Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Статья Понятие «исторический источник»: разные подходы и определения. «Исторический источник» и «исторический факт». Система отношений «источник действительность»

Информация:

Тип работы: Статья. Добавлен: 08.09.2013. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Исторические источники — «весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события» [2; с. 23].
Источниковедческие исследования ведутся как в теоретико- методологическом, так и в конкретно-прикладном аспекте. В свою очередь, теоретико-методологический аспект имеет два направления. Одно связано с разработкой общих теоретико-методологических проблем источниковедения. В центре внимания здесь находятся вопросы о сущности источников как носителей сведений о прошлом, об их социальной природе, о соотношении в них объективного и субъективного, об адекватности и полноте отражения ими исторической действительности, о типах и видах источников. Другое направление теоретико-методологических источниковедческих исследований можно определить как исторически-типологическое. Оно связано с изучением или совокупности или отдельных видов источников той или иной эпохи как явлений исторической действительности, т. е. с рассмотрением источников в онтологическом аспекте.
По мнению Марка Блока, сами по себе источники ничего не говорят. Историк, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию. Блок приводит в качестве примера жития святых эпохи раннего Средневековья. Эти источники как правило не содержат достоверных сведений о самих святых, зато они проливают свет на образ жизни и мышления своих авторов.
Факты исторической действительности объективны и по отношению к творцам исторических источников, и по отношению к историку. В них проявляется все многообразие человеческой деятельности и тех отношений, в которых она осуществлялась. Факты исторического источника представляют собой отражение фактов действительности творцом источника. Оно, как и всякое отражение, субъективно. Таким образом, истинный смысл исторических фактов и их понимание и оценка современниками очень часто не совпадают.
Действительность – объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; всё существующее с необходимостью как результат закономерного развития природы, общества и духовной культуры в ее объективном значении. Действительность «обычно противополагается фантазиям, иллюзиям, неосуществленным и неосуществимым планам, намерениям, нереализованный возможностям и видимости, скрывающей подлинную картину и содержание явлений, событий, взглядов и теорий» [5; с. 223]. Действительность раскрывается как система реально существующих фактов, понятая в их конкретно-историческом взаимодействии, в процессе ее саморазвития, в ее конкретной сущности, так как она складывается на самом деле независимо от воли и сознания людей. Свойства исторических источников, естественно, связаны с обстоятельствами их создания, а общность свойств порождается влиянием процесса индивидуализации и вторичной социализации личности (о чем шла речь в предыдущей главе). И каждое такое свойство, возникнув в системе «источник ― действительность», порождает, в свою очередь, особенности взаимоотношений в системе «историк ― источник».



2. Источники как средство познания. Свойства источников, способствующие и препятствующие изучению прошлого и настоящего

В XIX в. заметно изменилось общественное сознание. На методологию общественных и естественных наук все больше влиял позитивизм, рассматривавший научное знание лишь как совокупный результат конкретных специальных наук. В гуманитарной культуре наметился отход от изучения авторских произведений как предмета и цели исследования. Ученые-позитивисты представляли критику именно как подготовительный этап деятельности историка. Анализ источника в рамках данного подхода заканчивается препарированием содержащихся в нем данных, отделением заслуживающих доверия фактов от недостоверных. Рассмотренный таким образом документ превращается в «длинный ряд авторских понятий и свидетельств о фактах» [1; с. 47]. При проверке опосредованных источников-свидетельств на первый план выступают все возможные в рамках традиционной критики свидетельств исследовательские приемы.
Исторический источник ― это материальный объект, созданный в результате деятельности человека, являющейся носителем исторической информации. Классификация исторических источников по первичности: первичные источники (первоисточники), вторичные и более опосредованного происхождения источники. Первоисточники представляют наибольшую ценность для исторического исследования, поскольку содержат наименее искаженную историческую информацию.
Изучая свойства источников, источниковедение на реальной основе разрабатывает методы получения разнообразной социальной информации, ее критической проверки и истолкования и формирует критерии оценки произведений как явлений культуры.


3. Историк и научно-познавательный процесс. Актуальность тематики. Проблема авторитетов и других предшественников. Методология и мировоззрение исследователя. Роль научных школ. Образование и профессионализм. Возникновение концепций. Научные реконструкции и интуиция

Любой научно-познавательный процесс состоит из трех компонентов: объекта познания, т.е. прошлого, познающего субъекта, т.е. историка и метода познания. Посредством метода ученый познает исследуемую проблему, событие, эпоху. Объем и глубина новых знаний зависят прежде всего от эффективности применяемых методов. Разумеется, каждый метод может быть применен верно или неверно, т.е. сам по себе метод не гарантирует получения нового знания, но без него не возможно никакое познание. Поэтому одним из важнейших показателей уровня развития исторической науки выступают методы исследования, их разнообразие и познавательная эффективность.
Актуальность тематики ― это важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность. Актуальность темы исследования ― это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи.
Поэтому, анализируя тот или иной источник, будь то летопись Х века или мемуары ХХ в., нам стоит всегда задавать себе следующие вопросы. Что он на самом деле мог знать из того, о чём он пишет? Насколько вероятно, что он мог располагать такой информацией? Если он получил информацию из чужих рук, насколько вероятно, что эта информация мог быть у предыдущего звена цепочки и насколько вероятно, что он мог её передать? Даже в анонимном произведении можно почерпнуть об авторе достаточно много информации. Это могут быть:
― его социальный статус и перемены этого статуса (был боярин – ушел в монахи),
― социальная самоидентификация, политические симпатии, личные интересы,
― круг общения,
― принадлежность к определённым специфическим социальным группам (например, выпускники элитарных образовательных учреждений часто обладают ярко выраженной солидарностью друг с другом),
― определённые детали судьбы, свидетельствующие о негативном или позитивном социальном опыте (участие в молодости в подавленной революции может повлиять на отношение к политическим силам, причастным к её подавлению; жертва репрессий вряд ли будет позитивно оценивать деятельность тех, кого она считает ответственными за свои страдания, а чиновник, делающий в это же время успешную карьеру, будет смотреть на то же самое совсем иначе) [2; с. 69].
Автор документа тоже может быть необъективен. И даже способен сознательно вводить в заблуж.......


Список литературы

1. Данилевский, И.Н. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. ― М.: Российский государственный университет, 1998. ― 702 с.
2. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика / под ред. А.К. Соколов. ― М.: Высшая школа, 2004. ― 687 с.
3. Лаппо-Данилевский, А.С. Методология источниковедения / А.С. Лаппо-Данилевский // Методология истории. ― М., 2006. ― С. 275-616.
4. Лурье, Я.С. О путях доказательства при анализе источников (на материале древнерусских памятников) / Я.С. Лурье // Вопросы истории. ― 1985. ― №5. ― С. 61-68
5. Русина, Ю.А. История и теория источниковедения / Ю.А. Русина. ― Екатеринбург: Перспектива, 2007. ― 332 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.