Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат особенности идей славянофилов и западников

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Философия. Добавлен: 08.08.2013. Страниц: 27+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1. П.Я.Чаадаев об истории и историческом месте России 6
2. Философские идеи славянофилов. 11
3. Социально-философские идеи либерального и революционно-демократического западничества. 20
Заключение 24
Литература 27
Тестовые задания 29

Введение
Западничество и славянофильство - направления русской общественной мысли 1840—1850-х гг., представители которых вели между собой полемику о путях общественно-исторического и культурного развития России.
Активными участниками московского западнического кружка были А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, К.Д. Кавелин и др. С участниками кружка был также тесно связан В.Г. Белинский. Наиболее видные представители славянофильства — И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.
Если западники настаивали на том, что страны Западной Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, то славянофилы полагали, что важнейшей исторической задачей России является развитие самобытных общественных и культурных начал. Западников объединяла критическая установка по отношению к славянофилам, уверенность в приоритете общих закономерностей исторического развития над особенными и специфическими. Вместе с тем западники по-разному трактовали особенности западной цивилизации и, соответственно, по-разному представляли себе перспективы исторического развития России.
В основном линии размежевания в среде западников определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно оформилось противостояние двух течений — революционно-демократического и социалистического, с одной стороны, и умеренно-либерального — с другой. Лидерами первого направления в западничестве были Белинский, Герцен, Огарев, второго — Грановский, Кавелин, Боткин и др.
Полемика между западниками и славянофилами началась после публикации в 1836 первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева, написанного в западническом духе.

Учение славянофилов – закономерный этап в развитии того философского умонастроения, которое проявилось в России уже в XVIII в., а в следующем столетии стало альтернативой широкому распространению в обществе рационалистических теорий, прежде всего идей французского Просвещения. Это умонастроение было направлено на вытеснение влияния философии французских просветителей и переориентацию русской мысли на новейшую немецкую философию, особенно на Шеллинга и Гегеля.
Во время царствования Николая I, известного усилением абсолютистского давления на интеллектуальную жизнь, российское общество вступило тем не менее в эпоху подъема своего национального самосознания. Взлет национального духа, породивший Пушкина, Лермонтова и Гоголя, происходил не только в области литературы, но и в философии. Чем шире распространялось на Россию влияние новейших европейских учений, в том числе немецкой метафизики, тем яснее вырисовывалась для образованного общества неадекватность подхода решению собственных национальных проблем и задач только на основе теорий Запада.
В этих условиях в 30—40-е гг. XIX в. формируется новое религиозно-философское направление – славянофильство. Его центром стала Москва, а приверженцами – выпускники Московского университета, молодые образованные дворяне. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский явились родоначальниками этого нового движения философской и общественно-политической мысли, к которому присоединились Ю. Ф. Самарин, К. С. и И. С. Аксаковы, А. И. Кошелев и др. Представители этого идейного течения, называвшие себя «московским направлением» (в противоположность «петербургскому»), получили литературно-публицистическое название славянофилы, закрепившееся в ходе журнальных дискуссий 40-х гг. и с той поры вошедшее в общее употребление.
Западничество и славянофильство занимают важное место в истории философской и общественной жизни России, в связи с этим изучение этих направлений актуально.
Цель: выявить особенности идей славянофилов и западников.
Задачи:
1. Определить особенности взглядов П.Я.Чаадаева на историю и историческое место России.
2. Охарактеризовать философские идеи славянофилов.
3. Выявить особенности социально-философских идей либерального и революционно-демократического западничества.


1. П.Я.Чаадаев об истории и историческом месте России
Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) занимает в истории русской философии особое место. Он был близок к декабристским обществам, но не принимал участия в заговоре 1825 г. (находился в то время за границей). Будучи активным участником московских философских кружков 30—40-х гг., Чаадаев, однако, не разделял полностью идейную ориентацию ни одного из них. Испытывая влияние философии Шеллинга (переписывался с ним и признавал большое теоретическое значение его идей), он тем не менее не был собственно «шеллингианцем». Европеец по привычкам и жизненным устремлениям, особенно симпатизировавший идеалам средневековой католической Европы, острый критик Российского государства и его истории, Чаадаев вместе с тем не был настоящим западником. Несмотря на свою религиозность, он не примкнул ни к одному религиозно-философскому учению. Герцен первым причислил философа к мученикам русского освободительного движения, назвав публикацию его первого «Философического письма» (1836) «выстрелом, раздавшимся в темную ночь» .
Главное направление размышлений Чаадаева – философское осмысление истории. Не случайно Н. А. Бердяев в своей «Русской идее» (1946) назвал его «первым русским философом истории». Хотя правильнее называть его сочинения историософскими, а не философско-историческ.......


Литература
1. Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П. / Введение в историю философии: Учебное пособие. М., 2005.
2. Аблеев С.Р. История мировой философии. М., 2005.
3. Бердяев Н.А. А.С.Хомяков как философ // Н.Бердяев о русской философии. Ч. 2. Свердловск, 1991.
4. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл. Фролов И.Т. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
5. Галактионов А.А., Никандров И.Ф. Русская философия XVIII-XIX веков. Л., 1989.
6. Герцен А.И. К старому товарищу // Герцен А.И. Избр. филос. произв. в 2-х т. Т.2. М., 1948.
7. Герцен А.И. Письма об изучении природы // Герцен А.И. Избр.филос.произв. В 2-х т. Т.1. М., 1948.
8. Герцен А.И. Письмо к сыну –А.А.Герцену // Герцен А.И. Избр.филос.произв. в 2-х т. Т.2. М., 1948.
9. Задорожнюк И. Всполохи революции и стропила реформ. О письмах А.Герцена к старому товарищу // Свободная мысль, 1993, № 3.
10. История русской философии: Учеб для вузов; Редкол.: М.А.Маслин и др. М., 2001.
11. История философии: Учебник / Г.С.Кирвель, А.А.Бородич, У.Д.Розенфельд и др.; под ред. Г.С.Кирвеля. 2-е изд., испр. Мн., 2001.
12. История философии: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 3-е изд. Ростов-н/Дону, 2005.
13. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.
14. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2000.
15. Киреевский И.В. В ответ А.С.Хомякову // Русская идея. М., 1992.
16. Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов. Л., 1984.
17. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
18. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2003.
19. Сухов А.Д. Илья Муромец славянофильства. М., 1990.
20. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И.Кузнецова; под ред. С.Б.Крымского. М., 2003.
21. Философский энциклопедический словарь. // Под ред. А.П.Алексеева. М., 2003.
22. Философия: Хрестоматия. М., 2006.
23. Хомяков А.С. О старом и новом. // Русская идея. М.: 1992.
24. Хомяков А.С. Работа по историософии //Сочинения в 2-х т. Т.1 М., 1994.
25. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Дону, 2002.
26. Чаадаев П.Я. Философические письма. Апология сумасшедшего // Сочинения. М., 1989.
27. Шапошников Л.Е. Учение о соборности в воззрениях славянофилов // Вопросы философии. 1990. № 10.
28. Яковенко Б.В. История русской философии: Пер. с чеш./общ. ред. и поясн. Ю.Н.Солодухина. М., 2003.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.