На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом влияние готовности к школе в качестве фактора социализации ребенка старшего дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 04.08.2013. Страниц: 83. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ понятия «готовность к школе» как фактора социализации 7
1.1 Понятие социализации, особенности социализации ребенка старшего дошкольного возраста 7
1.2 Понятие «готовность к школе» 18
1.2.1 Сущность понятия «готовность к школе» 18
1.2.2 Виды готовности, их характеристика 21
1.2 Значение готовности к школе для ребенка дошкольного возраста как фактора социализации 30
1.4 Роль ДОУ в социализации личности старшего дошкольника 37
1.4.1 Формирование готовности ребенка к школе в условиях ДОУ 37
1.4.2 Формы и методы формирования готовности в условиях ДОУ 41
1.4.3 Взаимодействие ДОУ и начальной школы в формировании готовности к обучению 45
Выводы по главе 1 56
Глава 2. Изучение готовности старших дошкольников (детей подготовительной группы) к школьному обучению как фактора социализации в условиях ДОУ № 47 г. Озерска 57
2.1 Основные положения исследования 57
2.2 Влияние уровня готовности ребенка к школе на уровень социализированности 58
2.3 Рекомендации по организации эффективной подготовки детей к школьному обучению 69
2.4 Анализ эффективности использования предложенных рекомендаций 77
Выводы по главе 2 81
Заключение 82
Список использованной литературы 83
Введение

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В соответствии с этой целью в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать проявлений школьной дезадаптации.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Л.М. Фридман, М.М.Безруких Е.Е.Кравцова и многие другие.
Незаметное для многих, но очень важное превращение детского сада в ДОУ [дошкольное образовательное учреждение] породило целый ряд проблем методологического характера, на сегодняшний день не только не имеющих своего решения, но и не всегда осознаваемых работниками дошкольных учреждений - методистами, ст. воспитателями и воспитателями. Одной из важнейших проблем этого ряда является проблема преемственности между дошкольным и начальным звеньями.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Переход начальной школы на четырёхлетнее обучение является реальным фактом перспективного планирования образовательной стратегии в нашей стране. Насколько целесообразным он является с точки зрения возрастных этапов развития ребёнка и создаёт ли для него условия благоприятной адаптации к школьному обучению - это вопрос. по которому мнения части психологов и методистов расходятся. С точки зрения анализа возрастных этапов развития ребёнка, ориентированного на периодизацию, связанную с кризисами возрастного развития [Л.С.Выгодский], возраст 6,5 лет, определённый как оптимальный для поступления в четырёхлетнюю начальную школу, не является благоприятным для ребёнка периодом, поскольку совпадает с кризисом седьмого года жизни.
Кризис седьмого года жизни связан с изменением восприятия своего места в системе отношений, т.е. с изменением социальной ситуации в жизни ребёнка. Как считает Л.И.Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального «Я» ребёнка. Психологи считают, что характерная для этого периода переоценка ценностей определяется изменением внутренней позиции ребёнка под влиянием внутренних факторов, подготовленных всем ходом личностного развития ребёнка. Намечавшееся в конце дошкольного детства умение осознавать свои переживания упрочивается. В период кризиса седьмого года жизни проявляется то, что Л.С.Выгодский называл обобщением переживания,при котором осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. И.Ю.Кулагина считает, что этот кризис независим от того, когда ребёнок пошёл в школу - в 6 или 7 лет, поскольку у разных детей кризис может сместиться либо к 6, либо к 8 годам, т.е. он не жёстко связан с объективным изменением ситуации.[Кулагина И.Ю. Возрастная психология.-М.,1997.с.120].
Однако, реальные наблюдения в школьной практике дают основания полагать, что у значительной части детей кризис проходит именно под влиянием начавшегося школьного обучения. Ребёнок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление. И.Ю.Кулагина пишет: «Маленький школьник с увлечением играет и играть будет ещё долго, но игра перестаёт быть основным содержанием его жизни». [Кулагина И.Ю. Цит.соч.с121].
Суть в том, что сам ребёнок может ещё долго не понимать, что игра «перестала быть основным содержанием его жизни». Учителя практически весь первый год пребывания «шестилеток» в школе отмечают этот факт. Именно это несовпадение внутренних и внешних условий существования ре-бёнка в данный период может являться причиной обострения кризиса седьмого года жизни. Не секрет, что многие «шестилетки», так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября испытывают жестокое разочарование в школьной жизни.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Авторами дается не только анализ необходимых знаний, умений, навыков ребенка при переходе из детского сада в школу, но и предлагается комплекс диагностических методик, позволяющих выявить готовность дошкольника к школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для ос-воения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, определяющая специфику его социализации в коллективе и в дальнейшей жизни в целом. Актуальность данной проблемы определила тему нашей работы: «Готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе как фактор его социализации».
Цель работы: проанализировать теоретически и эмпирически проверить влияние готовности к школе в качестве фактора социализации ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс социализации.
Предмет исследования: готовность к школьному обучению как фактор социализации.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. изучение и анализ литературы по теме исследования;
2. определение сущности понятия «готовность ребенка к школьному обучению»;
3. определение и краткая характеристика разных видов готовности как фактора социализации;
4. изучение уровня готовности к школьному обучению как фактора со-циализации старшего дошкольника в условиях ДОУ № 47.
Гипотезой исследования является предположение о том, что социализа-ция ребенка старшего дошкольного возраста будет более эффективна если:
- данный процесс будет носить целенаправленный характер;
- его составляющим будет формирование готовности;
- будет осуществляться преемственность и взаимодействие ДОУ и на-чальной школы.
Основными методами исследования являются анализ литературы, обобщение и систематизация материалов, тестирование, наблюдение.
Этапы исследования:
1. Организационный (с 2007 года) – определение темы, разработка плана, разработка исследовательского аппарата, составление списка литературы. Продолжительность этапа – 4 месяца.
2. Анализ научной литературы по проблеме. Продолжительность этапа – 8 месяцев.
3. Констатирующий эксперимент. Продолжительность этапа – 1,5 месяца.
4. Завершающий этап – сведение материала. Продолжительность этапа – 3 месяца.

Глава 1. Теоретический анализ понятия «готовность к шко-ле» как фактора социализации

1.1 Понятие социализации, особенности социализации ребенка старшего дошкольного возраста

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения». В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1] биологическая наследственность; 2] физическое окружение; 3] культура; 4] группов.......




Список использованной литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1999.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.
3. Андреева Т.В. Семейная психология. – М.: Изд. центр «Академия», - 2004
4. Анзорг Л. Книга для учителя. - М.: -Просвещение - 1988 -144с.
5. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: - 1995.
6. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и психологическое консультирование. –М.: 1999
7. Аракелов В., Жариков Л. Учителям и родителям о психологии подростка- М.: «Высшая школа», - 1990.
8. Беличева С. Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних //Воспитание школьников – 2004, №2. – с. 28-31
9. Бениаминова М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – М.: Медицина, 1991.
10. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М., 1995. [132 -142 стр.].
11. Бойко В.В. Оганян К.М. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб, 1999
12. Будницкая И.Г. Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей. – Волгоград, 1998
13. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М.: «Знание», -1984 -80с.
14. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М.: 1988
15. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Изд.центр «Академия», -2001
16. Венгер Л. А.. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания.– М., 1986.ъ
17. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса. - М: Просвещение, 1975.
18. Волкова К.М. Трудные дети или трудные родители. - М.: «Профиздат», - 1990. -152с.
19. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением; Учеб. - метод. пособие / Под ред. М.-И, Рожкова. - М.. 2001, - 240с.
20. Вьюнова Н.И.. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. / М.: 2003.- 121 стр.
21. Гати Ф., Галер Д. Подросток. Проблемы воспитания в семье [перевод с венгерского]. - М.: Прогресс - 1977.
22. Дементьева Е.М. Современная российская семья: трудности и на-дежды //Педагогика- 1996, №6. - с.30-34
23. Дементьева И. Обследование семей, имеющих несо-вершеннолетних родителей//Воспитание школьников – 2004, №7 – с.23-24
24. Дубровина И. В.. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 1997. – 528 стр. [123 – 125 стр.].
25. Железнева А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, - 1998. - №4
26. Жуковская Н. П. Диагностика психологической готовности к шко-ле. // Мир библиографии. С-Пб. 2004 №2 [14 – 18].
27. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. - М.: «Союз», -1997
28. Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.
29. Земска М. Семья и личность. - М.; Прогресс - 1984 - 80с.
30. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей.: Учеб. Пособие для студенитов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 224с.
31. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13
32. Иванцова А. О работе с проблемными семьями //Воспитание школьников. -2000. - №10- с.18-21.
33. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагопо-лучных семей. // Воспитание школьников. - 2000. - № 7 - с. 22-25.
34. Иванцова А. Изучение особенностей воспитания в семь-ях.//Воспитание школьников. - 2000 - .№ 9 - с 16-18.
35. Ковалев С.В. Психология современной семьи: книга для учителя. - М.: Просвещение, - 1988
36. Коджаспирова Г.М, Коджаспиров А.Ю. -Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений. – М.:Академия-2001.
37. Козлова С. А. Дошкольная психология: Учеб, пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издат. Центр « Академия», 2001. – 336 стр. [35 - 37, 299 – 306 стр.].
38. Колпакова А. Дети проблемных семей // Защити меня! 2000. - №5-с21-23.
39. Кон И.С. Социология личности. М: изд. политической литературы, 1967
40. Концепция семейной политики г.Челябинска на 2002-2005 год.
41. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.; Академия, 2000 - 252с.
42. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитаниеи его значение. М.: Пе-дагогика, 1991.
43. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью. //Воспитание школьников.-1996.-№5-с.25-29.
44. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома.- М.: Социс, 1995.
45. Мауковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России -1995.-№ 3-4 – с.25-36
46. Медведев ИМ. В семье растут дети: раздумья о воспитании. – Челябинск: Южноуральское книжное издательство, 1986.
47. Мир детства. Дошкольник. - М.: Развитие, 1987.
48. Москаленко В. Ребенок из семьи алкоголика//Воспитание школьников. 1999. -№1.- с.10-13
49. Москаленко В.Д. Если папа пьет... - М.: Знание, 1984 – 80с.
50. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога.– М.: ООО ТЦ «Сфера», 2001. – 560 стр. [160 – 163 стр.].
51. Островская Л.З. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
52. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1996.
53. Плоткин М.М. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России 1997. -№ 2 – с.90-109.
54. Подготовка ребенка к школе. – Томск, Пеленг, 1994.
55. Подготовка ребенка к школе: работа воспитателя. – Минск: Школа, 1999.
56. Подготовка ребенка к школе: психологический аспект. – Томск, Пеленг, 1996.
57. Психологическая помощь родителям дошкольников. – Тверь: Радуга, 2005.
58. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.
59. Репина Е.А. Общение детей и детском саду и семье. - М.: Педагогика, 1990. -152с.
60. Рояк А.Л. Психологический конфликт особенности индивидуального развития личности. М- 1998г.
61. Рабочая книга воспитателя детского сада. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004
62. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. – Ростов н/Дону: Феникс, 2000.
63. Семейное воспитание: Краткий словарь /сост.: И.В. Гребеньшикова. Л.В. Ковинько. - М. Политиздата, 1990. - 319с.
64. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. – Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 1993.
65. Социальная педагогика: Курс лекций / под ред. М.Л. Галагузовой. - М-, 2000 - 692с.
66. Турченко В. И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики. - Магнитогорск: МаГУ, Ч 2.: 2003.
67. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у 6 – летних детей. // Дошкольное воспитание.- 1989. - №3. [53 -57 стр.].
68. Усова А.Л. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение. 1998.
69. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей [перевод с польского]. - М.: «Прогресс», 1989, - 400с
70. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.- 160с.
71. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. -М. Педагогика 1989
72. Шадриков В. Д.. Первый заместитель министра. Письмо Минобразования РФ от 22 июля 1997 года № 990/14 – 15 «О подготовке детей к школе».// Настольная книга детского психолога [296-298 стр.].
73. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога; учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Изд. центр Академия 2002. - 272с.
74. Шмелев А.П. Острые углы семейного круга-М.: Знание 1986 -96с.
75. Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? [перевод с немецко-го] - М.: Просвещение, 1988 -144с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.