На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом особенности развития когнитивных процессов у детей с ОНР III уровня в период их подготовки к школьному обучению.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 12.09.2013. Страниц: 71+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи 8
1.1 Индивидуально-психологические особенности детей с ОНР 8
1.2 Особенности памяти у детей с ОНР 16
1.3 Особенности внимания у детей с ОНР 31
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи III уровня 36
2.1 Организация и ход исследования 36
2.2 Описание психодиагностических методик 38
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 50
Заключение 67
Список используемой литературы 71
Приложение 75


Введение

В последние десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблемам социализации детей с различными нарушениями психического развития. Среди различных форм психического дизонтогенеза одними из наиболее распространенных являются речевые нарушения различной природы. При этом среди детей с речевыми нарушениями самую многочисленную группу составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Всесторонний клинико-психолого-педагогический анализ ОНР представлен во многих работах (И.Т. Власенко, Т.Н. Волковская, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова).
Нарушения речи рассматриваются большинством современных авторов как когнитивный дефект, который усугубляется нарушениями эмоционально-личностного развития. Р.Е. Левина подчеркивает, что не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума.
Наряду с системным недоразвитием речевой деятельности у детей с ОНР выявляется общая эмоциональная незрелость, задержка развития вербального интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности. В связи с этим совершенствование методов психолого-педагогической помощи детям с ОНР подразумевает изучение их психологических особенностях.
При выборе методов коррекционной работы необходимо учитывать не только структуру дефекта, но и особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностного развития ребенка.
Несмотря на интерес исследователей к этой проблеме, до сих пор нет целостного представления об особенностях когнитивного развития детей и подростков с нарушениями речи. В частности, требуют исследования особенности развития памяти и внимания у детей с ОНР в период их подготовки к школьному обучению, поскольку нарушения когнитивных процессов отрицательно сказываются на освоении этими детьми учебных навыков и в осознанных коммуникативных действиях, в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения и требованиями ситуации, что определило актуальность данного исследования.
Цель исследования – изучить особенности развития когнитивных процессов у детей с ОНР III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогических особенностей детей с ОНР.
2. Проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи.
3. Проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.
4. Провести эмпирическое исследование слухоречевой памяти у старших дошкольников с ОНР III уровня и у их сверстников без речевых нарушений. Провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования и на их основе выявить особенности развития слухоречевой памяти у детей с ОНР III уровня.
5. Провести эмпирическое исследование зрительной памяти у старших дошкольников с ОНР III уровня и у их сверстников без речевых нарушений. Провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования и на их основе выявить особенности развития зрительной памяти у детей с ОНР III уровня.
6. Провести эмпирическое исследование внимания у старших дошкольников с ОНР III уровня и у их сверстников без речевых нарушений. Провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования и на их основе выявить особенности развития внимания у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования – когнитивные процессы у детей с ОНР III уровня
Предмет исследования – особенности развития памяти и внимании у детей с ОНР III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Гипотеза исследования: развитие памяти и внимании у детей с ОНР III уровня в период их подготовки к школьному обучению имеет свои особенности.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение полученных данных.
2. Эмпирические методы: психодиагностические методики исследования слухоречевой и зрительной памяти и внимания:
- методика «10 слов» А.Р. Лурия;
- методика «Назови слова» Л.С. Цветковой;
- методика «Выяснение пассивного словарного запаса» Л.С. Цветковой;
- методика «Предметные картинки» А.В. Семенович;
- методика «Запомни рисунки»;
- методика «Сюжетные картинки» (Сюжетная картинка «Лето» А.В. Семенович);
- методика «Повтори за мной» Л.С. Цветковой;
- методика «Перепутанные линии» А.В. Семенович;
- методика «Корректурная проба» (тест Бурдона).
3. Методы математико-статистического анализа:
- описательная статистика (среднее значение, стандартное отклонение);
- критерий Пустыльника-Плохинского;
- U-критерий Манна-Уитни;
- критерий φ* Фишера.
Теоретическая значимость исследования: полученные в настоящем исследовании результаты дополняют имеющиеся в возрастной психологии и специальной психологии данные об особенностях развития памяти и внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в ходе настоящего исследования особенности развития памяти и внимания старших дошкольников с ОНР III уровня открывают возможности для совершенствования системы оказания психолого-педагогической помощи детям указанной категории.
Сроки проведения исследования: эмпирическое исследование проходило в декабре 2011 г. на базе МДОУ ЦРР № 369 г. Челябинска.
Эмпирическая база исследования – МДОУ ЦРР № 369 г. Челябинска.
В эмпирическом исследовании приняли участие 50 старших дошкольников в возрасте 6-7 лет из числа воспитанников МДОУ ЦРР № 369 г. Челябинска. В том числе 25 детей с ОНР III уровня из числа воспитанников логопедической группы и 25 детей, у которых речевое развитие в норме.
Этапы исследования:
На предварительном этапе осуществлялся подбор методов и методик исследования, были определены база эмпирического исследования и группы испытуемых. Далее проводились беседа с родителями и педагогом детей, направленные на информирование их о целях исследования и конфиденциальности его результатов и на получение добровольного информированного согласия на проведение исследований с детьми.
На основном этапе проводилось исследование памяти и внимания с помощью психодиагностических методик. Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком. После этого проводилось исследование различных видов памяти и внимания ребенка. Ответы каждого испытуемого регистрировались в индивидуальном протоколе.
На завершающем этапе проводилась обработка данных с помощью методов математико-статистического анализа: показатели памяти у дошкольников с ОНР сравнивались с теми же показателями детей, не имеющих какого-либо речевого расстройства. Это позволило выявить особенности памяти у дошкольников с ОНР и сформулировать основные ее отличия от памяти детей без речевого нарушения. В завершение исследования проводилось формулирование выводов и составление практических рекомендаций.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка из 48 источников, приложений. Основное содержание дипломной работы представлено на 65 листах машинописного текста. Работа иллюстрирована 19 таблицами.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи

1.1 Индивидуально-психологические особенности детей с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. ОНР может возникать при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса и проблемы в фонетико-фонематическом развитии.
Исследованию психологических особенностей детей с ОНР посвящены работы Г.М. Жаренковой, Р.Е. Левиной Н.А Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной. Эти авторы отмечают, что у детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь [9; 20; 44; 45]. Ведущими признаками общего недоразвития речи являются позднее начало речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования.
Данные проявления ОНР указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется ограниченно. Разговорная речь является бедной, малословной, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации она становится непонятной. Связная монологичес..........


Список использованной литературы

1. Бадалян Л.О., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. – 1976. – №4. – С. 23–31.
2. Блонский П.П. Память и мышление. – Изд. 2. – М.: Норма, 2007. – 208 с.
3. Буторина Н.Е. Затяжные системные расстройства в детском возрасте клиника патогенез терапия [текст] : Учебное пособие / Н.Е. Буторина, К.Ю. Ретюнский. – Екатеринбург : Экспресс-дизайн, 2005.
4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессовю – М.: Смысл, 1998. – 685 с. C. 296–368.
5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
6. Выготский Л.С.Память и её развитие в детском возрасте //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1984. – 961 с.
8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
9. Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1968. – № 8. – С. 63-67.
10. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: Союзиздат, 1979. – 264 с.
11. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Норма, 1991. – 83 с.
12. Истомина З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. – М.: Союзиздат, 1978. – 345 с.
13. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978. – С. 50.
14. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: Академия. – 2005. – 196 с.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1988. – С. 134–139.
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск: Университэцкае, 1999. – 190 с.
17. Кулагина И.В. Возрастная психология. - М..: Просвещение, 1997. – 350 с.
18. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. – 1985. – №8. – С. 52-54.
19. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. – № 2. – 1975. – С.33-45.
20. Левина Р.Е. Избранные труды. – М., 1965.
21. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
22. Логопедия : преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : АРД, 1998. – 316 с.
23. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
24. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
25. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка // М.: Издательство Академии пед. наук. РСФСР. – 547 с.
26. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов.- М., 1999. - 268 с.
27. Маркова А.К. Соотношение между овладением слоговой структурой слова и лексико-грамматическим развитием у детей, страдающих алалией // Докл. АПН РСФСР, 1962. – №1. – С. 121-124.
28. Мастюкова Е.Н. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. – 1981. – № 6. – С. 13-20.
29. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. – 489 с.
30. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
32. Общая психопатология в детской и подростковой психиатрии: справочное пособие / гл. ред. проф. Н.Е. Буторина. – Челябинск : Изд-во АТОКСО, 2007.
33. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
34. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2002. – 287 с.
35. Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология.- М., 2003.-509 с.
36. Практические занятия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. – 123 с.
37. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
38. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспитание. – 1986. – №3. – С. 30–33.
39. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М. : Классик стиль, 2003. – 160 с.
40. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология : учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
41. Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1979. – №4. – С. 127–130.
42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: «Академия», 1996. – 336 с.
43. Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.
44. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Союзиздат, 1989. – 339 с.
45. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1993.
46. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.
47. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе рабо¬ты при общем недоразвитии речи // Психо¬лингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – 1997. – № 1. – С. 240-250.
48. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 649 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.