На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Географическое и геополитическое положение Федеративной Республики Германии. Немецкая марка как одна из самых устойчивых валют прошлых лет. Преимущество центрального положения ФРГ в Европе. Геоэкологическое положение ФРГ. Природные условия и ресурсы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: География. Добавлен: 18.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ
1.1 Географическое и геополитическое положение
1.2 Природные условия и ресурсы
1.3 Историко-географические особенности
1.4 Государственный строй
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Геополитические явления и факторы стали в XX в. мощной организующей силой в развитии общественно-географических явлений глобального, регионального и странового масштаба, в том числе региональных общностей и различий. В условиях усиливающейся глобализации общественных процессов и порождаемых ею проблем роль геополитической составляющей в жизни общества и в его регионализации продолжает усиливаться, представление о ее содержании дает геополитическая картина мира. В широком смысле она включает как знания о конкретно-исторических состояниях и развитии разномасштабных геополитических явлений прошлого и современности (политической карты мира и регионов, различных союзов и общностей стран, границ государств и т.п.), так и концептуальный уровень их восприятия - обобщающие теоретические геополитические представления и концепции. Они пытаются понять и раскрыть содержание многообразной геополитической реальности как целостной системы явлений и процессов, опираясь на те или иные методологические принципы.
Такие геополитические разработки и концепции во все возрастающей степени становятся инструментами обоснования внешней политики государств. Геополитическая картина мира формирует исторически и мировоззренчески обусловленный геополитический образ мира. Он позволяет человеку на уровне как научного, так и обыденного сознания со специфических - геополитических - позиций воспринимать общественное развитие и его результаты, в том числе общественно-географические. Именно поэтому знания о различных гранях геополитической картины мира являются необходимой предпосылкой понимания общественно-географического своеобразия исторически сложившихся региональных общностей и отдельных стран.
ФРГ по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку». По общему объему ВВП (ее доля в ВВП мира в 2001 г. - 4,6%) и по величине промышленного производства ФРГ занимает 4-е место в мире (после США, КНР, Японии), по среднедушевому показателю ВВП Германия входит в первую десятку стран мира.
ФРГ - наиболее мощная промышленная держава Западной Европы. В этом регионе она занимает первое место по величине населения - около 81 млн чел. и третье - по территории - 356,9 тыс. кв. км (после Франции и Испании). ФРГ тесно связана с мировым хозяйством. Она мало уступает США - крупнейшей торговой державе мира - по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте составила в 2001 г. 10%, а по величине внешнеторгового оборота (совокупная стоимость экспорта и импорта) Германия находится на втором месте в мире после США. Она является также одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала. Германия была одним из инициаторов создания в 1957г. Европейского экономического сообщества (ныне - Европейский Союз) и в настоящее время выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте.
По качественным характеристикам национальной экономики (уровень производительности труда, капиталооснащенность, наукоемкость производства и др.) ФРГ также занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве.
1. ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ
1.1 Географическое и геополитическое положение

Площадь - 357 тыс. км2
Население - 82,12млн чел. (2001 г.)
ВВП - 2,4 трлн дом. (2001 г.)
ВВП на душу населения -- 27,5 тыс. долл. (2001 г.) По данным американской статистики, в 1996 г. ВВП Германии оценивался в 579,3 млрд. долл., а в 2000 г. -- в 2160. Душевой ВВП в 2000 г. составлял 26,3 тыс. долл. (данные ИМЭМО РАН)
ФРГ - четвертая страна мира по экономической мощи (после США, КНР и Японии). Лишь этим трем странам уступает она по объему ВВП, занимает 2-е место в мире после США по экспорту продукции, безусловно лидирует в Европе во всех планах - по численности населения, экономическому и научно-техническому потенциалу, развитию военно-промышленного комплекса [8, с. 350-352].
Немецкая марка была одной из самых устойчивых валют, вторая резервная валюта мира. Немецкие капиталовложения за рубежом достигли гигантской суммы 325 млрд. марок (2001 г.); филиалы крупнейших автомобильных и химических концернов ФРГ обосновались во многих, даже самых богатых странах мира. Заработная плата в «старых землях» на 20 - 25% выше, чем в США (это, правда, и плюс и минус ФРГ, так как все острее сказывается конкуренция «дешевых стран»). Доля средств; на НИОКР в ВВП достигает 2,6% (выше только в Японии - около 3% и США - 2,8%). По числу зарегистрированных патентов ФРГ тоже уступает лишь этим странам.
Все это проявляется ив высоком техническом уровне страны, и в быту немцев. Сеть скоростных железных дорог в начале XXI в. дополнится дорогой для поездов на магнитной подушке между Гамбургом и Бременом (по протяженности автострад ФРГ - первая в Европе, а в мире уступает лишь США). При этом на ряде автострад в отличие от остальной Европы вообще сняты ограничения скорости. Франкфурт-на-Майне - сегодня крупнейший аэропорт Европы, а «Люфтганза» - одна из ведущих авиакомпаний мира. По насыщенности хозяйств бытовой техникой страна доминирует в Европе: 98% семей имеют цветные телевизоры, 90% - телефоны, 32% - компьютеры, 94% - стиральные машины (2001 г.) [8, с. 353-355].
Долгие годы ФРГ была первым торговым партнером СССР, а потом России в дальнем зарубежье. Импульс этим связям был дан соглашением «газ-трубы» в 1970-х гг., по которому ФРГ поставляла нашей стране трубы и оборудование для газопроводов Сибирь - Западная Европа, позже это было полностью оплачено поставками газа из СССР. Доля российского газа в газоснабжении ФРГ достигает почти 30%. Германия помогла нашей стране в создании ряда современных промышленных объектов, а в конце 1980 - начале 1990-х гг. финансовая помощь и займы ФРГ были больше, чем от всех западных стран, вместе взятых. Ныне экономические связи Россия - ФРГ определяются в основном поставками газа и нефти: из России в обмен на оборудование и продовольствие из ФРГ.
ФРГ имеет широкие международные связи. Она поддерживает дипломатические отношения почти со всеми странами мира, имеет 230 зарубежных представительств, состоит членом ООН, ЕС и множества других международных организаций. ФРГ - член НАТО, ее военно-промышленный комплекс широко участвует в модернизации вооруженных сил других стран блока, а в перспективе - и «стран-кандидатов». С 1995г. страна участвует в многонациональных миротворческих силах НАТО в Боснии, впервые за все послевоенные годы контингент бундесвера участвовал в военных акциях вне немецкой территории [9, с. 370-375].
Центральное положение ФРГ в Европе подчеркивается максимальным количеством стран-соседей - их 9. На севере, на Ютландском полуострове, ФРГ граничит с Данией, на северо-западе - со странами Бенилюкса и на западе - с Францией; все границы не имеют каких-либо серьезных естественных рубежей. Граница на юго-западе со Швейцарией проходит по верхнему Рейну и Боденскому озеру, а на юге с Австрией - по предгорьям Альп. Менее высокие горные рубежи - Верхнепфальцский лес, Баварский лес и Рудные горы отделяют ФРГ от Чехии, а Одер и ее приток Нейсе - от Польши на востоке.
На севере страна имеет широкий выход к Северному морю и Балтике. При этом побережье Северного моря гораздо важнее экономически, ибо это выход к морским путям для «старых земель» - наиболее развитой индустриально и наиболее интегрированной в мировую экономику части страны. Большую роль здесь играют и два речных пути от внутренних районов ФРГ (и шире - Европы) к морю - Рейн и Эльба. Хотя Рейн выходит к морю уже на голландской территории, вся «рейнская ось», - полимагистраль, «жгут» разнообразнейшей инфраструктуры не только ФРГ, но и всего ЕС (см. рис. 1 приложений) [9, с. 370-375].
Конфигурация границ ФРГ и ее соседей на севере и северо-западе - Дании и Нидерландов - такова, что ФРГ как бы зажата в углу между ними, если продолжить эти границы в море, - поэтому ей досталась самая небольшая экономическая зона в Северном море - всего 24,6 тыс. км2, тогда как маленькие Дания и Нидерланды получили каждая вдвое больше, чем ФРГ. В пределах немецкой экономической зоны нет сколько-нибудь перспективных месторождений нефти или газа.
Центральное положение ФРГ в Европе проявляется в том, что здесь перекрещиваются важнейшие широтные и меридиональные магистрали общеевропейского значения. Линия Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж связывает восток и запад Европы. По определению Лейпцигского института землеведения, это - «столичная ось», связывающая пять европейских столиц. В широтном направлении выделяются еще (по той же терминологии) «балтийская ось»: Северная Германия - Гданьск - Калининград - Вильнюс - Санкт-Петербург и «промышленная ось» - Лейпциг - Дрезден - Вроцлав - Краков - Львов.
Из осей меридионального направления выделяется «рейнская» - костяк всей урбанистической и индустриальной структуры Центральной Европы. Эта ось имеет и южное продолжение - железная дорога и автострады ведут к Сен-Готардскому туннелю в Швейцарии и далее на Турин (Италия).
Основной внешней осью Север - Юг для ФРГ вне ее пределов являются железная и шоссейная дороги от Ингольштадта - Мюнхена на юг к Бреннерскому перевалу и тоннелю под ним, ведущему в Италию. Здесь в сезон отпусков проходят миллионы легковых автомашин, а за год перевозится более 20 млн т грузов (большая часть автотранспортом) Восточнее - еще одна ось - от Гамбурга на Берлин - Дрезден - Прагу - Вену - Триест, ее называют «ось Эльба-Адриатика» [3, с. 115-122].
Центральное положение Германии в Европе многократно сказывалось в ее истории. «Наша важнейшая роль есть и будет - быть хорошими соседями. Это особенно трудно, когда соседей так много», - говорил бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт. Действительно, и западные, и восточные соседи Германии в XX в. дважды оказывались жертвами германской агрессии. Геополитическое положение ФРГ резко изменилось в 1990г. после объединения двух немецких государств и включения восточной части страны в НАТО. Если до этого граница ФРГ по Одеру - Нейсе была крайним восточным рубежом Запада в биполярном мире, границей капиталистического и социалистического лагерей, двух экономических и военных блоков, то ныне ФРГ сама оказалась центром ЕС, а потенциально - и европейских структур НАТО. Если и ранее все ее соседи на западе и юге (кроме нейтральной Швейцарии, не входящей ни в какие блоки) были членами ЕС, а большая часть из них (кроме той же Швейцарии и Австрии) и членами НАТО, то ныне ближайшими «кандидатами» в ЕС стали и ее восточные соседи - Польша и Чехия, вступившие в НАТО в 1999 г.
Современные западные геополитики отмечают, что «на новой географической карте Европы Германия занимает «более центральное место». Это означает не только политическое и экономическое усиление страны, но и рост ее потенциальных возможностей влияния. А поскольку экономические потенциалы и технологический уровень экономики ФРГ и ее соседей на востоке несравнимы (ВВП ФРГ в 20 раз превосходит польский, в 40 раз - чешский; заработная плата в Чехии с ее квалифицированной рабочей силой уступает германской почти в 10раз), имеются все условия для широкой торговой и финансовой экспансии немецких концернов и банков в экономику восточных соседей. Уже сейчас около 30% их импорта приходится на ФРГ. Экспорт ФРГ в этот регион и на Украину почти достиг ее экспортных поставок во Францию. Включение Польши, Чехии и Венгрии в НАТО сулит монополиям германского военно-промышленного комплекса крупные поставки техники для стандартизации вооружений этих стран по натовским образцам. Военно-политическое сближение ФРГ со странами Восточной Европы неизбежно повлияет как на обстановку в Европе, так и на соотношение сил внутри НАТО [3, с. 115-122].
Геоэкологическое положение ФРГ определяется тем, что для соседей на востоке (в том числе и России) она является крупнейшим экспортером загрязнений в трансграничном переносе, а для стран Западной Европы - одним из основных загрязнителей Северного моря. По количеству выбросов СО2 она лидирует в Европе - в середине 1990-х гг. 234 млн. т. углерода, что несколько больше, чем у Великобритании, и в 2,5 раза больше, чем у Франции. Правда, в результате мер, принятых для выполнения международных соглашений по окружающей среде, выбросы СО2 за 1990-1994 гг. сократились на 10%. Дальнейшее их уменьшение связано прежде всего с сокращением использования самого «грязного» вида топлива - бурого угля - в «новых землях», а также переводом всего гигантского автопарка страны (более 40 млн легковых автомобилей) на европейские стандарты - использование бензина без свинцовой присадки, оснащение всех новых автомобилей катализаторами, жесткое выполнение закона о борьбе со смогом. С 1994 г. прекращено производство фреонов, используемых в холодильной технике. Гораздо менее радикальны меры по Северному морю - предполагается свести к нулю сброс вредных веществ и удобрений лишь к 2020 г. [3, с. 115-122].
1.2 Природные условия и ресурсы

Страна вытянута с севера на юг, максимальная протяженность от побережья Северного моря до границы с Австрией составляет 876 км (это шесть - семь часов пути по автостраде), а от границы Франции на западе до долины Одера на востоке - 640 км. [6, с. 198-206].
Путь с севера на юг открывает все многообразие природной обстановки, весь диапазон культурных ландшафтов. Это как бы «путь вверх» - от низинных районов Шлезвиг-Гольштейна (на Ютландском полуострове) до высшей точки страны - горы Цугшпитце (2963 м) в Альпах или на востоке - до Рудных гор на границе с Чехией. Путь с севера на юг - это как бы «три ступени вверх»: весь север занят Северо-Германской низменностью, южнее вторая ступень - пояс Среднегерманских гор с «бухтами» низменностей, вклинивающихся в него с севера, и широкими долинами рек, и наконец - Альпийский пояс на крайнем юге, отделяющий ФРГ от Швейцарии и Австрии. Кроме высокогорных и наиболее залесенных районов, доля используемой в сельском хозяйстве земли везде примерно одинакова, различается лишь структура использования. Мягкий климат с достаточным количеством осадков создает хорошие предпосылки для сельского хозяйства. Зимние температуры колеблются от + 1°С на низменности до -6°С в горах, а июльские от + 18°С на низменности до +20°С в защищенных горных долинах юга. Среднее количество осадков около 600--650 мм, больше всего их в горном массиве Шварцвальд (юго-запад) - до 2000 мм - и в Баварских Альпах. Сочетание довольно плодородных или улучшенных многолетней культурой земледелия почв и мягкого климата весьма благоприятно для разнообразного и высокопродуктивного сельского хозяйства, высоких урожаев основных культур (по зерновым - свыше 50 ц/га в среднем) и позволяет не только удовлетворять большинство потребностей страны, но и экспортировать многие продукты. Почти половина всей площади ФРГ занята сельскохозяйственными угодьями, около 30% лесом. С 1950-х до 1990-х гг. площадь, занятая населенными пунктами и транспортными сооружениями, увеличилась с 8 до 12%. Соответственно уменьшилась площадь естественных ландшафтов. Поэтому задачей, провозглашаемой правительством, стало сделать 10 - 15% территории природоохранными зонами (площадь национальных заповедников ныне составляет 2%). Характер рельефа создает определенную пестроту почвенно-климатических условий, определяет большие различия в степени использования и характере специализации сельского хозяйства отдельных районов. Равнинный и низменный север с его мягким климатом имеет прекрасные условия для луговодства и животноводства. Север - это плодородные наносные марши на побережье Северного моря, холмистые плато с пустошами и торфяными болотами южнее (лесной район южнее Гамбурга тоже называется Люнебургской пустошью). На побережье Балтики преобладают лиманные и выровненные берега. Между Северным морем и Балтикой раскинулась Гольштейнская Швейцария - низменная холмистая местность с живописными маленькими городами. Луга и пастбища занимают местами до 70 - 80% зоны маршей, а «бухты» низменностей, далеко заходящие на юг, в пояс Среднегерманских гор, выделяются особо плодородными черноземовидными почвами. Таков район Брауншвейга - Ганновера с пшеничными полями, посевами сахарной свеклы и кормовых культур, продолжающийся в «новых землях». Такова и Кельнская «бухта» на нижнем Рейне. Среднегерманские горы - следующий «широтный пояс» ФРГ, почвы здесь менее плодородны, выше среднее количество осадков, сельское хозяйство менее интенсивно - выращивают рожь, ячмень, картофель, важную роль играет лесное хозяйство. Совершенно уникальными почвенно-климатическими условиями выделяется Рейнская долина, защищенная горами с запада и востока, но открытая для проникновения теплых воздушных масс Средиземноморья через долину Роны. И если в горах преобладают леса и пастбища, то здесь в долине Рейна и его притока Мозеля - полоса виноградников, садов, табачных плантаций, интенсивного пригородного хозяйства, обслуживающего сплошную цепочку рейнских городов. Землю Рейнланд-Пфальц называют виноградной. Здесь производят всемирно известные сорта вин - рейнское и мозельское. А горный Эйфель (в той же земле) - один из самых бедных районов страны. На юго-западе в горном массиве Шварцвальд относительно редкое население занято на лесопилках, мебельных фабриках, карьерах стройматериалов. Деревушки разбросаны среди горных пастбищ и в лесах. А в долине Неккара (земля Баден-Вюртемберг) - гигантское скопление индустрии и населения -Штутгартская агломерация. Южнее пояса гор - важный сельскохозяйственный район - долина Дуная с богатыми почвами на лёссе. Степень распаханности достигает здесь 70 - 80% всей используемой в сельском хозяйстве земли. Долина Дуная - важный район производства пшеницы, ячменя и сахарной свеклы. Южнее, в Альпах, типичный ландшафт - хвойные леса и еще выше - альпийские луга - база для молочного животноводства с его качественной, известной во всем мире продукцией (масло, сыры). На горных реках - притоках Дуная - построены каскады небольших ГЭС. Юг, особенно предальпийские и альпийские районы, - средоточие зимнего спорта, туризма и отдыха. Юг «новых земель» - тоже горные массивы - Тюрингский лес с самыми красивыми лесными ландшафтами - и Рудные горы, отделяющие ФРГ от Чехии. Бедность природных ресурсов издавна делала этот район очагом ремесленного производства, формирования квалифицированной рабочей силы для саксонской и тюрингской индустрии, требовавшей опытных кадров.
Почти 1/3 территории страны занята лесом; самые лесистые области на западе - в Гессене и Рейнланд-Пфальце леса занимают до 40%: площади, а беднее всего лесом Север - в Шлезвиг-Гольштейне меньше 10% площади. Когда-то в стране преобладали дубово-буковые леса, теперь они или вырублены, или заменены хвойными. Для «культурного леса» характерно преобладание сосны, пихты на юго-западе и лиственницы в Альпах. Дубово-буковые леса местами сохранились лишь в горах, на низменности преобладают дубовые леса с примесью березы. Богатство лесом позволяет ФРГ удовлетворять 70% потребностей хозяйства в древесине. Однако воздействие промышленности и транспорта на состояние лесов очень велико и вызывает тревогу экологов. По данным 2001 г., 20% всех деревьев носят отчетливые следы деградации, а всего затронуто загрязнением до 60% леса. Особенно четко это проявляется на востоке («новые земли») и в Баден-Вюртемберге и Сааре - на западе. Сильнее всего страдают от загрязнения дубовые деревья - «больными» считают уже 48% из них [4, с. 248-255].
Характер рельефа не создает сколько-нибудь серьезных трудностей для транспорта. Реки ФРГ, текущие в основном с юга, юго-востока на север, северо-запад (Рейн, Везер, Эльба), обеспечивают хорошую связь внутренних районов с морем; важнее всего, что по речным долинам проходят и важнейшие автострады, и железные дороги «Север - Юг». Мощной полимагистралью является Рейнская долина со скоростными железными дорогами, автострадами, нефте- и газопроводами, интенсивнейшим судоходством. Реки «канализированы», и условия судоходства на притоках Рейна - Мозеле, Майне, Неккаре существенно улучшились. А на севере основные речные бассейны страны связаны между собой широтным водным путем - Среднегерманским каналом. Это водный путь от Эмса на западе до Эльбы и Берлина на востоке. В 1992 г. было завершено строительство Рейн-Майн-Дунай по баварской территории, и водные пути ФРГ получили выход к странам Юго-Восточной Европы. Масштабы работы водного транспорта внушительны - по рекам и каналам перевозится 235 млн. т массовых грузов - топлива, руды, стройматериалов, продовольствия (2001 г.). При этом по Рейну и его притокам перевозится в 10 раз больше грузов, чем по Эльбе, и в 20 раз больше, чем по Везеру. На «выходе» Рурского района к Рейну находится и крупнейший речной порт всей Европы - Дуйсбург с грузооборотом более 40 млн. т.
Минерально-сырьевые ресурсы ФРГ, игравшие огромную роль в развитии страны, в значительной мере утеряли и продолжают терять свое значение. Переключение на импортное сырье сопровождалось сокращением или закрытием очагов добывающей промышленности. Импортный каменный уголь стал вчетверо дешевле местного - рурского, последняя тонна железной руды в Зальцгиттере (север ФРГ) была добыта в 1987 г. (при содержании железа в руде 10-45% добыча давно уже стала нерентабельной); в одном Лаузицком бассейне (бывшая ГДР) перед объединением Германии добывалось больше бурого угля, чем во всей ФРГ, ныне добыча там сократилась втрое из-за катастрофической экологической ситуации. С конца 1980-х гг. не добывается и урановая руда, все снабжение АЭС основывается на импорте. Наибольшую роль в подъеме и всем «рисунке» немецкой промышленности играл каменный уголь, достоверные запасы которого составляют около 70 млрд. т. (в основном в Рурском бассейне, гораздо меньше - в Сааре), на этой основе в XIX в. возникла мощная энергетика, металлургия и химия Рейнско-Вестфальского района. Однако геологические условия добычи там достаточно сложны, а мощности пластов невелики, поэтому в 1960-1990-х гг. рурский уголь все более вытеснялся нефтью и импортным углем, занятость в каменноугольной промышленности сократилась в послевоенные годы в 7-8 раз, а добыча поддерживается лишь при помощи крупных государственных дотаций. Велики и запасы бурого угля, по современным данным, они составляют 44 млрд. т. Большая часть добычи приходится на Кельнский бассейн (левобережье Рейна), где она ведется открытым способом, мощность пласта достигает 20-30 м. Вторым районом остается Лаузицкий (восток «новых земель»), третьим - бассейн Галле-Лейпциг. Большое значение бурого угля в энергетике и быту (буроугольные брикеты), а также относительная дешевизна его разработки позволили удержать добычу на уровне 190-192 млн. т (2001 г.), т.е. сохранять по этому показателю 1-е место в мире (перед Россией).
Добывается и важное химическое сырье - калийная соль в районе Ганновера (северо-восток «старых земель») и на юго-западе «новых земель» в долине реки Верра. По добыче калийной соли и выработке калийных удобрений ФРГ занимает одно из первых мест в мире [5, с. 470-473].
Кроме того, имеются запасы каолина (отсюда знаменитая фарфоровая промышленность Мейссена -- саксонский фарфор), медной руды около Мансфельда, мела - на острове Рюген. Однако гигантские потоки импортного топлива и сырья (нефть, газ, железная руда) ныне гораздо масштабнее его добычи и перевозок внутри страны.
Из крупных европейских стран ФРГ - самая плотно-населенная, самая урбанизированная и самая индустриальная. Поэтому ясно, что давление на окружающую среду здесь максимально, а узел экологических проблем сложнее, чем у других стран. Одни автострады и места парковки («бетонированная земля») занимают большую площадь, чем вся застроенная жилыми домами (оком 4 тыс. км2 только в «старых землях»). Население ФРГ относится к «золотому миллиарду» высокоразвитых стран, и средний немец потребляет несравнимо больше, чем житель развивающихся стран: энергии в 20 раз больше индуса, стали в 100 раз больше филиппинца, алюминия в 15 раз больше жителя Аргентины. И все это на очень ограниченной территории. На этой площади сосредоточен исключительно мощный и концентрированный потенциал самых загрязняющих отраслей: угледобычи, черной металлурги, большой химии. На территории ФРГ 19 действующих АЭС, ее пронизывает самая густая сеть автострад. В городах выхлопные газы автотранспорта дают больше половины всего объема загрязнения, И если маленькие городки на юго-западе в лесистом горном Шварцвальде лидируют по чистоте окружающей среды, то последние места по экологическим показателям (воздух, вода, шум, риск для здоровья людей) занимают крупные города: Штутгарт, Берлин, Мангейм, Кельн, Дюссельдорф. А самое большое пятно загрязненных городов просматривается на карте в Рейнско-Рурском районе. Неудивительно поэтому, что ФРГ была одной из самых загрязненных стран мира. В 1960-1970-х гг. Рейн называли «сточной канавой Европы», а «кислотные дожди» сделали больными леса страны. В ГДР п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.