На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенностиформирования графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией в добукварный период обучения грамоте

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 11.9.2013. Сдан: 2013. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Коррекционная направленность уроков русского языка . . . . . .6
1.2. Онтогенез развития моторной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 1 класса с дизартрией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.4. Особенности графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Методика организации работы по выявлению уровня сформированности графомоторных навыков и его формирование на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.1. Методика выявления уровня сформированности графомоторных навыков у учащихся 1 класса с дизартрией . . . . . . . . . . . . . . .26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента . . . . . . . 34
2.3. Содержание работы по формированию графомоторных навыков у учащихся 1 класса с дизартрией на уроках русского языка . . . . 39
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Приложение 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Приложение 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

ВВЕДЕНИЕ

Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка. Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Важной составляющей речи в целом, а также письменной речи, считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.
Процесс формирования графического навыка не представляет для детей интереса, и тем более увлечения. Поэтому осознанно сформировать правильный графический навык не представляет возможности. Формирование графомоторных навыков письма является процессом длительным и непростым.
В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык» (Н.А. Агаркова, 2009; М.М. Безруких, 2001; О.Б. Иншакова, 2003; Н.С. Пантина, 1967; О.С. Филиппова, 1999 и др.). Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.
Особенно важна проблема формирования графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.
Н.Н. Волоскова, М.Г. Храковская, Г.Г. Мисаренко указывают, что недостаточное развитие руки, кисти, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графомоторных навыков учеников с дизартрией (искажение формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанность и «заборность» письма и т.д.).
Недостаточная теоретическая разработка проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к дальнейшим поискам ее теоретического и практического решения.
Несмотря на изучение вопроса развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста (Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, Н.Н. Волоскова, Г.Г. Мисаренко, М.Г. Храковская) вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
В связи с актуальностью данной проблемы цель исследования:
1) выявить особенности графомоторных навыков;
2) разработать содержание работы по данной проблеме с учащимися первого класса с дизартрией в добукварный период обучения грамоте.
Объект изучения: моторная сфера и пути её формирования младших школьников с дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирования графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией.
Задачи исследования:
1)изучить психолого-педагогическую, специальную и медицинскую литературу в рамках нашего исследования;
2)выявить особенности графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией;
3)составить диагностический инструментарий по выявлению уровня графомоторных навыков младших школьников с дизартрией;
4)разработать содержание работы по формированию графомоторных навыков младших школьников с дизартрией на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;
- эмпирические: наблюдение, изучение литературных источников, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, эксперимент, специальные авторские методики.
Методологической основой исследования являются положения философии, педагогики, психологии:
- о видах деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и др.);
- об этапах развития деятельности (Н.Н. Волоскова, М.Г. Храковская, Г.Г. Мисаренко и др.);
- о взаимосвязи уровня развития мышления и графомоторных навыков у ребенка (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова и др.).
Практическая значимость состоит в том, что материалы нашего исследования могут быть использованы при работе над мелкой моторикой и графомоторными навыками с детьми с дизартрией педагогами и/или родителями.
База исследования: МОУ СОШ №42 г. Кургана.
В исследовании принимали участие ученики первого класса с дизартрией в количестве 5 человек.
Структура работу: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Коррекционная направленность уроков русского языка

Русский язык является одним из основных предметов в школе. По словам А.К. Аксеновой коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая цель уроков русского языка - формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. На специальных логопедических занятиях и непосредственно на уроках русского языка корригируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления.
В своё время данной проблемой занимались А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, Т.А. Власова и другие.
Прежде всего, учителя обращают внимание на развитие и коррекцию психических процессов воспитанников (Приложение 1, Таблица 1).
Весь образовательно-воспитательный процесс в школе направлен на коррекцию отклонений в развитии детей средствами учебной деятельности, трудовой подготовки, внеклассной, воспитательной работы, дополнительного образования, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. На уроках и во внеурочное время педагоги строят работу с учетом коррекционных задач. Коррекционные цели и задачи (Приложение 1, Таблица 2) в образовательно-воспитательном процессе вытекают из 2-х условий: психофизических особенностей ребенка, степени поражения центральной нервной системы.
Коррекционная работа на уроке русского языка определяется его программным содержанием, составом обучающихся данного класса, степенью и характером нарушения обучающихся, характером нарушения познавательной деятельности, конкретной темой урока (Приложение 1, Таблица 3).
В логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата [2].
Просодика [от греч. prosodia - ударение, припев] - система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в процессе речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль; обеспечивается работой речевого аппарата [7].
В психологическом словаре отмечено, что слово «Графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики) [6].
Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее.
Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой графический навык - это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [3]. Формирование графического навыка невозможно без сохранности психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение, представление, восприятие.
Герман Эббингауз , как пионер в исследовании памяти, определял память как одну из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенную сохранять, накапливать и воспроизводить информацию . Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности [20].
Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект [13].
По мнению О.Н. Громовой, восприятие - это познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств [12].
Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений [11].
Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко, воображение - это психические процессы , заключающиеся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [5].
В работе Ю.В. Щербатых определение понятию представление таково: представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека [19].

1.2. Онтогенез развития моторной сферы

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев и др.).
Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов - губ, языка, нижней челюсти.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Такими исследователями, как М.М. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина, М. Аксенова и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук.
Именно в старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, что неразрывно связано с развитием мозга, с совершенствованием его нервной системы и обнаруживается в растущей возможности дошкольника управлять своими движениями, контроле развивать их [28].
Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка. Ученые М.М. Кольцова и Е.В. Новикова отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.
Развитие движений оказывает влияние на развитие следующих сторон интеллекта:
? внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях и ситуациях, сопутствующих движениям);
? наблюдательности (вследствие развития анализаторов);
? находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации);
? мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т.д.) (О.С. Бот, Е.В. Новикова, И.С. Лопухина).
М.М. Кольцова отмечала, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи у ребенка, чем тренировка общей моторики.
Уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Таким образом, было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции оставалась не затронутой.
Развитие речевых зон в правом или левом полушарии, в зависимости от того, является человек правшой или левшой, особенно убедительно показывает связь функции речи и рук........


Список литературы

1. Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр "Академия", 2001.- 400 с.
2. АрхиповаЕ.Ф. "Стертая дизартрия у детей"-М.:Астрель, 2007
3. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. - 2009. - №4. - с. 15-17.
4. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия.- М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 1999.- 680 с.
5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001
6. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. - М.: Издательство АПН, 1959. - 264 с. (не переизд.)
7. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь - справочник, 2008
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Изд. «Литур», Екатеринбург, 2003, 230 с.
9. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М. : Академия, 2006. - 320 с.
10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие, -- Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
11. Маланов С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности, - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 480 с.
12. Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
13. Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я»: «Внимание» www.psychologist.ru
14. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 445 с.
15. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2009. - 430 с.
16. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М., 1997. -С.208-213.
17. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989.- 223 с.: ил.
18. Хрестоматия. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологов. Фак. педагогических вузов/ под ред. Л.С. Волковой; В 5кн. - Н.: Гуманитарный изд. центр.ВЛАДОС, 2010. - 304 с.
19. Щербатых Ю. В. Общая психология. - СПб: «Питер», 2008
20. Эббингауз Г. «Психология» (1907)
21. , - «Онтогенез речевого развития».
22. , - «Активизация моторных функций как условие развития речи у детей с дизартрией».
23. , - «Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи».
24. , - «Нарушение моторики при дизартрии».
25. , - «Проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников».
26. , - «Развивающие игры-упражнения для младших школьников с дизартрией».
27. , - «Нарушение моторных функций при дизартрии».
28. , - Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
29. , - Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.--метод. пособие. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 74 с.
30. , - «Основные направления работы при дизартрии».




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.