На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диплом Особенности индивидуализации обучения младших школьников, различающихся по типу темперамента

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 10.7.2013. Сдан: 2013. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: 94.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуализации обучения младших школьников, различающихся по типу темперамента………………. 6
1.1 Проблема индивидуализации обучения младших школьников в психологии и педагогике…………………… 6
1.2 Темперамент как основа индивидуализации обучения младших школьников ……………………………………………… 14
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуализации обучения младших школьников, различающихся по типу темперамента………… 27
2.1 Организация и методы исследования индивидуализации обучения младших школьников, различающихся по типу темперамента………………………………………………………… 27
2.2 Результаты исследования уровня познавательной активности, как компонента успешной учебной деятельности младших школьников………………………………………………………….. 27
2.3 Результаты исследования доминирующего типа темперамента младших школьников и его взаимосвязи с уровнем учебной деятельности………………………………………………. 34
2.4 Выводы эмпирического исследования…………………………. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………… 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………… 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Г……………………………………………………. 54


ВВЕДЕНИЕ

Не только в России, но и во всем мире проблема индивидуализации обучения рассматривается со всех возможных сторон. Это с одной стороны обусловлено гуманизацией педагогики, которая обусловила рост ценности каждой отдельной личности ребенка безотносительно к его школьным успехам, а с другой - неуклонным ростом информации, которую должен освоить ребенок в рамках школьного курса.
Индивидуальный подход к образованию позволяет повысить психологический комфорт ученика, минимизировать школьный стресс и повысить качество учебной деятельности.
Все это делает актуальным изучение индивидуализации обучения в начальной школе, основанное на различиях темперамента, как одного из путей реализации индивидуального подхода.
Особенности индивидуализации обучения младших школьников, различающихся по типу темперамента должны затрагивать как эмоциональную, так и когнитивную сферы, которые связаны между собой (например, меланхолики в ситуации стресса испытывают сложности с выполнением заданий) [35]. В настоящее время проблема индивидуализации обучения детей с различными типами темперамента разрабатывается с разных сторон: выявлены сложности, с которыми могут столкнуться дети, обладающими различными темпераментами в учебной деятельности [35, 18]; разработан ряд рекомендаций при реализации индивидуального обучения [18, 23, 27]; ведется разработка специфических образовательных технологий для инидивидуализации обучения [15, 16]; выявлен ряд физиологических особенностей детей с различными характеристиками темперамента [36] . Таким образом, на основании литературных данных можно сделать заключение, что при инидвидуализации обучения младших школьников необходимо с одной стороны обеспечивать условия, при которых сильные стороны ребенка будут раскрыты при любом типе темперамента, особенно, при проведении контрольных работ. С другой стороны, важно также помогать ученику справляться не только с теми заданиями, с которыми ему легко справляться в силу индивидуальных особенностей, но и с вызывающими трудности. Проблема индивидуализации образования с учетом особенностей темперамента должна включать диагностику типа темперамента; определение возможных сложностей в учебном процессе и создание условий для максимального раскрытия способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей при любом типе темперамента.
В системе непрерывного образования начальной школе принадлежат важные функции, успешное выполнение которых непосредственно влияет на качество дальнейшего образования учащихся. Стилевые особенности и особенности темперамента являются средствами реализации внутреннего потенциала личности в деятельности. Зависимость успешности от типа темперамента заключается в типологической обусловленности этих характеристик. Связь особенностей индивидуального стиля деятельности со свойствами нервной системы исследовалось в работах С. Дикопольськои, О.О.Копитова, А.А. Коротаева, Е.О.Климова и С.И. Маствилискера.
Что касается раскрытия связи свойств темперамента с успешной учебной деятельностью, то этот аспект в целом недостаточно освещенным.
Проблема исследования: каковы особенности индивидуализации обучения младших школьников, различающихся по типу темперамента?
Цель исследования: определить особенности индивидуализации обучения младших школьников, различающихся по типу темперамента.
Объект исследования: формирование индивидуального стиля учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: особенности индивидуализации обучения младших школьников, различающихся по типу темперамента.
Гипотеза исследования. формирование индивидуальных стилей учебной деятельности младших школьников позволит создать условия, которые обеспечат оптимальное влияние типа темперамента учащихся на процесс усвоения знаний.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы индивидуализации обучения младших школьников.
2. Рассмотреть темперамент как основу индивидуализации обучения младших школьников.
3. Определить особенности познавательного и личностного развития младших школьников, различающихся по типу темперамента.
4. Выявить особенности индивидуализации обучения младших школьников, различающихся по типу темперамента.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников по данной проблеме.
2. Сбор эмпирических данных (наблюдение, эксперимент).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: указать название школа № …. указать административного округа г. Москвы.


Глава 1. Теоретические основы индивидуализации обучения младших школьников, различающихся по типу темперамента

1.1. Проблема индивидуализации обучения младших школьников в психологии и педагогике

В современном образовании проблема индивидуализации обучения, учета особенностей ребенка в ходе реализации учебного процесса занимает одно из приоритетных мест в системе образовательных ценностей [12]. Необходимость индивидуального подхода признается на всех ступенях образования - от дошкольного [4; 23] до профессионального [7; 14; 31].
В основе индивидуального подхода к обучению лежит идея о том, что общие задачи воспитания и обучения необходимо решать посредством педагогического воздействия на каждого отдельного ребенка с учетом его психических особенностей, интересов, способностей, его деятельности, отношении к окружающим людям, активности [32].
С точки зрения индивидуального подхода каждый ребенок представляет собой неповторимую личность, которая благодаря внешним и внутренним условиям развития, обладает индивидуальными особенностями: специфическим соотношением возможностей и потребностей, особенностей эмоциональной сферы, черт характера, а также сочетания всех перечисленных граней, которые в совокупности формируют личность [34].
Повышение интереса к индивидуализации образования в начальной школе, наблюдаемое в последние годы, связано с новыми ФГОС. В соответствии с ФГОС от современной начальной школы требуется формирование системы учебных мотивов, постановки учебных целей, планирования и контроля учебных действий, способности к совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Т.е. кроме формирования учебных навыков речь идет и о развитии личности ребенка в целом, что соответствует принципам гуманистической парадигмы, в рамках которой личность ребенка представляет собой самостоятельную ценность и в образовательном процессе необходимо учитывать интересы, способности, потребности этой личности; обеспечивать условия для развития потенциала каждого ребенка и т.д. [15].
Традиционный подход, который, прежде всего, ориентировался на возрастные особенности и возможности, а развитие понимал в основном, как рост знаний, умений и навыков, в условиях неуклонного роста объемов информации работает плохо [34].
Важность индивидуального подхода именно в младшем школьном возрасте связано с тем, что начальная школа является важным этапом образовательного процесса в ходе, которого должны быть выявлены способности ребенка, раскрыты его индивидуальные особенности; формируется желание и умение учиться. Ребенок в начальной школе отличается повышенной восприимчивостью, которая обеспечивает активное накопление знаний об окружающем мире, у ребенка формируется учебно-познавательная активность, интерес к экспериментированию, знаково-символическая деятельность, развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, творческое воображение. Начинает формироваться способность к рефлексии, которая проявляется в таких важных умениях как способность отличать известное от неизвестного, оценивать собственные мысли и действия со стороны, критичной оценки мыслей и действий других людей; целенаправленное планирование своих собственных действий. Все это делает развитие ребенка в начальной школе чрезвычайно важным этапом развития, где как можно полнее необходимо реализовать индивидуальный потенциал каждого обучающегося [32].
По мнению некоторых авторов, начальное школьное образование может даже рассматриваться как важнейшая доминанта фундаментального общего образования, т.к. оно закладывает основы развития учащегося [11].
Индивидуализированное обучение занимает сегодня ведущее место в приоритетах, на которые ориентирована начальная школа. Одним из путей организации личностно-ориентированного обучения младших школьников является дифференцированный подход, который позволяет реально учитывать индивидуальные особенности учащихся. В школе, как правило, образуются группы учащихся на основании того, сколько времени им необходимо на выполнение одного и того же задания, и сколько усилий на это потребуется [23].
Один из путей решения проблемы индивидуализации обучения может быть дифференциация обучающихся по разным типам учебных заведений или же по различным группам, классам и т.д. в пределах одной школы. Но индивидуализация такого рода в ряде стран (Англия, Франция, Германия, США, Греция и др.) возможна только после окончания начальной школы или даже только в старших классах (Испания, Италия и др.). В некоторых странах, в том числе и в России у родителей существует возможность выбора учебного заведения, которое, по их мнению, наиболее полно соответствует способностям и возможностям их ребенка: это лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов, основная общеобразовательная или средняя общеобразовательная школа [29].
Существует два варианта индивидуализации образовательного процесса, внешняя и внутренняя. Под внешней дифференциацией понимают отсев и селекцию обучаемых с формированием однородных групп. Данный вид предполагает отбор учащихся с целью реализации определенного типа обучения: сложность программы, какой-либо профиль подготовки и т.д. и внутренняя дифференциация - предполагает учет индивидуальных познавательных возможностей каждого обучаемого в рамках общего для всех гетерогенного образовательного пространства. Внутренняя дифференциация - предполагает учет индивидуальных познавательных возможностей каждого обучаемого в рамках общего для всех гетерогенного образовательного пространства [22].
Существует классификация целей, с которыми осуществляется дифференциация:
1. Обучающая цель, включающая усовершенствования знания, умения и навыки учащихся в ходе реализации соответствующих учебных программ.
2. Развивающая цель, подразумевающая формирование развития логического мышления и креативности и умений учебного труда, опираясь на зону ближайшего развития.
3. Воспитывающая цель - создание предпосылок для развития интересов и специальных способностей ребенка, учитывая имеющиеся познавательные интересы и стимулировать новые, вызов положительных эмоций, которые благотворно влияют на учебную мотивацию и отношение к учебной работе [33].
Устинова Е.В. выделяет следующие принципы индивидуализации обучение, используемые в частных школах:
1. Отбор учеников
2. Разделение учащихся на группы по уровню знаний
3. Наличие индивидуальных планов развития для каждого уровня
4. Формирование папок индивидуальных заданий
5. Составления психологической карты для каждого ребенка [34].
В некоторых случаях индивидуализация обучения является не просто мерой, способной обеспечить психологический комфорт ребенка или средством, повышающим эффективность обучения, но необходимым инструментом, без которого учебный процесс не представляется возможным.
Наиболее яркими примерами, когда индивидуализация образования абсолютно необходима, являются такие крайние примеры как дети с ограниченными возможностями здоровья, которые могут помешать успешному усвоению школьной программы.
Одаренные дети также требуют особого подхода. При этом индивидуализация для этой группы может выражаться в обучении в специальной школе или специальном классе на базе обычной. Кроме того, возможно использование одного из следующих вариантов: раннее поступление в школу, перескакивание через класс, формирование школ и классов , участие в семинарах для одаренных детей, а также дополнительные задания по тем предметам, где у ребенка наблюдаются наибольшие успехи [29].
По мнению некоторых специалистов, широко используемые в литературе понятия «индивидуальный подход» и «личностно-ориентированный подход» не идентичны. Так в рамках личностно-ориентированного подхода деятельность учащегося организуется не только с учетом их возрастных особенностей и учетом индивидуальных особенностей школьника, но и создает условиях для смыслополагания, самоопределения и саморазвития. Личностное развитие учащегося является конечной целью личностного подхода. Особенности личностно-ориентированного подхода:
1. Организация взаимодействия с учащимися, направленного на решение их жизненных проблем;
2. Адекватность личности учителя, переживаемым чувствам и состояниям ученика;
3. Принятие учителя учащегося как данности;
4. Предоставление ученику свободы источников знания и информации;
5. Опора учителя на потребность учащегося в самоактуализации [34].
Однако, ориентируясь на личностное развитие учащегося, нельзя забывать о наличии образовательного стандарта и итоговой формы контроля в виде единого государственного экзамена. Поэтому каждый ученик, не смотря на свои психофизиологические особенности должен достичь обязательного образовательного минимума. Поэтому реализация идей дифференцированного обучения предполагает с одной стороны достижение обязательных образовательных требований в максимально комфортных условиях [27].
В настоящее время, с учетом высоких требований к обработке поступающей информации ведется активный поиск возможностей для реализации индивидуального подхода к обучению в начальной школе. Так есть экспериментальная работа, доказывающая положительную роль индивидуального подхода, базирующегося на ведущей сенсорной модальности в учебной деятельности, в частности его благотворное влияние на учебную мотивацию, память, мышление, интеллектуальное и личностное развитие младшего школьника [15; 16].
Для реализации индивидуального подхода от учителя требуется, во-первых, знание индивидуальных особенностей учащихся; во-вторых, умение формировать группы с более или менее одинаковыми особенностями; умение определять соответствие учебного материала индивидуальным особенностям обучаемого; умение планировать урок, предусматривая задания для разных групп учащихся; умение четко организовывать самостоятельную работу учащихся, что является одним из самых важных умений [23].
Т. е. индивидуализированное обучение выдвигает высокие требования к педагогу, которые должен быть организатором самостоятельной деятельности учащихся, экспериментатором, участником совместной деятельности и т.д. Однако, кроме организатора учебного процесса во всевозможных ипостасях, учитель должен одновременно осуществлять диагностику индивидуальности и результатов деятельности учащихся, а также вносить в организацию деятельности поправки, при возникновении такой необходимости [6].
Автор [6] сформулировала основные требования к технологии индивидуализированного обучения
1. Выявление и учет уровня развития учащегося
2. Учет индивидуальных особенностей в сфере мотивации
3. Учет уровня обученности учащегося
4. Учет личностных познавательных стратегий и признание за ребенком право на их реализацию.
5. Применение тех форм и методов обучения, которые способствуют индивидуализации учебной деятельности.
6. Разработка специальных средств обучения - развивающих заданий, которые по содержанию должны быть оптимальной сложности.
7. Учащийся должен быть включен в активную деятельность и общение.

Говоря об индивидуальном подходе к обучению в начальной школе нельзя забывать о таком факторе как готовность к обучению у школе.
Под психологической готовностью к школе понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Выделяют личностную и интеллектуальную готовность к школьному обучению, которые проявляются в развитии мотивационной произвольной, интеллектуальной и речевой сфер [5].
Так различия между детьми, имеющие место в начале обучения могут свидетельствовать не только об их различия в интересах, склонностях, способностях или об отличиях по типу темперамента, но и о различной готовности детей к процессу обучения в школе, где происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную.
Согласно представлениям Божович Л.И. Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведен........




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.