Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенностиформирования графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией в добукварный период обучения грамоте

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 11.9.2013. Год: 2013. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Коррекционная направленность уроков русского языка . . . . . .6
1.2. Онтогенез развития моторной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 1 класса с дизартрией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.4. Особенности графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Методика организации работы по выявлению уровня сформированности графомоторных навыков и его формирование на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.1. Методика выявления уровня сформированности графомоторных навыков у учащихся 1 класса с дизартрией . . . . . . . . . . . . . . .26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента . . . . . . . 34
2.3. Содержание работы по формированию графомоторных навыков у учащихся 1 класса с дизартрией на уроках русского языка . . . . 39
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Приложение 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Приложение 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

ВВЕДЕНИЕ

Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка. Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Важной составляющей речи в целом, а также письменной речи, считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.
Процесс формирования графического навыка не представляет для детей интереса, и тем более увлечения. Поэтому осознанно сформировать правильный графический навык не представляет возможности. Формирование графомоторных навыков письма является процессом длительным и непростым.
В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык» (Н.А. Агаркова, 2009; М.М. Безруких, 2001; О.Б. Иншакова, 2003; Н.С. Пантина, 1967; О.С. Филиппова, 1999 и др.). Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.
Особенно важна проблема формирования графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.
Н.Н. Волоскова, М.Г. Храковская, Г.Г. Мисаренко указывают, что недостаточное развитие руки, кисти, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графомоторных навыков учеников с дизартрией (искажение формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанность и «заборность» письма и т.д.).
Недостаточная теоретическая разработка проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к дальнейшим поискам ее теоретического и практического решения.
Несмотря на изучение вопроса развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста (Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, Н.Н. Волоскова, Г.Г. Мисаренко, М.Г. Храковская) вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
В связи с актуальностью данной проблемы цель исследования:
1) выявить особенности графомоторных навыков;
2) разработать содержание работы по данной проблеме с учащимися первого класса с дизартрией в добукварный период обучения грамоте.
Объект изучения: моторная сфера и пути её формирования младших школьников с дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирования графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией.
Задачи исследования:
1)изучить психолого-педагогическую, специальную и медицинскую литературу в рамках нашего исследования;
2)выявить особенности графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией;
3)составить диагностический инструментарий по выявлению уровня графомоторных навыков младших школьников с дизартрией;
4)разработать содержание работы по формированию графомоторных навыков младших школьников с дизартрией на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;
- эмпирические: наблюдение, изучение литературных источников, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, эксперимент, специальные авторские методики.
Методологической основой исследования являются положения философии, педагогики, психологии:
- о видах деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и др.);
- об этапах развития деятельности (Н.Н. Волоскова, М.Г. Храковская, Г.Г. Мисаренко и др.);
- о взаимосвязи уровня развития мышления и графомоторных навыков у ребенка (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова и др.).
Практическая значимость состоит в том, что материалы нашего исследования могут быть использованы при работе над мелкой моторикой и графомоторными навыками с детьми с дизартрией педагогами и/или родителями.
База исследования: МОУ СОШ №42 г. Кургана.
В исследовании принимали участие ученики первого класса с дизартрией в количестве 5 человек.
Структура работу: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Коррекционная направленность уроков русского языка

Русский язык является одним из основных предметов в школе. По словам А.К. Аксеновой коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая цель уроков русского языка - формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. На специальных логопедических занятиях и непосредственно на уроках русского языка корригируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления.
В своё время данной проблемой занимались А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, Т.А. Власова и другие.
Прежде всего, учителя обращают внимание на развитие и коррекцию психических процессов воспитанников (Приложение 1, Таблица 1).
Весь образовательно-воспитательный процесс в школе направлен на коррекцию отклонений в развитии детей средствами учебной деятельности, трудовой подготовки, внеклассной, воспитательной работы, дополнительного образования, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. На уроках и во внеурочное время педагоги строят работу с учетом коррекционных задач. Коррекционные цели и задачи (Приложение 1, Таблица 2) в образовательно-воспитательном процессе вытекают из 2-х условий: психофизических особенностей ребенка, степени поражения центральной нервной системы.
Коррекционная работа на уроке русского языка определяется его программным содержанием, составом обучающихся данного класса, степенью и характером нарушения обучающихся, характером нарушения познавательной деятельности, конкретной темой урока (Приложение 1, Таблица 3).
В логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата [2].
Просодика [от греч. prosodia - ударение, припев] - система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в процессе речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль; обеспечивается работой речевого аппарата [7].
В психологическом словаре отмечено, что слово «Графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики) [6].
Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее.
Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой графический навык - это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [3]. Формирование графического навыка невозможно без сохранности психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение, представление, восприятие.
Герман Эббингауз , как пионер в исследовании памяти, определял память как одну из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенную сохранять, накапливать и воспроизводить информацию . Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности [20].
Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект [13].
По мнению О.Н. Громовой, восприятие - это познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств [12].
Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений [11].
Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко, воображение - это психические процессы , заключающиеся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [5].
В работе Ю.В. Щербатых определение понятию представление таково: представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека [19].

1.2. Онтогенез развития моторной сферы

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев и др.).
Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов - губ, языка, нижней челюсти.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Такими исследователями, как М.М. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина, М. Аксенова и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук.
Именно в старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, что неразрывно связано с развитием мозга, с совершенствованием его нервной системы и обнаруживается в растущей возможности дошкольника управлять своими движениями, контроле развивать их [28].
Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка. Ученые М.М. Кольцова и Е.В. Новикова отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.
Развитие движений оказывает влияние на развитие следующих сторон интеллекта:
? внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях и ситуациях, сопутствующих движениям);
? наблюдательности (вследствие развития анализаторов);
? находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации);
? мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т.д.) (О.С. Бот, Е.В. Новикова, И.С. Лопухина).
М.М. Кольцова отмечала, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи у ребенка, чем тренировка общей моторики.
Уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Таким образом, было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции оставалась не затронутой.
Развитие речевых зон в правом или левом полушарии, в зависимости от того, является человек правшой или левшой, особенно убедительно показывает связь функции речи и рук........


Список литературы

1. Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр "Академия", 2001.- 400 с.
2. АрхиповаЕ.Ф. "Стертая дизартрия у детей"-М.:Астрель, 2007
3. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. - 2009. - №4. - с. 15-17.
4. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия.- М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 1999.- 680 с.
5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001
6. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. - М.: Издательство АПН, 1959. - 264 с. (не переизд.)
7. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь - справочник, 2008
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Изд. «Литур», Екатеринбург, 2003, 230 с.
9. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М. : Академия, 2006. - 320 с.
10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие, -- Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
11. Маланов С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности, - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 480 с.
12. Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
13. Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я»: «Внимание» www.psychologist.ru
14. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 445 с.
15. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2009. - 430 с.
16. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М., 1997. -С.208-213.
17. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989.- 223 с.: ил.
18. Хрестоматия. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологов. Фак. педагогических вузов/ под ред. Л.С. Волковой; В 5кн. - Н.: Гуманитарный изд. центр.ВЛАДОС, 2010. - 304 с.
19. Щербатых Ю. В. Общая психология. - СПб: «Питер», 2008
20. Эббингауз Г. «Психология» (1907)
21. , - «Онтогенез речевого развития».
22. , - «Активизация моторных функций как условие развития речи у детей с дизартрией».
23. , - «Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи».
24. , - «Нарушение моторики при дизартрии».
25. , - «Проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников».
26. , - «Развивающие игры-упражнения для младших школьников с дизартрией».
27. , - «Нарушение моторных функций при дизартрии».
28. , - Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
29. , - Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.--метод. пособие. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 74 с.
30. , - «Основные направления работы при дизартрии».




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.