На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Политика Российской Федерации в отношении Русской православной церкви

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Политология. Добавлен: 01.08.2013. Страниц: 74(не полный). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

В общественно-политической жизни Российской Федерации в 1990-е гг. произошли кардинальные перемены, которые затронули не только государственное и политическое устройство страны, но и существенным образом трансформировали сферу государственно-церковных отношений. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее гражданам России возможность свободного мировоззренческого и конфессионального самоопределения. Религия вновь стала одним из важных факторов общественной и политической жизни.
Новое законодательное закрепление статуса религиозных объединений явилось показателем изменения отношения современного государства к религиозному вопросу. Закон СССР «О свободе совести и о религиозных организациях» и Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990 г.), положения Конституции Российской Федерации (1993 г.), касающиеся религии и права граждан на свободу совести, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) и ряд других законодательных актов, привели законодательную базу государственно-религиозных отношений в России в соответствие с международно-правовыми нормами.
Коренным образом изменились отношения между государством как основным институтом политической системы и РПЦ. Церковь получила возможность свободно осуществлять свою деятельность в распространении вероучения, в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно-политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности. Особую активность РПЦ проявляет в сфере культурно-образовательных учреждений и Вооруженных Силах РФ, в которых нередко возникают противоречия между законодательством и практикой, происходит нарушение признаков светского государства.
Характер отношений Российского государства с религиозными объединениями в целом, и с Русской Православной Церковью, в частности, в настоящее время является предметом острых дискуссий в российском обществе. Несмотря на попытки создания концепции конфессиональной политика Российского государства с религиозными объединениями, в РФ так и не сформулирована четкая модель государственно-церковных отношений. И со стороны церковной, и со стороны светской общественности высказываются критические замечания по поводу несовершенства Закона 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». Вызывает недовольство противоречие между декларируемым отделением Церкви от государства с одной стороны, - и активным сотрудничеством государственных институтов с Русской Православной церковью, с другой.
Необходимость концептуального осмысления сложностей и проблем, связанных с выработкой государственной вероисповедной политики делает актуальным изучение основных современных направлений политики государства в отношении Русской православной церкви.
Объект исследования – Российское государство и Русская православная церковь.
Предмет исследования – взаимодействие российского государства и РПЦ МП в экономической, образовательной сферах, в Вооруженных силах РФ.
Хронологические рамки исследования. 90-е гг. ХХ – начало XXI в. в России – период изменений в политическом и государственном устройстве страны и трансформации сферы государственно-конфессиональных отношений.
Деятельность государственных органов в рассматриваемый период ориентирована на укрепление позиций РПЦ в деле сплочения гражданского общества. Это продиктовано, с одной стороны тем, что государство и Церковь заинтересованы в реализации таких внутренних политических задач, как социальное укрепление общества, с другой стороны, РПЦ МП активно заявляет о себе как об институте, способном духовно сплотить российское общество.
Степень научной разработанности. Постсоветский период способствовал объективному изучению истории отношений церкви и государства, что привело к появлению новых подходов к осмыслению религиозной политики России. В литературе по исследуемой проблеме можно выделить два периода: до и после принятия в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Основы конфессиональной политики разрабатывались группой философов и историков кафедры религиоведения Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской Федерации (руководитель – профессор Н.А. Трофимчук) .
Различные вопросы религиозной политики и варианты сотрудничества церкви и государства охарактеризовали А.А. Красиков, Г.А. Михайлов, А.Н. Лещинский, Р.А. Лопаткин и др . Достоинства и недостатки радикальной перемены в сфере правового регулирования конфессиональной политики в первой половине 90-х гг. XX в. рассматривали в своих работах Л.А. Морозова и В.С. Полосин .
Значительный вклад в изучение эволюции государственно-церковных отношений России внес М.И. Одинцов. Он ввел в научный оборот понятие «модель государственной церковной политики», выявил и проанализировал три уровня государственно-конфессиональных отношений: концептуальный, законодательный и организационно-управленческий, выделил основные этапы становления взаимоотношений государства и религиозных объединений и раскрыл их сущность . В дальнейших публикациях М.И. Одинцов углубляет представление о конституционно-правовых гарантиях свободы совести и вероисповедания в России .
За последнее десятилетие интерес научной общественности к современным проблемам государственно-церковных отношений заметно усилился. К итогам религиозной политики России за время действия закона «О свободе вероисповеданий» (октябрь 1990 –1997 гг.) Л.Ф. Колесников относит расширение сотрудничества государства и религиозных организаций в сфере благотворительности, сохранения памятников культуры и науки и в предотвращении межрелигиозных конфликтов.
В работах Трофимчука рассматриваются проблемы формирования оптимальной модели религиозной политики в Российской Федерации, как части политики светского государства в сфере свободы совести, ее принципов и методов .
В своей монографии А.В. Логинов выделяет 2 основных подхода в дискуссиях об улучшении государственно-церковной политики, сформировавшихся после принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Сторонники традиционного подхода считают, что конфессиональную политику определяют отношения государства с традиционными для России религиозными организациями. Сторонники второго подхода призывают отказаться от любого государственного контроля религиозных организаций.
М.О. Шахов отмечает, что в РФ с 1997 г. создана нормативно-правовая база государственно-церковной политики. Однако, в законодательстве существует много пробелов, что нередко приводит к противозаконным действиям госслужащих в работе с религиозными организациями .
Е.Ю. Малахова и С.Н. Градировский призывают перейти от «закрытых двухсубъектных» государственно-церковных отношений к «публичной многосубъектной конфессиональной политике», создать в «религиозной» политике России «систему сдержек и противовесов» в лице академических корпораций, адвокатуры, религиозной журналистики, межрелигиозных советов и общественных организаций .Ценную информацию о состоянии конфессиональной государственной политики на рубеже ХХ – XXI вв. содержат труды государственных и политических деятелей .
Заметно увеличился объем литературы, издаваемой религиозными центрами и издательствами. Известны публикации Патриарха Алексия II(Редигера) и Кирилла (Гундяева), протоиерея В. Цыпина, диакона А. Кураева, священника В. Барцевича, пастора П. Дейнеки и др.
Исследования политики государства в сфере свободы совести проводятся также научными центрами и подразделениями, созданными в негосударственных учреждениях и организациях .
К исследованию привлечены также аналитические статьи светских и церковных ученых по проблемам современных государственно-церковных отношений, размещаемые на сайтах различных периодических изданий, Центров религиоведческих исследований, Московской патриархии и многих других.
Эмпирическая база исследования. По своему характеру и содержанию документальные источники разнообразны по полноте и достоверности содержащейся в них информации.
Первая группа источников представлена опубликованными законодательными актами и подзаконными документами Российской Федерации .
Вторую группу источников составляли справочники, в которых содержится характеристика религиозных организаций и информация о распространении конфессий на территории Российской Федерации .
К третьей группе источников отнесены материалы периодической печати , а также официальных сайтов Московской патриархии , сайта Президента РФ, материалы заседаний Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Межрелигиозного Совета при МП РПЦ .
Совокупность обозначенных источников представляет собой комплекс взаимодополняющих документов, достаточных для решения поставленных задач.
Цель дипломной работы – анализ основных направлений политики государства в отношении Русской православной церкви МП.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать политико-правовые основы регулирования взаимоотношения государства с религиозными организациями РФ;
- рассмотреть институциональные формы взаимодействия государства с религиозными объединениями в современной России;
- проанализировать основные положения социальной Концепции РПЦ МП, выявить приоритеты Русской православной церкви во взаимоотношениях с властью и обществом;
- исследовать содержание и характер реализации церковно-государственного сотрудничества в экономической, образовательной сферах, в Вооруженных силах РФ.
Теоретико-методологической базой исследования является междисциплинарный, комплексный подход, включающий философско-религиоведческий, сравнительно-правоведческий, историко-сравнительный подходы и методы; общенаучные методы; общетеоретические положения политической науки.
Структура дипломной работы подчинена логике исследования и определяется его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.

1.1. Правовая база государственно-конфессиональных отношений и проблема формирования современной конфессиональной политики РФ
Область государственно-конфессиональных отношений регулируется в России законодательными актами различных уровней: Международные пакты в области прав и свобод человека, Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральные законы Российской Федерации, местные законы и правовые акты субъектов Р.Ф.
Среди Международных актов, договоров и деклараций можно выделить основные для сферы регулирования государственно-конфессиональных отношений: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г и Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г.
Конституция Р.Ф. регулирует наиболее принципиальные вопросы свободы совести:
• признание идеологического многообразия (ст.13);
• признание светскости государства (ст.14);
• никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14);
• религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14);
• каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28).
Основным документом, регулирующим современные государственно-конфессиональные отношения, является Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года .
В Законе, с одной стороны, отмечается особая роль Православия в истории Российского государства, а с другой подчёркивается, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии народов России в равной степени достойны уважения. В ч.1 ст.4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определено, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных учреждениях.
В соответствии с этим законом, государство не имеет права вмешиваться в определение гражданами своей религиозной принадлежности и в религиозное воспитание детей, возлагать на религиозные объединения функции государственной власти и вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений. Государство также регулирует предоставление религиозным организациям различных льгот, содействует реставрации, содержанию и охране религиозных памятников истории и культуры и обеспечивает преподавание созданных религиозными организациями общеобразовательных дисциплин. Этот закон стал основой плодотворного сотрудничества религиозных объединений и государства в культурной, образовательной, социальной и многих других сферах.
Однако необходимо отметить, что этот закон не только имеет внутренние противоречия, но и не соответствует ряду положений Конституции РФ и международных правовых документов.
Закон «О свободе совести и религиозных объединений» должен содержать однозначные нормы регулирования всех общественных отношений в религиозной сфере. Законодательно закреплённые принципы свободы совести должны воплощаться в реальности и соответствовать конституционным и международным нормам. В современном обществе не должна повторяться практика ограничения деятельности религиозных объединений, которая имела место в Советском Союзе. Поэтому, можно отметить, что назрела практическая необходимость создать научно обоснованную, базирующуюся на законодательной основе концепцию отношений религиозных организаций и государства.
Эта необходимость обусловлена тем, что на Федеральный Закон в России возлагается большая ответственность, так как религиозные организации влияют не только на духовную, но и на культурную, политическую, экономическую и социальную сферы общественной жизни. Религиозный фактор влияет и на межнациональные и межконфессиональные отношения, а так же способствует формированию системы ценностей национального самосознания. А так как религия в любом типе общества практически имеет большое значение в системе отношений с государством, то это проявляется на политическом уровне и рассматривается законодательно. В России развитие религиозной жизни исторически происходило одновременно с формированием государственности и культуры, поэтому можно выделить 6 основных сфер отношений церкви и государства:
• государственное образование
• государственные СМИ
• сохранение и восстановление памятников культуры
• здравоохранение
• вооружённые силы
• правоохранительные органы
Особое внимание к этим сферам со стороны Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве и Президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями подтверждает приоритетность этих областей сотрудничества.
В России давно назрела необходимость концепции государственно-церковных отношений. По мнению ряда учёных, сегодня в первую очередь необходимо «обоснование сущностных элементов, составляющих новую модель государственной политики в сфере свободы совести» .
Мнения религиоведов о состоянии современных государственно-церковных отношений в РФ разнятся.
Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что в России конкурируют 3 модели отношений церкви и власти: советская, американская и традиционная европейская .
О.Ю. Васильева и ряд учёных полагают, что задачи религиозной политики России в правовой сфере сводятся к 4 направлениям :
• обеспечение закреплённого в конституции права на свободу совести и вероисповедания;
• совершенствование законодательства в сфере реализации свободы вероисповедания;
• приведение в соответствие регионального и федерального законодательств;
• регистрации религиозных объединений и контроль их уставной деятельности.
И.А. Куницын высказывает мнение, что «действующее законодательство России, в частности Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», приводит к «разбазариванию» духовных ресурсов нации». С его точки зрения, «требуется построение вероисповедной политики, предусматривающей юридические инструменты защиты традиционных духовных ценностей от деструктивных глобальных процессов» .
В 2001 г. главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве совместно с Институтом государственно-конфессиональных отношений и права разработали проект Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации . В создании концепции участвовали В.Н. Жбанков, И.В Понкин, В.Г. Елизаров и А.В. Ситников.
По мнению создателей концепции, при взаимодействии государства с религиозными объединениями необходимо учитывать количество сторонников конфессий: «государство вправе по-разному сотрудничать с религиозной организацией, насчитывающей сотни тысяч или миллионы последователей, и религиозной группой из нескольких десятков человек» . Авторы полагают, что «по аналогии права, расширенная правосубъектность традиционных религиозных организаций, предполагающая преимущественное сотрудничество государства с ними, не противоречит конституционной норме о равенстве всех религий перед законом» .
В 2001 году также был опубликован созданный кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте проект «Основы политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповедания: опыт концептуального подхода» .
Первый раздел проекта «Цель, принципы и методы осуществления вероисповедной политики» посвящён формулированию методологических основам государственной политики в сфере свободы совести с учётом кардинальной перестройки общественно-политических отношений, произошедших в России в 90-ые годы. Авторы проекта подчёркивают, что реализация главной цели вероисповедной политики - консолидации и духовного оздоровления общества, должна происходить в соответствии с требованиями Конституции и положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Второй раздел посвящён формированию понятийного аппарата в сфере государственно-церковных отношений. В рамках законодательства РФ о свободе совести предпринята попытка определить сущность вероисповедной политики государства, при этом ограничив сферу ее действия отношениями, находящимися за рамками конфессиональных вопросов, регулируемых внутренними установлениями религиозных объединений.
В третьем разделе «Современные процессы в религиозной сфере жизни российского общества» рассматриваются изменения государственно- конфессиональных отношений с конца 80-х и проводится анализ тенденций развития государственно-церковных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Руководитель подготовившего этот проект авторского коллектива Н. А. Трофимчук, выступая на научной кофнеренции, охарактеризовал основные тенденции в религиозной сфере России за прошедшие 10 лет, в ходе которых кардинально изменилось не только Российское государство, но и общество в целом. В этот период радикальные изменилась и жизнь, деятельность и правовое положение религиозных объединений. Религия стала важным фактором общественной и государственной жизни. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее возможность свободного религиозного самоопределения и распространения своей веры, что привело к резкому увеличении числа как самих конфессий, так и их последователей. Рост религиозности населения так же привёл к наплыву новообращённых, многие из которых, хотя и имеют слабое представление о своей новой .............







Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.