Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом проверка педагогических условий экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ с учетом принципа интеграции.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 12.09.2013. Страниц: 72+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы реализации принципа интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в ДОУ 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в ДОУ 7
1.2. Особенности организации экологического образования с учетом принципа интеграции 17
1.3. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 31
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 43
2.1. Цель, задачи и организации опытно-поисковой работы 43
2.2. Организация педагогических условий экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 55
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 61
Выводы по второй главе 67
Заключение 69
Список литературы 72
Приложение 79


Введение


Сегодня, в условиях все более углубляющегося экологического кризиса и растущих проблем социального развития Российской Федерации внимание ученых, представителей государственных, природоохранных, общественных организаций и учреждений приковано к поиску новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие: на стабилизацию внутренних и внешних тенденций функционирования страны.
Помимо экономических, социальных и научно-технических факторов, решение экологических проблем сдерживается еще внутренними причинами, в числе которых отсутствие единой концепции и стратегии формирования в обществе сознательного, бережного отношения к окружающей природной среде и, как следствие, отсутствие достаточно разработанного механизма обеспечения данного концептуального подхода.
В экологическом образовании, прежде всего, становится крайне актуальным принципиальное изменение позиции самого человека в отношении природы: из потребительского к коэволюционному, доброжелательному, бережному. Ученые и практики понимают, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.
Первой ступенью экологического образования является дошкольное. Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и формирования экологической культуры. Поэтому одной из актуальнейших проблем современного образования дошкольников является проблема экологического образования воспитанников в дошкольных учреждениях.
В педагогической науке ведется поиск эффективных форм, методов и средств экологического образования дошкольников с учетом современных требований, одним из которых является интеграция. Данный принцип законодательно закреплен в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Центральным идеей этих преобразований является приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. В качестве центральных принципов ФГТ определяют принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Целеполагающие идеи развития дошкольного образования аккумулируются вокруг принципа интеграции. Во-первых, под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние или процесс, ведущий к такому виду связанности, взаимопроникновения и взаимодействия образовательных областей, который обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса (О. Скоролупова, Н. Федина). Во-вторых, под интеграцией рассматривается сторона процесса развития, связанная с объединением в гармоническое целое ранее разнородных частей и элементов (И.А. Лыкова). Это не формальное соединение разного знания в новый информационный контекст, а обеспечение соединения разных сфер действительности, выраженных в разнообразной текстовой форме, в сознании ребенка (интеграция знания и сознания), что приводит к появлению нового знания. Ребенок становится целевым и организационным центром образования, постепенно приобретая способность генерировать новые информационные и культурные тексты (смыслы). Его сознание признается ведущим фактором интеграции.
Таким образом, предполагается существенное обновление подходов к организации и содержанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разработки методики экологического воспитания с учетом принципа интеграции.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Реализация принципа интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)».
Цель исследования – теоретическое обоснование и эксперименентальная проверка педагогических условий экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ с учетом принципа интеграции.
Объект исследования – экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования – педагогические условия экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции.
Гипотеза исследования: процесс экологического образования будет протекать успешно, если:
1. использовать интегрированный подход;
2. проводить работу по повышению компетентности педагогов;
3. организовать работу с родителями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме экологического образования дошкольников.
2. Изучить особенности организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции.
3. Разработать методику экологического образования дошкольников с учетом принципа интеграции и оценить ее эффективность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, тестирование, эксперимент.
Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад №223 г. Челябинска.


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы реализации принципа интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в ДОУ

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в ДОУ


Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной, Н.С. Глазачева и др.
Понятие «экологическое образование детей дошкольного возраста» рассматривается в научных работах Л.В. Моисеевой, Н.А. Рыжовой, Т.А. Серебряковой и др., где оно интегрируется как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов.
И.Д. Зверев под экологическим образованием понимает «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью» [31, с. 5].
Экологическое образование дошкольников объединяет три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие, направленных, по мнению Н.Н. Моисеева, на «становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие» [41, с. 30].
Сущность экологического обучения заключается в овладении детьми определенными знаниями и убеждениями, готовности к деятельности, а также к практическим действиям, согласующимся с требованиями бережного отношения к окружающей действительности.
Экологическое воспитание дошкольников трактуется в работах ученых по-разному. Экологическое воспитание дошкольников, с точки зрения А.В. Миронова, – процесс формирования у детей экологического сознания экоцентрического типа, т.е. системы представлений о взаимоотношениях человека и природы, для которых характерны отсутствие противопоставления человека природе, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию [40].
Третья составляющая экологического образования - экологическое развитие дошкольников. Это объективный процесс последовательного количественного и качественного изменения психофизических задатков в результате взаимодействия ребенка с окружающей природно-социальной средой, выражающегося в практической экологически ориентированной деятельности [54].
Результат экологического образования большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры. Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи Я.Ю. Иванова, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.В. Снитко, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова. (таблица 1).........


Список литературы


1. Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой // Дошкольное воспитание. - 1986. - №1.- С.10-12.
2. Адам Д.А. Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства. - Екатеринбург, 2005. - 22с.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.: Элизе Трэйдинг, 2004. - 112с.
4. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 206 с.
5. Аракчаева Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании. – М., 2001. - 102 с.
6. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа [Текст] / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 50 с.
7. Ашиков В.И. Программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - №2. – С.34-39.
8. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М., 1997.
9. Бабкова Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С.40-41.
10. Бехтерева Л.П. К экологическим знаниям через наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С. 63-64.
11. Борзова Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С. 49-50.
12. Бутенко Н.В. Интеграция как фактор развития художественно-творческих способностей дошкольника // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции. – Челябинск, 2011. - С.41-45.
13. Ветрова Н.И. Этапы формирования приемов абстрагирования наблюдаемых признаков у детей старшего дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. -Л.,1976.
14. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
15. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт // Экологическое образование в России: проблемы и практика / Под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. – М., 1995.
16. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
17. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-49.
18. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.
19. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.
20. Дмитриевский Р.С. Экологическая культура и образование в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - №1. - С. 124-127.
21. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60-68.
22. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс, 2001. - С.25-26.
23. Захлебный А.Н. На тропе (опыт экологического воспитания). – М.: Знание, 1986.
24. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методиеский аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
25. Зебзеева В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста // Управление ДОУ. - 2007. - № 3.
26. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. - М. 2006.
27. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
28. Иванова А.И. Методический комплекс «Живая экология» // Управление ДОУ. - 2007. - №3.
29. Игнатова, В.А. Интегративные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся [Текст]: автореф. на соискание ученой степени доктора пед. наук / В.А. Игнатова. - Тюмень, 1999. - 12 с.
30. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.П. Горкин. - М., 1995. - С.255.
31. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
32. Ковтун Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города. – М., 2004. - 25с.
33. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
34. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.
35. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 399 с.
36. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «"Мы": Азбука экологии». - СПб., 1996.
37. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М. : ИОШ РАО, 1994.
38. Красилов В.А. Природа в общественной жизни и культуре // Экология и жизнь. - 2003. - №3. - С.38-40.
39. Краснопольский Б.Х. Окружающая среда и проблемы выживания человечества // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2007. - №4. - С.123-134.
40. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. – 232 с.
41. Лазарева О.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Ч. 1.: Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе. – Екатеринбург, 2003.
42. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей. - Екатеринбург, 2004. - 279с.
43. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М. : Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.
44. Лихачева А.И. Экологическое воспитание в детском саду // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С.93-95.
45. Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова П.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1970.-№6.
46. Максимова Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста. - Якутск, 2003. - 18 с.
47. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М. : Пед.общество России, 2002.
48. Моисеев Н. Экология в современном мире. // Наука и жизнь. - 1998. - №3. - С.2-10.
49. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. – 1996. – № 3.
50. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования. - Екатеринбург, 2004. - 168с.
51. Моисеева Л.В. Естественнонаучная картина мира как компонент профессиональной подготовки // Образование и наука. - 2007. - №2. - С. 3-12.
52. Николаева С.Н. «Зеленый детский сад»: типовая модель экологического воспитания дошкольников // Модели экологического воспитания детей. – М., 2005. – С.14-39.
53. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 182 с.
54. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. – М., 2005. – 310 с.
55. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания \\ Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.14-21.
56. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
57. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5.
58. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5.
59. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
60. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
61. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2003. - 211 с.
62. Потапова Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников // В мире науки. - 2007. - №1. - С. 88-89.
63. Россихина Л.А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - №2. - С.26-29.
64. Рыжова Н.А. Наш дом — природа: Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7.
65. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. - М., 2000.
66. Скоролупова, О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 40-46.
67. Скоролупова, О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 40-46.
68. Скоролупова, О.А. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании [Текст] / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. - №5.
69. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
70. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
71. Тарасов А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе. – М. 1997. - 64 с.
72. Экологическое воспитание детей: Методическое пособие для воспитателей. – Краснодар: Эдви, 1995 – 182




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.