Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом процесс развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 21.08.2013. Страниц: 73. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей 6
1.2. Особенности развития мелкой моторики в детском возрасте 12
1.3. Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей 20
Вывод по первой главе 25
ГЛАВА 2. Проблема развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи 27
2.1. Характеристика и причины общего недоразвития речи 27
2.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 30
2.3. Особенности мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи 38
Вывод по второй главе 42
ГЛАВА 3. Организация и содержание экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 44
3.1 Диагностика уровня развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР 44
3.2. Система логопедической работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР 54
3.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи по развитию мелкой моторики у детей с ОНР 61
Вывод по третьей главе 66
Заключение 68
Список литературы 73

Введение
Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, так как осуществляет одну из важнейших потребностей человека – потребность в общении. Общение имеет огромное значение в развитии общества. Посредством общения люди организуют различные виды деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, взаимно влияют друг на друга. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность. В современном обществе умение грамотно и последовательно излагать свои мысли, умение общаться – необходимо каждому.
Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если она понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности произношения. Поэтому развитию речи ребёнка необходимо уделять особое внимание. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для успешного обучения ребёнка в школе и формирования социально активной личности в будущем.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подрост¬ков АПН СССР было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой за¬висимости от степени сформированности тон¬ких движений пальцев рук (М. М. Кольцова, Л. В. Фомина, Е. И. Исенина).
Отсюда большое значение придается исполь¬зованию этой закономерности в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев особенно полезна в группах для дошкольников с общим недоразвитием речи, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук — движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев, сейчас очень много: это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятия рукоделием.
Таким образом, проблема развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является актуальной.
Цель исследования: изучить процесс развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: содержание работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР.
В первых вариантах совершенно другое.
Для достижения цели исследования были использованы следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Разработать занятия по бисероплетению для дошкольников с ОНР.
3. Оценить уровень развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР.
4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; педагогический эксперимент: констатирующий и контрольный этапы исследования, направленные на изучение состояния мелкой моторики до и после проведения занятий бисероплетением, формирующий этап исследования в форме занятий бисероплетением с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; анализ результатов; вспомогательные методы: математическая обработка, графическое представление данных.
База исследования: МБДОУ № 17 комбинированного вида "Искорка", г. Южноуральск, расположенный по адресу ул. Советской армии 10-А, 457040.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводам по ним, заключения, списка литературы.






ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей
Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества [8, с. 10].
Развитие мелкой моторики ребенка имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает......



Список литературы
1. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст]/ П.К. Анохин – М.: Педагогика, 1979. – 132 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период [Текст]/ Е.Ф. Архипова – М.: Педагогика,1989. – 203 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие [Текст]/Е.Ф. Архипова.- М.: Академия, 2006. – 192 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие [Текст]/Е.Ф. Архипова.- М.: Академия, 2006. – 215 с.
5. Аскарина, Н.М. Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3-х лет [Текст]/ Н.М. Аскарина, М.Ю. Кистяковская, Н.Р. Лодыгина, Н.Р. Эйгес – М.: Педагогика,1969. – 208 с.
6. Бабина, Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе [Текст]/ Г.В. Бабина // Вопросы логопедии. – М., 1998. – С. 48-52.
7. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика [Текст]/ Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи /Под ред. Г.В. Волковой. – СПб.,2005.
8. Безубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет [Текст]/ Г.В. Безубцева, Т.Н. Андриевская. – М.: Издательство ГНОМиД, 2003 –120 с.
9. Бельтюков, В.И. Лепет слышащего ребенка [Текст]/ В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова // Вопросы психологии, 2003. №4. – С. 43-47.
10. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Текст]/ Л.И. Белякова // Теория и практика коррекционного обучения с речевыми нарушениями. – М.: Педагогика,1991. – С. 103-112.
11. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии и активности [Текст]/ Н.А. Бернштейн // Физиология движений и активности / Под ред. Н.Н. Даниловой. – М.: Медицина,1990. – С. 37-59.
12. Бортфельд, С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе [Текст]/ С.А. Бортфельд – Л.: Лениздат,1971. – 183 с.
13. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]/ Г.А. Волкова – М.: Педагогика,1985. – 117 с.
14. Волкова, Г.А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми страдающими общим недоразвитием речи, в условиях дошкольного детского дома [Текст]/ Г.А. Волкова, М.А. Ярмакович // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л.: Лениздат,1987. – 143 с.
15. Воронова, А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет [Текст]/ А.Е. Воронова – М.: Владос, 2006. – 116 с.
16. Воронова, А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности [Текст]/ А.Е. Воронова // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. – Иркутск, 2002. – 140 с.
17. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст]/ Е.Н. Винарская – М.: Педагогика,1987. – 196 с.
18. Гаркуша, Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников [Текст]/Под ред. О.Н. Усановой. – М.: НПЦ «Коррекция», 1992. – 178 с.
19. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А.Н. Гвоздев – М.: Педагогика,1961. – 223 с.
20. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]/ В.П. Глухов – М.: Академия, 2002. – 163 с.
21. Городецкая, Г.Ф. Сенсомоторные нарушения и пути восстановления произвольных движений руки при детских церебральных параличах. Авт. канд. дис. [Текст]/ Г.Ф. Городецкая – Л.,1991. – 32 с.
22. Готовим руку к письму [Текст]/ Н. Баренцова // Дошкольное воспитание. – 2006. №2 – С. 89.
23. Дудьев, В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ В.П. Дудьев // Дефектология. – 1995. - №4. – С. 84-88.
24. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2. [Текст]/Под ред. О.А. Степановой. – М.: Гардарики, 2008. – 129 с.
25. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь [Текст]/ Н.И. Жинкин // Нарушения речи у дошкольников. /сост. Белова-Давид Р.А. – М.: Педагогика,1972. – 114 с.
26. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева – Екатеринбург, 2008. – 213 с.
27. Журба, Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни [Текст]/ Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. – М.: Педагогика,1981. – 98 с.
28. Запорожец, А.В., Венгер, Л.А., Зинченко, В.П., Рузская, А.Г. Восприятие и действие. [Текст]/Под ред. Запорожца А.В. – М.: Педагогика,1997. – 224 с.
29. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст]/ М. М. Кольцова //Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. – М.: Педагогика,1973. – С. 188-202.
30. Кривояз, И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними [Текст]/ И. С. Кривояз //Дефектология. – 1995. - №4. – С. 57-63.
31. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]/ М. И. Лисина – М.: Педагогика,1986. – 117 с.
32. Логопедия. [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2008. – 417 с.
33. Логопедия. Методическое наследие. [Текст]// Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. /Под ред. Л.С. Волковой. – Кн.V – М.: Харвест, 2003. – 178 с.
34. Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития [Текст]/ Е. М. Мастюкова //Дефектология. – 1987. - №3. – С. 63-67.
35. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст]/ Е. М. Мастюкова // Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Класс, 1992. – 123 с.
36. Новиковская, О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст]/ О.А. Новиковская – СПб.: Питер, 2008. – 143 с.
37. Основы теории и практики логопедии. [Текст]/Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968. – 318 с.
38. Программа обучения и воспитания в детском саду. [Текст] /Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Педагогика,1985. – 115 с.
39. Розенгард – Пупко, Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве [Текст]/ Г.Л. Розенгард – Пупко – М.: Педагогика,1988. – 160 с.
40. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]/ Т.А. Ткаченко – СПб.: Речь, 2008. – 116 с.
41. Усанова, О.Н., Гаркуша, Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией. – Недоразвитие и утрата речи (Вопросы теории и практики) [Текст]/Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Педагогика, 1985. – 107 с.
42. Ушакова, О.С. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ О.С. Ушакова, Е.В. Струнина // Дошкольное воспитание. – 1998. - №9. – С. 74-78.
43. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с ОНР [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Феникс, 2008. – 125 с.
44. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Владос, 2008. – 143 с.
45. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина – М.: Педагогика, 1989. – 154 с.
46. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 4-е изд.- М.: Академия, 2007. – 173 с.
47. Хелльбрюгге, Т. Первые 365 дней жизни ребенка. Развитие младенца [Текст]/ Т. Хелльбрюгге – Казань, 2007. – 145 с.
48. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. [Текст]/ Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Приор-М, 2008. – 215 с.
49. Шашкина, Г.Р. Логопедические занятия для детей с ОНР [Текст]/ Г.Р. Шашкина // Дефектология. – 2007. - №6. – С. 102-111.
50. Шашкина, Г.Р. Использование логоритмических средств в работе логопеда [Текст]/ Г.Р. Шашкина //Актуальные проблемы специальной педагогики. – М.: Эксмо, 2009. – 112 с.
51. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных упражнений [Текст]/ А. В. Ястребова – М.: Академия, 2009. – 117 с.
52. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст]/ Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1991. - №4. – С. 56-58.




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.