На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом процесс формирования конструктивных способов психологической защиты старших подростков.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 09.09.2013. Страниц: 81+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогических условий формирования конструктивных способов психологической защиты старших подростков 6
1.1. Понятие механизмов психологической защиты в психологии 6
1.2. Особенности механизмов психологической защиты подростков 14
1.3. Психолого-педагогические условия формирования механизмов психологической защиты подростков 20
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности конструктивных способов психологической защиты старших подростков 32
2.1. Этапы, методы, методики исследования 32
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 37
Глава 3. Формирование конструктивных способов психологической защиты старших подростков 48
3.1. Программа формирования конструктивных способов психологической защиты старших подростков 48
3.2. Итоги исследования. 60
3.3. Рекомендации 74
Выводы по главе 3 76
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложение 85



Введение


Вопросы условий формирования конструктивных способов психологической защиты на протяжении многих лет остаются актуальными для решения ряда научно-практических проблем, связанных с социализацией, регуляцией поведения и психическим здоровьем личности.
Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Разработкой данной проблемы занимались многие отечественные и зарубежные психологи (Ф.В. Бассин, В.Н. Волков, В P.M. Грановская, Х. Конте, Г.Келлерман, В.В. Николаева, И.М. Никольская, С.С. Носков, Р. Плутчик, А.А. Реан, Е.Т. Соколова, В.А. Ташлыков, А. Фрейд, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.). Но, несмотря на значительное число работ, посвященных проблеме формирования конструктивных способов психологической защиты, некоторые ее аспекты остаются недостаточно изученными. К таким малоизученным аспектам данной проблемы относятся особенности системы защитных механизмов в разные возрастные периоды.
Из всех периодов жизни человека, в которых инстинктивные процессы и внутренние конфликты обретают особую остроту, подростковый период всегда привлекал наибольшее внимание. Под влиянием гормональных перестроек у подростка повышается восприимчивость к внешнему воздействию (В.В. Шабалина) и снижается самоконтроль (В.Д. Менделевич). При этом понимание подростком собственного поведения в трудной жизненной ситуации и в ее разрешении затруднено дефицитом зрелых форм психологической защиты (Н.А. Сирота). Между тем, в научной литературе до настоящего времени отсутствуют систематизированные сведения об особенностях психологической защиты старших подростков и психолого-педагогических условиях формирования у них конструктивных способов психологической защиты. Те немногие исследования, которые посвящены специфике психологических защит подростков, как правило, сфокусированы на аспекте аномального развития личности (С.Н. Крыгина, А.В. Соловьева, Е.В. Чумакова). Поэтому обращение к проблеме механизмов психологической защиты у подростков особенно актуально, учитывая то влияние, которое эти психические явления оказывают на процесс развития личности и ее социализации.
Очевидно, что в условиях общей социально-экономической нестабильности задачи повышения адаптации учащихся к сложным жизненным ситуациям и профилактики дидактогений, школьной дезадаптации, детской наркомании и преступности, работа по формированию конструктивных способов психологической защиты у подростков должна входить в круг первоочередных задач школьного психолога. Однако в большинстве школ при организации учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах эти задачи не учитываются в полном объеме, также не проводится полноценная психолого-педагогическая коррекция неконструктивных способов психологической защиты у учащихся.
Таким образом, существует противоречие между потребностью общества в формировании конструктивных способов психологической защиты у старших подростков и неспособностью практической психологии образования на современном этапе удовлетворить эту потребность ввиду недостаточной научно-практической разработанности соответствующих психолого-педагогических условий. Данное противоречие подтверждает актуальность исследования и определило выбор темы работы: «Психолого-педагогические условия формирования конструктивных способов психологической защиты старших подростков».
Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия формирования конструктивных способов психологической защиты старших подростков.
Гипотеза исследования: формирование конструктивных способов психологической защиты старших подростков будет эффективно при реализации таких психолого-педагогических условий, как осознание старшими подростками особенностей собственной личности и усвоение системы знаний о функционировании психологической защиты.
Объект исследования: процесс формирования конструктивных способов психологической защиты старших подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования конструктивных способов психологической защиты старших подростков.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1) провести исследование психологических защитных механизмов старших подростков с помощью методов психодиагностики;
2) разработать и экспериментально апробировать программу формирования конструктивных способов психологической защиты старших подростков;
3) провести повторное исследование психологических защитных механизмов старших подростков с помощью тех же методов психодиагностики, которые использовались при первичном исследовании;
4) сравнить с помощью методов математико-статистического анализа результаты первичного и повторного исследований психологических защитных механизмов подростков и сделать выводы об эффективности апробированных психолого-педагогических условий для формирования конструктивных способов психологической защиты старших подростков.
База исследования: МОУ СОШ «Средняя школа № 18» г. Челябинска.
Выборка исследования: старшие подростки из числа учащихся 9 «а» класса, обучающихся по традиционной программе. Из них 4 юношей и 6 девушек в возрасте 15-16 лет.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогических условий формирования конструктивных способов психологической защиты старших подростков

1.1. Понятие механизмов психологической защиты в психологии

В настоящее время в психологии не существует единого общепринятого определения понятию «психологическая защита», и разные авторы трактуют его по-разному.
Согласно одному из современных определений, психологическая защита представляет собой систему регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [11, С. 5].
Также психологическую защиту определяют как совокупность психологических механизмов, действий и способов, направленных на уменьшение или устранение причин, угрожающих целостности и устойчивости человека, его Я, и на сохранение гармоничности структуры его личности [26, С. 7].
К психологическим защитам в наиболее широком смысле относят любые реакции, которым человек научился и к использованию которых неосознанно прибегает для того, чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные [20, С. 79].
Впервые проблема психологической защиты была поставлена в начале ХХ в. в психоанализе. С тех пор она находится в центре теоретических и эмпирических исследований в разных школах ........

Библиографический список

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал 1994. – №1. – С. 3-19
2. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. – Т. 9. – №3, 1988. – С. 78-86.
3. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, – М. : Олма-Пресс, 2003. – 668 с.
4. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1990. – 127 с.
5. Бурлачук, Л.Ф., Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. – М.: Наука, 1998. – 412 с.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984.
7. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. – СПб.: Издательство: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. – 50 с.
8. Грабовский А.И., Чибискова О.В. Взаимосвязь защитных механизмов личности с системной структурой мотивации старших подростков // Системная психология и социология. – 2010, Т. 1, №1.
9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – СПб. : Питер, 2000. – 665 с.
10. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1998.
11. Деларю В.В. Защитные механизмы личности. разное. – Волгоград: ВолгГАСА, 2004.
12. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2009.
13. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 2008.
14. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология : учебник. – М. : Питер, 2004. – 960 с.
15. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005.
16. Киршбаум Э.И. Психологическая защита. - М., 2007. - 181 с.
17. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – м., 1996.
18. Крыгина С.Н. Особенности психологической защиты подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, в ситуации общения со сверстниками из семей: дис. … канд. псих. наук. – М., 1993.
19. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Научное издание – Кострома: КГУ, 2004. – 245 с.
20. Менделевич, В. Д. Неврозология и психосоматическая медицина [текст] / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.
21. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2001. С.281-287.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 455 с.
23. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом //Учебно-методическое пособие. – Казань, 2003. - 98 с.
24. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – № 4. – С. 5- 15.
25. Немов Р.С. Психология : учебник для педагогических вузов (в 3-х книгах). – Кн. 1 : Общие основы психологии. – М.: Владос, 2009. – 410 с.
26. Никольская Н. М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001.
27. Общая психология : учебник для вузов / Под ред. проф. А.В. Петровского. – Изд. 4-е. – М.: Питер, 2006. – 680 с.
28. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалевой, А.А. Степановой, С.Н. Шабалиной. – 4-е изд. – М.: Речь, 2006. – 420 с.
29. Останина Н.В. Педагогическая поддержка совладающего поведения подростков / Н.В. Останина // Моделирование социальных систем и вопросы преподавания математики в высшей школе: труды международной конференции 26-27 марта 2008 г. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – С. 195-208.
30. Психологическая защита (методические рекомендации) Сост. Филатов А.Т., Кочарян Т.С. Харьков, 1986.
31. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для врачей и психологов / Л.И. Вассерман, О.Ф. Клубова и др. – СПб., 1999. – 49 с.
32. Психология : словарь / Отв. ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 1999. – 494 с.
33. Психология : учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – 560 с.
34. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. - М.: Знание, 1994. – 366 с.
35. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. – М.: Издательский центр «Талант» , 1996. – 144 с.
36. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000. – 656 с.
37. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.
38. Туманов Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002.
39. Улезко, Е. Н. Особенности механизмов психологической защиты в страшелкассников // Вестник Удмуртского государственного университета, 2006, № 1. – С. 11-21
40. Фрейд А. Эго и защитные механизмы. – М. : Эксмо, 2003. – 256 с.
41. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. И нем./М.:ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс, 1999. -384с.
42. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2008. – 608 с.
43. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [текст] / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2008. – 352 с.
44. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия. С-Пб ГУ, 1999.
45. Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы. Энциклопедия глубинной психологии, Т.1. М.: Менеджмент. 2008.
46. Юнг, К. Г. Работы по психиатрии. – СПб. : Изд-во ВЕИП, 2000. – 720 с.
47. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008 - 672 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.