На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности этнической идентичности и самоотношение у представителей разных этносов

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 31.7.2013. Сдан: 2013. Страниц: 83. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
И САМООТНОШЕНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ
ЭТНОСОВ 6
1.1 Сущность этнической идентичности 6
1.2 Формирование этнической идентичности 14
1.3 Теоретические аспекты самоотношения 23
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
И САМООТНОШЕНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ
ЭТНОСОВ 33
2.1 Методика и организация исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 38
2.3 Рекомендации по оптимизации самоотношения у представителей
разных этносов 48
ВЫВОДЫ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная многонациональная Россия представляет собой не простое соединение различных национальных культур, а сложную их взаимосвязь и взаимопроникновение. Межэтнические контакты, культурные и экономические обмены между представителями разных национальностей стали привычной нормой современности. В сложившихся условиях особую актуальность приобретают знания особенностей социальной идентичности представителей различных этнических групп, так как она определяет поведение, уровень притязания личности, характер социальных отношений. На формирование и развитие социальной идентичности и личности в целом большое влияние оказывает этническая среда, в рамках которой проходит ее жизнедеятельность и социализация.
В последние десятилетия особую значимость приобрели исследования такого компонента социальной идентичности, как этническая идентичность, которая представляет собой когнитивно-эмоциональное осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. Такой интерес к проблематике этнической идентичности связан непосредственно с тем, что именно данный компонент социальной идентичности подвергается кардинальной перестройке в условиях социальных потрясений и интенсификации межэтнических контактов.
В процессе формирования этнической идентичности на разных этапах ее становления происходит оценка самого себя, возникают переживания в связи с осознанием собственных этнопсихологических особенностей, которые опосредуются реальным бытием личности в процессе постоянного соотнесения своих взглядов, установок и ценностей с требованиями и нормами той этнической общности, к которой личность себя причисляет. Качественные характеристики этнической идентичности отражаются на самосознании и самоотношении личности. Насколько позитивным будет отношение к своей личности, настолько успешнее индивид адаптируется к социальным условиям, максимально полно реализует свой личностный потенциал. Неадекватное самоотношение, напротив, препятствует успешной социальной адаптации, может приводить к различным формам личностной дезадаптации и как следствие, к отклоняющемуся поведению.
Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с социальной идентичностью, показывает, что вопросы изучения особенностей этнической идентичности и ее связи с системой самоотношения не были предметом специального исследования. Противоречие, вытекающее из отсутствия изучения данных особенностей и необходимости их учета в социальной практике, определило научную проблему, содержание которой заключается в необходимости исследования культурно-специфических особенностей самоотношения и этнической идентичности личности представителей различных этнических групп.
Объект исследования - социальная идентичность личности представителей различных этнических групп.
Предмет исследования - взаимосвязь самоотношения и этнической идентичности личности азербайджанцев и русских.
Цель исследования - выявить взаимосвязь компонентов самоотношения и этнической идентичности в группах азербайджанцев и русских.
Исходя из поставленной цели работы, возникают следующие задачи:
- сформулировать сущность этнической идентичности;
- изучить формирование этнической идентичности;
- рассмотреть теоретические аспекты самоотношения;
- определиться с методикой и организовать исследование;
- проанализировать результаты исследования;
- выработать рекомендации по оптимизации самоотношения у представителей разных этносов.
Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что этническая идентичность и самоотношение у представителей разных этносов будут отличаться.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; методика «Типы этнической идентичность (Солдатов Г.У.), методика исследования самоотношения (С. Р. Пантелеев); опросник уровня ксенофобии (Е. Н. Юрасова); методы математико-статистической обработки данных (критерий Манна - Уитни).


Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И САМООТНОШЕНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ

1.1 Сущность этнической идентичности
В целом этническое сознание можно характеризовать как относительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. В результате формирования данной системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности.
Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. При этом, во-первых, необходимо разводить понятия этнической идентичности и этничности - социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре, и иметь в виду, что в реальной жизни этническая идентичность далеко не всегда совпадает с официальной этничностью. Во-вторых, следует помнить, что этническая идентичность не сводится и может не совпадать с декларируемой идентичностью (причислением себя к этнической общности), которая проявляется в самоназвании.
Этническая идентичность - это, в первую очередь, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Представляется, что смысл данного понятия хорошо отражает термин, предложенный Г.Г. Шпетом, рассмотревшим этническую идентичность как переживание своего тождества с одной идентической общностью отделения от других.
Феномен идентичности - многосоставной, поливариантный и противоречивый. Сложность его внутренней конституции предопределила неоднозначность выражений и репрезентаций в многочисленных рефлекторных аналогах. С одной стороны, идентификация - это основа рационального познания, обеспечивающаяся наличием стабильных структур и объективных инвариант. С другой стороны, данный процесс является эмоционально насыщенным, так сказать, внутренне эмоционально связанным, поскольку человек испытывает потребность в «приведении к общему знаменателю» элементов субъективной реальности. Понятие идентичности заключает в себе идею постоянства, тождества, преемственности индивидуального и коллективного субъекта и его сознания и самосознания, и все-таки в процессе идентификации человек всегда не тождественен самому себе - он по отношению к себе избыточен (т.е. он всегда больше, чем есть на самом деле) и не редуцируем к условности какой-либо модели.
Социально-гуманитарное знание измеряет феномен идентичности в трех основных модальностях: психофизиологической, личностной и социальной. Первая касается особенностей психологического и физиологического уровней жизни организма, обеспечивает их цельность и преемственность. Вторая представляет собой субъективные инвариантные структуры материально-практического и духовного освоения мира, основанные на ценностных ориентациях индивида. Это именно та позиция в системе координат человеческой рациональности, от которой субъект начинает действовать во внешнем мире как актор и осознавать себя субъектом деятельности, интегрируя собственную историчность и «самость».
Историчность предполагает постоянно обновляющееся взаимное частичное перекрытие идентичностей, меняющихся с возрастными, статусно-ролевыми и прочими динамическими и качественными изменениями жизни индивида. Главное в данном процессе - сохранение линии преемственности, ориентированной как в прошлое, в виде личностных воспоминаний, так и в будущее, в виде ориентиров и проектов. При этом система идентичности не всегда поддерживается со стороны индивида позицией позитивного выбора. Напротив, индивид может выбрать негативную идентичность как отказ от прежней расовой, половой, религиозной, стратификационной или же этнической идентификации.
Если же, в свою очередь, личность делает позитивный выбор, она связывает себя своего рода обязательствами, диктующими ей дальнейший выбор развития, несмотря на потенциальное разнообразие возможных позитивных направлений. Именно поэтому Э. Эриксон толковал идентичность как интеграцию всех предшествующих идентификаций и Я-образов. Процесс формирования идентичности он представлял как реструктуризацию всего объема прежних идентификаций в контексте смыслового потенциала предполагаемого будущего. Введенное Э. Эриксоном понятие «кризиса идентичности» неслучайно трансформировалось им же самим из разряда патологии в часть нормального личностного развития любого индивида.
В рамках обозначенной проблемы особого внимания заслуживает рассмотрение проблемы социальной идентичности как переживания и осознания своей принадлежности и причастности к тем или иным социальным группам и общностям.
Например, концепция Г. Таджефела и Д. Тернера связывает «эффекты категориальной дифференциации с постулированным побуждением к положительной Я-идентичности и социальным сравнением, а социальная идентичность индивида основана на его членстве в целом ряде значимых социальных категорий, группах и общностей» . В случае, когда определенное категориальное или групповое отличие становится в значительной степени существенным или выступает на передний план, индивид реагирует на данный аспект социальный идентичности, действуя по отношению к другим на основе учета их принадлежности к группе, а не личной идентичности.
Идентичность индивида как субъекта общества является результатом стремления интегрировать социальные роли, которые он реализовывает, и его психологические диспозиции с моделями личности, одобряемыми в культуре, к которой индивид относится.
Очевидно, что проблема социальной идентичности имеет много референций, которые могут проявляться в зависимости от задач и целей исследования. В данном случае общая проблема социальной идентичности трансформируется в более узкую проблему этнической идентичности.
Этническая идентичность это осознание человеком своей принадлежности к определенному этносу, осознание себя представителем этого этноса, благодаря чему достигается удовлетворение потребностей в самобытности, с одной стороны, а также защите и принадлежности к своей общности - с другой. Этническая идентичность является одним из наиболее постоянных и практически неизменных компонентов человеческой субъективности. Фактически она не зависит или же в малой степени зависит от изменения видов деятельности, социальных позиций личности, политических или иных ориентаций.
Этническая идентичность - это комплексный феномен, имеющий определенный базис, включающий в себя три элемента - механизмы генерации, признаки общности, а также условия формирования идентичности. В качестве механизма генерации этнической идентичности выступает наличие определенного общественного статуса этнической общности в геополитической картине мира. Механизм генерации этнической идентичности определяет ее главное основание, а вслед за этим - отношение к другим народам, воспринимаемым как продолжение, проекция своей общности на этническую картину мира. Достаточно высокий общественный статус в историческом прошлом или социальном настоящем может генерировать чувство национальной исключительности и превосходства, трансформирующееся на практике в желание доминировать над другими народами, властвовать над ними, или даже репрессивные побуждения. Чересчур низкий статус способен генерировать представление о малом «удельном весе» своего народа, чувство национальной неполноценности, что, в конечном итоге, может отразиться в форме потенциальной готовности индивидов отказаться от своей этнической принадлежности.
Признаками этнической общности в идентификации являются черты этноса, из комплекса которых генерируется национальный характер. «К чертам национального характера относятся такие качества, как активность - инертность, ответственность - безответственность, достоинство - чувство превосходства или чувство неполноценности, уверенность - нерешительность (склонность к сомнениям), умеренность - расточительность, выносливость - изнеженность, искренность - лицемерие (лживость, ханжество). Простодушие - хитрость (расчетливость), храбрость - трусость, сострадательность - равнодушие, открытость - замкнутость и др.» . На практике каждая этническая общность является носителем той или иной конфигурации указанных качеств, что позволяет этому народу не только иметь свой имидж, но и занимать определенное место в мире и в локальных обществах среди других этносов.
Наконец, следует указать на национальный язык и общую территорию как главные средства и условия этнической идентичности. Единство этнической группы обеспечивается именно благодаря наличию национального языка и определенной локализации проживания. Однако развитие транспорта и современных информационно-коммуникативных технологий создает условия для уменьшения значимости признака локализации проживания. Но язык тоже не всегда может достоверно выступить в качестве яркой, характеризующей этническую идентичность черты. Общеизвестно, что на одном языке - английском, испанском, португальском, русском - общаются представители разных этносов. Также возможным является общение представителей одного этноса на нескольких языках, например мордва говорит на языках эрзя и мокша.
Гораздо более сложным и комплексным элементом, чем механизмы генерации этнической идентичности, является этническое самосознание, которое возникает в процессе исторического развития народа как осознание бытия этноса. Объектами этнического самосознания являются как собственный народ, так и иные этнические общности, причем непременным условием этнической определенности выступает вычленение и противопоставление определенной общности другой. Поэтому к этносу можно отнести только группу индивидов, осознающих себя как таковую, выделяющую себя среди аналогичных общностей. Именно такое осознание членами этнической группы своего единства принято характеризовать как «этническое самосознание». Оно закрепляет принадлежность к тому или иному этносу и выражается в выборе этнической группой своего самосознания - этнонима. Иной стороной этнического самосознания является его направленность вовне, когда осознание целостности и единства («Мы») происходит через противопоставление иным этносам («Они»): тем самым в этническое самосознание включаются представления о других этнических общностях, причем эти представления не всегда объективны, избирательны и полны (чаще всего они кристаллизуются в общественном сознании в качестве этнических стереотипов). Аналогичная субъективность присутствует и при осознании собственных этнических особенностей.
Необходимо также разделять понятия «этническая идентичность» и «этничность». Если этническая идентичность субъективна, то понятие «этничность», наоборот, включает в себя объективные признаки: этническая принадлежность родителей, место рождения, культура и язык, причем культурная компонента этничности рядом исследователей воспринимается наряду с этнической идентичностью как одна из главных составляющих этничности. Неслучайно Л.М. Дробижева пишет: «Этничность - это не только этническая идентичность, этническое самосознание людей, но и реальное следование этноспецифическим формам поведения, особенностям в видении и восприятии мира, в жизненных ориентациях» . Этническая идентичность здесь рассматривается в системной взаимосвязи с формами поведения, появляющимися под действием менталитета и жизненных ориентаций.
Этничность выступает как предписываемая и конституированная обществом характеристика, тогда как этническая идентичность формируется в результате конструирования социальной реальности на основе этничности, но не сводится к ней.
Безусловно, индивид как субъект социального конструирования не может являться личностью внеисторической, вненациональной: с появлением на свет в определенном этнонациональном окружении личность формируется в соответствии с социальными установками, обычаями окружения. У индивида, родители которого принадлежат к одной и той же этнической общности и в которой происходит его жизненный путь, практически не возникает проблемы этнического самоопределения. Такой индивид легко и безболезненно производит идентификацию со своей этнической группой, так как основным механизмом формирования этнических стереотипов и установок поведения является добровольное воспроизводство поведенческого образца или подражание. В результате индивид усваивает культуру, язык, традиции, этнокультурные и социальные нормы, а также обычаи родственной национальной сферы. Очевидно, что в ином случае формирование этнической идентичности происходит гораздо сложнее и противоречивее. Так, кроме подражания, этническая идентификация может осуществляться на основе принуждения, орудиями которого могут выступать традиции и ценностные ориентиры общества. Наконец, этническая идентификация может происходить исходя из рационального свободного выбора индивида, который, например, может отказаться от национально-этнической идентификации и стать «гражданином Вселенной».
Только в последнем случае можно говорить о самостоятельном «конструировании» этнической идентичности. В первом же случае «конструирование» навязывается индивиду извне, и, скорее всего, следует говорить о «конституировании» этнической идентичности. В результате этническая идентичность фактически сливается с этничностью. Этничность (и ее продукт - этническая идентичность) рассматривается как глубинная, замкнутая константная сущность, извечная в своем существовании на протяжении существования человечества. Эту позицию принято называть «примордиалистской» («первичной», «первобытно-ориентированной»).
Для описания формирования этнической идентичности в результате принуждения, орудиями которого являются традиции и ценностные ориентиры общества, т.е. внешние социальные факторы, метафора «конструкции» идентичности также не совсем подходит. Скорее всего, тут подходит образ ценностных ориентиров и традиций как «инструментов» моделирования этнической идентичности. Но и этническая идентичность как базовый компонент этничности также может выступать как средство и инструмент реализации целей, стоящих перед обществом, в том числе и социально-политического характера. Эта идея легла в основу так называемого инструменталистского подхода, который акцентирует исследовательский интерес на механизмах превращения этничности из психологической, или культурной, или социальной величины в политическую силу. Иными словами, инструментализм сосредоточен на рассмотрении механизмов политизации этнической идентичности.

1.2 Формирование этнической идентичности
Этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже (1896 - 1980). В исследовании 1951 года он проанализировал как две стороны одного процесса формирование понятия «родина», образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этических явлениях. Ж. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:
1) ребенок шести - семи лет приобретает первые - фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;
2) восьми - девятилетний ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этническойгруппой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык; просыпаются национальные чувства;
3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.?
К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. Первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей трех - четырех лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий - цвета кожи, волос - детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Ж. Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение.
На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужой группах, так и этническое самоназвание. Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Первоначально она основывается на очевидных показателях - цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры, еде, обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы - общность предков, общность исторической судьбы, религию. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном О.Л. Романовой в Беларуси, высказывания дошкольников о различиях между этническими группами были достаточно аморфны: «Люди там живут по-другому, не так как мы». Разные понятия - житель города, гражданин республики, член этнической общности - оказались для них равнозначными. И только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых. А подростки делали еще более четкие и конкретные за-мечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического устройства и тому подобное.
Рост этнической осведомленности о групповых различиях неизбежно связан с восприятием своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп, со способностью стабильно давать себе правильное этническое самоназвание. В том же исследовании О.Л. Романовой пяти - шестилетние, и даже более старшие дети, не всегда правильно называли собственную национальность, национальность родителей, не могли установить логическую связь между такими фактами как национальность родителей, страна проживания, язык общения, собственная национальность. И только подростки, у которых сформировалась система представлений об этнических явлениях, четко идентифицировали себя с этнической общностью на основе значительного набора этнодифференцирующих признаков.
Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках. Но дети пытаются оценивать этнические группы. Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивного и аффективного компонентов идентичности. Одни авторы считают, что этнические предпочтения формируются лишь к девяти-десяти годам на основе достаточно значительных этнических знаний. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью о них, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию, хотя и в этом случае они становятся более дифференцированными и интегрированными с возрастом.
В процессе развития у ребенка этнической идентичности она проходит ряд этапов от диффузной до реализованной, а результатом этого процесса является формирование в подростковом возрасте эмоционально-оценочного сознания принадлежности к этнической общности.
Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование. Во-первых, процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности. После накопления факторов рыхлое этническое сознание часто становится более устойчивым и даже может меняться. Кроме того, на трансформацию этнической идентичности влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и факторы, обусловленные изменениями в жизни общества, о чем уже говорилось. Во-вторых даже у детей последовательность стадий развития этнической идентичности и их временные границы не являются универсальными для всех народов и социальных ситуаций. В зависимости от социального контекста они могут ускорятся или замедляться.
На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает, с одной стороны, меньшую предрасположенность к подобным контактам, а с другой, - меньший интерес к собственной этничности.
Этническая идентичность более четко осознается, а знания о различиях между группами раньше приобретаются, если социализация ребенка проходит в полиэтнической среде. Но не только временные границы формирования этнической идентичности, но и точность знаний о своей принадлежности к определенной этнической общности во многом зависит от того, к какой группе ребенок принадлежит - группе большинства или группе меньшинства.
Выявленная тенденция........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно Теодор В. Проблемы философии морали : Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова]. - М. : Республика, 2010. - 238 с.
2. Аксентьев А.В., Аксиев А.З. Соверменные этнокультурные процессы на Северном Кавказе // Проблемы философии культуры: сборник статей. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. С. 80
3. Аубакиркызы Б. Этнопсихология: Учебное пособие. - Караганды: Издательство КарТУ, 2013. - 97 с.
4. Бабаков В. Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. - М., 2012.
5. Березовая Л. Г. - Культура русской эмиграции (1920-30-е гг.) // Новый исторический Вестник. - 2013. - №3.
6. Бернс Э. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2012. - 420 с.
7. Берулава М.Н. Анализ традиционных моделей обучения // Концепция и программа развития общеобразовательной школы // Под ред. М.Н. Берулава - Сочи: СФИТО и РАО, 2010.
8. Берулава М.Н. К работе современной школы в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования. Ежегодник - Франфурт на Майне; Берлин; Берн; Нью- Йорк; Париж; Вена, 2010
9. Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 22-35.
10. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М., 2013.
11. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М. 2013. - 378 с.
12. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 2010.
13. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 2012. С. 35.
14. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1977. Т. 3. С. 238.
15. Грицанов А.А. Самость: История философии: энциклопедия. URL: slovari.yandex.ru/dict/postmodernism/article/ (дата обращения 12.08.2010).
16. Даровских О. В. Феномен этнического самосознания молодежи - 2012 - e-lib.ru/ ко^/ SocPr/ 2012Zsp.html
17. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 75-86.
18. Дробижева Л.М. Ценности и символы в контексте новых концепций этничности // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества: Сборник статей / Отв. ред. Дробижева Л.М. М., 2013. С. 9.
19. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск: Ураджай, 2013. - 40 с.
20. Калмырзаева А.С. Нация и человек. - Алма-Ата. 2012. - 279 с.
21. Колышко А.М. Психология самоотношения. - Гродно: ГрГУ, 2013. - 102 с.
22. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.-М., 2013. - 335 с.
23. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь, 2012. - 312 с.
24. Миронов, А.В. Взаимосвязь этнической идентичности и самоотношения в структуре самосознания личности / А.В. Миронов // Материалы XIVI Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Психология. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 2008. - С. 38-39 (0,1 п.л.).
25. Миронов, А.В. Особенности национальной идентичности как показатель возможности проявления социальной активности / С.А. Гильманов А.В. Миронов // Материалы девятой всероссийской конференции «Экономическая психология: теоретические и прикладные проблемы». / под ред. А.Д. Карнышева - Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета экономики и права, 2008. - С. 200-204.
26. Миронов, А.В. Роль образования в формировании этнической идентичности / А.В. Миронов // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь Сибири - науке России». - Красноярск: Изд-во Сибирского института бизнеса управления и психологии, 2008. - С. 28-32 (0,19 п.л.).
27. Миронов, А.В. Соотношение понятий этническое самосознание и этническая идентичность в современных этнопсихологических исследованиях / А.В. Миронов // Материалы XI региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология сегодня - 2009». - Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2009. - С. 141-143.
28. Миронов, А.В. Этническая идентичность как фактор формирования самоотношения личности (Электронный журнал) / А.В. Миронов // Теория и практика общественного развития. 2012. - № 11. Режим доступа: teoria-practica.ru/-11-2012/ psychology/mironov.pdf
29. Миронов, А.В. Этническое самосознание в философской мысли русского зарубежья / А.В. Миронов // Материалы I городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки профессионалов XXI в условиях гуманизации образования». В 2-х тт.: Т.1.: В 3 ч. Ч. 2. - Ханты-Мансийск: Изд-во Института развития образования ХМАО-Югры, 2009. - С. 137-143.
30. Митрофанов К.Г. Педагогические аспекты исследования развития самосознания старшеклассников // Педагогический опыт как источник психолого-педагогических знаний о коллективе и личности школьника / под ред. В.И. Максаковой и др. М., 2013. С. 134-136.
31. Налчаджян А.Н. Национальная идеология и этнопсихология. - СПб.: Питер, 2012. - 357 с.
32. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 2012. - №4. - С. 18-22
33. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 108 с.
34. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 2013.
35. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2013.
36. Почебут Л.Г. Психология социальных общностей (толпа, социум, этнос). - СПб.: СпбГУ, 2012. - 176 с.
37. Садохин А. П. Этнология. М., 2012. С. 156
38. Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2010. - 656 с.
39. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: Мецниереба, 2013. - 187 с.
40. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ. - 2013. - 213 с.
41. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 2013. - 389 с.
42. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 2012.
43. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 320 с.
44. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 284 с.
45. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев. - М., 2013. - 840 с.
46. Фрейд, Зигмунд. Психоаналитические этюды / сост. Д. И. Донской, В. Ф. Круглянский. - Минск: Поппури, 2010. - 608 с.
47. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. - СПб., 2010.
48. Чебоксаров Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых / / Сов. этнография. - 1967. - №4.
49. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 2012. - 144 с.
50. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. - СПб.:Алетейя. 2013. - 376с.
51. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
52. Этническая идентичность детей и подростков. Теоретические и практические аспекты исследования [Текст] / И.В. Тихонова, Е.В. Куфтяк. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - с. 86
53. Этническая психология. Хрестоматия / Под ред. Егоровой А.Н. Санкт- Петербург, 2013. - 381 с.
54. Юрасова Е.Н. Ксенофобия и проблемы идентичности. Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. Материалы Второй Международной научной конференции. Том 2. Смоленск, 2010. С.299-302.
55. Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии. «Юридическая психология», 2008, №4. С.27-35.
56. Юрасова Е.Н., Деханова И.А. Личностные особенности и предрасположенность к ксенофобии// Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований. Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции 1-2 декабря 2011 года. Ярославль, 2011. С.299-302.
57. Turner J. C. Toward a cognitive redefinition of the social group. // Social identity and intergroup relations / Ed. by H. Tajfel, Cambridge: University of Cambridge Press, 2012. Р. 15-40.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.