Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик особенности ценностных ориентаций современных подростков.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 12.09.2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Проблема ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе 5
2. Роль ценностных ориентаций в развитии личности подростка 15
3.Исследовательские работы по ориентации современных подростков 22
Заключение 34
Список литературы 35

Введение

Основные составляющие внутреннего мира индивида – это устойчивые ценности и ценностные ориентации, вытекающие из его уникального личностного опыта и потому присущие только ему. Ценностные ориентации представляют собой систему ценностных отношений личности к отдельным предметам и явлениям и к их совокупности, что определяет направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей.
Проблему ценностной сферы личности в мировой психологии изучали А. Адлер, К. Левин, С. Мадди, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Х. Хекхаузен. В отечественной психологии различные аспекты проблемы ценностной сферы личности отражены в работах Б.Г. Ананьева, Б.С. Братуся, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, К. Муздыбаева и др. Было показано, что ценностная сфера человека является системой, дина-мика которой зависит от социальных обстоятельств, индивидуальных и возрастных особенностей личности и субъектной активности человека. В процессе онтогенеза ценности способствуют формированию индивидуального опыта человека и организации его ког¬нитивной и эмоциональной сферы, а также служат источником его поведения. По мере взросления система мотивов и ценностей личности, сохраняя общность с такими же системами других людей, становится уникальной. Рефлексия и пе-реоценка ценностей являются закономерными процессами в развитии личности.
Подростковый возраст является чрезвычайно важным этапом в развитии личности. В это время решается важная задача профессионального и личностного самоопределения. Ценностные ориентации являются важнейшим психологическим условием для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения, так как планируя свое будущее, намечая какие-либо цели, человек исходит из системы ценностных ориентаций. С необходимостью самоопределения и выбора – выбора профессии, круга общения, увлечений, образа жизни и т.п. большинство людей сталкиваются в подростковом возрасте. Они намечают жиз¬ненные цели и некоторые из них начинают осуществлять. В процессе освоения новых социальных ролей происходит дальнейшее развитие ценностной сферы личности.
Одним из факторов изменения системы ценностных ориентаций являются социально-исторические условия развития и функционирования личности. Социально-экономические, политиче¬ские, идеологические из-менения в обществе влекут за собой изменения сис¬темы ценностей, норм морали общества, социальных групп, отдельных индивидов. Ценностные ориентации сегодняшнего подрастающего поколения – это система ценностей исторического субъекта, оказавшегося в условиях «перелома времени». Процесс формирования ценностных ориентаций современных подростков протекает на фоне реформирования самого общества.
В связи с эти изучение ценностных ориентаций подростков представляет особый интерес, так как ценности этого поколения в будущем начнут определять ценности всего общества. В связи с этим особенно актуальным представляется формирование у подростков ценностных ориентаций творческой активности и высших духовных потребностей – в познании, самовыражении и самоактуализации. Вне знания особенностей ценностных ориентаций подростков невозможна эффективная организация сопровождения подростков, находящихся на пороге жизненного самоопределения. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Ценностные ориентации современных подростков».
Цель исследования – изучить особенности ценностных ориентаций со-временных подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать содержание понятия ценностных ориентаций.
2. Изучить роль ценностных ориентаций в развитии личности подрост-ка.
3. Проанализировать исследовательские работы по ориентации совре-менных подростков.
Для решения поставленных задач использован метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы.
1. Проблема ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе

Под ценностными ориентациями в психологии понимают направлен-ность личности на те или иные ценности [54]. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к себе самой, к другим людям и к окружающему миру в целом. Выступая в качестве главного связующего звена между личностью, ее внутренним миром и социальной средой, ценности представляют собой важный элемент внутренней структуры личности [19].
Ценностные ориентации – это отражение в сознании индивида ценно-стей, принятых им в качестве мировоззренческих ориентиров и стратегических жизненных целей [35, C. 23]. В ценности отражается значимость, привлекательность целевого объекта [58, C 207]. Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. Система ценностных ориентаций индивида составляет основу отношений к миру, к окружающим людям и к самому себе, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни [28, C. 133].
Иерархическая система ценностных ориентаций индивида представляет собой способ дифференциации объектов действительности по их субъективной значимости для него. Персональная система ценностей индивидуальна и не воспроизводима, т.к. бесконечно число возможных комбинаци.......


Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Личность в процессе деятельности и обще-ния [текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности : хрестоматия. – Самара : БАХРАХ, 2000. – Т. 2. – 375 с.
2. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [текст] / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. – т. 5. – № 5. – С. 63-70.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные труды [текст] : в 2-х т., Т. I / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
4. Анурин, В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей [текст] / В.Ф. Анурин // Социология высшей школы : сборник научных трудов. – Горький, 1982. – С. 116-129.
5. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [текст] / В.Г. Асеев. – М. : Мысль, 1976.
6. Беляева, Е. В. Мораль современной молодежи: от традиционализма к постмодерну [текст] / Е.В. Беляева // Социология. – 2008. – № 4. – С. 70-76.
7. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [текст] / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 1993. – т. 14. – № 5. – С. 99-105.
8. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности [текст] / Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – 2000. – № 3.
9. Голуб, А. М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности [текст] / А.М. Голуб // Социально-педагогическая работа. – 2009. - № 4. – С. 53-57.
10. Гудачек, Я. Ценностная ориентация личности [текст] / Я. Гудачек // Психология личности в социалистическом обществе : активность и развитие личности. – М. : Просвещение, 1989. – С. 102-109.
11. Данилова, Е. А. Социодинамика ценностей молодежи [текст] / Е.А. Данилова // Социология. – 2008. - № 4. – С. 99-107.
12. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) [текст] / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. - № 8. – С. 118-122.
13. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [текст] / Б.И. Додонов. – М. : Полит-издат, 1978. – 272 с.
14. Ермолич, С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков [текст] / С.Я Ермолич // Внешкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 23-27.
15. Жиров, Ю. С. Семья в системе ценностей учащейся молодежи [текст] / Ю.С. Жиров // Социально-педагогическая работа. – 2004. - № 6. – С. 3-12.
16. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориента¬ции личности в услови-ях социально-экономических изменений [текст] / Н.А. Журавлева // Мир психологии. – М. : Институт РАН, 2004. – 226 с.
17. Завалишина, А. Н. Методологический аспект смысложизненной ценности профессионального труда [текст] / А.Н. Завалишина // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы VIII-X симпозиума: в 2 ч. / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. – М. : Смысл, 2008. – Ч.1. – 2008. – 328 с.
18. Зауторова, Э. В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности [текст] / Э.В. Зауторова // Искусство и образование. – 2008. - № 2. – С. 68-73.
19. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности [текст] / А.Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 222 c.
20. Иконникова, С. Н. Социология о молодежи [текст] / С.Н. Иконникова. – Л.: Знание, 1985. – 231 с.
21. Илькевич, Б. В. Проблема профессионально-мотивирующего обучения [текст] / Б.В. Илькевич, М.В. Михайлова // Учитель. – 2009. – № 71. – С. 19-21.
22. Иоффе, Э. Г. Политическая социализация молодежи [текст] / Э.Г. Иоффе // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 3-6.
23. Исследование ситуации профессионального самоопределения подрост-ков [Текст] / А.В. Юпитов, А.А. Зотов // Социологические исследования (Социс). – 1997. – № 3. С. 84-92.
24. Истомин, И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения [текст] / И.Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования со-циального поведения. – М. : Просвещение, 1979. – 240 с.
25. Казарьянц, К. Э. Мотивация успешности учебной деятельности уча-щихся [Текст] / К.Э. Казарьянц // Университетские чтения. – Пятигорск, 2009, № 9, С. 11-17.
26. Киприянова, Е. Н. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников [текст] / Е.Н. Киприянова // Экспресс-опыт, 1999. – №1 (январь-июнь). – С. 34-36.
27. Кирилова, Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников [текст] / Н. А. Кирилова // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 29-37.
28. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа [текст] / Е.А. Климов // Психологический журнал. – 1993. – т. 14. – № 4. – С. 130-136.
29. 26.Козлов, А. А. Цен¬ностные ориентации молодежи [текст] / А.А. Козлов Е.А. Гришина, И.М. Ильинский // Молодежь Рос¬сии : тенденции, перспективы. – М. : Молодая гвар¬дия, 1993. – С. 167-189.
30. Кон, И. С. В поисках себя [текст] / И.С. Кон. – М.: Педагогика, 1984. – 148 с.
31. Корявая, С. М. Ценностные предпочтения молодежи [текст] / С.М. Корявая // Образование и воспитание. – 2006. – № 10. – С. 49-54.
32. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [текст] / А.Ф. Лазурский. – М. : Педагогика, 1995. – 271 с.
33. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] : 4-е изд. / А.Н. Леонтьев. – М. : Речь, 2004. – 320 с.
34. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [текст] / Д.А. Леонтьев. – M. : Институт РАН, 1992. – 17 с.
35. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в инди¬видуальном и группо-вом сознании: виды, детерми¬нанты и изменения во времени [текст] / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С. 13-25.
36. Лисовский, В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) [Текст] / В.Т. Лисовский // Тугариновские чтения. – Выпуск 1. – СПб., 2000.
37. Ломов, Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений [текст] / Б.Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обще-стве: Активность и развитие личности. – М. : МГУ, 1989. – С. 6-23.
38. Лукин, В. М. Жизненные ценности современной молодежи [текст] / В.М. Лукин // Культура. – 2001. – №16. – С.4.
39. Маслоу, А. Самоактуализация [текст] / А. Маслоу // Психология лично-сти : Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Педагогика, 1982. – С. 108-118.
40. Молчанов, С. В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах [текст] / С. В. Молчанов // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 16-25.
41. Моральные ценности и личность [текст] / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М. : Социосфера, 1994. – 176 с.
42. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш.А. Надирашвили. – Тбилиси : Мицниерба, 1987. – 361 с.
43. 42.Наумова, Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целена-правленного поведения [текст] / Н.Ф. Наумова. – М. : Изд-во МСИ, 1998. – 200 с.
44. Нестерова, Н. Б. Ценностное отношение учащихся к учебным дисцип-линам как фактор успешности [Текст] / Н.Б. Нестерова. – М. : Просвеще-ние, 1984. – 236 с.
45. Ольшанский, В. Н. Старшеклассник в изменяющемся мире: социологиче-ское исследование [текст] / В.Н. Ольшанский // Народное образование. – 2000. – №3. – С.117–120.
46. Пантин, В. М. Семья и семейный ценности в сознании россиян (по данным социалогических опросов) [текст] / В.М. Пантин // Воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 9-14.
47. Попов, В. А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащей-ся молодежи [текст] / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования, 1999. – № 6. – С. 96-99.
48. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [текст] : изд. 2-е. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.
49. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [текст] / Под ред. В.А. Ядова. – Л. : ЛГУ, 1979. – 263 с.
50. Семёнов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи [текст] / В.Е. Семёнов // Социологические исследования. – 2007.- № 4. – С. 37-43.
51. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия [текст] / В.Ф. Се-жантов. – М. : Социосфера, 1990. – 360 с.
52. Современная западная социология : словарь [текст] / Под ред. Ю.Н. Давидова, М.С. Ковалевой, А.Ф. Филиппова. – М. : Просвещение, 1990. – 432 с.
53. Социология молодежи [текст] : учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
54. Тугаринов, В. П. Теория ценностей [текст] / В.П. Тугаринов. – Л. : ЛГУ, 1968. – 124 с.
55. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
56. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [текст] / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2008. – 352 с.
57. Хащенко, В. А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собст¬венности [текст] / В.А. Хащенко // Социаль-ная психология экономическо¬го поведения. – М. : Наука, 1999. – С. 56-67.
58. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [текст] : в 2-х т. – Т. 2 / Х. Хек-хаузен; под ред. Б.М. Величковского. – М. : Педагогика, 1986. – 408 с.
59. Шамионов, Р. М. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи [текст] / Р.М. Шамионов, А.Р. Тугушева // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова : Серия «Акмеология образования». – 2006. – Т. 12. – С. 75-79.
60. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы [текст] / Ю.А. Шерковин // Психологический журнал. – 1982. – т. 3. – № 5. – С. 135-145.
61. Широких, О. С. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций [текст] / О.С. Широких // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 23-27.
62. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор [текст] / Э. Шост-ром. – Минск : Харвест, 1992. – 128 с.
63. Шпрангер, Э. Два вида психологии [текст] / Э. Шпрангер // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) : тексты. – Изд. 2-е / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М. : Просвещение, 1992. – 364 с.
64. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения лич-ности [текст] / В.А. Ядов // Методические проблемы социальной психологии. – М. : Наука, 1975. – 416 с.
65. Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности : учебное пособие [текст] / М.С. Яницкий, А.В. Серый. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 1999. – 92 с.
66. Яницкий, М. С. К проблеме аксиологической типологии личности [текст] / М.С. Яницкий // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Выпуск 3. Часть 1. – СПб., 1997. – С. 391- 398.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.