На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом воспитание ребенка в неполной семье.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 11.09.2013. Страниц: 43+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания ребенка в неполной семье 6
1.1. Семья как институт социализации и понятие неполной семьи 6
1.2 Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях 13
1.3. Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях 21
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Практические аспекты проблемы воспитания ребенка в неполной семье 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Характеристика испытуемых 33
2.3. Результаты исследования 36
Заключение 40
Список литературы 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

Введение

Актуальность исследования определяется спецификой нынешней си-туации развития современного общества, которая характеризуется как кризисная в социально-экономическом и социально-демографическом аспекте. Имеет место падение уровня жизни, значительное ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи.
Проблемы семьи как важнейшего социального института на протяже-нии многих лет являются предметом исследования психологии. Современные исследователи (Ю.И.Алешина, В.Н.Дружинин, С.В. Ковалев, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.) подчеркивают, что семья, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью, прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе. В последние годы связи семьи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом. Сегодня включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Отказ от тради-ционного требования к семье в его однозначной последовательности – брачность, сексуальность, рождение ребенка – в наши дни уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отно-шений мужа и жены и т.д.). Это привело к тому, что в последние годы значительно снизилась устойчивость брачно-семейных отношений и значительно возросло число неполных семей.
Неполная семья – это семья с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети. Неполные семьи – сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Вопрос о неполных семьях актуален потому, что сегодня, по данным статистики, в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. В не-полной семье снижена воспитательная функция. В трудах В.М. Астапова, Д.В. Винникотта, А.И. Захарова, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и др. показано, что специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе и может явиться причиной развития у детей нервно-психических расстройств, отклонений в психическом развитии и в поведении, трудностей в создании собственной полноценной семьи. Но эмпирические исследования, объективирующие особенности воспитания ребенка в неполной семье, крайне немногочисленны.
Актуальность исследования проблемы воспитания ребенка в неполной семье обусловлена потребностью современного общества в вос-становлении прежних ценностей и в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни. Недостаточная изученность особенностей воспитания ребенка в неполной семье не позволяет разработать эффективные методы психолого-педагогической помощи детям, воспитывающихся в неполных семьях. Это определило выбор темы исследования: «Воспитание ребенка в неполной семье».
Цель исследования – изучить проблему воспитания в неполной семье.
Объект исследования – воспитание ребенка в семье.
Предмет исследования – воспитание ребенка в неполной семье.
Гипотеза исследования: воспитание ребенка в неполной семье имеет свои особенности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме воспитания ребенка в неполной семье.
2. Исследовать стили взаимодействия матерей и детей из полных и неполных семей.
3. На основе результатов исследования сформулировать выводы и разработать практические рекомендации для родителей и педагогов детей из неполных семей.
Теоретико-методологическая основа исследования: общенаучные принципы – принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системности (В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов), представления психологов о роли семейного воспитания в социализации детей (А.И. Захаров, А.В. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Методы и методики. Для реализации поставленных задач были использованы методы теоретического исследования (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (психодиагностические методики: опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской; методика «Нарисуй клоуна» Е.Е. Кравцовой).
База исследования – МДОУ ЦРР № 444 г. Челябинска.
Испытуемые: в исследовании приняли участие 4 воспитанника подго-товительной группы в возрасте 5,5-6,5 лет (из них 2 детей воспитываются в полных семьях, 2 детей – в неполных) и их матери в возрасте 23-38 лет.
Теоретическая значимость исследования: исследование решает част-ную научную проблему особенностей взаимодействия родителя и ребенка в неполной семье, что дополняет имеющиеся теоретические представления в области психологии личности, психологии развития, психологии семьи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в настоящем исследовании практические рекомендации для родителей и педагогов детей из неполных семей могут быть использованы для психолого-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неполной семье.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложе-ния. Основное содержание работы изложено на 50 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 42 источника.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания ребенка в неполной семье

1.1. Семья как институт социализации и понятие неполной семьи

Семья – это сложное социальное образование. Как социальный институт она обладает комплексом социальных функций и ролей. К функциям семьи относят репродуктивную (биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода), воспитательную (духовное воспроизводство населения), хозяйственно-бытовую (поддержание физического состояния семьи, уход за пожилыми), экономически-материальную (поддержание нетрудоспособных членов семьи); функцию организации досуга (поддержание семьи как целостной системы); функцию социального контроля (ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность).
Семья является ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравни-тельную.
Признаками семьи как малой социальной группы являются интегральные психологические характеристики (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формируются с возникновением и развитием семьи, и основные параметры семьи как единого целого.
Структура семьи рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные – обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения.
К групповым процессам относятся динамические показатели отноше-ний в семье. Особое значение придается психологическим и организацион-ным процессам сплочения, уровню развития семьи как социального единства, группового давления, закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их стабиль-ности и т.д.
Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решаю¬щее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья пол¬ной или неполной.
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья – это малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети и пр.......


Список литературы

1. Авдеева, Н. Н. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия [Текст] / Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 39-48.
2. Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка// Народонаселение. 1998. №2.
3. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.
4. Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, усло-вий психологического риска для будущего развития ребенка [Текст] / О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл // Синапс. 1993. № 4. С. 35-42.
5. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. – М. : Изд-во МПСИ, 2001. – 206 с.
6. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери [Текст] / Д.В. Винни-котт. – М. : Класс, 1998. – 256 с.
7. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995.
8. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992, с.15.
9. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
10. Ильина, И. Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем до-школьном возрасте [Текст] : Автореф. канд. дис. / И.Ю. Ильина. – М., 1996. – 24 с.
11. Исенина, Е. И. Понятие «базовые качества матери» [Текст] / Е.И. Исенина // Материнство : психолого-социальные аспекты (норма и девиация). – Иваново, 2002. – С. 20-24.
12. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования, 2003, №7. с. 95-96
13. Кон, И. С. В поисках себя : личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
14. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.
15. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче-нию в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. – М. : Рос. Пед. Общество, 2005. – 160 с.
16. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
17. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94 – 108.
18. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М. : Речь, 2001. – 496 с.
19. Мещерякова, С. Ю. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери [Текст] / С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко // Соросовские лауреаты: Философия. Психология. Социология. – М., 1996.
20. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид; сост. и предисл. И.С. Кона. – М. : Наука, 1988. – 429 с.
21. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец : психологическое взаимодействие [Текст] / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб., 1999.
22. Николаева Я.Г. Проблемы воспитания детей в неполных семьях в Рос-сийской Федерации. – Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2004.
23. Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 298 с.
24. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2007. – 360 с.
25. Перегуда, В. И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Канд. дис. / В.И. Перегуда. – М., 1994.
26. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. – М., 1998.
27. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер., 2000. – 278 с.
29. Свердлова, Г. А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка (старший дошкольный возраст) [Текст] : канд. дис. / Г.А. Свердлова. – М., 1995.
30. Скобло Г. В. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики [Текст] / Г.В. Скобло, О.Ю. Дубовик // Соц. и клин. психиатрия. – 1992. – № 2. – С. 75-78.
31. Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1995. – № 3.
32. Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования // Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс, 1998.
33. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов [Текст] / А.С. Спиваковская. – М. : Прогрес, 1988. – 200 с.
34. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия // Социологические исследования. 1998. №2.
35. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. – М., 1995.
36. Хьелл, Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение : 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : ПитерКом, 2002. – 608 с.
37. Целуйко В.М. Неполная семья. – Волгоград, 2000.
38. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владос, 2003.
39. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология [Текст] : учебное пособие для ву-зов / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, 2011. – 736 с.
40. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2001.- 656 с.
41. Эриксон, Э. Детство и общество [текст] / Э. Эриксон. – СПб. : Ленато АСТ, 1996.
42. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.-В., 1995.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.