На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом работа по преодолению нарушений коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 02.08.2013. Страниц: 69. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Содержание 3
Введение 4
Глава 1.Теоретический анализ проблемы организации работы по преодолению нарушений коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Проблема развития коммуникативных умений у детей в педагогике и психологии 8
1.2 Нарушения коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Способы преодоления нарушений коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Экспериментальное исследование по оценке эффективности работы по преодолению нарушений коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста 40
2.1. Изучение коммуникативных умений старших дошкольников с дизартрией 40
2.2 Содержание работы педагога по преодолению нарушений коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 46
2.3 Оценка эффективности работы по преодолению нарушений коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста 61
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список литературы 69


Введение

В разнообразных видах своей деятельности человек ежедневно вступает в многочисленные и разнообразные отношения и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы эти отношения были эффективными человек должен обладать высоким уровнем коммуникативных умений.
В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте коммуникативные умения и их значение для развития личности - важная проблема научных исследований. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является важным для развития коммуникативных умений, так как в этом возрасте возрастает интерес не только к взрослому, как источнику получения разных знаний, но и к сверстнику, как к партнеру в различных видах деятельности, к желанию сотрудничать, действовать вместе. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативного поведения между взрослыми и сверстниками. От уровня сформированности коммуникативных умений зависит характер поведения и положение ребенка в группе сверстников (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, М.И. Лисина).
На развитие коммуникативных умений дошкольников влияет много факторов. Одним из таких является дошкольное образовательное учреждение. В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. Таким образом, целенаправленное воспитание становится одним из факторов формирования планируемых качеств личности и существенная роль по развитию коммуникативных умений детей отводится воспитателям дошкольных образовательных учреждений, так как их деятельность является профессиональной. Сущность педагогической деятельности отражена в работах Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, Е.А. Панько и других авторов. Деятельность по формированию коммуникативных умений рассматривалась в работах В. Девятко, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.А. Кан-Калика, В.Н. Куницыной, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, Л.А. Петровской и др.
За прошедшее полтора столетия особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями-психологами, лингвистами, педагогами, дефектолагами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Среди трудов отечественных ученых следует прежде всего назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина, Н.Х. Швачкина, Г.Л. Розенград-Пупко, С.Л Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Р.М. Боскис и других [11].
В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенград-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова, Н.И. Лепская, А.М Шахнарович, С.Н. Цейтлин и других, подробно описано становление речи у детей начиная от стадии лепета до семи лет.
Всем хорошо известно, что психическое развитие детей раннего возраста во многом определяется здоровьем малыша. Основную проблему представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема paзвития и формирования речевого общения остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации детей. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом .

Коммуникативная деятельность побуждается особыми потребностями и мотивами, является сложной многоуровневой структурой.
Знания о проявлениях нарушений речи у детей раннего возраста позволит своевременно начать коррекционную работу и предотвратить негативное влияние нарушений речи на психическое развитие ребенка, адаптацию и социализацию.
Таким образом, проблема проявления нарушений коммуникативной функции речи у детей раннего возраста является актуальной.
Именно развитие коммуникативных умений является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития [33].
Выше сказанное позволяет выделить противоречие между признанием в теории значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка и недостаточным вниманием на практике к развитию коммуникативных умений у детей в педагогической деятельности воспитателя ДОУ.
Актуальность и значимость данной проблемы позволила определить тему исследования: «Работа по преодолению нарушений коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически и опытно-экспериментально особенности организации работы по преодолению нарушений коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: работа по преодолению нарушений коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать проблему развития и нарушения коммуникативных умений дошкольников в теории педагогики и психологии.
3. Рассмотреть средства преодоления нарушения коммуникативной функции детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем изучить методические аспекты развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста и оценить эффективность предложенных способов.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и других источников, анализ, обобщение; изучение документации, беседы, наблюдение, тестирование, диагностические ситуации, экспертная оценка.
База исследования: МДОУ № 347 города Челябинска.
Структура исследования: курсовая работа по педагогике состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, библиографического списка.









Глава 1.Теоретический анализ проблемы организации работы по преодолению нарушений коммуникативной функции у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Проблема развития коммуникативных умений у детей в педагогике и психологии

В нашей работе сделан акцент на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрим категории: «развитие», «умения», «возраст».
Понятие «развитие» - ключевое понятие возрастной психологии. Развитие – процесс перехода из одного состояний в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему [30, с. 18]. Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (А.А. Реан).
Под умениями понимается – освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умение всегда реализуется под контролем сознания [14, с. 359].
Под возрастом Д.Б. Эльконин понимал соответствующий относительно замкнутый период в жизни ребенка, значение которого определяется, прежде всего, его местом в общем ходе детского развития [28, с. 28]. К старшему дошкольному возрасту относятся дети от 5 до 6 лет.
Под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Соглашаясь с вышеназванными мнениями, будем считать, что коммуникативные умения это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих значимых характеристик.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.
В возрасте 5-ти лет у детей возникает и развивается потребность в общении со сверстниками. Воспитатель создает условия для содержательного и эмоционально насыщенного общения детей со сверстниками и взрослыми. Речь ребенка особенно значима в игровой деятельности. Она служит для контакта со сверстниками и организации .........



Список литературы

1. Алексеева, М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте [Текст]. /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1995.
2. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология
3. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
4. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 240 с.
5. Бородич, А.Н. Методика развития речи детей [Текст]/А.Н. Бородич. – М.: Просвещение, 1981 – 254 с.
6. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст]/Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 212 с.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.
9. Волосовец, Т.В., Кутепова, Е.Н., Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]/Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, М.Ф. Фомичева: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 200с.
10. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика [Текст]/Л.А. Головчиц.- М.: Владос, 201 – 303 с.
11. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст]. – М.: Изд-во ГНОМиД. 2001. – 448 с.
12. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей [Текст]. - /Авт. –сост. Н.Д. Шматко. – М.: «АКВАРИУМ - ЛТД», 2001. – 128 с.
13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
14. Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал. №10, 2005. С.26.
15. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.
16. Журнал, «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». № 6, июнь/2008. Парамонова Л.А. «Качество современного дошкольного образования», с. 4-19.
17. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп. и перераб. – М.: Логос, 2003. -384 с.
18. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей [Текст]/Под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 138 с.
19. Калинина, Р.Р.Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003. – 144с.
20. Канн-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
21. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 382 с.
22. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
23. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
24. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. – 480с.: ил.
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Издательство УРАО, 1999. – 176 с.
26. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издателство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.
27. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст]/Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4 – с. 105
28. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ А.И. Максаков. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
29. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. – (Психол. Наука – школе).
30. 20. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200 с.
31. 21. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
32. 22. Основы специальной психологии [Текст]/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени.– М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 480 с.
33. Основы теории и практики логопедии. [Текст]/Под ред. Р.Е.Левиной – М., 1968.
34. Поваляева, М.А. Помощник дефектолога [Текст]/М.А. Поваляева. - Ростов н/Дону: РГПУ, 1997. – 120 с.
35. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]/М.А. Поваляева. - Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 448 с.
36. Поваляева, М.А., Лещенко, А.Н. Личностно-ориентированный подход в коррекционной и лечебной педагогике [Текст]/М.А. Поваляева, А.Н. Лещенко /Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
37. Прохода, М. Карта развития ребенка. Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования [Текст]/М. Прохода // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1 – с.66
38. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
39. 23. Селивестров, В.И.. Игры в логопедической работе [Текст]/В.И. Селиверстов. – М. , 1987.
40. Сиднева, М., Тимофеева, Л. Познавательно – речевое развитие [Текст] /М. Сиднева, Л. Тимофеева//Дошкольное воспитание – 2005 - №9. – с.-19.
41. Сидоренко, Е В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2007. – 350 с., ил.
42. 24. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянова; Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
43. 25. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.: ил.
44. 26. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
45. 27. Солюс, О.П. Пособие по исправлению недостатков произношения [Текст]/О. Солюс. –М.: Просвещение, 1979. –16 с.
46. Управление дошкольным учреждением: Словарь-справочник / Сост.С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
47. 28. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. Учеб. Заведений /Г.А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
48. 29. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения: [пособие для студентов и педагогов] / В.М. Целуйко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007 – 295 с.: ил.
49. 30. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / Под ред. И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
50. 31. Шипицина, Л.М., Защиринская, О.В., Воронова, А.П., Нилова, Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1998. – 384 с.
51. Хрестоматия по логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т./ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.
52. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст]/С.Н. Цейтлин.- М., 1982.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.