На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Конкуренция в механизме рынка. Проблемы создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 11.7.2013. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..4
1 Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы……………………..5
1.1 Понятие, функции и виды конкуренции………………………………………5
1.2 Формы конкурентной борьбы………………………………………………….8
2 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………………11
2.1Модель рынка совершенной конкуренции………………………………… .. 11
2.1.1 Спрос на продукт конкурентного продавца…………………………….11
2.1.2 Краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции………………………………………………………………………12
2.1.3 Равновесие фирмы - совершенного конкурента и отрасли в долгосрочном периоде……………………………………………………………………………...13
2.1.4 Совершенная конкуренция…………………………………………………15
2.2 Модель рынка несовершенной конкуренции………………………………16
3 Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды………………………………………………………………20
3.1 Рыночная власть, ее источники и коэффициенты монополизации рынка.20
3.2 Антимонопольное регулирование за рубежом…………………………….21
4 Объективные предпосылки усиления конкуренции на белорусском рынке.24
4.1Проблема монополизма в Республике Беларусь………………………….. 24
4.2 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь……………….25
Заключение………………………………………………………………………..29
Список используемых источников………………………………………………30
Приложение А Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции…31
Приложение Б Основные формы монополистических союзов………………..35


ВВЕДЕНИЕ
Рынок и конкуренция - явления, которые неразрывно связаны между собой. Поэтому невозможно понять закономерностей функционирования рыночной экономики без четких представлений о природе и механизмах конкуренции. В соответствии с законом РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Актуальность темы исследования определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений.
От степени развития конкуренции на макроуровне зависят возможности совершенствования экономики, экономический рост. На микроуровне экономические успехи субъектов рыночной экономики в первую очередь зависят от того, насколько ими изучены законы конкуренции, её проявления и формы и насколько они готовы к конкурентной борьбе. В силу этого конкуренция представляет собой объект пристального внимания исследователей на протяжении более чем двухсот лет.
Цель данной курсовой работы: рассмотреть понятие и сущность конкуренции, проблемы создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь.
Задачами данной курсовой работы являются:
выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие национальной экономики.
установить, как конкуренции влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.
рассмотреть антимонопольную политику стран с развитой экономикой
определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция, и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране.
В ходе написания работы использованы учебные пособия различных авторов, в основном - белорусских, литературные источники и публикации в средствах массовой информации, информационной сети Internet. Существует большое количество учебных пособий и научных изданий, в которых представлены сведения по данной теме. Основная теоретическая база была получена из учебных и методических пособий авторов А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова.

1 Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы
1.1 Понятие, функции и виды конкуренции
Конкуренция - главное содержание функционирования экономической системы, базирующееся на рыночных механизмах, ключевая категория в общей схеме категорий рыночного хозяйства. Без конкуренции никакой рынок не будет функционировать эффективно, а по сути, и не сможет существовать. Стимулом для возникновения конкуренции является желание превзойти своих соперников. Являясь непременным условием существования и развития рынка, конкуренция и связанная с ней конкурентная борьба возникают на рынке как результат функционирования рынка. Особенно ярко проявилась основополагающая роль конкуренции между фирмами-товаропроизводителями (а в последнее время и фирмами, оказывающими услуги) в экономическом развитии, ее универсальное воздействие на национальную экономику и мирохозяйственные процессы конца 20-начала 21в [1, с 146-148].
В толковых словарях слово «конкуренция», происходящее от латинского concurentia, определяют как состязание, столкновение субъектов друг с другом за лучшие условия для достижения своей цели.
В экономической науке понятие «конкуренция» является фундаментальным. Однако современная трактовка термина «конкуренция» неоднозначна, и единого универсального определения не существует. Во многом такая ситуация объясняется тем, что конкуренция как явление проявляется на разных уровнях рыночной экономики - как на микро-, так и на макроуровне.
Применительно к рынку современные экономические словари предлагают определять конкуренцию как «процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции». Однако, такая формулировка хотя относительно верно трактует проявление рыночной конкуренции, но недостаточно полно характеризует ее содержание, ограничивая сферу рыночной конкуренции, по сути, конкуренцией в сфере сбыта продукта [4, с 86-88].
Конкуренция на рынке - по своей сути явление, обладающее определенными характеристиками и параметрами, для формирования которого необходимо наличие двух обязательных условий:
- наличие субъектов, которые стремятся к достижению идентичных целей;
- наличие среды, объективно ограничивающей возможности и действия этих субъектов (хозяйствующих субъектов) для достижения своей основной цели.
Только при наличии ограничений для достижения своей цели субъекты становятся соперниками, т. е. конкурентами [2, с 94].
Поэтому правильнее термин «конкуренция» трактовать более широко - как ситуацию на рынке, при которой субъекты рынка состязаются за лучшие условия достижения своей основной стратегической цели.
Также следует различать понятия «рыночная конкуренция» и «конкурентная борьба».
В отличие от рыночной конкуренции конкурентная борьба представляет собой совокупность методов, технологий и инструментов ведения хозяйственной деятельности, которые использует фирма для обеспечения доминирующего положения на рынке по отношению к своим конкурентам. По сути, конкурентная борьба - это борьба за выживание на рынке, улучшение своих позиций и получение возможности для дальнейшего развития.
Таким образом, можно выделить следующие функции конкуренции:
· функцию регулирования (основные производственные факторы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность);
· функцию мотивации (стимулирование предпринимателей снижать издержки производства, предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию);
· функцию распределения (перераспределение дохода в пользу наиболее продуктивных предпринимателей);
· функцию контроля (ограничение односторонних действий предпринимателей и предоставление потребителю возможности выбора) [8, с 657-658].
Также по ряду признаков различают несколько видов конкуренции:
- По масштабам развития:
· индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
· местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
· отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
· межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
· национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
· глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
- По характеру развития:
· свободная;
· регулируемая.
- В зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка:
· совершенная - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке;
· несовершенная - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.
- В зависимости от соотношения спроса и предложения (товаров, услуг):
· чистая;
· олигополистическая;
· монополистическая.
- В зависимости от числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта:
· внутриотраслевая - это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:
? возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;
? стимулирование научно-технического прогресса;
? экономическое принуждение к повышению эффективности производства;
? выявление слабых, менее организованных производителей;
? ограничение экономической власти лидеров.
· Межотраслевая - это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли. Основные функции межотраслевой конкуренции:
? возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:
? усиление интенсификации, рост эффективности производства;
? оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.
- В соответствии с потребностью, заложенной в основе товара:
· горизонтальная - это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара. Лидерами становятся те, кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.
· вертикальная - это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Является разновидностью межотраслевой конкуренции [1, с 145-146].
- В зависимости от соотношения спроса и предложения на конкретный товар:
· конкуренция продавцов товара;
· конкуренция покупателей товара.
Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей и наоборот [8, с 576].


1.2 Формы конкурентной борьбы
Выделяют две основные формы конкурентной борьбы:
· неценовая;
· ценовая.
Неценовая конкуренция предполагает предложение товара более высокого качества, максимально полно соответствующего стандарту или даже превышающего его. К числу различных неценовых методов относят все
маркетинговые методы управления предприятием. В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке того или иного товара можно выделить следующие виды неценовой конкуренции
желания-конкуренты. Существует большое количество альтернативных способов вложения потенциальным покупателем своих денежных средств;
· функциональная конкуренция. Существует большое количество альтернативных способов удовлетворения одной и той же потребности;
· межфирменная конкуренция. Является конкуренцией наиболее эффективных способов удовлетворения существующих потребностей;
· межтоварная конкуренция. Является конкуренцией внутри товарного ряда продукции одной и той же фирмы, обычно выступает с целью
создания имитации значительного потребительского выбора;
· не........


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
2 Воронов А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития / А.А. Воронов. - Краснодар.: Куб. гос. ун-т, 2002. - 276 с.
3 Долан Э. Линдсей Д. Рынок: макроэкономическая модель / Э. Долан, Д. Линдсей. - СПб.: Автокомп, 1992. - 496 с.
4 История экономических учений: Учеб. пособие / Г.А. Шмарловская, А.Н. Лебедько и др.; Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 340 с. - (Экономическое образование).
5 Конкуренция и антимонопольное регулирование. Уч. пос. / С.Б. Авдамева и др. Под ред. А.Г. Цыганова. - М.: Логос, 1999. - 298 с.
6 Лобкович Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.- метод. Пособие. - Мн.: БГЭУ, 2000. - 70 с.
7 Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 974 с.
8 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. - М., Прогресс, 1993. - 463 с.
9 Портер М. Международная конкуренция. - М.:1994. - 887 с.
10 Праневич А.А. Конкурентная среда: институциональные основы формирования и развития Мн.: БГЭУ, 2004. - 215 с.
11 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции - М.: Прогресс, 1986. - 375 с.
12 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. - 487 с.
13 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2005 (Стат. сб.) Минстат Республики Беларусь - Минск, 2005. - 609 с.
14 Хашупаев С.Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики Н. Новгород.: Изд-во ВВАГС, 2002г. - 342 с.
15 Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Дело, 1991. - 256 с.
16 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика, - 2-е изд., М.: Тандем, ГНОМПРЕСС, 1998. - 384 с.
17 Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. №2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции"



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.