На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 3.9.2013. Сдан: 2008. Страниц: 96. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Научно-теоретический анализ условий адаптации к обучению младших школьников ……………………………….. 6
§1 Сущность социально-психологической, личностной адаптации к обучению младших школьников ……………………………….. 6
§2 Условия, способствующие адаптации детей к школьному обучению ……………………………………………………………… 9
§3 Влияние типа поселений на процесс адаптации детей к обучению в школе ……………………………………. …………. 22

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-педагогических условий адаптации к обучению учащихся сельской и городской школ ……………………………………… 26
§1 Программа исследования ………………………………………. 26
§2 Полученные результаты, анализ, интерпретация и выводы ……….. ………………………………………………………………… 30
§3 Пути преодоления социального неблагополучия у младших школьников …………………………………………………………… 50

Заключение …………………………………………………………. 56

Список литературы ……………………………………………….. 58

Приложение


В В Е Д Е Н И Е


В словаре русского языка С.И.Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно-полезной деятельности. Об успешности человека говорят, когда признают его успех, удачу в достижении желаемого. Следовательно, об успешности можно говорить как о социальном качестве, поскольку успешность оценивают люди и сам человек.
Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о достижениях ребенка в учебе и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы).
Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в своей жизни он становится членом общества со своими обязанностями. Учитель выступает представителем общества: он ориентирует ребенка в том, как себя вести, что и как делать. Каждый ученик хочет быть успешным: получать хорошие отметки, найти в классе новых друзей и т.п. Наличие у него такого осознанного стремления в школьной жизни является предпосылкой достижения желаемого успеха, получения одобрения и поддержки со стороны значимых лиц. В этом случае продуктивность помощи ребенку со стороны педагогов и семьи ощутимо возрастает.
Учение становится ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи младших школьников влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка.
С началом обучения в школе у неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети испытывают страх ко всему новому, связанному со школьной жизнью. Главная задача педагогов в этот момент - поддержать, помочь школьнику, зная о том, что один из законов начального обучения гласит: «Младший школьник должен учиться на успехе». В рамках научного исследования «Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников» было установлено, что педагоги начальной школы имеют нечеткие и неточные целевые установки в учебно-воспитательном процессе, в недостаточной степени ориентированы на социально-педагогическую поддержку и одобрение учащихся. Результаты исследовательского анкетирования показали, что 24% педагогов главным в учебно- воспитательном процессе начальной школы считают формирование прочных знаний по предметам. Лишь один из опытных педагогов, со стажем работы более 40 лет, в личной беседе отметил, что главным в учебно-воспитательном процессе в начальной школе непременно должна быть успешность.
В рамках исследования было установлено, что 57% учеников городских школ хотят быть отличниками. 75% из общего числа детей считают, что их родители желают того, чтобы их ребенок стал «отличником», «окончил школу с золотой медалью». Лишь 1% родителей хочет видеть детей здоровыми, в то время как 80% детей отметили, что родители их ругают за плохие отметки, и 5% учащихся написали, что их бьют.
Результаты исследования говорят сами за себя: сложившаяся за долгие годы тенденция «научить, заложить знания на первом месте» прогрессирует до сих пор при игнорировании важности социально-педагогической работы.
ЦЕЛЬ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ: выявить условия социально-педагогической работы в школе, направленной на оказание учащимся младших классов помощи в адаптации к процессу обучения.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс адаптации детей к школе.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: социально-педагогические условия адаптации к обучению учащихся младших классов.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) выявить различия уровня адаптации младших школьников к обучению в городской и сельской школах;
2) определить, какие социально - педагогические условия более всего влияют на успешную адаптацию младших школьников;
3) провести диагностику адаптации к обучению младших школьников в городской и сельской школах.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс адаптации к обучению учащихся младших классов будет эффективным, если в образовательном учреждении будет оказываться социальная и психологическая помощь педагогам, школьникам и родителям, будут созданы социально-педагогические условия для адаптации младших школьников к обучению.


Глава 1.
Научно-теоретический анализ условий адаптации к обучению младших школьников.

§1. Сущность социально-психологической, личностной адаптации к обучению младших школьников


Период социально-психологической, личностной адаптации ребенка к новым условиям (процессу обучения) - это первоначальный этап новой деятельности для детей - эпохи школьного систематического воспитания и обучения. По мнению исследователей (Г.А.Цукерман, Л.И.Божович, А.А.Люблинская, Е.Е.Кравцова и др.), маленький школьник переживает в этот период эмоциональный дискомфорт, находится в той или иной степени внутренней напряженности и настороженности, затрудняющих принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.
В настоящее время установлено, что лишь опираясь на знания возрастных особенностей первоклассников, удерживая в поле зрения широкую палитру индивидуальных различий, возможностей и способностей детей, педагог поможет им успешно адаптироваться в новых условиях школы. Ученые и практики говорят о том, что особого внимания требует начальный период обучения, когда происходит адаптация к новым условиям - условиям систематического обучения. В это время дети могут быть тревожными, раздражительными, плаксивыми и у всех детей, как правило, повышенный фон нервного, психического и физического напряжения [6].
Недавняя история отечественного образования дает возможность вспомнить неудачный опыт 1969г., когда в Грузии вводили подготовительные классы. Однако программа их была насыщена материалом первого полугодия первого класса (фактически учебный материал одного года обучения развернули на два года), в методах, формах обучения кардинальных изменений не вводилось (по сравнению с первым классом школы). Игру использовали лишь как элемент снятия усталости. Вопрос о создании специальной программы психологической поддержки как основы эффективности дальнейшего обучения и успешности детей не ставился. Такое «решение» проблемы обучения Ш.А.Амонашвили [1] назвал императивным и по отношению к детям, и по отношению к наукам: детской психологии, педагогике, методике.
Физиологические трудности, связанные с адаптацией к новым условиям обучения и воспитания, испытывают все первоклассники (6-летки в большей степени). Исследователи выделяют легкую форму адаптации, при которой состояние напряженности организма проявляется в виде изменения поведенческих реакций, ухудшения сна и аппетита, снижения массы тела (эти явления, как правило, компенсируются в течении первых двух-трех месяцев); адаптацию средней тяжести, при которой описанные выше симптомы более выражены и имеют место в течение трех - четырех месяцев; и тяжелую форму адаптации, при которой происходит значительное ухудшение состояния здоровья, особенно к концу учебного года.
Степень тяжести адаптации зависит от многих факторов. Среди них есть такие, которые школа не может устранить: исходные на начало обучения уровень состояния здоровья и развития ребенка; уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане и др. Но есть и такие факторы, которые возможно регулировать: оптимальный возраст начала обучения каждого ребенка, санитарно-гигиенические и материально-технические условия обучения, режим работы в классе и в группе продленного дня, обстановка в семье, величина суммарной учебной нагрузки, степень взаимовключенности участников процесса обучения, учет индивидуальных особенностей детей и др.
Я.Л.Коломинский и Е.А.Панько [19] выделили неблагоприятные факторы, влияющие на адаптацию к школе: неправильные методы воспитания в семье; функциональная неготовность к обучению в школе; неудовлетворенность в общении со взрослыми; неадекватное осознавание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери, отца; отрицательное отношение к детям педагога. Эффективность работы учителя в период адаптации первоклассников к школе будет зависеть от знаний, учета этих факторов и умелого выстраивания взаимоотношений с детьми.
В работах ученых и практиков (М.Г.Копытиной, Г.А.Цукерман) представлены задачи, которые детям необходимо решить в адаптационный период: вживание в позицию школьника (показать отличие от позиции «нешкольника»); понимание сути оценки (ее отличие от отметки), самооценки и различных их критериев; научение ребенка задавать вопросы.
Решение этих задач, а также вся работа с детьми в период адаптации требуют специфических (соответствующих возрасту) методов взаимодействия взрослого и детей.


§2. Условия, способствующие адаптации детей к школьному обучению


Наиболее характерным элементом обучения первоклассников является включение в обучение игры как условия, способствующего процессу адаптации к образовательному процессу. Однако, в отличие от обычных детских забав и развлечений, игра на занятиях приобретает особое дидактическое значение. К методам, сокращающим эмоционально-личностную дистанцию между учеником и учителем, относится и использование ответов шепотом на ухо учителю, и ответы с помощью карточек, схем, а не словесные, и совместное конструирование, и рисование, и другие виды продуктивной деятельности. Безусловно учителя должны быть готовы к такому соучастию, эмпатичность учителя предположительно должна быть выше среднего уровня.
Творчески работающий педагог для облегчения своим ученикам адаптационного периода продумывает систему работы, которая должна начинаться задолго до 1 сентября. Варианты ее очень разнообразны: весной можно провести родительский лекторий и серию подготовительно-ознакомительных занятий с детьми; 1 сентября после традиционной линейки - игра - путешествие по школьной стране (экскурсия по разным помещениям школы и знакомство с персоналом); урок-утренник «Давайте познакомимся» и т.п. Первые две недели могут быть посвящены серии занятий по подгруппам с привлечением помощи родителей, использованием тренинговых упражнений, адаптированных для младших школьников. Н.К.Ярошенко [40] в своей статье пишет, что для первоклассников была создана игровая программа «Уроки детского досуга». В ней большое внимание уделялось играм, знакомящим с приемами уважительного общения с окружающими, формирующим понятие «команда», что крайне необходимо для ребят при адаптации к школе. Все эти формы организации образовательного процесса помогают ребенку найти свое место в новой для него социальной среде, а также разъяснить родителям особенности, трудности ребенка-первоклассника, обозначить формы сотрудничества школы и семьи для снижения остроты адаптивного синдрома у детей.
Задания и упражнения в игровой форме наиболее доступны детям в момент смены ведущей деятельности (переход от игровой к учебной). Они, являясь условием адаптации детей, облегчают и сокращают период привыкания их к новой социальной среде. Игровой, увлекательный характер заданий-тестов сглаживает стрессовый фактор проверки уровня развития, позволяет детям с повышенной тревожностью в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Вторым из условий, влияющих на благополучие ребенка в период адаптации, как выяснил автор работы, изучая научную литературу, является наличие или отсутствие оценок. Сегодня проблема отметки, ее применения вообще и особенно в адаптационный период первоклассников остается во многом спорной, как и в истории педагогики. Так С.Т. Шацкий категорически выступал против отметок и экзаменов, а В.А.Сухомлинский считал, что без отметок в школе не обойтись (правда, в начальной школе он не ставил «2»).
Где и когда может оказаться уместной отметка? Там, где ученики владеют способами оценочной деятельности, а отметка учителя - только контроль и проверка их собственной оценки. Эта деятельность не вполне доступна даже к концу обучения в начальной школе. Следовательно, в процессе адаптации отметка просто недопустима. Все ее негативные стороны усугубляются здесь тем, что ребенок этого возраста не отделяет себя от своей деятельности (например, «Если мне поставили два, значит я плохой, ведь два - плохая оценка моего труда».)
Конечно, дети нуждаются в оценке. Отсутствие оценок со стороны взрослого воспринимается как невнимание, как нежелание взрослого принять участие в жизни ребенка, помочь ему, что снижает уровень психологической поддержки, особенно в период адаптации к школьному обучению.
Оценка должна быть максимально содержательной и мотивированной, по возможности осуществляющейся самими детьми при участии взрослого. Оцениваться должна не личность, а ее работа, но для первоклассников, только что пришедших в школу, это не дифференцируется. Следовательно, с первых дней оценка может повлиять на внутреннее состояние равновесия или дестабилизировать его в ребенке, что определит желание или не желание первоклассника идти в школу. Опыт дошкольной педагогики и специальные исследования показывают, что можно давать как положительные, так и отрицательные оценки. Однако при отрицательных оценках должны выполняться два условия: ребенок должен быть абсолютно уверен в доброжелательном, позитивно-личностном отношении к нему и должен понимать, почему заслужил отрицательную оценку. При выполнении второго условия с ребенком надо все нюансы обсудить.
Школьная оценка становится в сознании ребенка не только мерой успеха в учении, как уже было отмечено, но и характеристикой его личностных качеств. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием, ни успехами в других начинаниях. Дети в начальных классах превращают оценку в фетиш. Они начинают копить пятерки, скрывать тройки и двойки. В этих условиях провоцируется развитие такого негативного образования, как зависть. Отказ от оценок в течение первого года обучения позволяет снять часть вышеописанных трудностей, создав ситуацию психологической защищенности детей.
В Образовательной программе «Школа 2100» принят предложенный А.А.Леонтьевым лозунг «Больше оценок - меньше отметок» [21; 36]. Взятый на вооружение не только педагогами, но и родителями (для которых, как правило, дети получают отметки), этот постулат может привести ребенка к желанию учиться не ради отметки, а для постижения новых, интересных знаний. Именно такая позиция поможет первокласснику быстро справиться с трудностями адаптационного периода.
Таким образом, деликатно высказанная, понятная по критериям оценка для первоклассников важна и нужна. Отметка же в адаптационный период вредна, так как может быть дополнительным стрессогенным фактором.
Следующим условием успешной адаптации является удовлетворение потребности детей в положительных эмоциональных контактах со взрослыми.
Первоклассникам сложно включиться в новые отношения, требующие от них самостоятельности. В силу своей социальной нестабильности они более остро нуждаются в эмоциональном контакте со взрослым, в утверждении своих притязаний, чем семилетние. Это не означает, что дети этого возраста непременно не справятся с новой ситуацией. Однако особенности развития личности ребенка требуют со стороны взрослого организации специфических форм отношений в процессе обучения в первом классе. Общение с позиции любви и доброжелательности единственно продуктивный стиль общения с этими детьми.
В современной школе все больше обучается «нестандартных» детей. М.М.Безруких приводит следующую статистику о поступающих в школу малышах: «среди них 20-25% левши, 20-25% медлительные, 20-25% детей с нарушениями моторных функций, 18-20% детей с нарушенным психическим здоровьем, 25-30% детей, имеющих нарушения зрения и только 10-13% здоровых детей»[6]. Зная особенности «нестандартных» детей, учитель вместе с психологом смогут выстроить программу психологической поддержки в период адаптации таких детей.
Еще одна категория детей, на которых следует обратить внимание в плане рассматриваемого условия адаптации - одаренные дети. В большинстве научной литературы они рассматриваются как дезадаптированные, так как не вписываются в традиционную систему образования. Большинство зарубежных исследователей (П.Торренс, Дж. Гилфорд, Ф.Баррон), а также отечественных ученых лаборатории НИИ общей и педагогической психологии под руководством академика А.М.Матюшкина, рассматривают два аспекта одаренности: интеллектуальный и творческий.
Одаренность проявляется в опережающем познавательном развитии, повышенной психосоциальной чувствительности, высоком энергетическом уровне, иногда имеется несоответствие в интеллектуальном и физическом развитии и другие параметры [25].
Трудности адаптации таких детей могут быть связаны с тем, что у этой категории детей может возникнуть неприязнь к школе, как следствие - плохое поведение, потому что учебная программа для них скучна и неинтересна, а учебная нагрузка не соответствует способностям. Одаренный ребенок может оказаться в изоляции в силу того, что его интересует нечто свое, индивидуальное.
Педагоги, родители и психологи могут снизить напряжение адаптационного процесса одаренных детей, совместными усилиями распознав причины трудностей. Одним из методов в адаптационный период может быть оперативная диагностика, построенная на проективных методиках и других методах объяснительной психологии.
Имеет важное значение сформированность отдельных навыков, необходимых для учения и общения со сверстниками. Современная система образования требует от школьников намного большего накопления за время обучения знаний, умений и навыков. Объем учебных дисциплин с каждым годом увеличивается, и поэтому от первоклассников требуют больших учебных навыков. Если в 70-80 годах знание букв школьником на момент поступления в школу было желательным, то современная школа желает встретить ученика уже умеющего читать, писать и считать. В этой связи не нужно доказывать, что ребенок, не обладающий навыками чтения, письма и счета, попадающий в класс, где дети имеют эти навыки, не сможет безболезненно адаптироваться к обучению. Для устранения такого пробела родители начинают готовить ребенка к школе чуть ли не с пеленок. Найти для этих целей дошкольную гимназию или мини-лицей не представляет труда - их сейчас множество, печально, что в основном в таких заведениях ребенка не развивают, а обучают, проще говоря, «натаскивают» для поступления в школу. А что в результате? К моменту самого поступления ребенок уже устает учиться - не хочет читать, решать задачки, испытывает отвращение к прописям. Личностного развития ребенка оказывается недостаточно, чтобы еще и в 1 классе усилием воли делать почти то же самое, что и до школы [27].
Даже легкие, парциальные нарушения интеллекта, асинхрония в их формировании будут затруднять процесс обучения ребенка и требовать специфических мер коррекции, трудноосуществимых в условиях массовой школы. Если у ребенка наличествует состояние, квалифицируемое как задержка психического развития, и он нуждается в специально организованных условиях обучения, то неуспеваемость ошибочно направленного в массовую школу ребенка с таким диагнозом и его последующая дезадаптация являются практически неизбежными. Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у такого ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать свою личностную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьным нормам, реализуется в нарушении дисциплины, повышенной конфликтности в отношениях с окружающими. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и соматические расстройства [24].
На момент поступления в школу ребенок должен обладать познавательными и коммуникативными способностями. Индикаторами познавательной активности могут служить особенности предметной деятельности детей: ее латентный период, интенсивность, длительность, операционально-технический уровень; а также качественные особенности: внутреннее целеполагание, настойчивость в решении познавательных задач. Кроме того, познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски. Факторы, которые обуславливают развитие познавательной активности, впервые выдвинуты А.В.Запорожцем и М.И.Лисиной. Важнейший фактор - это общение детей со взрослыми. Ученые исходили из того понятия «общение», в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата.
Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении.
В структуре коммуникативной деятельности выделяются такие ее компоненты, как предмет, потребности, мотивы, цели, задачи, действия и операции. Коммуникативные способности состоят в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению. Под мотивами общения понимают те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним. Выделяют три категории мотивов общения: личностные, деловые и познавательные [15].
На школьную адаптацию большое влияние оказывает условие учета педагогом, работающим с классом или группой учащихся, индивидуально-личностных качеств учеников, сформировавшихся на предшествующих этапах развития. Этому способствует личностно-ориентированное общение педагога с ребенком.
В.А.Петровский выделяет две формы педагогического общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную. Он указывает на то, что организация каждого из видов общения требует особого искусства. Ошибки в организации общения между педагогом и детьми чаще всего ведут к возникновению страхов. К ним можно отнести страх, основанный на иллюзии собственного одиночества, отсутствии любви окружающих; страх, связанный с неизвестностью, незнанием или непониманием чего-либо. Эти страхи порождают мучения и страдания ребенка, парализуют его волю, под........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.