Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом психолого-педагогическая коррекция тревожности у младших школьников.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 09.09.2013. Страниц: 78+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогической коррекции тревожности у младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе ……………………………..…………………………………………
6
1.2. Особенности проявления тревожности у младших школьников ……….. 16
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции тревожности у младших школьников……………………………………………………………………….
26
Глава 2. Исследование тревожности у младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики экспериментального исследования…………. 37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего этапа исследования …………………………………………………………………….
42
Глава 3. Экспериментальное исследование высокого уровня тревожности у младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции высокого уровня тревожности у младших школьников………….……………………………….
53
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования высокого уровня тревожности у младших школьников…….. ………………………..…
62
3.3. Психолого-педагогические рекомендации по снижению высокого уровня тревожности у младших школьников…………..………………………
72
Заключение……………………………………………………………………….. 76
Библиографический список………….…………………………………………. 78
Приложения……………………………………………………………………… 85



Введение

Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. В этом возрасте ребенок проходит через кризис развития, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития. Она вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Поэтому новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной.
Главная особенность внутреннего мира младшего школьника в том, что он еще мало знает о содержании своих переживаний, поскольку они не в полной мере оформлены. На трудности дома и в школе ребенок чаще всего отвечает острыми эмоциональными реакциями, среди которых есть и тревожность. Тревожность – это форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Высокий уровень школьной тревожности, снижение самооценки характерны для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. Однако после адаптационного периода, продолжающегося от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. Только после этого периода можно выделить детей с подлинной школьной тревожностью с помощью нашего исследования.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических методов как средства коррекции тревожности у младших школьников.
Объект исследования: тревожность у младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция тревожности у младших школьников.
Гипотеза исследования: высокий уровень тревожности у младших школьников может измениться при реализации программы психолого-педагогической коррекции, включающей в себя упражнения и игры.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить проблему коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте.
3. Изучить модель психолого-педагогической коррекции тревожности у младших школьников.
4. Определить этапы, методы и методики для исследования показателей и уровней тревожности у младших школьников.
5. Провести исследование показателей и уровней тревожности в группе младших школьников.
6. Разработать и экспериментально апробировать программу психолого-педагогической коррекции тревожности у младших школьников.
7. Провести контрольное исследование показателей и уровней тревожности в группе младших школьников и на основании его результатов сделать выводы об эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности у младших школьников.
8. Составить рекомендации родителям и педагогам по снижению тревожности у младших школьников.
Методы исследования:
-теоретические: анализ литературы, моделирование, обобщение;
-эмпирические: тестирование (тест школьной тревожности Р.Филлипса, методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, проективная методика «Несуществующее животное»), эксперимент;
-статистические: Т-критерий Вилкоксона.
База исследования. Исследование проводилось среди учащихся 4-х классов МБОУ СОШ № 99 г. Челябинска, в котором приняли участие 38 человек (17 мальчиков и 21 девочка), в возрасте 10-11 лет.








Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогической коррекции тревожности у младших школьников

1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе

В современной психологической литературе существует множество определений понятия «тревожность». Так, А.М. Прихожан понимает под тревожностью переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
По мнению Р.С. Немова, тревожность – это постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [60 ,С. 601].
Тревожность – это повышенная склонность индивида испытывать тревогу по поводу реальной или воображаемой опасности [13, С. 3].
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность в виде склонности человека к частым и интенсивным состояниям тревоги.
З. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом опасности [25, С.18].
В.С. Мерлин определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации.
Высокая личностная тревожность является причиной частого проявления состояний тревоги в самых различных ситуациях, в том числе тех, которые не содержат объективной угрозы его благополучию.
Тревожность – это эмоциональное заострение, ощущение предстоящей угрозы. Тревожность, в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, оно может появляться в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Таким образом, понятие тревожност......


Библиографический список
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.-М.: Международная педагогическая академия. – 1995. – 264 с.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология.- Екатеринбург: Деловая книга. -1998. - 366 с.
3. Агавелян B.C. Психология состояний: теория и практика.- Челябинск: Челябинский Государственный Университет. - 2000. -275 с.
4. Азарны, Т.Д., Тыртьшников И. М. Психическое здоровье.- М.: Модек. –1999. -112 с.
5. Акимова М.К., Козлова В. Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов: Пособие для учителей и школьных психологов.- М.: Просвещение. - 1993. - 345 с.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль. - 1876. - 158 с.
7. АсмоловА.Г. Психология личности. - М.: МГУ. - 1990 . - 367 с.
8. Астапов В.М. Тревога и тревожность. - СПб.: Питер. - 2001.- 247 с.
9. Астапов В.М. Тревожность у детей. - 2-е изд.-СПб: Питер. - 2004. -224 с.
10. Астапов В. М. Тревога и тревожность. - СПб.: Питер. - 2001. - 256 с.
11. Астапов В.М. Психологические состояния.-СПб: Питер. - 2001. -250 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в раннем возрасте.- М.: Просвещение. -1968. - 267с.
13. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика. - 1990.-356 с.
14. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ. - 1984. - 200 с.
15. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика, ч.1.- М.: Генезис. - 2004. - 256 с.
16. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Издательство МГУ. - 1976. - 193 с.
17. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы
психологов УЦ «Перспектива». Вып. 1. - 1998. - 88 с.
18. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических Институтов В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Е. Ительсон и др. Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение. -1979. - 288 с.
19. Выготский Л.С. Проблема эмоций. Вопросы психологии.- М.: Педагогика. - 1958. -466 с.
20. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М.: Просвещение. - 1986. - 296 с.
21. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача.- Л.:Медицина. - 1990. -176 с.
22. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника диагностика и коррекция неблагополучий: Книга для учителей дифференцированных классов. - Киев: АПН Украины, Институт психологи. - 1993. - 95с.
23. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: учебное пособие для вузов.- М.: Академия. -2002. - 201с.
24. Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ - ; Монография / Науч. ред. О. К. Агавелян.-Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.:МГОУ,2005.- 308с.
25. Долгова В.И., Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности.- Санкт- Петербург: ГРПУим. А.И. Герцена. - 2002. - 167с.
26. Дубравина И.В. Индивидуальные особенности школьников.-М: Просвещение.- 1975 . - 278 с.
27. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков.-М.: Издательский центр Академия. - 1998. - 304 с.
28. Жариков Е.Н., Крушельницкий Е.К. Для тебя и о тебе.- М.: Просвещение.- 1991. - 56 с.
29. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. - СПб.: Союз. - 1997. - 224 с.
30. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия.- СПб.: Издательство СОЮЗ. - 1998. - 336 с.
31.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи детей.- СПб.: Речь. - 2005. - 320 с.
32.3ахаров А.И.Происхождение детских неврозов и психотерапия.- М.: Апрель пресс. - 2000. - 448 с.
33. Захаринко И. А. Трудные дети.- Киев. - 1986 . - 253 с.
34. ИзардК.Э. Психология эмоций. - Перев. с англ. - СПб.: Издательство Питер.- 2000. - 464 с.
35. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб: Питер. - 2001. - 725с.
36. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте.- Тбилиси. - 1966 . - 304 с.
37. Кащенко В.П. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития.- СПб.: Питер. - 2001. - 333 с.
38. Климов Ж.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.- Казань: Издательство Казанского государственного университета. - 1969. - 95 с.
39. Кораблина Е.Н., Ронгинский М.С. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности.- СПб.: Питер. - 1992 . - 79 с.
40. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей.-М.: ТЦ «Сфера» . - 1999. - 192 с.
41. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте.- М.: 1990. - 376 с.
42. Лебединский В.В., Никольский О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.- М.: Просвещение. - 1993. - 432с.
43. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний.- Вопросы психологии.- 1967. - 129 с.
44. Лютова Е.К., Мониа Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- СПб.: Издательство «Речь». - 2002. - 136 с.
45. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филиппса. Сост. И.А. Виноградова. - М: Издательство Института Психотерапии. -1998. - 9 с.
46. Мухина B.C. Детская психология: Учебник для педагогических институтов-М.: Просвещение. - 1985. - 426 с.
47. Мэй Р. Проблема тревоги.- М.: Изд-во ЭКСМО Пресс. - 2001. - 356 с.
48. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека.-М.: Просвещение. - 1966. -265с.
49. Немов Р.С. Психология. Учебник дли студентов высших педагогических учебных заведений, в 3 кн. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС. - 1995. -576 с.
50.Непомнящая Н.И. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка.М.: Педагогика.- 1975 . - 432 с.
51.Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет.-М.: Педагогика. - 1992 . - 325 с.
52. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение. - 1986. - 428 с.
53. Овчарова Р. В. Практическая психология образования, - М.: Академия.-2003.-448 с.
54. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: ТЦ Сфера. - 2004. - 512с.
55.Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для средних специальных учебныхзаведений.- М.: Владос. - 2003. - 351с.
56. Практическая психология: Учебно-методическое пособие / Под.ред. доктора психологических наук, профессора С.В. Кондратьевой.- М.: Просвещение. - 1997. - 212 с.
57. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» . - 2000. - 304 с.
58. Профилактическая программа «Психологическое сопровождение детей «группы риска». - Служба психологического сопровождения Управления образования Ленинского района города Челябинска. - Рецензент ПотапчукС.В. Составители Мигшанова Н.В. -2003. - 368 с.
59. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общ. редакция В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. -СПб.: 2001. -256 с.
60. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников: - Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии. М: Изд-во АПНСССР. - 1990. -159 с.
61. Психологический словарь / Под редакцией В.П. Зинченка,Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., прераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс. -1996. -440с.
62. Психология: Учебник для студентов высшего педагогическогоучебного заведения; Общие основы психологии - 3-е изд.- М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. -1997. - 688 с.
63.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М» . - 2005. -672с.
64. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2кн. - М. Гуманит. Издательскийцентр ВЛАДОС. -Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. -2004. - 384с.
65.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2кн.- М.: Гуманитарный издательскийцентр ВЛАДОС. - Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. -2004. -480с.
66. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.М.: Просвещение. -1970. - 367с.
67. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии.-СПб.: ООО «Речь» . -2004. - 350 с.
68. Смит М. Тренинг уверенности в себе.- СПб.: Питер . - 2000. - 276 с.
69. Среслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Просвещение. - 1990 . - 289с.
70. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс» . - 1996. - 736 с.
71. Творогова Н.Д. Страх и тревожность. - Психология. - Лекции для студентов медицинских вузов-М.: ВУНМЦ. -1998. -275 с.
72. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. -Психологический словарь. - Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 386 с.
73. Фридман Л.М., Кулагина Ю.Ю. Практический справочник учителя. - М.: Просвещение. -1991. - 228 с.
74. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции.- М.: МУГ. - 1991. - 298 с.
75. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Просвещение. - 1994. -104с.
76.Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов. - СПб.: Лань. - 1997. - 240 с.
77.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Наука.- 1977. -379 с.
78. Элъконин Д.Б.,Венгер Л.А. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста.- М.: Педагогика. - 1988. - 325 с.
79. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.: АПН. -1961. -290 с.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.