Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик «Коррекция артикуляционного праксиса у младших дошкольников с ОНР (1 уровень)»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 22.08.2013. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме коррекции артикуляционного праксиса у младших дошкольников с ОНР (1 уровень) 6
1.1 Понятие артикуляционного праксиса в отечественных исследованиях 6
1.2 Генез компонентов артикуляционного праксиса в дошкольном возрасте 11
1.3 Специфика артикуляционного праксиса детей младшего дошкольного возраста с ОНР (1 уровень) 19
Вывод по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей артикуляционного праксиса младших дошкольников с ОНР (1 уровень) 31
2.1 Обзор методик обследования артикуляционного праксиса у младших дошкольников с ОНР (1 уровень) 31
2.2 Организация и содержание диагностики артикуляционного праксиса детей младшего дошкольного возраста с ОНР (1 уровень) 38
2.3 Особенности артикуляционного праксиса у детей из экспериментальной и контрольной группы 44
Вывод по 2 главе 49
Список литературы 50






Введение
Речь - это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.
Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.
Следовательно, артикуляционный праксис играет важную роль в общем речевом развитии.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
У младших дошкольников с ОНР (1 уровень) нарушен артикуляционный праксис, что мешает дальнейшему развитию речи, затрудняет правильное произношение звуков.
Растет количество детей с общим недоразвитием речи, несмотря на все проводимые в нашей стране профилактические и развивающие мероприятия.
Таким образом, проблема коррекции артикуляционного праксиса у младших дошкольников с ОНР (1 уровень) является актуальной.
Объект исследования: артикуляционный праксис младших дошкольников с ОНР (1 уровень).
Предмет исследования: особенности логопедической коррекции артикуляционного праксиса у младших дошкольников с ОНР (1 уровень).
Цель исследования: скорректировать артикуляционный праксис у младших дошкольников с ОНР (1 уровень).
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме коррекции артикуляционного праксиса у младших дошкольников с ОНР (1 уровень).
2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить артикуляционный праксис у младших дошкольников с ОНР (1 уровень), и с его помощью провести эмпирическое исследование.
3. Обобщить и проанализировать результаты исследования для определения эффективности составленной и проведенной нами коррекции артикуляционного праксиса у младших дошкольников с ОНР (1 уровень).
Решение задач исследования предполагает использование следующих методов: теоретические (анализ литературы по данной проблеме); эмпирические (наблюдение, эксперимент); аналитические (обобщение и интерпретация полученных данных).
Данная выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
- введение, содержит актуальность данной темы, цель, объект, предмет, задачи и методы исследования;
- глава 1;
- глава 2;
- глава 3;
- заключение содержит краткое обобщение полученных данных, выводы по проделанной работе, практическую значимость исследования;
- список литературы, который включает в себя 91 издание;
- приложения.
База исследования: МДОУ № 315 города Челябинска.




Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме коррекции артикуляционного праксиса у младших дошкольников с ОНР (1 уровень)
1.1 Понятие артикуляционного праксиса в отечественных исследованиях
Для рассмотрения понятия «артикуляционный праксис» необходимо дать определение следующим терминам «артикуляция» и «праксис».
Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука [52, с. 34]. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.
Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связям, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).
Артикуляция речи является работой органов отвечающих за речь, которые необходимы для произношения звуков. Органы отвечающие за речь состоят из [36]:
- головного мозга, который при помощи моторного центра речи посылает конкретные импульсы при помощи нервной системы к органам, отвечающим за артикуляцию речи, т.е. ее произношение;
- дыхательного аппарата (легких, бронхов, трахеи, диафрагмы и грудной клетки), образующего воздушную струю, которая обеспечивает создание необходимых голосовых колебаний, нужных для артикуляции;
- органов произношения речи, которые в основном называются органами речи (гортань, голосовые связки, носовая и ротовая полости).
Для формирования правильной артикуляции важно правильное восприятие речи окружающих людей. И это непосредственно закладывается в детстве, когда ребенок впервые слышит произношение слов, так он их и будет произносить. Если есть хотя бы незначительные проблемы со слухом, то освоение речи занять определенный промежуток .....


Список литературы
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]/ М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2004.- 280 с.
2. Анищенкова, Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]/ Е.С. Анищенкова - М.: Астрель, АСТ, 2008. - 58 с
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст]/ Е. Ф. Архипова — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254с.
4. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст]/ Е. Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст]/ Т.М. Бабунова – М.: Сфера, 2007. – 202 с.
6. Белова, С.С. Артикуляционные предпосылки развития речи ребёнка раннего возраста (по результатам анкетирования родителей [Текст]/ С.С. Белова, О.Е. Громова // Дефектология, 2009 - № 4 - С. 51-60
7. Бернштейн, Н.А. О построении движении [Текст]/ Н.А. Бернштейн - М.: Просвещение, 1987. – 146 с.
8. Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст]/ И.В. Блыскина - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 112 с.
9. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие [Текст]/ Е.А. Борисова - М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст]/ А. М. Бородич – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
11. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст]/ Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2009.- 384 с.
12. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст]/ Е.Н. Винарская — М.: АСТ, 2007. — 141 с.
13. Волкова, Г. А. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст]/ Г. А. Волкова - М.: Сфера, 2005.- 360 с.
14. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский – СПб.: СОЮЗ, 2003.- 224 с.
15. Гаркуша, Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи [Текст]/ Ю.Ф. Гаркуша // Логопед, 2008 - № 1. - С. 10 - 17
16. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В.Ю. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.
17. Гвоздев, А.Н. Вопросы улучшения детской речи [Текст]/ А.Н. Гвоздев - М.: Феникс, 2007. – 250 с.
18. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов [Текст]/ М. Г. Генинг, Н. А. Герман - 4-е издание. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010. – 118 с.
19. Гудонис, В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики [Текст]/ В.П. Гудонис // Дефектология, №4, 2007.- С.8-17.
20. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций [Текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 118 с.
21. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]/ Л. Н. Ефименкова - М.: АСТ, 2008. – 223 с.
22. Жолудева, Н.В. Дошкольная логопедическая служба [Текст]/ Н.В. Жолудева, Н.Б. Цепина – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 115 с.
23. Жукова, Н. С. Логопедия [Текст]/ Н. С. Жукова - М.: Академия, 2006.- 398с.
24. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]/ Н. С. Жукова - М.: Алетейя, 2004. – 150 с.
25. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007.- 320с.
26. Жукова, Н. С. Логопедия [Текст]/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева - М., 2003.- 290с.
27. Жулина, Е.В. Содержательно-организационные основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи: Монография [Текст]/ Е.В. Жулина – Нижний Новгород: НГПУ, 2008. - 130 с.
28. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте [Текст]/ М. Зееман — М.: Владос, 2008. – 2-е изд. – 152 с.
29. Иванова, Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы [Текст]/ Ю. В. Иванова - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 160 с.
30. Игры в логопедической работе с детьми [Текст]/ Под ред. В. И. Селиверстова. - М., 1987. Вып. 2.- 195с.
31. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
32. Корнев, А.Н. Артикуляционная и вербальная диспраксия у детей [Текст]/ А.Н. Корнев // Новости оторинолярингологии и логопатологии (приложение № 1, 1999). Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. - СПб., 1999. - С. 57-63
33. Костыгина, В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 года [Текст]/ В.Н. Костыгина - М.: Карапуз, 2007. - 20 с.
34. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие [Текст]/ Е.Н. Краузе – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт, 2009. – 80 с.
35. Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика [Текст]/ О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева - СПб.: ЛИТЕРА, 2008.- 171 с.
36. Лагутина, А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР [Текст]/ А. Лагутина // Дошкольное воспитание, 2006, №11. - С. 76-80.
37. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст]/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - Ростов н/Дону: Феникс, 2004.- 224с.
38. Лалаева, Р.Л. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова // Фонетико-фонемотическое и общее недоразвитие речи/Под ред. Волковой Л.С. – Кн.5- М.: ВЛАДОС, 2003.- 480с.
39. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]/ А.А. Леонтьев - М.: Просвещение, 1999. - 214 с.
40. Логопедия [Текст]/ Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Академия, 2003.- 294с.
41. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]/ Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова - СПб.: Речь, 2007.- 193с.
42. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ А.Р. Лурия — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с.
43. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Г.М. Лямина //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2007. – С. 45-54.
44. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
45. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст]/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2007. - 240 с.
46. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст]/ С.А. Миронова – М.: А.П.О., 2010. - 43 с.
47. Никашина, Н.А. Формирование речи при ее недоразвитии [Текст]/ Н.А. Никашина // Фонетико-фонемотическое и общее недоразвитие речи /Под ред. Волковой Л.С. – Кн.5- М.: ВЛАДОС, 2003.- 480с.
48. Ничипорюк, Е.А. Психологические условия повышения качества дошкольного образования [Текст]/ Е.А. Ничипорюк //Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2008 - 144 с.
49. Нищева, Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР [Текст]/ Н. В. Нищева - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 240 с.
50. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2008. – 240 с.
51. Основы теории и практики логопедии [Текст]/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М.,1968. – 380с.
52. Педагогика периода дошкольного детства: Учебное пособие [Текст]/ Е.В. Гончарова, Т.А. Дергунова, Н.Л. Жмакина и др.; Под общ. ред. Е.В. Гончаровой. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 227 с.
53. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов [Текст]/ О. В. Правдина - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
54. Практикум по дошкольной логопедии [Текст]/ Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Сфера, 2006.- 294с.
55. Преснова, О.В. Логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР [Текст]/ О.В. Преснова // Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии.- 2003.- №3. - С.45-47.
56. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст]/ Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
57. Репина, З.А. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста [Текст] / З.А. Репина, А.В. Доросинекая - Екатеринбург: УГПУ; НПРЦ «Бонум», 2009. – 123 с.
58. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст]/ Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина — М.: АРКТИ, 2008. — 104 с.
59. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ С.Н.Сазонова - М.: АКАДЕМИЯ, 2005.- 144 с.
60. Серебровская, М.В. Методика массового исследования моторики [Текст]/ М.В. Серебровская // Методы изучения детей и подростков. - М.: Гардарики, 2009. – 137 с.
61. Серебрякова, Л. С. Основные направления работы по развитию речи дошкольников [Электронный ресурс]/ Л. С. Серебрякова – uspeh-centr.ru
62. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Дошкольная педагогика и психология" [Текст]/ Е.О. Смирнова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
63. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие [Текст]/ Е.О. Смирнова — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 119 с.
64. Солнцева, В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов [Текст]/ В.А. Солнцева, Т.В. Белова - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 93 с.
65. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учебное пособие [Текст]/ Н. А. Стародубова – М.: Академия, 2007. – 256 с.
66. Степанова, О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ О.А. Степанова — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 112 с.
67. Титов, В. Дошкольная педагогика: Конспект лекций [Текст]/ В. Титов – М.: Приор, 2008. – 184 с.
68. Тихеева, Е.И. Развитие речи [Текст]/ Е.И. Тихеева – СПб.: Речь, 2005.- 274с.
69. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]/ Т.А. Ткаченко - СПб.: Акцидент, 2004.- 112 с.
70. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом [Текст]/ Г.А. Тумакова - М.: Просвещение, 2001.- 128с.
71. Туманова, Н. Артикуляционная гимнастика [Текст]/ Н. Туманова, А. Мицкевич // Дошкольное воспитание, 2007, №6. - С.86-88.
72. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ Т.В. Туманова - М., 2007.- 190с.
73. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников с ОНР [Текст]/ Т.В. Туманова // Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии.- 2003.- №1. - С.54-57.
74. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]/ О.С. Ушакова – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. -294с.
75. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина – М.: Владос, 2008. – 287 с.
76. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст]/ Т.Б. Филичева - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
77. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольников [Текст]/ Т. Б. Филичева, А. В. Соболева - М.: Алетейя, 2008.- 260с.
78. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина - М.: Когито-Центр, 2009.- 390с.
79. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Т. Б. Филичева - М.: Сфера, 2004. – 197 с.
80. Филичева, Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ Т.Б. Филичева // Фонетико-фонемотическое и общее недоразвитие речи/Под ред. Волковой Л.С. – Кн.5- М.: ВЛАДОС, 2003.- 480с.
81. Харебашвили, Ю.А. Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОНР [Текст]/ Ю.А. Харебашвили, И.И. Жилина // Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии.- 2005,- №4.- С.41-47.
82. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст]/ М.Е. Хватцев - М: Учпедгиз, 1991. – 317 с.
83. Хрестоматия по логопедии [Текст] // под ред. Левиной Р.Е. М., 1997, ч.I,II.
84. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – 560 с.
85. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
86. Шевцова, Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании [Текст]/ Е.Е. Шевцова - М.: В.Секачев, 2009. - 30 с.
87. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у детей [Текст]/ А.В. Ястребова – М.: Владос, 2004. – 150 с.





Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.