Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Политика Российской Федерации в отношении Русской православной церкви

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Политология. Добавлен: 01.08.2013. Страниц: 74(не полный). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

В общественно-политической жизни Российской Федерации в 1990-е гг. произошли кардинальные перемены, которые затронули не только государственное и политическое устройство страны, но и существенным образом трансформировали сферу государственно-церковных отношений. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее гражданам России возможность свободного мировоззренческого и конфессионального самоопределения. Религия вновь стала одним из важных факторов общественной и политической жизни.
Новое законодательное закрепление статуса религиозных объединений явилось показателем изменения отношения современного государства к религиозному вопросу. Закон СССР «О свободе совести и о религиозных организациях» и Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990 г.), положения Конституции Российской Федерации (1993 г.), касающиеся религии и права граждан на свободу совести, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) и ряд других законодательных актов, привели законодательную базу государственно-религиозных отношений в России в соответствие с международно-правовыми нормами.
Коренным образом изменились отношения между государством как основным институтом политической системы и РПЦ. Церковь получила возможность свободно осуществлять свою деятельность в распространении вероучения, в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно-политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности. Особую активность РПЦ проявляет в сфере культурно-образовательных учреждений и Вооруженных Силах РФ, в которых нередко возникают противоречия между законодательством и практикой, происходит нарушение признаков светского государства.
Характер отношений Российского государства с религиозными объединениями в целом, и с Русской Православной Церковью, в частности, в настоящее время является предметом острых дискуссий в российском обществе. Несмотря на попытки создания концепции конфессиональной политика Российского государства с религиозными объединениями, в РФ так и не сформулирована четкая модель государственно-церковных отношений. И со стороны церковной, и со стороны светской общественности высказываются критические замечания по поводу несовершенства Закона 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». Вызывает недовольство противоречие между декларируемым отделением Церкви от государства с одной стороны, - и активным сотрудничеством государственных институтов с Русской Православной церковью, с другой.
Необходимость концептуального осмысления сложностей и проблем, связанных с выработкой государственной вероисповедной политики делает актуальным изучение основных современных направлений политики государства в отношении Русской православной церкви.
Объект исследования – Российское государство и Русская православная церковь.
Предмет исследования – взаимодействие российского государства и РПЦ МП в экономической, образовательной сферах, в Вооруженных силах РФ.
Хронологические рамки исследования. 90-е гг. ХХ – начало XXI в. в России – период изменений в политическом и государственном устройстве страны и трансформации сферы государственно-конфессиональных отношений.
Деятельность государственных органов в рассматриваемый период ориентирована на укрепление позиций РПЦ в деле сплочения гражданского общества. Это продиктовано, с одной стороны тем, что государство и Церковь заинтересованы в реализации таких внутренних политических задач, как социальное укрепление общества, с другой стороны, РПЦ МП активно заявляет о себе как об институте, способном духовно сплотить российское общество.
Степень научной разработанности. Постсоветский период способствовал объективному изучению истории отношений церкви и государства, что привело к появлению новых подходов к осмыслению религиозной политики России. В литературе по исследуемой проблеме можно выделить два периода: до и после принятия в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Основы конфессиональной политики разрабатывались группой философов и историков кафедры религиоведения Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской Федерации (руководитель – профессор Н.А. Трофимчук) .
Различные вопросы религиозной политики и варианты сотрудничества церкви и государства охарактеризовали А.А. Красиков, Г.А. Михайлов, А.Н. Лещинский, Р.А. Лопаткин и др . Достоинства и недостатки радикальной перемены в сфере правового регулирования конфессиональной политики в первой половине 90-х гг. XX в. рассматривали в своих работах Л.А. Морозова и В.С. Полосин .
Значительный вклад в изучение эволюции государственно-церковных отношений России внес М.И. Одинцов. Он ввел в научный оборот понятие «модель государственной церковной политики», выявил и проанализировал три уровня государственно-конфессиональных отношений: концептуальный, законодательный и организационно-управленческий, выделил основные этапы становления взаимоотношений государства и религиозных объединений и раскрыл их сущность . В дальнейших публикациях М.И. Одинцов углубляет представление о конституционно-правовых гарантиях свободы совести и вероисповедания в России .
За последнее десятилетие интерес научной общественности к современным проблемам государственно-церковных отношений заметно усилился. К итогам религиозной политики России за время действия закона «О свободе вероисповеданий» (октябрь 1990 –1997 гг.) Л.Ф. Колесников относит расширение сотрудничества государства и религиозных организаций в сфере благотворительности, сохранения памятников культуры и науки и в предотвращении межрелигиозных конфликтов.
В работах Трофимчука рассматриваются проблемы формирования оптимальной модели религиозной политики в Российской Федерации, как части политики светского государства в сфере свободы совести, ее принципов и методов .
В своей монографии А.В. Логинов выделяет 2 основных подхода в дискуссиях об улучшении государственно-церковной политики, сформировавшихся после принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Сторонники традиционного подхода считают, что конфессиональную политику определяют отношения государства с традиционными для России религиозными организациями. Сторонники второго подхода призывают отказаться от любого государственного контроля религиозных организаций.
М.О. Шахов отмечает, что в РФ с 1997 г. создана нормативно-правовая база государственно-церковной политики. Однако, в законодательстве существует много пробелов, что нередко приводит к противозаконным действиям госслужащих в работе с религиозными организациями .
Е.Ю. Малахова и С.Н. Градировский призывают перейти от «закрытых двухсубъектных» государственно-церковных отношений к «публичной многосубъектной конфессиональной политике», создать в «религиозной» политике России «систему сдержек и противовесов» в лице академических корпораций, адвокатуры, религиозной журналистики, межрелигиозных советов и общественных организаций .Ценную информацию о состоянии конфессиональной государственной политики на рубеже ХХ – XXI вв. содержат труды государственных и политических деятелей .
Заметно увеличился объем литературы, издаваемой религиозными центрами и издательствами. Известны публикации Патриарха Алексия II(Редигера) и Кирилла (Гундяева), протоиерея В. Цыпина, диакона А. Кураева, священника В. Барцевича, пастора П. Дейнеки и др.
Исследования политики государства в сфере свободы совести проводятся также научными центрами и подразделениями, созданными в негосударственных учреждениях и организациях .
К исследованию привлечены также аналитические статьи светских и церковных ученых по проблемам современных государственно-церковных отношений, размещаемые на сайтах различных периодических изданий, Центров религиоведческих исследований, Московской патриархии и многих других.
Эмпирическая база исследования. По своему характеру и содержанию документальные источники разнообразны по полноте и достоверности содержащейся в них информации.
Первая группа источников представлена опубликованными законодательными актами и подзаконными документами Российской Федерации .
Вторую группу источников составляли справочники, в которых содержится характеристика религиозных организаций и информация о распространении конфессий на территории Российской Федерации .
К третьей группе источников отнесены материалы периодической печати , а также официальных сайтов Московской патриархии , сайта Президента РФ, материалы заседаний Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Межрелигиозного Совета при МП РПЦ .
Совокупность обозначенных источников представляет собой комплекс взаимодополняющих документов, достаточных для решения поставленных задач.
Цель дипломной работы – анализ основных направлений политики государства в отношении Русской православной церкви МП.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать политико-правовые основы регулирования взаимоотношения государства с религиозными организациями РФ;
- рассмотреть институциональные формы взаимодействия государства с религиозными объединениями в современной России;
- проанализировать основные положения социальной Концепции РПЦ МП, выявить приоритеты Русской православной церкви во взаимоотношениях с властью и обществом;
- исследовать содержание и характер реализации церковно-государственного сотрудничества в экономической, образовательной сферах, в Вооруженных силах РФ.
Теоретико-методологической базой исследования является междисциплинарный, комплексный подход, включающий философско-религиоведческий, сравнительно-правоведческий, историко-сравнительный подходы и методы; общенаучные методы; общетеоретические положения политической науки.
Структура дипломной работы подчинена логике исследования и определяется его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.

1.1. Правовая база государственно-конфессиональных отношений и проблема формирования современной конфессиональной политики РФ
Область государственно-конфессиональных отношений регулируется в России законодательными актами различных уровней: Международные пакты в области прав и свобод человека, Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральные законы Российской Федерации, местные законы и правовые акты субъектов Р.Ф.
Среди Международных актов, договоров и деклараций можно выделить основные для сферы регулирования государственно-конфессиональных отношений: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г и Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г.
Конституция Р.Ф. регулирует наиболее принципиальные вопросы свободы совести:
• признание идеологического многообразия (ст.13);
• признание светскости государства (ст.14);
• никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14);
• религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14);
• каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28).
Основным документом, регулирующим современные государственно-конфессиональные отношения, является Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года .
В Законе, с одной стороны, отмечается особая роль Православия в истории Российского государства, а с другой подчёркивается, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии народов России в равной степени достойны уважения. В ч.1 ст.4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определено, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных учреждениях.
В соответствии с этим законом, государство не имеет права вмешиваться в определение гражданами своей религиозной принадлежности и в религиозное воспитание детей, возлагать на религиозные объединения функции государственной власти и вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений. Государство также регулирует предоставление религиозным организациям различных льгот, содействует реставрации, содержанию и охране религиозных памятников истории и культуры и обеспечивает преподавание созданных религиозными организациями общеобразовательных дисциплин. Этот закон стал основой плодотворного сотрудничества религиозных объединений и государства в культурной, образовательной, социальной и многих других сферах.
Однако необходимо отметить, что этот закон не только имеет внутренние противоречия, но и не соответствует ряду положений Конституции РФ и международных правовых документов.
Закон «О свободе совести и религиозных объединений» должен содержать однозначные нормы регулирования всех общественных отношений в религиозной сфере. Законодательно закреплённые принципы свободы совести должны воплощаться в реальности и соответствовать конституционным и международным нормам. В современном обществе не должна повторяться практика ограничения деятельности религиозных объединений, которая имела место в Советском Союзе. Поэтому, можно отметить, что назрела практическая необходимость создать научно обоснованную, базирующуюся на законодательной основе концепцию отношений религиозных организаций и государства.
Эта необходимость обусловлена тем, что на Федеральный Закон в России возлагается большая ответственность, так как религиозные организации влияют не только на духовную, но и на культурную, политическую, экономическую и социальную сферы общественной жизни. Религиозный фактор влияет и на межнациональные и межконфессиональные отношения, а так же способствует формированию системы ценностей национального самосознания. А так как религия в любом типе общества практически имеет большое значение в системе отношений с государством, то это проявляется на политическом уровне и рассматривается законодательно. В России развитие религиозной жизни исторически происходило одновременно с формированием государственности и культуры, поэтому можно выделить 6 основных сфер отношений церкви и государства:
• государственное образование
• государственные СМИ
• сохранение и восстановление памятников культуры
• здравоохранение
• вооружённые силы
• правоохранительные органы
Особое внимание к этим сферам со стороны Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве и Президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями подтверждает приоритетность этих областей сотрудничества.
В России давно назрела необходимость концепции государственно-церковных отношений. По мнению ряда учёных, сегодня в первую очередь необходимо «обоснование сущностных элементов, составляющих новую модель государственной политики в сфере свободы совести» .
Мнения религиоведов о состоянии современных государственно-церковных отношений в РФ разнятся.
Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что в России конкурируют 3 модели отношений церкви и власти: советская, американская и традиционная европейская .
О.Ю. Васильева и ряд учёных полагают, что задачи религиозной политики России в правовой сфере сводятся к 4 направлениям :
• обеспечение закреплённого в конституции права на свободу совести и вероисповедания;
• совершенствование законодательства в сфере реализации свободы вероисповедания;
• приведение в соответствие регионального и федерального законодательств;
• регистрации религиозных объединений и контроль их уставной деятельности.
И.А. Куницын высказывает мнение, что «действующее законодательство России, в частности Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», приводит к «разбазариванию» духовных ресурсов нации». С его точки зрения, «требуется построение вероисповедной политики, предусматривающей юридические инструменты защиты традиционных духовных ценностей от деструктивных глобальных процессов» .
В 2001 г. главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве совместно с Институтом государственно-конфессиональных отношений и права разработали проект Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации . В создании концепции участвовали В.Н. Жбанков, И.В Понкин, В.Г. Елизаров и А.В. Ситников.
По мнению создателей концепции, при взаимодействии государства с религиозными объединениями необходимо учитывать количество сторонников конфессий: «государство вправе по-разному сотрудничать с религиозной организацией, насчитывающей сотни тысяч или миллионы последователей, и религиозной группой из нескольких десятков человек» . Авторы полагают, что «по аналогии права, расширенная правосубъектность традиционных религиозных организаций, предполагающая преимущественное сотрудничество государства с ними, не противоречит конституционной норме о равенстве всех религий перед законом» .
В 2001 году также был опубликован созданный кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте проект «Основы политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповедания: опыт концептуального подхода» .
Первый раздел проекта «Цель, принципы и методы осуществления вероисповедной политики» посвящён формулированию методологических основам государственной политики в сфере свободы совести с учётом кардинальной перестройки общественно-политических отношений, произошедших в России в 90-ые годы. Авторы проекта подчёркивают, что реализация главной цели вероисповедной политики - консолидации и духовного оздоровления общества, должна происходить в соответствии с требованиями Конституции и положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Второй раздел посвящён формированию понятийного аппарата в сфере государственно-церковных отношений. В рамках законодательства РФ о свободе совести предпринята попытка определить сущность вероисповедной политики государства, при этом ограничив сферу ее действия отношениями, находящимися за рамками конфессиональных вопросов, регулируемых внутренними установлениями религиозных объединений.
В третьем разделе «Современные процессы в религиозной сфере жизни российского общества» рассматриваются изменения государственно- конфессиональных отношений с конца 80-х и проводится анализ тенденций развития государственно-церковных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Руководитель подготовившего этот проект авторского коллектива Н. А. Трофимчук, выступая на научной кофнеренции, охарактеризовал основные тенденции в религиозной сфере России за прошедшие 10 лет, в ходе которых кардинально изменилось не только Российское государство, но и общество в целом. В этот период радикальные изменилась и жизнь, деятельность и правовое положение религиозных объединений. Религия стала важным фактором общественной и государственной жизни. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее возможность свободного религиозного самоопределения и распространения своей веры, что привело к резкому увеличении числа как самих конфессий, так и их последователей. Рост религиозности населения так же привёл к наплыву новообращённых, многие из которых, хотя и имеют слабое представление о своей новой .............







Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.