На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 08.08.2013. Страниц: 81+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава І. Теоретический обзор по проблеме адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности 6
1.1 Определение понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогические условия адаптации ребенка к обучению в школе 18
1.3 Значение игровой деятельности в адаптации ребенка к школе 34
Вывод по главе І 43
Глава ІІ. Эмпирическое исследование проблемы адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности 45
2.1 Организация исследования 45
2.2 Адаптация ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности 62
2.3 Обработка и анализ результатов исследования 68
Вывод по главе ІІ 76
Заключение 78
Список литературы 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 86

Введение
Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и формирования школьной адаптации.
Проблеме адаптации детей младшего школьного возраста посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов и педагогов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.
Над проблемой адаптации работали такие психологи как: Ю.А.Александровский, А.В.Петровский, А.М.Прихожан, К.Роджерс, З.Фрейд и многие другие [1; 32; 33; 37; 44].
Начальный период обучения для первоклассников достаточно труден, так как вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. Меняется фактор места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Смена места в системе общественных отношений - переход в позицию ученика, школьника, создает ситуацию психологической открытости ребенка. Согласно Ю. А. Александровскому, последствия трудной адаптации различны: ухудшение состояния здоровья, увеличение заболеваемости, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала [1].
Для подготовки ребенка к условиям обучения в школе важным средством является игровая деятельность, так как именно в игре происходит развитие многих психических функций.
Проблемой игровых форм работы с младшими школьниками в адаптационный период занимались: С. А. Беличева, М.Р. Битянова, Г.И. Вергелес и др. [6; 9; 12]
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы выделили противоречия между необходимостью повышения уровня адаптации детей к обучению в школе и малым количеством программ, направленных на решение данной проблемы. Также существуют противоречия между необходимостью проведения работы по адаптации детей к обучению в школе и тем, что такая работа не проводится.
Проблема исследования: Как адаптировать детей к обучению в школе, если год от года увеличивается количество детей, с трудом адаптирующихся к условиям школы, вследствие не посещения дошкольных образовательных учреждений?
Согласно выделенной проблеме и сформулированных противоречий мы определили тему исследования: «Адаптация ребенка к обучению в школе средствами игры».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы адаптации ребенка к обучению в школе средствами игры и разработать программу игр, направленную на адаптацию ребенка к обучению в школе.
Гипотеза исследования: процесс адаптационного периода первоклассника к обучению в школе будет эффективным, если в практику работы учителя начальных классов будет внедрена программа игр, направленная на адаптацию ребенка.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть парадигму развития проблемы адаптации ребенка к школе в психолого-педагогической литературе.
2. Определить психолого-педагогические условия адаптации ребенка к обучению в школе.
3. Рассмотреть нарушения адаптации ребенка к обучению в школе.
4. Определить значение игровой деятельности в адаптации ребенка к школе.
5. Разработать программу адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.
Объект исследования: процесс адаптации ребенка к обучению в школе.
Предмет исследования: процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.
Решение задач исследования предполагает использование следующих методов: теоретические (анализ литературы); эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа); статистические; аналитические (обобщение и интерпретация полученных данных).
Работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы, который включает в себя 51 издание; приложения, включающего 8 таблиц, 9 рисунков.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 77 города Челябинска.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использований разработанной нами программы игр, направленной на адаптацию ребенка к обучению в школе, учителями начальных классов и воспитателей старших подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений.




Глава І. Теоретический обзор по проблеме адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности
1.1 Определение понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе
Приведем анализ подходов к категории «адаптация» с точки зрения различных научных школ.
Адаптация личности к условиям своей деятельности орга¬нически связана со многими проблемами государства. Это связа¬но с резким усложнением социального портрета общества, рас¬слоением социальной структуры, сменой главных жизненных ориен¬тиров общества в целом и отдельных индивидуумов в частности (полот, словарь).
В психолого-педагогическом словаре В.А. Мижериков понимает адаптацию как приспо¬собление. Здесь же он приводит классификацию видов адаптации:
• физиологическая — изменение чувствительности анализа¬торов в результате их приспособления к изменению силы действующих раздражителей;
• литературная — сокращение и упрощение печатного текста, с учетом возраста, профессии и уровня подготовки читате¬лей;
• профессиональная — процесс приспособления людей к из-менившимся условиям профессиональной основной деятель¬ности [25].
Д. Жюлиа в Философском словаре рассматривает адапта¬цию как приспособление одного живого существа к другому жи¬вому существу или к окружающей среде. Приводит в пример две основные психологические теории адаптации:
• теория Дарвина во главу угла ставит воздействие окружаю¬щей среды и ее способность отбирать наиболее адаптиро¬ванные организмы;
• теория Ламарка утверждает, что адаптация зависит в пер¬вую очередь от самого организма [42].
Согласно Дарвину, когда земли Африки пересохли и листья деревьев располагались все выше и выше (пальмы), то выжили лишь животные, обладавшие длинной шеей (жирафы), прочие вида вымерли. По Ламарку, у этих животных в силу того, что они постоянно искали пищу на высоте, со временем удлинились шеи и так они стали жирафами [42].
Именно проблемы, связанные с адаптацией к миру, или, по Бергсону, ослабление «инстинктивной» адапта¬ции как раз и пробудили человеческий разум: строительство до¬мов — чтобы спастись от холода, оружие — для зашиты от диких животных и т. п. [42]
Разум есть форма мышления, позволяющая человеку син¬тезировать результаты познания, создающая новые ил ей, вы¬ходящие за пределы сложившихся систем. По-другому, разум есть творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности [48, с. 217].
Согласно Г. В. Осипову, на уровне человеческих отношений адаптация определяется способностью общаться с другим человеком, понимать его, вме¬сто того чтобы ему противостоять (конфликт, ревность, созна¬ние более низкого или более высокого положения, вызывающее желание подчинить себе другого, и т.д.) [48].
Наука психология, в частности психоанализ, может быть полезной подспорьем в процессе адаптации к другим людям и налаживания социально приспособленной жизни.
В философском словаре под редакцией Е.Ф. Губского, Г. В. Кораблева и В. А. Лутченко наряду с термином адаптация (приспособление) рассматривается понятие «коадаптация», что оз¬начает от латинского «со» — вместе — приспособлять — корреля¬тивное (соотносительное) приспособление.
В биологии примером коадаптации является приспособле¬ние формы цветка к устройству ротовых частей некоторых насекомых и т. п.
Н. Ф. Голованова под адапта¬цией поним.........



Список литературы
1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация [Текст]/ Ю.А. Александровский – М.: Владос, 2009. – 276 с.
2. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики [Текст]/ Н. А. Алексеев – Тюмень, 2007. – 127 с.
3. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш. А. Амонашвили – М.: Сфера, 2008. – 496 с.
4. Ананьев Б. Г. О человека как объекте и субъекте воспитания [Текст]/ Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. – М.: Академия, 2007. – С. 9-127.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст]/ Г.А. Балл //Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 92 - 100.
6. Беличева С. А. Основы примитивной психологии [Текст]/ С. А. Беличева – М.: Класс, 2009. – 194 с.
7. Белшева С. А. Диагностика школьной дезадаптации [Текст]/ С. А. Белшева – М.: АСТ, 2007. – 143 с.
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]/ Ф.Б. Березин - СПб: Речь, 2008. – 270 с.
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]/ М.Р. Битянова - М.: Генезис, 2006. – 340 с.
10. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования [Текст]/ Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. - №4. – С. 11-17.
11. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа [Текст]// Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростов н/Д, 2005. – С. 11-27.
12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Посоги ему учиться: Книга для учителей и родителей [Текст]/ Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000. - 159 с.
13. Вульфсон Б. Л. Эрих Фромм о воспитании [Текст]/ Б. Л. Вульфсон – М.: Сфера, 2007. – 121 с.
14. Выготский Л.С. Лекции по психологии [Текст]/ Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1999. – 329 с.
15. Голованова Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое [Текст]/ Н. Ф. Голованова // Педагогика. – 2008. - № 5. – С. 42-45.
16. Давыдов В.В. Психологические проблемы процессы обучения младших школьников [Текст]/ В.В. Давыдов //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
17. Зотова А. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. Методология и методы социальной психологии [Текст]/ А. И. Зотова, И. К. Кряжева – М.: Дашков и Ко, 2009. – 149 с.
18. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт [Текст]/ Н.В. Иванова, М.С. Кузнецова //Журнал практического психолога №2, 1997. - С.14 - 20.
19. Ильин В. С. Формирование личности школьника [Текст]/ В. С. Ильин – М.: Академия, 2009. – 208 с.
20. Каракулина Т. А. Проблемы развития самооценки школьников в условиях личностно-ориентированного образования. Личностно-развивающий образовательный процесс [Текст]/ Т. А. Каракулина – Волгоград, 2008. – 212 с.
21. Коган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации [Текст]/ В. Е. Коган //Вопросы психологии. – 2004. - № 4. – С. 28-37.
22. Кон И. С. Постоянность и изменчивость личности [Текст]/ И. С. Кон // Психологический журнал. – 1997. - № 4. – С. 126-137.
23. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника [Текст]/ В.А. Крутецкий //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст]/ Пер. А.М.Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 2009. – 215 с.
25. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. А. Мижериков – М.: Феникс, 2008. – 447 с.
26. Молодцова Т. Д. Психолого-педагогическая проблема предупреждения и преодоления подростковой дезадаптации [Текст]/ Т. Д. Молодцова – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 295 с.
27. Молодцова Т. Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации: Автореф. дис. … д-ра пед. наук [Текст]/ Т. Д. Молодцова – Ростов н/Д, 1998. – 243 с.
28. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст]/ А. В. Мудрик – М.: Владос, 2004. – 105 с.
29. Общая психодиагностика [Текст]/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.: Речь, 2010. – 439 с.
30. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возратса в школе [Текст]/ Под ред. И.Д.Зверева, А.М.Пышкало - М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
31. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст]/ Р.В. Овчарова - М.: Педагогика, 2007. – 127 с.
32. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст]/ А. В. Петровский – М.: Проспект, 2002. – 147 с.
33. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности [Текст]/ В. А. Петровский - М.: МГУ, 2007. – 224 с.
34. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности [Текст]/ А.А. Реан //Вестник СПб гос. Унив. 2007.- Серия 6, № 3. - С.72 - 86.
35. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника [Текст]/ М.А. Резническо //Начальная школа, 2008 №1. - С. 25-30
36. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога [Текст]/ Е.И. Рогов - М.: Феникс, 2007. – 210 с.
37. Роджерс К. Консультирование и психотерапия [Текст]/ К. Роджерс - М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 312 с.
38. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника [Текст]/ Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова - М.: МГППУ, 2006. - 210 с.
39. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование [Текст]/ В. В. Сериков // Педагогика. – 2004. - № 5. – С. 16-21.
40. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология [Текст]/ В. В. Сериков – Волгоград, 2010. – 173 с.
41. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Текст]/ В. А. Сухомлинский – Ростов н/Д: Феникс, 1994. – 287 с.
42. Философские проблемы теории адаптации [Текст]. - М.: Наука, 1995. – 277 с.
43. Формирование положительной мотивации обучения как способ профилактики дезадаптации: Методическое пособие [Текст] – Калач-на-Дону, 2010. – 78 с.
44. Фрейд З. Психология бессознательного [Текст]/ З. Фрейд – М.: Академия, 2009. – 448 с.
45. Хрипкова А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физиологическим нагрузкам [Текст] / А.Г. Хрипкова - М.: Педагогика, 2003. – 326 с.
46. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков [Текст]/ Т.А. Шилова - М.: Аврис ПРЕСС, 2004. – 182 с.
47. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст]/ Д.Б. Эльконин //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
48. Энциклопедический социологический словарь [Текст]/ Под ред. Г. В. Осипова. – М.: Гардарики, 2010. – 503 с.
49. Эриксон Э. Детство и общество [Текст]/ Э. Эриксон – М.: Эксмо, 2009. – 234 с.
50. Юнг К. Аналитическая психология [Текст]/ К. Юнг – М.: Эксмо, 2007. – 415 с.
51. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст]/ И. С. Якиманская – М.: Астрель, 2007. - 95 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.