Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Специфика правовых представлений младших подростков

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 9.7.2013. Сдан: 2012. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Теоретические особенности правовых представлений младших подростков 6
1.1 Проблема социальных представлений в психологической науке 6
1.2 Сущность понятия «право» 13
1.3 Психологические особенности младшего подросткового возраста 17
Выводы по главе: 22
Глава 2. Практическое исследование уровня сформированности правовых представлений младших подростков 25
2.1 Методика исследования правовых представлений младших подростков 25
2.3 Методические рекомендации, направленные на формирование правовых представлений младших подростков 44
Выводы по главе: 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение . 57

Введение
В условиях построения Россией правового демократического государства, когда происходит обновление и совершенствование законодательства, права и свободы человека утверждаются в обществе как высшая ценность. Право становится механизмом бесконфликтной реализации интересов человека, приобретая практическое значение для каждого.
Поведение людей объективно обусловливается наличием у них определенных интересов, потребностей, социальных связей, включая правовые нормы. Сфера воздействия права охватывает все категории населения, в том числе школьников. Однако, по данным многочисленных исследований, в правовой культуре учащихся выявлены большие пробелы. Малый жизненный опыт и небольшой объем лишь поверхностно, бессистемно осознаваемых правовых фактов, аморфность взглядов - все это отрицательно сказывается на осознании учащимися прав и обязанностей, на их дисциплине и поведении.
Встречающиеся факты правовой безграмотности несовершеннолетних, правовой нигилизм и скептицизм многих подростков делают необходимым тщательный анализ состояния правосознания и правомерного поведения школьников. Социально-правовая незрелость школьника предполагает необходимость направленного формирования правосознания, навыков правомерного поведения. Непосредственной целью правового воспитания учащихся является формирование их правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.
В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике организации правового воспитания школьников накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения проблемы формирования правовой культуры учащихся. Базовыми для ее разработки являются исследования В.И. Абрамова, Т.В. Болотиной, Г.П. Давыдова, А.И. Долговой, А.В. Мицкевича, И.А. Невского, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, Я.В. Соколова, Н.Г. Суворовой, А.Е. Тараса, Е.В. Татаринцевой, З.К. Шнекендорфа и др.
За последние десять лет педагогами, юристами и философами были осмыслены следующие отдельные аспекты проблемы правового воспитания: роль школы в защите прав детей (Г.А. Геллер, Л.Г. Осипова); нравственно-правовое воспитание, правовая культура личности (А.Н. Бабенко, Н.П. Вербицкий, А.А. Геворкян, Э.З. Генишер, В.В. Гринкевич, С.А. Желанова, Т.В. Корчагина, М.В. Кускова А.В. Музальков, Н.М. Савченко, М.Ю. Санникова); правовое обучение как условие гуманизации общего образования (Т.В. Болотина, Е.В. Ростовцева); воспитание гражданственности, формирование политических взглядов и убеждений (Э.П. Стрельникова, Ю.А. Танюхин, И. Тютькова, М.А. Шкробова), работа с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями (С.В. Григорьева, А.С. Сунцова, М.Н.Филиппов); этико-правовое воспитание (Н.И. Элиасберг).
Несмотря на большой объем литературы по проблеме правового образования, вопрос о формировании правовых представлений именно младших подростков остается недостаточно изученным и разработанным.
Актуальность обращения к проблеме правового воспитания, становления правовых представлений младших подростков обусловлена противоречиями между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем правовой культуры и недостаточной разработанностью путей ее формирования; между объективной необходимостью формирования правовых представлений младших подростков и недостаточным уровнем изученности данной проблемы в педагогической теории, а также отсутствием целенаправленной, планомерной работы учителей в этом направлении.
С учетом всех перечисленных фактов проблема нашего исследования состоит в недостаточно сформированном уровне правовых представлений младших подростков и необходимости обеспечения влияния на процесс его эффективного формирования. Эта проблема исследования обусловила выбор его темы: «Специфика правовых представлений младших подростков».
Целью исследования является рассмотрение теоретических и методических аспектов специфики формирования правовых представлений младших подростков в процессе обучения.
Объект исследования - личность младших подростков.
Предмет исследования - правовые представления младших подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень сформированности правовых представлений младших подростков средний и низкий, очень низкий.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования нам предстояло решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Уточнить понятия «социальные представления», «право».
3. Выявить психологические особенности младшего подросткового возраста.
4. Определить уровень сформированности правовых представлений младших подростков.
5. Составить методические рекомендации, направленные на формирование правовых представлений младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ педагогической, психологической и юридической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: анкетирование учащихся; тестирование.
База исследования - учащиеся 4,5,6 классов средней общеобразовательной школы № 145 г. Красноярска.

1. Теоретические особенности правовых представлений младших подростков
1.1 Проблема социальных представлений в психологической науке
Процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточной ступенью познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и обратно. На необходимость изучения представлений индивидов об окружающей действительности с начала XX века указывали видные психологи и социологи, отечественные и зарубежные. Анализ специальной литературы показывает, что в психологической литературе проблеме изучения социальных представлений уделено достаточное количество внимания.
В настоящее время в психологической литературе предъявлены методологические основания изучения социальных представлений. Так, основываясь на работах С. Московичи, изучение социальных представлений строится в концепции соотношения сознаний, где социальные представления рассматриваются для общества в целом.
Идейным источником концепции социальных представлений является социологическая теория Дюркгейма [14, с.23-29]. Э. Дюркгейм в своей системе конкретизирует идею «социального реализма»: «Нам нужно, - подчеркивает он, - рассматривать социальные явления сами в себе, отделяя их от сознающих и представляющих их себе субъектов, их нужно изучать извне, как внешние предметы, так как они предстают перед нами» [14, с.45-54].
Теория социальных представлений была детально разработана С. Московичи. Его книга «Психоанализ, его образ и публика» открыла «эру социальных представлений».
Ключевым понятием концепции является понятие социального представления, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Одним из устоявшихся определений понятия «социальное представление» является трактовка данного феномена как специфической формы познания, знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены.
Согласно С. Московичи, социальные представления - это обобщающий символ, система интерпретации, классификации явлений. Именно здравый смысл, обыденные знания, folk-science (популярная наука), по мнению С. Московичи, открывают доступ к фиксации социальных представлений [24, с.3-14.].
Р. Харре считает, что социальные представления есть версия теорий, являющихся составной частью убеждений и практик, разделяемых индивидами. Таким образом, можно говорить, что данные теории (социальные представления) упорядочиваются вокруг одной темы, имеют схему классификации, описания, объяснения и действия. Кроме того, как отмечает А.В. Овруцкий, можно предположить, что эти теории содержат серии примеров, предназначенных для их иллюстрации, ценности, соответствующие им модели поведения, а также клише, служащие для припоминания этой теории, распознавания ее истоков и дифференциации от других [27].
С. Московичи указывает на то, что социальные (обыденные) представления черпают свое содержание во многом из научных представлений, и этот процесс не связан обязательно с деформацией и искажением последних. С другой стороны, социальные представления оказывают существенное влияние и на научные представления, являясь своеобразным проблемным полем для научных изысканий [24].
В структуре социальных представлений принято выделять 3 важных измерения (структурных компонента): информация, поле представлений и установка [24].
Под информацией (определенным уровнем информированности) понимается сумма знаний об объекте исследования. С другой стороны, информация рассматривается как необходимое условие их формирования [13]. Последователи концепции социальных представлений считают, что люди познают природу и социальные миры посредством сенсорного опыта. Важным положением в этом выводе является то, что все знания, убеждения и какие бы то ни было иные когнитивные конструкты, имеют свои истоки только во взаимодействии людей и иным способом не образуются.
Поле представлений является оригинальной категорией данной концепции и определяется как более или менее выраженное богатство содержания. Это иерархизированное единство элементов, где имеются образные и смысловые свойства представлений. Содержание поля представлений является характерным для определенных социальных групп. С. Московичи считает, что социальные представления являются своеобразной визитной карточкой социальной группы [24].
Установка определяется как отношение субъекта к объекту представления. Считается, что установка - первична, так как она может существовать при недостаточной информированности и нечеткости поля представлений [27].
Большое значение в концепции социальных представлений уделяется выделению социальных функций последних. Важнейшей из функций является то, что они служат инструментом познания. Согласно логике представителей данной теории, социальные представления сначала описывают, затем классифицируют и, наконец, объясняют объекты представлений. С другой стороны, подчеркивается, что социальные представления представляют собой не только сетку, с помощью которой люди перерабатывают ту или иную информацию, а являются фильтром, парциально и селективно трансформирующим информацию из внешнего мира [24].
С. Московичи говорит о том, что именно социальные представления подчиняют психический аппарат внешним воздействиям, побуждают людей формировать привычки или, наоборот, не воспринимать события внешнего мира. Иначе говоря, человек видит окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а «сквозь призму собственных желаний, интересов и представлений» [13].
Второй важной функцией социальных представлений является функция опосредования поведения. Социальные представления кристаллизуются в специфических социальных структурах (кланы, церкви, социальные движения, семья, клубы и т.д.) и оказывают принудительное воздействие, распространяющееся на всех членов данного сообщества. Эта функция проявляется как во внешне наблюдаемом поведении, так и в эмоциональных проявлениях. Так, Р. Харре, исследовав проявление эмоций в различных культурах, выявил, что появление тех или иных эмоций и их динамические параметры зависят от социальных представлений, существующих в тех или иных культурах. Иначе говоря, социальные представления трактуются как независимая переменная, детерминирующая все многообразие поведения человека.
Третьей функцией социальных представлений является адаптационная, выступающая в двух планах: во-первых, социальные представления адаптируют новые социальные факты, явления научной и политической жизни к уже сформировавшимся и ранее сушествовавшим взглядам, мнениям и оценкам; во-вторых, они выполняют функцию адаптации индивида в социуме. Р. Харре указывает на то, что люди своим поведением постоянно транслируют собственные знания и умения по прочтению социального контекста, социальной семантики, что необходимо для адаптации человека в той или иной социальной общности. Таким образом, социальные представления являются своеобразным ключом к социализации [27].
В фокусе внимания основателей концепции социальных представлений находится проблема динамики социальных представлений. В частности, выделяется несколько динамических тенденций. Прежде всего, изменения и преобразования совершаются между представлениями здравого смысла и научными представлениями. Так, С. Московиси пишет, что научные представления ежедневно и спонтанно становятся представлениями здравого смысла, а последние превращаются в научные [24].
В рамках концепции социальных представлений сложились следующие направления анализа социальных представлений: 1) на уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последние к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых «моделей закрепления» и превращающий необычное в банальное; 2) на уровне малой группы социальное представление выступает в концепции социальных представлений как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом взаимодействии (так, показано существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также эффекта «сверхсоответствия Я», выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди; 3) в плане межгрупповых отношений социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой - частноситуативными особенностями взаимодействия; 4) на уровне больших социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания [27, 28].
При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления, указывают А.И. Донцов, Т.П. Емельянова - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик [13, 15].
Т.П. Емельянова отмечает, что «концепция социальных представлений является одним из вариантов западноевропейского социального когнитивизма и является альтернативной традициям североамериканской науки, заложенным Олпортом» [17, c.39].
Согласно Т.П. Емельяновой, в отличие от строго социально когнитивистского подхода с его метафорой «обработки информации», подход через социальные представления выглядит «более адекватным с социально-психологической точки зрения в смысле учета социального контекста и ориентации на коллективного субъекта». В логике изучения социальных представлений, отмечает исследователь, ставятся «задачи анализа социальной реальности через коммуникацию и практику социальных групп» [17, c.40].
Другой подход, опирается на личностно-ориентированный подход, разрабатываемый К.А. Абульхановой - Славской. К.А Абульханова - Славская исходит из понимания того, что социальные представления являются с одной стороны механизмом создания личности, а с другой, личность определяет социальные представления. «Общественная реальность дифференцируется от той сферы социальной действительности, которую данная личность охватывает своим сознанием и действием» [2, с.60].
К.А. Абульханова - Славская делает акцент на том, что социальные представления личностны, т.е. они принадлежат личности и несут в себе личностную специфику [1, с.7].
На практике такое различение отражается в постановке исследовательской задачи. Так, если в одном случае, содержательная суть изучения социальных представлений оказывается близка к изучению социальных образов, как атрибутов социальной перцепции, когда осуществляется прямой опрос участников эксперимента с целью выяснить общее представление об объекте исследования, предъявляя степень значимости того или иного качества в каждой группе психологических качеств [6]. При этом, для изучения социальных представлений в пространстве конкретной социальной общности часто бывает недостаточно зафиксировать лишь факты позитивно-эмоциональных отношений между качествами, требуется выяснить индивидуальные представления о выраженности того или иного качества у изучаемого объекта.
Безусловной заслугой данной концепции явилось то, что она инициировала многочисленные социально-психологические исследования на актуальные для современного общества темы, а также темы, не традиционные для классической социальной психологии. В числе этих тем можно назвать следующие: трансформация культурных несоответствий (проблема вживания и адаптации эмигрантов), проблема развития среднего класса, анализ истории жизни (анализ автобиографий), представления о досуге и проблема его организации, детская социальная компетентность, проблема экологического сознания и изучение социальных представлений, связанных с экологией, исследование социально-психологических компонентов идеологий и пропаганды, анализ социальных представлений о демократии в обыденном и рефлексивном мышлении [27]. Кроме того, изучены системы представлений о психоанализе (С. Московичи), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и другие [28].
Нетрудно заметить,........


Список использованной литературы
1. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы.// Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. с.7.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980. - 334 с.
3. Абульханова - Славская К.А. Социальное мышление личности. В сб.: Современная психология. Состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88 - 103.
4. Андреева Г.М. Социальная психология в современном мире. - М.: Просвещение, 2002.
5. Березина В.Г., Викентьев И .Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.
6. Блок М.К. Социальные представления о демократии: комплексное исследование [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 - Тверь: ТГУ, 2005. 202 с. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
7. Брушлинский А.В. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи // Предисловие к С.Московичи Век толп. М., 1998.
8. Брыкина С. В. Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Пенза, 2003 203 c.
9. Васильев Л.С. История Востока. Учеб. по спец. “История”.- М.: Высш. шк., 1994. Т .1. -495 с.; Т. 2. -495 с.
10. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М. Ин - тут психологии РАН, 2003. - 311с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, 1999. 352 с. Гл. 6.
12. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
13. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
14. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
15. Дюркгейм Э. Метод социологии. Тексты по истории социологии XIX-XX веков: хрестоматия, В. Добреньков.
16. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. - Перм. гос ун-т. Перм. гос. пед. ун-т; Ин-т психологии. - Пермь, 2005.,
17. Емельянова Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 6. С.39-48.
18. Емельянова Т.П. Социальных представлений концепция // Психология: Словарь. М. 1990. С. 375-377.
19. Есикова Т.В. Психологическое исследование правосознания в детском возрасте // Педагогическое образование в России. 2011. № 4 с. 160-165
20. Керимов Д.А. Проблемы общей теории государства и права. М.: «Издательство СГУ», 2000.
21. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 321.
22. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 304с.
23. Московичи С. От коллективных представлений к социальным (к истории одного понятия) // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. №2. С.83-95.
24. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. 1995. № 1. С. 3-18.
25. Московичи С. От коллективных представлений к социальным (к истории одного понятия) // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. №2. С.83-95.
26. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. С. 7-37.
27. Овруцкий А.В. Социальные представления об агрессии на материалах газеты “Комсомольская правда” о военном конфликте в Чеченской республике. Дис... канд. психол. н. Ростов-на-Дону, 1998.
28. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1930.
30. Фарбер И.Е. О сущности права [Текст] / И.Е. Фарбер. Саратов: СГАП, 1959
31. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4 -х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.- 160с.
32. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков [Текст]: Справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. - 480 с
33. Шебанов А.Ф. Форма советского права. М., 1968.
34. Шейндлин Б.В. Манифест коммунистической партии и вопросы теории права. Тез. докл. «К столетию “Коммунистического Манифеста”» [Текст] / Б.В. Шейндлин Л., 1948., с. 21
35. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 448 с.
36. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Д.Б. Эльконин; Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 290 с



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.