На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Адаптация ребенка в школе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 29.08.2013. Страниц: 39+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Адаптация ребенка в школе 8
1.1 Сущность адаптации в школе 8
1.2 Возрастные особенности детей 16
1.3 Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников в школе 20
Вывод по главе 1 25
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации ребенка в школе 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Средства и формы успешной адаптации детей в школе 27
2.3 Анализ результатов исследования 30
Вывод по главе 2 35
Заключение 38
Библиография 39
Приложение 1 41
Приложение 2 48





Введение
Школа – совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно всё: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определённой позе и просто сидеть так долго.
Вообще-то первый год в школе – это испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой не хватает родителям терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из «добрых побуждений» они становятся виновниками «школьных стрессов».
Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.
Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: "я уже ученик!", готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.
Как правило, опытный учитель и родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.
От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель - ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающим их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче - дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых. Правда, есть дети, особенно среди шестилеток, не осознающие специфическую позицию учителя и свое положение ученика. Такой ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: "Я не хочу здесь учиться: мне с вами неинтересно". С таким ребенком отстоять свое "я" бывает довольно трудно. В этих случаях бесполезно приказывать, наказывать, нужно завоевать доверие и уважение ребенка; поэтому важно проявить терпение, доброжелательность, расположить к себе малыша, попробовать серьезно, "по-взрослому" поговорить, но не при всех, а наедине. Можно привлечь на помощь, не жалуясь на ученика, родителей. Через некоторое время (если нет других отклонений в поведении) все уладится.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребенка, но и новый вид деятельности - учебная деятельность - возникает не сразу.
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.
На первых этапах адаптации мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты, они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избегания наказания - вот что должно быть основой учебной деятельности.
Таким образом, начальный период обучения для первоклассников достаточно труден, так как вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. Меняется фактор места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Смена места в системе общественных отношений - переход в позицию ученика, школьника, создает ситуацию психологической открытости ребенка. Последствия трудной адаптации различны: ухудшение состояния здоровья, увеличение заболеваемости, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала.
Следовательно, проблема адаптации ребенка в школе является актуальной.
Проблема исследования: Какие существуют средства и формы успешной адаптации детей в школе? Какие этапы адаптации детей к школе существуют?
Противоречия исследования: данная проблема обусловлена необходимостью формирования адаптации ребенка в школе, с одной стороны, и недостаточностью внимания семьи и педагога к данной проблеме, с другой стороны.
На основе выделенной проблемы и сформулированных противоречий, мы сформулировали тему исследования: «Адаптация ребенка в школе».
Цель исследования: изучить средства и формы успешной адаптации ребенка в школе.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить особенности адаптации младших школьников.
3. Выявить средства и формы успешной адаптации ребенка в школе.
4. Проверить эмпирически эффективность выбранных нами средств и форм успешной адаптации ребенка в школе.
Объект исследования: адаптация ребенка в школе.
Предмет исследования: средства и формы успешной адаптации ребенка в школе.
Решение задач исследования предполагает использование следующих методов: теоретические (анализ литературы по данной проблеме); эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа); аналитические (обобщение и интерпретация полученных данных).
Данная работа имеет следующую структуру:
- введение, содержит актуальность данной темы, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы исследования;
- глава 1;
- глава 2;
- заключение содержит краткое обобщение полученных данных, выводы по проделанной работе, практическую значимость исследования;
- список литературы, который включает в себя 21 издание;
- приложения.
База исследования: МОУ СОШ № 77 города Челябинска.

Глава 1. Адаптация ребенка в школе
1.1 Сущность адаптации в школе
Приведем некоторые определения понятия «адаптация» с точки зрения различных авторов.
Адаптация личности к условиям своей деятельности орга¬нически связана со многими проблемами государства. Это связа¬но с резким усложнением социального портрета общества, рас¬слоением социальной структуры, сменой главных жизненных ориен¬тиров общества в целом и отдельных индивидуумов в частности (полот, словарь).
Доступное для понимания определение адаптации дает В.А. Мижериков в психолого-педагогическом словаре — приспо¬собление. Здесь же он приводит классификацию видов адаптации [10]:
• в широком смысле — процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования;
• физиологическая — изменение чувствительности анализа¬торов в результате их приспособления к изменению силы действующих раздражителей;
• литературная — сокращение и упрощение печатного текста, с учетом возраста, профессии и уровня подготовки читате¬лей;
• профессиональная — процесс приспособления людей к из-менившимся условиям профессиональной основной деятель¬ности.
Д. Жюлиа в Философском словаре рассматривает адапта¬цию как приспособление одного живого существа к другому жи¬вому существу или к окружающей среде. Приводит в пример две основные психологические теории адаптации:
• теория Дарвина во главу угла ставит воздействие окружаю¬щей среды и ее способность отбирать наиболее адаптиро¬ванные организмы;
• теория Ламарка утверждает, что адаптация зависит в пер¬вую очередь от самого организма........



Библиография
1. Александровский, Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский – М.: Владос, 2009. – 276 с.
2. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл //Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 87 - 94.
3. Белшева, С. А. Диагностика школьной дезадаптации / С. А. Белшева – М.: АСТ, 2007. – 143 с.
4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин - СПб: Речь, 2008. – 270 с.
5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова - М.: Генезис, 2009. – 340 с.
6. Вергелес, Г.И. Младший школьник: Посоги ему учиться: Книга для учителей и родителей / Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2010. - 159 с.
7. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процессы обучения младших школьников / В.В. Давыдов //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. - 304 с.
8. Иванова, Н.В. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н.В. Иванова, М.С. Кузнецова // Журнал практического психолога №2, 2007. - С.14 - 20.
9. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника / В.А. Крутецкий //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. - 304 с.
10. Мижериков, В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В. А. Мижериков – М.: Феникс, 2008. – 447 с.
11. Молодцова, Т. Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации / Т. Д. Молодцова– Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 243 с.
12. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возратса в школе / Под ред. И.Д.Зверева, А.М.Пышкало - М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
13. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова - М.: Педагогика, 2007. – 127 с.
14. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский - М.: МГУ, 2009. – 224 с.
15. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан //Вестник СПб гос. Унив. 2007.- Серия 6, № 3. - С.72 - 86.
16. Резническо, М.А. Трудности взросления младшего школьника / М.А. Резническо //Начальная школа, 2008, №1. - С. 25-30
17. Рогов, Е.И. Настольная книга школьного психолога / Е.И. Рогов - М.: Феникс, 2007. – 210 с.
18. Салмина, Н.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова - М.: МГППУ, 2009. - 210 с.
19. Хрипкова, А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физиологическим нагрузкам / А.Г. Хрипкова - М.: Педагогика, 2008. – 326 с.
20. Шилова, Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков / Т.А. Шилова - М.: Аврис ПРЕСС, 2008. – 182 с.
21. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д.Б. Эльконин //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. - 304 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.