Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 8.9.2013. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика эмоций 5
1.1.Понятие эмоции. Психологические механизмы формирования эмоций 5
1.2. Теории эмоций 17
1.3. Роль эмоций в жизни человека 28
ГЛАВА 2. Возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей 30
2.1. Современные подходы к руководству формированием и развитием эмоциональной сферы ребенка 30
2.2. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы 32
2.3. Особенности эмоциональной сферы в раннем возрасте 35
2.4. Возрастные особенности эмоциональной сферы детей 1-3 лет 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

ВВЕДЕНИЕ

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Раннее детство - период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что многие психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят к трем годам.
Способность осознавать явления языковой и речевой действительности и представления об эмоциональном со­стоянии развиваются у детей дошкольного возраста во вза­имосвязи. Развитие динамики интеллектуальных функций тесно связано с развитие эмоциональных процессов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн). Таким образом, ссылаясь на учение о развитии выс­ших психических функций (Л.С. Выготский), мы можем рассматривать способность к осознанию своих эмоций как высшую психическую функцию, условиями форми­рования которой выступают игра и общение, а средством - речь.
Актуальность данной работы заключается в том, что развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточное внимание. А ведь, одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, что наши дети мало эмоциональны. Л.С. Выготский писал о феномене «засушенного сердца», … когда «обесчувствованию» способствует и технологизация, и прогматизация жизни, в которой участвует ребенок [5] . Это актуально и в наши дни. Нарушения психо-эмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств.
Объектом исследования выступает процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретического исследования выявить содержание, методы и средства формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В соответствии с целью, объектом исследования определяются его основные задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) Проанализировать сущность понятий «эмоции», «чувство», «аффект»
3) Изучить виды эмоций
4) Разобрать возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка
5) Исследовать требования современных программ по эмоциональному развитию детей
6) Исследовать методы формирования эмоциональной сферы
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ имеющихся программ по эмоциональному развитию детей раннего возраста.

ГЛАВА 1. Общая характеристика эмоций
1.1.Понятие эмоции. Психологические механизмы формирования эмоций

Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности, мы проявляем свое отношение к познавательному миру.
По мнению Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина, мир чувств и эмоций, сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений[4].
Эмоции - это переживания личности, связанные с удовлетворением или неудовлетворением ее потребностей [28].
Р.С. Немов дал определение эмоций и их классификацию [19].«Под эмоциями, отмечал Р.С. Немов, можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека...». Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «эмоции можно предварительно охарактеризовать несколькими признаками: во-первых, в отличие от восприятий, которые обозначают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, в сложных человеческих чувствах они, взаимодействуя, образуют сложное противоречивое единство (амбивалентность чувств); в-третьих, эмоции всегда имеют характер, захватывающий всего человека, они связаны с личностным «я»».
Между эмоциями и чувствами трудно провести границу.
Обычно под эмоциями понимают более элементарные переживания, а под чувствами - сложные целостные образования.
Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологических потребностей, а чувства - социальных потребностей личности.
По интенсивности, длительности протекания, степени волевой регуляции эмоций выделяют: настроение, страсти и аффекты.
Настроение - эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью и устойчивостью, положительными или отрицательными переживаниями, выступающими фоном для всех остальных элементов психической деятельности (радость, тоска).
Страсть - это эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью и стойкостью, составляющее сущность внутренней жизни человека на ее определенном этапе.
Аффект - это эмоциональное состояние, стремительно развивающееся и непродолжительное, характеризующееся действиями и поступками, не поддающимися волевому контролю (ярость, отчаяние, оцепенение). Длительный период психологи занимались описанием и классификацией эмоций. Как бы подведя итог данному направлению исследований, У. Джемс (1901) писал: «Разнообразие эмоций бесконечно велико. Гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость и различные оттенки этих эмоций могут быть названы наиболее грубыми формами эмоций, будучи тесно связаны с относительно сильным телесным возбуждением. Более утонченными эмоциями являются моральные, интеллектуальные и эстетические чувствования… Объекты эмоций, обстоятельства, связанные с ними, и разнообразные виды эмоций можно описывать без конца. Бесчисленные оттенки каждой из них незаметно переходят одни в другой и отчасти отмечаются в языке синонимов, как, например, ненависть, апатия, вражда, злоба, нерасположение… Результатом множества работ является то, что чисто описательная литература по данному вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет собой самый скучный отдел психологии».
В более поздний период подобную точку зрения выскал Л.С. Выготский.
Он отмечал: «…путь определений и классификаций, который проделала психология на протяжении нескольких столетий, привел к тому, что психология чувств оказалась самой бесплодной и скучной из всех глав этой науки».
А.Н. Лук приводит перечень из 70 определений эмоций и чувств, Каннер приводит 365 английских слов, связанных с обозначением разных эмоциональных состояний [28].
Нельзя сказать, что такие описания и определения бесполезны. С одной стороны, они указывают на значение эмоций и чувств в жизни человека, ибо в языке закрепляются наиболее важные понятия. С другой стороны, они привели к постановке проблемы исходных, базовых эмоций, из которых порождается все остальное многообразие эмоций и чувств.
В качестве базовых эмоций Б. Спиноза выделил три: удовольствие, неудовольствие и желание. В. Вундт в качестве основных форм чувств выделял три пары различных противоположностей: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разряжение. У. Макдауголл писал, что «существуют две первичные и фундаментальные формы чувства - удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием успеха как полного, так и частичного, страдание - следствием и знаком неуспеха и фрустрации».
Рассматривая проблему развития эмоций, Уотсон утверждает наличие у ребенка трех врожденных эмоций: страха, гнева и любви.
Эмоции являются фундаментальными, поскольку «каждая из них имеет:
а) специфический внутренне детерминированный нервный субстрат;
б) характерные мнемические или нервно-мышечные комплексы;
в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество».
Рассмотрим перечисленные основные эмоции, учитывая, что за определенными переживаниями закрепились характерные моторные реакции. В любой эмоциональной реакции или состоянии обязательно присутствует моторный компонент.
Интерес - избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Эту позитивную эмоцию человек переживает чаще других эмоций. В первые месяцы жизни ребенка интерес носит стихийный и непроизвольный характер, и лишь позже, углубившись, интерес может стать потребностью.
Интересы людей характеризуются степенью постоянства и силой. Устойчивый и сильный интерес побуждает человека к активности к преодолению препятствий, связанных с деятельностью.
Мимическое выражение интереса при зрительном восприятии проявляется в приподнятых или немного сведенных бровях, перемещении взгляда к объекту, в слегка приоткрытом рте или поджатии губ. Каждое из этих движений может встречаться одно, а может в сочетании.
Радость - реакция на неожиданное получение чего-то приятного, желанного.
Радость мало подвержена сознательному влиянию и не может быть результатом волевого усилия.
Способность к эмоции радости индивидуальна и частично генетически обусловлена. Одни люди рождаются с более высоким порогом эмоции радости, другие наоборот.
При радости лицо расцветает улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, а около глаз собираются морщинки. Дети от радости смеются, прыгают, хлопают в ладоши, выделывают различные движения, без цели, которые являются просто разрядом моторного возбуждения.
Реакция улыбки врожденная, таким образом, радость можно наблюдать с младенчества. Родители забавляют ребенка, побуждая реакцию радости.
Побуждая радость в ребенке можно убедиться, что эмоция развивается и жизнь ребенка полна радостных переживаний.
Удивление - кратковременная и очень неопределенная эмоция. Удивление порождается резким изменением стимуляции, и оно кратковременно. Ситуации, вызывающие удивление, вызывают затем негативно или позитивно окрашенные чувства. Обычно выстраиваются такие цепочки эмоций: удивление - радость - интерес или удивление - стыд - страх.
Мимическое выражение при удивлении складывается так: брови высоко подняты, в результате чего на лбу образуются морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот становится овальным.
Рот и глаза раскрываются тем шире, чем больше степень удивления. Наблюдения выражения удивления показали, что это чувство выражается одинаково. Любая внезапная эмоция, в том числе и удивление, ускоряют деятельность сердца и дыхания.
Бывает, что европейцы выражают эмоцию удивления цоканьем или щелканьем языка о небо.
Удивленный человек часто поднимает раскрытые руки над головой, часто раскрытые ладони обращены к человеку, который вызвал это чувство. Очень часто можно наблюдать такой жест: руку прикладывают ко рту или к другой части головы.
Дистресс проявляется в печали, страдании, горе.
Психологической основой печали являются проблемные ситуации, встречающиеся в повседневной жизни. Главная причина печали - чувство утраты, которое возникает в случае смерти или разлуки с близким любимым человеком.
Мимика опечаленного человека выглядит таким образом: внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Мимическое выражение может сопровождаться плачем или рыданием, но это зависит от возраста человека и интенсивности печали. Мимическое выражение может длиться несколько секунд, но переживания могут длиться долго.
Отрицательные эмоции можно наблюдать уже в первые месяцы жизни ребенка. Об этом ребенок сообщает плачем, гримасой неудовольствия. Опекая ребенка в такой момент, взрослый способствует снижению плача. Ребенок очень рано может сопереживать опекающим его взрослым, а произвольно имитировать грустное настроение способен уже в 4 года.
Отвращение. Выражение «отвращения» в первом простейшем смысле имеет отношение к еде и означает что-то отвратительное на вкус.
В младенческом возрасте реакция отвращения возникает в результате горькой, испорченной или плохой на вкус и запах пищи. По мере взросления человек научается чувствовать отвращение к различным объектам окружающего мира и даже с 5 лет отвращение к себе.
Мимика при отвращении имеет следующий вид: нахмуренные брови, сморщенный нос, приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя, язык слегка высунут.
С возрастом человек научается контролировать свою мимику, это относится и к реакции отвращения.
Гнев выражается у человека в том, что лицо краснеет, вены на шее, на лбу надуваются, иногда лицо становится бледным или синим. Рот крепко сжат, зубы стиснуты. Волосы становятся дыбом. Одни люди нахмуриваются, другие широко раскрывают глаза. Мускулы напряжены и человек готов к мгновенному действию.
Жесты в состоянии гнева бесцельны, движения некоординированы, голос обрывается. Маленькие дети кричат, брыкаются, катаются ........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1981.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М., 1990.
4. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. - 1958. - №3, с. 125-134.
5. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей. - М., 1995.
6. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб, 2001.
7. Ежкова Н.С. Эмоциональный компонент образования: процесс реализации // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6.
8. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 1985.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001.
10. Изард К. Психология эмоций. - СПб., 2001.
11. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебн. Пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007, 415 с. (высшее образование)
12. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. - Киев, 1983.
13. Немов Р.С. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2005.
14. Григорович Л.А., Марцинковска Т.Д. Педагогика и психология. - М, 2002.
15. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - М.: Учпедгиз, 1935.
16. Чистякова М.И. Психодиагностика. - М., 1985.
17. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002.
18. Боулби Дж. (1991) Детям любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. М.: Прогресс.
19. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. (2005) Развитие представлений об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. № 5. С. 230-239.
20. Психология образования в поликультурном пространстве том 1, №1 (Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ) особенности кодирования эмоций детьми в норме и с дефицитарным типом психического развития Е. И. Николаева*, Н. И. Колчева //2010
21. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология // галеева елена владимировна//2011г.// №4 научная статья - вербализация эмоциональных представлений у детей дошкольного возраста ст. 64-66



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.