Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом изучить коррекцию звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в изобразительной деятельности.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 08.08.2013. Страниц: 92+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 4
Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 7
1.1 ЗПР как специфический вид дизонтогенеза 7
1.2 Проявления нарушения звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 14
1.3 Коррекционная направленность изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР 30
Вывод по главе І 45
Глава ІІ. ИЗУЧЕНИЕ О СОСТОЯНИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 47
2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 47
2.2 Особенности нарушения звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 52
Вывод по главе ІІ 60
Глава III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 61
3.1 Содержание работы по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в изобразительной деятельности 61
3.2 Результаты коррекционной работы 81
Вывод по главе III 87
Заключение 88
Список литературы 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 103


Введение
Актуальность: задержка психического развития - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза [11, с. 74]. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.
Задержка психического развития у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
Речь в старшем дошкольном возрасте играет большое значение для дальнейшего психического развития, социализации. Чаще всего в этом возрасте возникают нарушения формирования звукопроизношения и фонетических процессов.
Изобразительная деятельность занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст, по мнению специалистов педагогов, психологов считается самым синзитивным, именно в эти годы ребенком приобретается жизненный опыт не сопоставимый со всей последующей жизнью. Изобразительное искусство так же способствует становлению познавательной и нравственной сферы, и, что особенно важно, формирует творческую личность. Поэтому данному виду деятельности уделяется особое внимание при работе с дошкольниками, имеющими ЗПР.
Таким образом, проблема коррекции звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в изобразительной деятельности является актуальной.
Объект исследования: старшие дошкольники с ЗПР.
Предмет исследования: коррекция звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в изобразительной деятельности.
Цель исследования: изучить коррекцию звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в изобразительной деятельности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень развития звукопроизношения и фонематических процессов.
3. Провести исследование проблемы возможности коррекции звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в изобразительной деятельности.
4. Описать содержание занятий по изобразительной деятельности как средства преодоления коррекции звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: изобразительная деятельность является эффективным средством коррекции звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретической основой исследования являлись работы следующих авторов: И. А. Архип, М. О. Винник, Е. М, Мастюковой и др.
Методы исследования:
— анализ теоретической литературы;
— эксперимент;
— беседа.
База исследования: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Родничок" города Лянтор.
Данная квалификационная работа имеет следующую структуру:
- введение, содержит актуальность данной темы, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы исследования;
- глава 1;
- глава 2;
- глава 3;
- заключение содержит краткое обобщение полученных данных, выводы по проделанной работе, практическую значимость исследования;
- список литературы, который включает в себя 63 издания.

Глава І
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
1.1 ЗПР как специфический вид дизонтогенеза
Задержка психического развития (ЗПР) - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия [9, с. 16]. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Причины возникновения ЗПР [25]: органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональные (наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.).
Классификации ЗПР (наиболее часто применяемые в практике медицины и дефектологии). М.С. Певзнер и Т.А. Власовой были выделены две основные формы ЗПР: 1) ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом; 2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка (см. Астения).
С.С. Мнухин предлагал определять подобные состояния термином "резидуальная церебрастения с западением школьных навыков". К.С. Лебединской, исходя из этиологич..........



Список литературы
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / Арушанова А. Г. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 272 с.
2. Архип, И.А. Изобразительная деятельность как средство коррекционной педагогики [Текст] / И. А. Архип - Мурманск, 2003. – 85 с.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст]/ Т.М. Бабунова – М.: Сфера, 2007. – 202 с.
4. Бирина, Н.М. Приемы руководства самостоятельной коллективной изобразительной деятельностью детей в старшей и подготовительной группах детского сада [Текст] / Н. М. Бирина. - М.: Сфера, 2007. – 214 с.
5. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов [Текст] / А.И. Богомолова -2-е изд.- М.: Академия, 2007. - 208 с.
6. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития [Текст]/ Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына — М.: В.Секачёв, 2007. – 78 с.
7. Васильева, Е.И. Воспитание коллективизма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности [Текст] / Е. И. Васильева. - М.: Изд. МГУ, 2003. – 185 с.
8. Вепрева, О.А. Значение и возможности использования слова на занятиях изобразительной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Вепрева// Третьи Вавиловские чтения: Социум в преддверии XXI века: итоги пройденного пути, проблемы настоящего и контуры будущего. - Йошкар-Ола: МИО, 2009. - С. 262.
9. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей. Методолгические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы [Текст]/ М. О. Винник – М.: Школа развития, 2007. – 160 с.
10. Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст]: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит. вузов. / В.П. Глухов - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. – 318 с.
11. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст]/ А.О. Дробинская — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.
12. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие [Текст]/ Н. В. Дурова — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 112 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]/ Л. Н. Ефименкова - М.: АСТ, 2008. – 223 с.
14. Жукова, Н. С. Логопедия [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева - М.: Владос, 2003.- 290 с.
15. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие [Текст] / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2010. – 74 с.
16. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]/ О. В. Защиринская - СПб.: Речь, 2007. – 176 с.
17. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте [Текст] / М. Зееман — М.: Владос, 2008. – 2-е изд. – 152 с.
18. Иванова, О.Л. Изобразительная деятельность и ее роль в период детства [Текст] / О. Л. Иванова// Образование в период детства: Тезисы докладов Российской конференции работников системы образования. - Екатеринбург: Уральский ГПУ, 2007. - С.33.
19. Казакова, Т.Г. Задачи воспитания средствами изобразительной деятельности [Текст] / Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева // Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2008. – 192 с..
20. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст]: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / Под общ. ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
21. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 16 с.
22. Котляр, В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / В.Ф. Котляр - Киев: Рад. школа, 2006. - 95с.
23. Лаврова, Е.В. Логопедия [Текст] / Е.В. Лаврова - М.: Академия, 2007. - 144 с.
24. Лалаева, Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева - Ростов-на- Дону: Феникс, 2009. - 224 с.
25. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанова - М., Просвещение, 1991. – 112 с.
26. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст]/ К.С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С.15-27
27. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
28. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – С. 45-54.
29. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. ранний и дошкольный возраст [Текст]/ Под ред. А. Г. Мословкиной. – М.: Классикс Стиль, 2003. – 207 с.
30. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова – М.: А.П.О., 2010. - 43 с.
31. Назарова, А.Г. Играть любят все [Текст]/ А.Г. Назарова - СПб.: Питер,2008. – 183 с.
32. Новиковская, О.Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения [Текст] / О.Д. Новиковская - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-230 с.
33. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2008. – 240 с.
34. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст] / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
35. Основы специальной психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
36. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968. – 380 с.
37. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.
38. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. [Текст] / О. В. Правдина - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
39. Практикум по дошкольной логопедии [Текст]/ Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Сфера, 2006.- 294с.
40. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста [Текст] /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М.: Просвещение, 1984 – С. 70-84.
41. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст]/ Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.
42. Сазонова, Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций [Текст]/ Н.П. Сазонова – М.: Детство-Пресс, 2010. – 210 с.
43. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова // Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - М., 2001. - С.15-66.
44. Смирнова, Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей [Текст] / Л.Н. Смирнова - М.: Мозаика-синтез, 2004. - 56 с.-
45. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Дошкольная педагогика и психология" [Текст]/ Е.О. Смирнова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
46. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]/ Е. В. Соколова – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 320 с.
47. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
48. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
49. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии [Текст]/ Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б.Трофимова, Т.Ф. Пушкина - СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
50. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов [Текст]/ Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
51. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г.А. Урунтаева - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 336 с.
52. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова - М.: Издательство института психотерапии, 2007. – 150 с.
53. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 287 с.
54. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Академия, 2009.—223 с.
55. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
56. Флерина, Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях: Пособие для высших пед. уч. заведений и пед. техникумов [Текст] / Е.А. Флерина – М.: АСТ, 2004. – 96с.
57. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие [Текст] / М.Ф. Фомичева – М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
58. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / М.Е. Хватцев - М: Учпедгиз, 1991. – 317 с.
59. Хрестоматия по логопедии [Текст] // под ред. Левиной Р.Е. М., 1997, ч.I,II.
60. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата [Текст] / Г. В. Чиркина— М.: АСТ, 2009 – 2-е изд. – 137 с.
61. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
62. Шинкарёва, Л.Н. Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.Н. Шинкарёва - 2-е изд. — М.: Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. — 36 с.
63. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у детей [Текст] / А.В. Ястребова – М.: Владос, 2004. – 150 с.




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.