На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности развития ориентирования в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 02.08.2013. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1.1 Особенности овладения навыками ориентирования в микропространстве детьми с сохранным зрением 6
1.2 Категория детей с нарушениями зрения, их психолого-педагогическая характеристика 12
1.3 Специфика овладения навыками ориентировки на микроплоскости детьми с нарушениями зрения 21
Глава 2. Изучение особенностей развития ориентации в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 32
2.1 Основные положения исследования 32
2.2. Изучение уровня способности к ориентировке в пространстве у слабовидящих детей дошкольного возраста в ДОУ 34
2.3 Анализ эффективности использования дидактических игр в процессе развития ориентации в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 36
2.4 Рекомендации родителям, воспитателям по организации работы по развитию ориентации в пространстве детей дошкольного возраста с нарушением зрения 41
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Введение

Ребенок с отклонениями в развитии значительно отстает по срокам формирования познавательных процессов и проходит процесс психического становления личности чрезвычайно неравномерно – он может выполнить сложное задание и не выполнить простое. В контексте нашей курсовой работы особое значение уделяется детям с нарушениями зрения, т.к. ограниченность в восприятии окружающего мира сказывается на общем развитии.
Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерыв-ность. Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно. Вначале он следит за горизонтально движущимся предметом, затем вертикально и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости. Затем начинает осваивать глубину пространства. Вертикальное положение при ходьбе позволяет быстрее всего освоить направления вверх - вниз. При этом ребенок осваивает систему координат по сторонам собственного тела. Он сам является как бы центром системы координат. Различая горизонтальные оси вперед - назад, налево - направо, ребенок постепенно разбивает пространство на координатные углы: переднюю левостороннюю и другие зоны. Разница между ними исчезает, когда ребенок осваивает глубину пространства. Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Ребенок использует систему с фиксированной точкой отсчета (на себе) и переходит к использованию системы со свободно перемещаемой точкой отсчета (на другие объекты). Этапы пространственной ориентации - на себе, от себя, от объекта - не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Позднее ребенок ориентируется на листе бумаги, тетради, книги, на листе бумаги в клеточку.
Вопросами общего развития дошкольников занимались такие педагоги и психологи, как Е.А. Аркин, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, А.Г. Хрипкова и др.; особенности развития детей-дошкольников с нарушениями в развитии изучали Л.П. Носкова, А.А. Катаева и др.; вопросам обучения и развития слабовидящих детей посвящены труды Л.И. Солнцевой, Н.И. Зеленцовой, Л.И. Плаксиной, В.З Денискиной и т.д.
Проблема пространственной ориентировки необычайно многогранна. Различные ее аспекты рассмотрены в общей психологии и педагогике рядом исследователей (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, О.И. Галкина, Н.И. Голубева, Т.В. Ендовицкая, Л.А. Кладницкая, А.Я. Колодная, И. Ломпшер, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Э.Я. Степаненкова, Ф.Н. Шемякин и др.)
Вопросам развития ориентировки в пространстве у детей раннего и
дошкольного возраста посвящены исследования Б.Г. Ананьева, В.Е. Бушуровой, Н.И. Голубевой, А.В. Запорожца, Р.Я. Лехтман-Абрамовича и В.И. Фрадкиной, А.А. Люблинской, H.H. Поддъякова.
Тем не менее, отмечая достаточную разработанность проблем детей с нарушениями зрения, недостаточное внимание в психолого-педагогической литературе уделяется проблеме овладения навыками ориентирования в пространстве детей с нарушениями зрения. Это положение определило тему нашей работы: «Особенности развития ориентирования в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».
Цель исследования: выявить особенности развития ориентирования в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования: процесс развития ориентирования в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности развития ориентирования в про-странстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2. Определить особенности психофизиологического развития детей с нарушениями зрения.
3. Проанализировать особенности развития ориентирования в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
4. Подобрать и адаптировать методики изучения сформированности ориентирования в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
5. Определить направления коррекционно-педагогической работы по развитию ориентирования в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Методы исследования:
 анализ литературы;
 обобщение и систематизация знаний;
 тестирование;
 наблюдение.

1.1 Особенности овладения навыками ориентирования в мик-ропространстве детьми с сохранным зрением

Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта.
Пространственная ориентировка это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы. И.М. Сеченов отмечал, что активное передвижение раздвигает границы осваиваемого ребенком пространства. Ходьбу И.М. Сеченов назвал "дробным анализатором пространства". Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности. Таким образом, можно утверждать, что активная двигательная деятельность ребенка теснейшим образом связана с практическим освоением пространства и с формированием пространствен-ных представлений. Большинство исследователей сходится в понимании пространственной ориентировки как способности человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем. Основные пространственные категории, овладение которыми необходимо для успешности ориентировки на местности: знание направлений пространства; определение местоположения в пространстве субъекта или какого-либо другого объекта, в котором зафиксирована точка отсчета; понимание перемещения с точкой отсчета "от себя"; оценка расстояния и расположения объектов и субъекта[4, c.87].
Наличие этих умений позволяет говорить о свободном ориентиро-вании в незнакомом пространстве и характеризует высокий уровень ориентации.
Ф.Н. Шемякин (1940) ориентировку в пространстве определил как уяснение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам, или, что одно и то же, их положения по отношению к нему самому. Исследователи отмечают, что пространственная ориентировка зависит от целостного восприятия предметного мира. Уже на втором году жизни нормально видящие дети понимают местоположение предметов и передвигаются осознанно по направлению к, ним.
Рассматривая особенности развития пространственной ориентировки у
дошкольников, исследователи выделили два ее вида: 1) на собственном теле и 2) в окружающем пространстве. Тесная взаимосвязь этих двух видов ориентировки обусловлена тем, что первый вид ориентировки развивается раньше второго, и тем, что ориентировка на собственном теле лежит в основе сложной ориентировки человека в окружающем пространстве. Различение детьми частей своего тела и определение парно-противоположных сторон "на себе" является основой для развития понимания детьми "схемы собственного тела", которая является, в свою очередь, чувственной основой системы отсчета при ориентировке в окружающем пространстве [22, c.70].
С развитием практической пространственной ориентировки
изменяется, совершенствуется и характер отражения ребенком
воспринимаемого пространства. Ориентировка на собственном теле, среди
окружающих......

Список использованной литературы

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: «Академия», 2001. – 192 с.
2. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. – М.: Наука, 1996.- 161 с.
3. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: «Академия», 2001 – 384 с.
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1997. – 240 с.
5. Быков Д.А. Социально-педагогическая адаптация лиц с ограни-ченными физическими возможностями – Челябинск, 2003
6. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов// Социс №6, 2002, с. 116-121
7. Воспитание слабовидящего ребенка в семье./ Под ред. В.П. Ер-макова, А.А. Щегловой. –М., 1986.
8. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
9. Давыдов В.В. Психологический словарь. – М., 1983. – 117 с.
10. Дети с отклонения в развитии. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001 – 128 с.
11. Дошкольное воспитание аномальных детей. / Под редакцией Носковой Л.П. – М.: Просвещение, 1993, 224с.
12. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Разви-тие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. –М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
13. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. –М.,1990.
14. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1973. – 178 с.
15. Иващенко Г.М., Ким Е.Н. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты 1»// Президентская программа «Дети России»  М., 1998
16. Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребенок плохо видит. – М.: Педагогика, 1969. – 235 с.
17. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2001
18. Лаврова Г.Н. Проблемные дети. Основы психокоррекции. Челябинск: Издательство «ЮУрГУ», 2002
19. Малева З.П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Челя-бинск, 2003 – 118 с.
20. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002. - 175с.
21. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблема-ми в развитии. С-П.: Речь, 2001, 220с.
22. Мир детства. Дошкольник./Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1979.
23. Миронова Д.М. Игра в развитии активности детей. – Минск, 1989.
24. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1979.
25. Основы специальной психологии/Л.В. Кузнецова, Л.И. Пере-слени, Л.И. Солнцева и др. – М.: «Академия», 2002 – 480 с.
26. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта, 2002, 104с.
27. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с на-рушениями зрения в процессе обучения математике. –Калуга, 1998. – 118 с.
28. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. – М., 1998. – 262 с.
29. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов н/Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
30. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/Под ред. Л.В. Шапковой. СПб, «Детство-пресс», 2002. – 169 с.
31. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: «Экзамен», 2003. – 256 с.
32. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагно-стической и коррекционной работы психолога. М.: Аркти, 2000
33. Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы ориентирования в пространстве и мобильности. – М., 1989.
34. Специальная дошкольная педагогика./ Под редакцией Стребелевой Е.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2001, 312с.
35. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Дону: «Фе-никс», 2003. – 672 с.
36. Учение и зрение: методическое пособие по охране, гигиене и профилактике зрения/Сост. З.П. Малева. – Челябинск, 2002 – 127 с.
37. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. –СПб., 2000.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.