На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом особенности системы ценностей у зависимых лиц с разным сроком ремиссии (на примере алкогольной зависимости).

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 11.09.2013. Страниц: 50+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1 Теоретический анализ проблемы особенностей системы ценностей у зависимых лиц с разным сроком ремиссии 7
1.1 Проблема зависимых расстройств в психологии 7
1.2. Биопсихосоциальная модель аддиктивного поведения 11
1.3 Особенности системы ценностей у лиц с алкогольной зависимостью 18
2 Программа исследования 25
2.1 Цель, задачи, предмет, объект и гипотеза исследования 25
2.2 Выборка исследования 25
2.3 Методы исследования 26
3 Результаты исследования 32
Выводы 46
Заключение 47
Литература 50



Введение

Психологам и психотерапевтам в своей практической деятельности нередко приходится сталкиваться с расстройствами зависимого спектра (аддикциями), среди которых самой распространенной формой является алкогольная зависимость. Данная разновидность зависимых расстройств чрезвычайно сложна для психологической коррекции, психотерапии и психофармакотерапии. Искажения в ценностно-смысловой сфере зависимого пациента и сфере его самосознания затрудняют комлайенс и обусловливают резистентность к лечебным и коорекционным воздействиям. Зависимые пациенты осознанно или неосознанно стремятся сохранить аддиктивное поведение, потому что оно создает иллюзию внутреннего эмоционального контроля над психической беспомощностью.
В последние десятилетия в связи с непрерывными преобразованиями в социально-экономической, социально-политической, культурной, духовной и прочих сферах общественной жизни среди населения неуклонно возрастают средние показатели степени тяжести алкоголизма и количества вовлеченных в круг этой химической зависимости. Также данные современных исследователей говорят о том, что алкоголизм сегодня заметно «помолодел». Статистические отчеты ВОЗ позволяют утверждать, что проблема распространения алкогольной зависимости и лечения алкогольнозависимых лиц в России и в ряде других стран постепенно приобретает характер социального бедствия.
Широкое распространение алкогольной зависимости в популяции усугубляется, с одной стороны, ограниченностью бюджетных средств, отпускаемых на разрешение этой проблемы, с другой стороны, низкой эффективностью лечения, несмотря на его дороговизну, поскольку с помощью традиционной фармакотерапии удается создавать лишь недолговременные ремиссии заболевания и снимать физическую зависимость от алкоголя, а уменьшить и ликвидировать психологическую зависимость практически не удается. Современный подход в решении этой проблемы связан с переносом акцента с проблемы зависимости на проблему личности зависимого пациента.
В настоящее время у специалистов в области наркологии и аддиктологии уже не вызывает сомнений тот факт, что без понимания и прояснения психологических механизмов формирования зависимого поведения, невозможен эффективный и обоснованный психокоррекционный процесс. Существующие психологические концепции алкоголизма (Б.С. Братусь, 1974, 1987; К.Г. Сурнов, 1982; В.Ю. Завьялов, 1986, 1988; Т.А. Немчин, С.В. Цыцарев, 1989; Ф.М. Оливейра Перейра, 1989; Р.И. Шаткуте, 1990) вносят весомый вклад в понимание проблемы «личность и алкоголизм», однако не могут охватить всего круга вопросов и задач, возникающих в процессе лечебных и реабилитационных мероприятий. Вне поля зрения авторов остается взаимоотношение «личность и болезнь», которое позволяет рассматривать больного не только в качестве объекта клинического наблюдения, но и как субъекта в той или иной степени осознающим самого себя, свою болезнь и свое место в окружающей действительности. И хотя многие исследователи единодушны в том, что существуют психосоциальные, психологические и духовные предпосылки формирования алкогольной зависимости, однако их конкретизация в системе ценностных ориентаций зависимого индивида и его значимых отношений изучены недостаточно. Также практически не изучена проблема особенностей системы ценностей у зависимых людей с разной длительностью ремиссии. Между тем, выявление у лиц с алкогольной зависимостью таких ценностных ориентаций и смысловых установок, которые способствовали бы актуализация мотивов ремиссионной деятельности и исключали бы возможность актуализации алкоголя в качестве адекватного потребностной сфере мотива, представляется существенным для решения задач психологической реабилитации больных алкоголизмом.
Это определило актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности системы ценностей у зави-симых лиц с разным сроком ремиссии (на примере алкогольной зависимо-сти).
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния проблемы зависимых расстройств в психологии и медицине; рассмотреть сущность алкогольной зависимости с позиций системного подхода.
2. Провести анализ имеющихся в научной литературе данных по проблеме особенности системы ценностей у зависимых лиц.
3. Подготовить и осуществить эмпирическое исследование ценностей у зависимых лиц с разным сроком ремиссии с помощью методик, адекватных целям и задачам исследования.
4. Выявить особенности системы ценностей у зависимых лиц с разным сроком ремиссии с помощью методов математико-статистичского анализа полученных данных, сформулировать выводы.
Объект исследования: система ценностей зависимых людей.
Предмет исследования: особенности системы ценностей у зависимых лиц с разным сроком ремиссии (на примере алкогольной зависимости).
Гипотеза исследования: у лиц с алкогольной зависимостью с разным сроком ремиссии система имеет свои особенности.
База исследования – реабилитационный центр для пациентов, стра-дающих алкогольной зависимостью.
Выборку исследования составили 60 пациентов мужского и женского пола в возрасте от 25 до 55 лет, страдающих алкогольной зависимостью в форме хронического алкоголизма и на момент проведения исследования находящихся в стадии ремисии, в том числе 30 пациентов с дительностью ремиссии 1 год и 30 пациентов с длительностью ремиссии 3 года.
Методологической основой исследования явились общенаучные принципы – принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леотньев), принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системности (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен), субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, Д.Н. Завалишина, Л.М. Митина и др.), представления экзистенциально-гуманистической психологии о сущности аддиктивных расстройств (В. Франкл, А. Лэнгле, Д.А. Леонтьев и др.), а также теоретические концепции, описывающие процессы ценностной регуляции поведения (А.А. Бодалев, А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, В.А. Ядов).
Методы исследования: для реализации поставленных в исследовании задач были использованы:
1) методы теоретического исследования (изучение и анализ философ-ской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме исследования, анализ результатов экспериментального исследования, интерпретация полученных резуль-татов и др.);
2) методы эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование с помощью стандартизированных методик:
- тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева;
- методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер;
- тест «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е.Б. Фанталовой;
- анкета «Актуальность экзистенциальных проблем» (АЭП) Л.А.Ци-дик;
- методика «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой;
3) методы математико-статистического анализа данных (U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость: выявленные особенности системы ценно-стей у пациентов с алкогольной зависимостью с разным сроком ремиссии представляют практическую значимость для совершенствования системы оказания психологической помощи этим пациентам и могут быть учтены при разработке прогностических критериев продолжительности ремиссии, дифференцированных психокоррекционных и реабилитационных программ и методов психопрофилактики повторных рецидивов.
1 Теоретический анализ проблемы особенностей системы ценностей у зависимых лиц с разным сроком ремиссии

1.1 Проблема зависимых расстройств в психологии

Специфика зависимого поведения заключается в том, что аддикции (зависимости) могут включаться не только в структуру психологических девиаций и психопатологических расстройств, но и быть нормативными и даже гармоничными (например, трудоголизм, в некотором смысле, любовная аддикция). Спектр зависимостей распространяется от адекватных привязанностей, увлечений, способствующих творческому или душевному самосовершенствованию как признаков нормы до расстройств зависимого поведения, приводящих к психосоциальной дезадаптации [11, с. 78]. Проблема же состоит в том, что крайне сложно и важно обнаружить различия патологических и непатологических форм зависимостей.
Под зависимым поведением (зависимостью) следует понимать разно-видность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной, или длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, веществах или предметах (фетишах), становящихся сверхценными, а также снижением или нарушением способности контролировать вовлеченность в данный вид деятельности и невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения [12, с. 341].
В соответствии с указаниями МКБ-10, расстройство личности зависи-мого типа диагностируется на основании следующих критериев:
1. неспособность принимать решения без советов других людей;
2. готовность позволять другим принимать важные для него решения;
3. готовность соглашаться с другими, из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;
4. затруднения начать какое-то дело самостоятельно......


Литература

1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды [текст] : в 2-х т., Т. I / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
2. Батурин, Н. А. Алкоголизм и вопросы лечения нервно-психических заболеваний [текст] / Н.А. Батурин. – Челябинск, 2002. – 342 с.
3. Братусь, В. С. Психология, клиника и профилактика раннего алкого-лизма [текст] / В.С. Братусь, П.И. Сидоров. – М. : Медицина, 1984. – 286 с.
4. Васильева, О. С. Смысл жизни и отношение к смерти в старшем школьном возрасте [текст] / О.С. Васильева, И.Е. Андрущенко // Школа здоровья. – 2000. – № 1. – С. 48-62.
5. Вострокнутов, Н. В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе [текст] / Н.В. Встрокнутов // Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). – М., 2001. – С. 109-124.
6. Грязнов, А. Н. Социально-психологическое исследование ценностей алкоголиков [текст] : автореф. диссер. … канд. психол. н. / А.Н. Грязнов. – Казань., 2002. – 24 с.
7. Гудачек, Я. Ценностная ориентация личности [текст] / Я. Гудачек // Психология личности в социалистическом обществе : активность и развитие личности. – М. : МГУ, 1989. – С. 102-109.
8. Дольто, Ф. На стороне подростка [текст] / Ф. Дольто. – СПб. : Питер, 1997. – 420 с.
9. Дробиницкий, О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей [текст] / О.Г. Дробиницкий. – М. : Педагогика, 1967. – С. 44-45.
10. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности [текст] / Б.В. Зейгарник. – М. : Речь, 2007. – 480 с.
11. Зейгарник Б. В. Соотношение биологического и социального в человеке [текст] / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. – М. : АСТ, 2005. – 487 с.
12. Кабанов, М. М. Руководство по психотерапии [текст] / М.М. Кабанов. – Ташкент, 2006. – 478 с.
13. Константинова, В. В. Отношение больных алкоголизмом к здоровью как ресурсу [текст] / В.В. Константинова, А.В. Яровинская // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. – 2011. – № 1. – С. 319-328.
14. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия [текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – М. : Академический проект, 2000. – 460 с.
15. Кулаков, С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков [текст] / С.А. Кулаков. – СПб. : Питер, 1996.
16. Лекции по клинической наркологии [текст] / под редакцией Н.Н. Иванца. – М., 1995.
17. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в инди¬видуальном и групповом сознании: виды, детерми¬нанты и изменения во времени [текст] / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С. 13-25.
18. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестой¬кости [текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М. : Смысл, 2006. – 63 с.
19. Личко, А. Е. Подростковая наркология [текст]: руководство / А.Е. Личко, В.С. Битенский. – Л., 1991.
20. Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом [текст] / А. Лэнгле. – M. : Генезис, 2003. – 230 с.
21. Маслоу, А. Самоактуализация [текст] / А. Маслоу // Психология личности : Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Педагогика, 1982. – С. 108-118.
22. Мещеряков, Б. В. Большой психологический словарь [текст] / Б.В. Мещеряков, В.П. Зинченко – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
23. Наумова, Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целена-правленного поведения [текст] / Н.Ф. Наумова. – М. : Наука, 1988. – 199 с.
24. Портнов, А. А. Клиника алкоголизма [текст] / А.А. Портнов, И.Н. Пятницкая. – СПб. : СПбГМА, 2003. – 423 с.
25. Практическая психодиагностика : методики и тесты [текст] : учебное пособие / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М. – 1998. – 450 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [текст] / С.Л. Рубин-штейн. – М. : Речь, 2007. – 420с.
27. Сидоренко, Е. В. Математические методы обработки в психологии [текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2003. – 312 с.
28. Соломзес, Дж. А. Наркотики и общество [текст] / Дж.А. Соломзес, В. Чебурсон, Г. Соколовский. – М. : Медицина, 1998. – 240 с.
29. Сорокин, В. М. Аддикции и подростковая субкультура [текст] // Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). – М. : МГУ, 2001. – с. 104-106.
30. Терентьева, А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы [текст] // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. – №3 – с. 90-95.
31. Тугаринов, В. П. Теория ценностей [текст] / В.П. Тугаринов. – Л. : Изд-во ЛГУ им. Жданова, 1978. – 124 с.
32. Фанталова, Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта [текст] / Е.Б. Фанталова. – Самара : Бахрах-М, 2001. – 128 с.
33. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] : Сборник / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
34. Фрейеров, О. Е. Алкоголизм и некоторые другие интоксикационные заболевания нервной системы и психической сферы [текст] / О.Е. Фрейеров. – Ташкент, 2001. – 183 с.
35. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [текст]: в 2-х т. – Т. 2 / Х. Хекхаузен ; под ред. Б.М. Величковского. – М. : Педагогика, 1986. – 408 с.
36. Христофорова, М. И. Психологические особенности созависимых се-мей подростков-наркоманов [текст] / М.И. Христофорова, Л.М. Шипицина // Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). – М., 2001. – с. 165-174.
37. Шпрангер, Э. Два вида психологии [текст] / Э. Шпрангер // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) : тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1992. – 364 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.