На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОНР в системе логопедической работы.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Страниц: 75+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей 6
1.2. Особенности развития мелкой моторики в детском возрасте 12
1.3. Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей 20
Вывод по первой главе 25
ГЛАВА 2. Проблема развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи 27
2.1. Характеристика и причины общего недоразвития речи 27
2.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 32
2.3. Особенности мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи 38
Вывод по второй главе 42
ГЛАВА 3. Организация и содержание экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 44
3.1 Диагностика уровня развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР 44
3.2 Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР 50
3.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи по развитию мелкой моторики у детей с ОНР 63
Вывод по третьей главе 68
Заключение 70
Список литературы 75
Приложения 80

Введение
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией»[26].
Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук .
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.
Цель работы: определить основные направления работы по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – выявление особенностей развития мелкой моторики у детей с ОНР.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития мелкой моторики при нормальном онтогенезе.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики рук и речи у детей с общим недоразвитием речи.
3. Определить основные направления по развитию и совершенствованию тонкой мускулатуры (почему мускулатуры, тогда как в теме моторика?) рук.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, изучение анамнестических данных ребенка, беседа, наблюдение, эксперимент, качественно-количественный анализ результатов исследования.
База исследования: МДОУ № 17 комбинированного вида "Искорка", расположенный по адресу 457040 г. Южноуральск, ул. Советской армии 10-А.
Структура работы: введение, три главы, заключение, библиография, приложение.


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей
Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества [8, с. 10].
Развитие мелкой моторики ребенка имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам [11]. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.
В педагогической практике уделяется внимание развитию мелкой моторики уже в первом полугодии жизни, предлагая младенцу игры различной степени сложности в зависимости от возраста. Прежде всего, создаются условия для различных действий с предметами: схватывание, ощупывание, бросание. Эта линия продолжается и в раннем детстве, благодаря играм с автодидактическими игрушками, особенности которых побуждают детей выполнять различные ручные движения: втыкание, нанизывание, продевание, растегивание, застегивание, а также развитию элементарных игровых действий с сюжетными игрушками (Л. Павлова, Цвынтарный).
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.
Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Н. Светлова и др.), дидактические игры с предметами (Л. И. Павлова, К. Е. Цвынтарный). В настоящее время также существует много современных систем подготовки руки детей к письму: обведение с помощью трафаретов контуров геометрических фигур, штриховка различными линиями, раскрашивание, рисование узоров.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
1) в связи с развитием познавательных способностей;
2) в связи с развитием речи;
3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движение руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин) [52].
С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей [29]. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот ..........



Список литературы
1. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст]/ П.К. Анохин – М.: Педагогика, 1979. – 132 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период [Текст]/ Е.Ф. Архипова – М.: Педагогика,1989. – 203 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие [Текст]/Е.Ф. Архипова.- М.: Академия, 2006. – 192 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие [Текст]/Е.Ф. Архипова.- М.: Академия, 2006. – 215 с.
5. Аскарина, Н.М. Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3-х лет [Текст]/ Н.М. Аскарина, М.Ю. Кистяковская, Н.Р. Лодыгина, Н.Р. Эйгес – М.: Педагогика,1969. – 208 с.
6. Бабина, Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе [Текст]/ Г.В. Бабина // Вопросы логопедии. – М., 1998. – С. 48-52.
7. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика [Текст]/ Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи /Под ред. Г.В. Волковой. – СПб.,2005.
8. Безубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет [Текст]/ Г.В. Безубцева, Т.Н. Андриевская. – М.: Издательство ГНОМиД, 2003 –120 с.
9. Бельтюков, В.И. Лепет слышащего ребенка [Текст]/ В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова // Вопросы психологии, 2003. №4. – С. 43-47.
10. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Текст]/ Л.И. Белякова // Теория и практика коррекционного обучения с речевыми нарушениями. – М.: Педагогика,1991. – С. 103-112.
11. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии и активности [Текст]/ Н.А. Бернштейн // Физиология движений и активности / Под ред. Н.Н. Даниловой. – М.: Медицина,1990. – С. 37-59.
12. Бортфельд, С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе [Текст]/ С.А. Бортфельд – Л.: Лениздат,1971. – 183 с.
13. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]/ Г.А. Волкова – М.: Педагогика,1985. – 117 с.
14. Волкова, Г.А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми страдающими общим недоразвитием речи, в условиях дошкольного детского дома [Текст]/ Г.А. Волкова, М.А. Ярмакович // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л.: Лениздат,1987. – 143 с.
15. Воронова, А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет [Текст]/ А.Е. Воронова – М.: Владос, 2006. – 116 с.
16. Воронова, А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности [Текст]/ А.Е. Воронова // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. – Иркутск, 2002. – 140 с.
17. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст]/ Е.Н. Винарская – М.: Педагогика,1987. – 196 с.
18. Гаркуша, Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников [Текст]/Под ред. О.Н. Усановой. – М.: НПЦ «Коррекция», 1992. – 178 с.
19. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А.Н. Гвоздев – М.: Педагогика,1961. – 223 с.
20. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]/ В.П. Глухов – М.: Академия, 2002. – 163 с.
21. Городецкая, Г.Ф. Сенсомоторные нарушения и пути восстановления произвольных движений руки при детских церебральных параличах. Авт. канд. дис. [Текст]/ Г.Ф. Городецкая – Л.,1991. – 32 с.
22. Готовим руку к письму [Текст]/ Н. Баренцова // Дошкольное воспитание. – 2006. №2 – С. 89.
23. Дудьев, В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ В.П. Дудьев // Дефектология. – 1995. - №4. – С. 84-88.
24. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2. [Текст]/Под ред. О.А. Степановой. – М.: Гардарики, 2008. – 129 с.
25. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь [Текст]/ Н.И. Жинкин // Нарушения речи у дошкольников. /сост. Белова-Давид Р.А. – М.: Педагогика,1972. – 114 с.
26. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева – Екатеринбург, 2008. – 213 с.
27. Журба, Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни [Текст]/ Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. – М.: Педагогика,1981. – 98 с.
28. Запорожец, А.В., Венгер, Л.А., Зинченко, В.П., Рузская, А.Г. Восприятие и действие. [Текст]/Под ред. Запорожца А.В. – М.: Педагогика,1997. – 224 с.
29. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст]/ М. М. Кольцова //Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. – М.: Педагогика,1973. – С. 188-202.
30. Кривояз, И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними [Текст]/ И. С. Кривояз //Дефектология. – 1995. - №4. – С. 57-63.
31. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]/ М. И. Лисина – М.: Педагогика,1986. – 117 с.
32. Логопедия. [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2008. – 417 с.
33. Логопедия. Методическое наследие. [Текст]// Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. /Под ред. Л.С. Волковой. – Кн.V – М.: Харвест, 2003. – 178 с.
34. Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития [Текст]/ Е. М. Мастюкова //Дефектология. – 1987. - №3. – С. 63-67.
35. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст]/ Е. М. Мастюкова // Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Класс, 1992. – 123 с.
36. Новиковская, О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст]/ О.А. Новиковская – СПб.: Питер, 2008. – 143 с.
37. Основы теории и практики логопедии. [Текст]/Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968. – 318 с.
38. Программа обучения и воспитания в детском саду. [Текст] /Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Педагогика,1985. – 115 с.
39. Розенгард – Пупко, Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве [Текст]/ Г.Л. Розенгард – Пупко – М.: Педагогика,1988. – 160 с.
40. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]/ Т.А. Ткаченко – СПб.: Речь, 2008. – 116 с.
41. Усанова, О.Н., Гаркуша, Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией. – Недоразвитие и утрата речи (Вопросы теории и практики) [Текст]/Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Педагогика, 1985. – 107 с.
42. Ушакова, О.С. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ О.С. Ушакова, Е.В. Струнина // Дошкольное воспитание. – 1998. - №9. – С. 74-78.
43. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с ОНР [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Феникс, 2008. – 125 с.
44. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Владос, 2008. – 143 с.
45. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина – М.: Педагогика, 1989. – 154 с.
46. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 4-е изд.- М.: Академия, 2007. – 173 с.
47. Хелльбрюгге, Т. Первые 365 дней жизни ребенка. Развитие младенца [Текст]/ Т. Хелльбрюгге – Казань, 2007. – 145 с.
48. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. [Текст]/ Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Приор-М, 2008. – 215 с.
49. Шашкина, Г.Р. Логопедические занятия для детей с ОНР [Текст]/ Г.Р. Шашкина // Дефектология. – 2007. - №6. – С. 102-111.
50. Шашкина, Г.Р. Использование логоритмических средств в работе логопеда [Текст]/ Г.Р. Шашкина //Актуальные проблемы специальной педагогики. – М.: Эксмо, 2009. – 112 с.
51. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных упражнений [Текст]/ А. В. Ястребова – М.: Академия, 2009. – 117 с.
52. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст]/ Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1991. - №4. – С. 56-58.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.