Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик особенности формирования мыслительных операций у подростков на уроках истории.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 11.09.2013. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения 5
1.1. Особенности развития мыслительных операций в подростковом возрасте 5
1.2. Подходы, методы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения 17
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Практическая деятельность по формированию мыслительных операций у подростков на уроках истории 28
2.1. Анализ педагогического опыта по формированию мыслительных операций у подростков на уроках истории 28
2.2. Рекомендации по формированию мыслительных операций у подростков на уроках истории 32
Выводы по главе 2 43
Заключение 44
Список используемой литературы 45


Введение

Современный выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
В условиях модернизации российского образования идет усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, ценность которых неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.
Процесс становления личности учащегося нового типа тесно связан с формированием мыслительных умений и навыков, развитие которых зависит от правильного выбора приёмов, средств, форм и методов обучения. Оттого, насколько успешно они сформированы у школьников, зависит эффективность учебного процесса в целом. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности, постепенно переходит в разряд неуспевающих.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения в сочетании с планомерным формированием мыслительных умений учащихся на основе овладения приёмами учебной деятельности.
Изучению данной проблемы посвящены исследования педагогов Л.А.Аристовой, Ю.К.Бабанского, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, Н.А.Половникова, В.В. Давыдова. В этих работах доказано, что перед обучением сегодня встают новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Цель исследования – изучить особенности формирования мыслительных операций у подростков на уроках истории.
Объект исследования: процессе обучения на уроках истории.
Предмет исследования: методика формирования мыслительных операций у подростков на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и виды мыслительных операций, особенности их развития в подростковом возрасте.
2. Проанализировать педагогический опыт по формированию мыслительных операций учащихся на уроках истории.
3. Разработать рекомендации по формированию мыслительных операций у подростков на уроках истории.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), эмпирические (беседа, изучение документов, констатирующий эксперимент).
База исследования: МОУ СОШ №151 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения

1.1. Особенности развития мыслительных операций в подростковом возрасте
Совершенствование школьного образования предполагает обновление содержания и методов обучения. Это должно опираться на разработку широкого круга психологических проблем, связанных, в частности, с установлением условий, критериев и характеристик умственного развития подростков. Наиболее важными здесь выступают вопросы о том, какова основная линия развития мышления школьников по мере обучения в средних классах и какие качественные изменения претерпевает их мышление в этот период.
Анализ работ исследователей П.П. Блонского, Е.Н. Кабановой-Меллер, З.И. Калмыковой, А.А. Люблинской, Н.А. Менчинской, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова показывает, что ученые изучали разные стороны мыслительной деятельности школьников: мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация), формы мышления (суждения, умозаключения, понятия), процесс решения задач (его этапы и их взаимосвязь), виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) [цит. по 11].
При этом использовались разные подходы. Одни авторы рассматривали мышление школьников многоаспектно. П.П. Блонский помимо развития видов мыслительной деятельности (понимание, наблюдение, объяснение), изучал изменение роли мышления в усвоении знаний (в частности в формировании понятий на разных этапах школьного обучения), изменение качеств мышления (широта, дисциплинированность, критичность), его форм (суждения, умозаключения) и содержания (соотношение в мыслях наглядных и абстрактных компонентов). На основе проведенных исследований он утверждал, что мышление в ходе обучения в школе становится более широким по объему (благодаря чтению), менее наглядным, более абстрактным, более детальным по содержанию, более дисциплинированным (доказательным, поскольку в школе дети приучаются использовать правила и закономерности), более обоснованным (т.е. более объективным) [цит.по 13].
Еще более многоаспектным был охват ра........


Список используемой литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Монография / В.А. Аверин. – СПб., 1994. - 216 с.
3. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999. - 560 с.
4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - 208 с.
5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 144 с.
6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. – М.: 1976. – 120с.
7. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 176 с.
8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1 / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1996. – 496 с.
9. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов; под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2001. – 167с.
10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
11. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2002. – 330 с.
12. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
13. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, Владос, 1995. – С.5-18.
14. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова // Теория и практика воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 340 с.
15. Корягина, О.П. Проблема подросткового возраста / О.П. Корягина // Классный руководитель. – 2003. - №1.
16. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учеб.-метод. пособие для учителей, студентов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - М.; Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 2000. - 192 с.
17. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
18. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. - М.: Педагогика, 2000. - 216 с.
19. Макрушина, О.П. Взаимодействие школьного педагога-психолога с подростками и старшеклассниками / О.П. Макрушина // Вопросы психологии. – 2005. - №12.
20. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. - М., 2002. – 224 с.
21. Методика воспитательной работы: учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 144 с.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 345с.
23. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования / Р.С. Немов. - М: Просвещение: Владос, 1995. – 456 с.
24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.
25. Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
26. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
27. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. - М., 2002. - 336 с.
28. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. - 304 с.
29. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 2003. – 345 с.
30. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. - 277 с.
31. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 2000. - 128 с.
32. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Психология, 2001. - 148 с.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.