Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом воспитание ребенка в неполной семье.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 11.09.2013. Страниц: 43+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания ребенка в неполной семье 6
1.1. Семья как институт социализации и понятие неполной семьи 6
1.2 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях 13
1.3. Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях 21
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Практические аспекты проблемы воспитания ребенка в неполной семье 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Характеристика испытуемых 33
2.3. Результаты исследования 36
Заключение 40
Список литературы 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

Введение

Актуальность исследования определяется спецификой нынешней си-туации развития современного общества, которая характеризуется как кризисная в социально-экономическом и социально-демографическом аспекте. Имеет место падение уровня жизни, значительное ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи.
Проблемы семьи как важнейшего социального института на протяже-нии многих лет являются предметом исследования психологии. Современные исследователи (Ю.И.Алешина, В.Н.Дружинин, С.В. Ковалев, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.) подчеркивают, что семья, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью, прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе. В последние годы связи семьи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом. Сегодня включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Отказ от тради-ционного требования к семье в его однозначной последовательности – брачность, сексуальность, рождение ребенка – в наши дни уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отно-шений мужа и жены и т.д.). Это привело к тому, что в последние годы значительно снизилась устойчивость брачно-семейных отношений и значительно возросло число неполных семей.
Неполная семья – это семья с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети. Неполные семьи – сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Вопрос о неполных семьях актуален потому, что сегодня, по данным статистики, в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. В не-полной семье снижена воспитательная функция. В трудах В.М. Астапова, Д.В. Винникотта, А.И. Захарова, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и др. показано, что специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе и может явиться причиной развития у детей нервно-психических расстройств, отклонений в психическом развитии и в поведении, трудностей в создании собственной полноценной семьи. Но эмпирические исследования, объективирующие особенности воспитания ребенка в неполной семье, крайне немногочисленны.
Актуальность исследования проблемы воспитания ребенка в неполной семье обусловлена потребностью современного общества в вос-становлении прежних ценностей и в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни. Недостаточная изученность особенностей воспитания ребенка в неполной семье не позволяет разработать эффективные методы психолого-педагогической помощи детям, воспитывающихся в неполных семьях. Это определило выбор темы исследования: «Воспитание ребенка в неполной семье».
Цель исследования – изучить проблему воспитания в неполной семье.
Объект исследования – воспитание ребенка в семье.
Предмет исследования – воспитание ребенка в неполной семье.
Гипотеза исследования: воспитание ребенка в неполной семье имеет свои особенности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме воспитания ребенка в неполной семье.
2. Исследовать стили взаимодействия матерей и детей из полных и неполных семей.
3. На основе результатов исследования сформулировать выводы и разработать практические рекомендации для родителей и педагогов детей из неполных семей.
Теоретико-методологическая основа исследования: общенаучные принципы – принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системности (В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов), представления психологов о роли семейного воспитания в социализации детей (А.И. Захаров, А.В. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Методы и методики. Для реализации поставленных задач были использованы методы теоретического исследования (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (психодиагностические методики: опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской; методика «Нарисуй клоуна» Е.Е. Кравцовой).
База исследования – МДОУ ЦРР № 444 г. Челябинска.
Испытуемые: в исследовании приняли участие 4 воспитанника подго-товительной группы в возрасте 5,5-6,5 лет (из них 2 детей воспитываются в полных семьях, 2 детей – в неполных) и их матери в возрасте 23-38 лет.
Теоретическая значимость исследования: исследование решает част-ную научную проблему особенностей взаимодействия родителя и ребенка в неполной семье, что дополняет имеющиеся теоретические представления в области психологии личности, психологии развития, психологии семьи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в настоящем исследовании практические рекомендации для родителей и педагогов детей из неполных семей могут быть использованы для психолого-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неполной семье.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложе-ния. Основное содержание работы изложено на 50 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 42 источника.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания ребенка в неполной семье

1.1. Семья как институт социализации и понятие неполной семьи

Семья – это сложное социальное образование. Как социальный институт она обладает комплексом социальных функций и ролей. К функциям семьи относят репродуктивную (биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода), воспитательную (духовное воспроизводство населения), хозяйственно-бытовую (поддержание физического состояния семьи, уход за пожилыми), экономически-материальную (поддержание нетрудоспособных членов семьи); функцию организации досуга (поддержание семьи как целостной системы); функцию социального контроля (ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность).
Семья является ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравни-тельную.
Признаками семьи как малой социальной группы являются интегральные психологические характеристики (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формируются с возникновением и развитием семьи, и основные параметры семьи как единого целого.
Структура семьи рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные – обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения.
К групповым процессам относятся динамические показатели отноше-ний в семье. Особое значение придается психологическим и организацион-ным процессам сплочения, уровню развития семьи как социального единства, группового давления, закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их стабиль-ности и т.д.
Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решаю¬щее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья пол¬ной или неполной.
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья – это малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети и пр.......


Список литературы

1. Авдеева, Н. Н. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия [Текст] / Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 39-48.
2. Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка// Народонаселение. 1998. №2.
3. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.
4. Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, усло-вий психологического риска для будущего развития ребенка [Текст] / О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл // Синапс. 1993. № 4. С. 35-42.
5. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. – М. : Изд-во МПСИ, 2001. – 206 с.
6. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери [Текст] / Д.В. Винни-котт. – М. : Класс, 1998. – 256 с.
7. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995.
8. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, с.15.
9. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
10. Ильина, И. Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем до-школьном возрасте [Текст] : Автореф. канд. дис. / И.Ю. Ильина. – М., 1996. – 24 с.
11. Исенина, Е. И. Понятие «базовые качества матери» [Текст] / Е.И. Исенина // Материнство : психолого-социальные аспекты (норма и девиация). – Иваново, 2002. – С. 20-24.
12. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, №7. с. 95-96
13. Кон, И. С. В поисках себя : личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
14. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.
15. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче-нию в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. – М. : Рос. Пед. Общество, 2005. – 160 с.
16. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
17. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94 – 108.
18. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М. : Речь, 2001. – 496 с.
19. Мещерякова, С. Ю. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери [Текст] / С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко // Соросовские лауреаты: Философия. Психология. Социология. – М., 1996.
20. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид; сост. и предисл. И.С. Кона. – М. : Наука, 1988. – 429 с.
21. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец : психологическое взаимодействие [Текст] / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб., 1999.
22. Николаева Я.Г. Проблемы воспитания детей в неполных семьях в Рос-сийской Федерации. – Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2004.
23. Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 298 с.
24. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2007. – 360 с.
25. Перегуда, В. И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Канд. дис. / В.И. Перегуда. – М., 1994.
26. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. – М., 1998.
27. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер., 2000. – 278 с.
29. Свердлова, Г. А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка (старший дошкольный возраст) [Текст] : канд. дис. / Г.А. Свердлова. – М., 1995.
30. Скобло Г. В. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики [Текст] / Г.В. Скобло, О.Ю. Дубовик // Соц. и клин. психиатрия. – 1992. – № 2. – С. 75-78.
31. Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1995. – № 3.
32. Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования // Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс, 1998.
33. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов [Текст] / А.С. Спиваковская. – М. : Прогрес, 1988. – 200 с.
34. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия // Социологические исследования. 1998. №2.
35. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. – М., 1995.
36. Хьелл, Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение : 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : ПитерКом, 2002. – 608 с.
37. Целуйко В.М. Неполная семья. – Волгоград, 2000.
38. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владос, 2003.
39. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология [Текст] : учебное пособие для ву-зов / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, 2011. – 736 с.
40. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2001.- 656 с.
41. Эриксон, Э. Детство и общество [текст] / Э. Эриксон. – СПб. : Ленато АСТ, 1996.
42. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.-В., 1995.





Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.