и предварительное определение способностей.
Способность представляет собой выражение соответствия между требованиями деятельности и комплексом нервно-психологических свойств человека, обеспечивающим высокую качественно-количественную продуктивность и рост его деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению со средним человеком) умелости овладевать этой деятельностью и владеть ею.
Не было бы ошибочным несколько более обычное и простое определение способности как комплекса врождённых и приобретённых свойств человека, обеспечивающих ему возможность более, чем у среднего человека, высокой и продуктивной деятельности.
Однако первое мы считаем предпочтительным, так как оно оттеняет соответствие объективных требований и личных качеств, подчёркивает роль трудовой практики и указывает, что способность не простое свойство, а комплекс свойств, организуемых и развиваемых трудовой деятельностью.
Учитывая недостаточную разработанность проблемы способностей, можно сказать, что нет ни одной стороны этой проблемы, которая не требовала бы исследования. В изучении способностей психологи обычно делят способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в социальной среде, на две большие группы: общие и специальные способности.
По Б.М. Теплову, общие способности - это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями, навыками при осуществлении различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в психических процессах. Овладение определёнными мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация, систематизация) начинается в детском возрасте. В подростковом возрасте общие способности развиваются особенно интенсивно. Данный возраст является периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятия, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственные мысли.
Специальные способности, согласно Б.М. Теплову, это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, музыкальной, литературной, изобразительной, сценической, спортивной, военной и т.д.
Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности развиваются одновременно с развитием и формированием познавательных процессов. Разумеется, формирование специальных способностей невозможно представить без общих способностей у индивида.
Г. Ревеш также делил способности на специальные и общие. Но в свою очередь он попытался сделать группировку специальных способностей. Прежде всего, он различал специфические таланты и комплексные одарённости. К первым он относит способности к математике, искусству (музыке, литературе, изобразительной деятельности), к изобретениям и к шахматной игре. Специальные способности и, соответственно, таланты характеризуются врождённостью, ранним проявлением и быстрым развитием. Комплексная одарённость охватывает все остальные виды способностей: философские, биологические, лингвистические, исторические, психологические, технические и практические.
Ниже приведён рисунок, изображающий классификацию способностей по Г. Ревешу (Рисунок 1).

Схему Ревеша принять трудно, так как есть современно установившиеся разделы деятельности, которые на высших уровнях приобретают выраженные формы. Сюда относятся наука, искусство, техника, общественно-политическая и общественно-организационная деятельность. Им соответствуют разные виды одарённости, в которых соотношение общих и специальных моментов различно [38: 267]. Поэтому классификацию Б.М. Теплова мы считаем предпочтительнее.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, данные диагностирования родителей и учителей, показывают, что 80% родителей и 65% учителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей. Данный факт говорит о некомпетентности, прежде всего учителей в рассматриваемом вопросе и необходимости знакомства с термином творческие способности. Что же понимается под творческими способностями? Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему.
Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [3: 119].
Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [3: 122].
Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности [5: 328].
Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [38: 96].
Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Очень интересно движение научной мысли относительно исследуемого понятия. Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как Л.Н. Коган, Л.С. Выготский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию - это «особая точка» индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности.
Для определения творческих способностей Д.Б. Богоявленская выделяет следующие параметры [3: 49]:
-беглость мысли (количество идей);
- гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
- оригинальность (способность производить идеи);
- любознательность;
- фантастичность.
Богданова Т.Г. в своей книге «Диагностика познавательной сферы ребёнка» выделяет совокупность множества способностей [2: 93]:
- cпособность рисковать;
- дивергентное мышление;
- гибкость в мышлении и действиях;
- быстрота мышления;
- способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
- богатое воображение;
- восприятие неоднозначных вещей;
- высокие эстетические ценности;
- развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

1.2 Виды способностей. Роль различных видов способностей в развитии человека


Итак, когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».
Немов Р.С. рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности - это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение? закрепление и использование на практике [1: 374.]
Одна из теорий способностей принадлежит Б.М. Теплову. Он в своей первой работе «Проблемы индивидуальных различий» рассматривает способности прежде всего как индивидуально-психологические различия между людьми [2: 116]. Давая определение способностей, Б.М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.
Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [2: 10].
Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности, Б.М. Теплов ставит вопрос о том, что успешное выполнение какого-либо вида человеческой деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность. Причем эти отдельные способности, по Б.М. Теплову, не просто рядоположены и независимы друг от друга, а каждая из них может изменяться, приобретать качественно другой характер, что зависит от наличия и уровня развития других способностей.
Исходя из этих положений, автор подчеркивает, что «мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием является «одаренность», понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [2: 17].
Так же как и характер, способности не самостоятельная, рядоположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями - в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности - только в одном, определённом.
Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности.
Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно- логического мышления и т. д.)........

Библиографический список
1. Альбицкий, В.Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты: пути оздоровления / В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов. - Саратов, 1986.
2. Арина, Г.А. Часто болеющие дети. Кто они? / Г.А Арина, Н.А. Коваленко. // Школа здоровья. -1995. - Т 2 - №3. - С. 116 - 124.
3. Бадьина, Н.П. Психологические условия адаптации часто болеющих детей в начальной школе. Методические рекомендации для педагогов-психологов / Н.П. Бадьина. - Курган, 2004.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. / Д.Б. Богоявленская. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: 1968.
6. Борзова, В.А., Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А. Борзов. - Самара, 1994
7. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: 1960. С. 327-350.
9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1956. - 326 с.
10. Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. / Л.С. Выготский. М.: 1991г.
11. Гильбух, Ю.3. Внимание: одаренные дети / Ю.3. Гильбух. - М.: 1991г.
12. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов.- М., 1972.
13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников // Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск.: 1997.
14. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова. // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. С. 107-114.
15. Ильенков, Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков // Народное образование - № 3. - 1968. С. 33-34.
16. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. - М.: 1984.
17. Козвонина, В.П. Развитие творческих способностей учащихся / В.П. Козвонина. Нач. шк.2000. №7.
18. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. М., 1979г.
19. Курочкина, Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству / Н.А. Курочкина //Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей. - СПБ.: «Детство-Пресс», 2000.
20. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. М.: 1997г.
21. Лук, А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей / А.Н. Лук. -М.: 1991
22. Львова, Ю.Л. Развивать дар творчества / Ю.Л. Львова. - Киев., 1987
23. Макарова, З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждения / З.С. Макарова, Л.Г. Голубева. - М.: «Владос», 2004.-60 с.
24. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одарённости / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии.-1989.-№6.
25. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко //Дошкольное воспитание. - 1989. - № 4.
26. Николаева, В.В.Тяжелобольной ребенок / В.В. Николаева, Г.А. Арина // Школа здоровья. - 1995. - №2. - С. 86-96.
27. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: 1988
28. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. - №3. - 1989. С. 15-19.
29. Поддьяков, Н.Н. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков // Актуальные проблемы современной психологии: Материалы международной конференции. М.: 1983.
30. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев - М.: 1976.
31. Проблема развития познавательных способностей. Л.: 1998 .
32. Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Институт коррекционной педагогики, - М.: 1999.
33. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В.А. Вопросы психологии.№ 5, 1994.
34. Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов, сб. науч. тр. Л. : ЛГПИ, 1984 г.
35. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина // Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. - 413 с.
36. Психология человека: словарь справочник / Авторы-составители: Ю.А.Лаптева, Н.И.Федорова. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. - 90 с.
37. Развитие личности больного ребенка: Сборник статей. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 116с.
38. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. - В кн.: Вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. М.: 1947. - 387с.
39. Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) / М. Б. Теплов. М.: 1997.
40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - 2 изд. / Г.А. Урунтаева М.: Издат. центр Академия, 1997. - С.124-130.
41. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 1990 г.
42. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина // Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1972. - 287 с.
43. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Под ред. Д.И. Фельдштейна - М., -В., 1995.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.