На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.09.2013. Страниц: 71+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в ДОУ 8
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в ДОУ 8
1.2 Особенности организации экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции 21
1.3 Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 32
Выводы по первой главе 46
Глава 2 Опытно-поисковая работа по организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 47
2.1 Цель, задачи и организации опытно-поисковой работы по организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 47
2.2 Реализация педагогических условий организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 52
2.3 Результаты опытно-поисковой работы по организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 61
Выводы по второй главе 66
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложение 79


Введение


Актуальность. В условиях все более углубляющегося экологического кризиса и растущих проблем социального развития Российской Федерации внимание ученых, представителей государственных, природоохранных, общественных организаций и учреждений приковано к поиску новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие: на стабилизацию внутренних и внешних тенденций функционирования страны.
Помимо экономических, социальных и научно-технических факторов, решение экологических проблем сдерживается еще внутренними причинами, в числе которых отсутствие единой концепции и стратегии формирования в обществе сознательного, бережного отношения к окружающей природной среде и, как следствие, отсутствие достаточно разработанного механизма обеспечения данного концептуального подхода.
В экологическом образовании, прежде всего, становится крайне актуальным принципиальное изменение позиции самого человека в отношении природы: из потребительского к коэволюционному, доброжелательному, бережному. Ученые и практики понимают, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.
Первой ступенью экологического образования является дошкольное. Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и формирования экологической культуры. Поэтому одной из актуальнейших проблем современного образования дошкольников является проблема экологического образования воспитанников в дошкольных учреждениях.
В педагогической науке ведется поиск эффективных форм, методов и средств экологического образования дошкольников с учетом современных требований, одним из которых является интеграция. Данный принцип законодательно закреплен в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Центральным идеей этих преобразований является приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. В качестве центральных принципов ФГТ определяют принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Целеполагающие идеи развития дошкольного образования аккумулируются вокруг принципа интеграции. Во-первых, под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние или процесс, ведущий к такому виду связанности, взаимопроникновения и взаимодействия образовательных областей, который обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса (О. Скоролупова, Н. Федина). Во-вторых, под интеграцией рассматривается сторона процесса развития, связанная с объединением в гармоническое целое ранее разнородных частей и элементов (И.А. Лыкова). Это не формальное соединение разного знания в новый информационный контекст, а обеспечение соединения разных сфер действительности, выраженных в разнообразной текстовой форме, в сознании ребенка (интеграция знания и сознания), что приводит к появлению нового знания. Ребенок становится целевым и организационным центром образования, постепенно приобретая способность генерировать новые информационные и культурные тексты (смыслы). Его сознание признается ведущим фактором интеграции.
Таким образом, предполагается существенное обновление подходов к организации и содержанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разработки методики экологического воспитания с учетом принципа интеграции.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью реализации Федеральных государственных требований в экологическом образовании дошкольников с учетом принципа интеграции и отсутствием научного обоснования соответствующей методики. На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске эффективных путей экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Реализация принципа интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)».
Цель исследования – теоретическое обоснование и эксперименентальная проверка педагогических условий экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ с учетом принципа интеграции.
Объект исследования – экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования – педагогические условия экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции.
Гипотеза исследования: процесс экологического образования будет протекать успешно, если будет:
1. использоваться интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста;
2. проводиться работа по повышению компетентности педагогов в экологическом образовании детей дошкольного возраста;
3. организована работа с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме интеграции в экологическом образовании дошкольников.
2. Изучить особенности организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции.
3. Разработать методику экологического образования дошкольников с учетом принципа интеграции и оценить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация), эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование).
База исследования: МДОУ детский сад №221 г. Челябинска. Количество детей - 20 человек.
Этапы исследования:
Первый этап - теоретический. Изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме. Были сформулированы цель, объект и предмет исследования, задачи.
Второй этап - опытно-поисковый. На этом этапе разрабатывалась программа исследования, методика экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции. Осуществлялась апробация и корректировка разработанной методики, проверка полученных в ходе исследования выводов.
Третий этап - итоговый. Осуществлялись анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, оформление работы.
Практическая значимость состоит в том, что разработана методика экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции.
Структура работы: Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.


Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в ДОУ

1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в ДОУ


Дошкольное детство – особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, возникает внутренняя регуляция поведения. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.
Согласно Д.Б. Эльконину, дошкольный возраст «вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач» [72, с. 205]. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследо........


Библиографический список


1. Аракчаева, Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании / Л.К. Аракчаева. – М., 2001. - 102 с.
2. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа [Текст] / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 50 с.
3. Бабкова, Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С.40-41.
4. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева // Начальная школа. - 1991. - №8. - С. 48-51.
5. Борзова, Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании / Е.Ю. Борзова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С. 49-50.
6. Бутенко, Н.В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей / Н.В. Бутенко, О.В. Джалмагамбетова // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. - Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011. - С.45-49.
7. Бутенко, Н.В. Интеграция как фактор развития художественно-творческих способностей дошкольника / Н.В. Бутенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции. – Челябинск, 2011. - С.41-45.
8. Ворошилова, В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: автореф. дис..канд. пед. наук / В.М. Ворошилова. - Екатеринбург, 2002. – 23 с.
9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
10. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт // Экологическое образование в России: проблемы и практика / С.Н. Глазачев; под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. – М., 1995.
11. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
12. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-49.
13. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.
15. Дмитриевский, Р.С. Экологическая культура и образование в России / Р.С. Дмитриевский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - №1. - С. 124-127.
16. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60-68.
17. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс, 2001. - С.25-26.
18. Захлебный, А.Н. На тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н. Захлебный. – М.: Знание, 1986.
19. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования / И.Д. Зверев, Л.Т. Салеева. - М., 1991. – 256 с.
20. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
21. Зебзеева, В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // Управление ДОУ. - 2007. - № 3.
22. Иванов, В.Г. Теория интеграции образования / В.Г. Иванов. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. – 172 с.
23. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
24. Иванова, А.И. Методический комплекс «Живая экология» / А.И. Иванова // Управление ДОУ. - 2007. - №3.
25. Игнатова, В.А. Интегративные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся [Текст]: автореф. на соискание ученой степени доктора пед. наук / В.А. Игнатова. - Тюмень, 1999. - 12 с.
26. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.П. Горкин. - М., 1995. - С.255.
27. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
28. Ковтун, Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города / Т.Ю. Ковтун. – М., 2004. - 25с.
29. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
30. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
31. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.
32. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 399 с.
33. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «"Мы": Азбука экологии» / Н.Н. Кондратьева. - СПб., 1996.
34. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 214 с.
35. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М. : ИОШ РАО, 1994.
36. Красилов, В.А. Природа в общественной жизни и культуре / В.А. Красилов // Экология и жизнь. - 2003. - №3. - С.38-40.
37. Краснопольский, Б.Х. Окружающая среда и проблемы выживания человечества / Б.Х. Краснопольский // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2007. - №4. - С.123-134.
38. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 232 с.
39. Куцакова, Л.А. Методическая работа с педагогами [Текст] / Л.А. Куцакова // Дошкольное воспитание. - 1992. - №21. - С.32.
40. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей / О.Н. Лазарева. - Екатеринбург, 2004. - 279с.
41. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М. : Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.
42. Лихачева, А.И. Экологическое воспитание в детском саду // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С.93-95.
43. Максимова, Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Максимова. - Якутск, 2003. - 18 с.
44. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А.В. Миронов. – М. : Пед.общество России, 2002.
45. Михеев, А.В. Охрана природы / А.В. Михеев. – М.: Просвещение, 1996. – 24 с.
46. Моисеев, Н. Экология в современном мире / Н. Моисеев // Наука и жизнь. - 1998. - №3. - С.2-10.
47. Моисеев, Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н. Моисеев // Биология в школе. – 1996. – № 3.
48. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2004. - 168с.
49. Моисеева, Л.В. Естественнонаучная картина мира как компонент профессиональной подготовки / Л.В. Моисеева // Образование и наука. - 2007. - №2. - С. 3-12.
50. Николаева, С.Н. «Зеленый детский сад»: типовая модель экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева // Модели экологического воспитания детей. – М., 2005. – С.14-39.
51. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 1999. - 182 с.
52. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С.Н. Николаева. – М., 2005. – 310 с.
53. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.14-21.
54. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / С.Н. Николаева // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
55. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5.
56. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
57. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2003. - 211 с.
58. Потапова, Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников / Т. Потапова // В мире науки. - 2007. - №1. - С. 88-89.
59. Россихина, Л.А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования / Л.А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - №2. - С.26-29.
60. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа: Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7.
61. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. - 174 с.
62. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. - М., 2000.
63. Савенкова, Л.Г. Педагогика искусства: теория и практика / Л.Г. Савенкова // Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества.// Материалы Всероссийской конференции «Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовательных учреждениях разного типа (11-13 ноября 2009). - М.: ИХО РАО, 2009.
64. Скоролупова, О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 40-46.
65. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
66. Тарасов, А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе / А.И. Тарасов. – М. 1997. - 64 с.
67. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
68. Трубайчук, Л.В. Интеграция как форма организации образовательного процесса / Л.В. Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. - Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011. - С.273-277.
69. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
70. Харунжев, А.А. Интеграция в образовании: теория и практика / А.А. Харунжев. - Киров: ВТГУ, 2003. - 96 с.
71. Экологическое воспитание детей: Методическое пособие для воспитателей. – Краснодар: Эдви, 1995 – 182 с.
72. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2008.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.