На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 15.9.2013. Сдан: 2012. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Стр.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе………………………………………...7
1.1. Понятие психологической готовности к школе……………………………….7
1.2. Компоненты психологической готовности к школьному
Обучению………………………….....................................................................12
1.3. Роль мотивации в готовности к школьному обучению……………………...19
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………...27
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе…………………………………………………………29
2.1. Методика проведения исследования детей…………………………………….29
2.2. Результаты исследования и их анализ………………………………………….37
2.3. Рекомендации педагогу по результатам диагностических исследований готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………50
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..51
Заключение…………………………………………………………………………..52
Список литературы…………………………………………………………………54
Приложения…………………………………………………………………………56





Введение

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизнен­ном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Справится ли он со школьной нагрузкой? Как подготовить ребенка к школе? Актуальность исследования и диагностики готовности ребенка к школе объясняется необходимостью с одной стороны тщательно продумывать и взвешивать решение о поступлении в школу, а с другой стороны - необходимостью активной подготовки ребенка к школьному обучению. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе. Проблема исследования: Какие возможности дает нам диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе?
Проблема настоящего исследования заключается в следующем противоречии: с одной стороны многие дети приходят в первый класс неготовыми к обучению, с другой стороны нет единого теоретико-методологического подхода к диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе. Из учёта вышесказанного определена тема моей курсовой работы: «Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе».
Готовности к школе посвящено много работ таких авторов, как Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина и многих других.
Психология длительное время видела основной критерий готовности ребенка к школьному обучению только в уровне его умственного развития, точнее, в запасе тех знаний, с которыми ребенок приходит в школу. Именно широта «круга представлений», «объема умственного инвентаря» ребенка считалась гарантией возможности его обучения в школе и залогом его успехов в приобретении знаний. Этот взгляд породил в конце XIX и начале XX столетия многочисленные исследования, направленные на изучение «круга представлений» детей, поступающих в школу, и на установление тех требований, которые должны быть в этом отношении предъявлены ребенку.
Л. С. Выготский один из первых в России четко сформулировал мысль, что готовность к школьно­му обучению со стороны интеллектуального развития ре­бенка заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития интеллекту­альных процессов, т. е. в качественных особенностях дет­ского мышления. По мнению Л. С. Выгот­ского, быть готовым к школьному обучению, значит, преж­де всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира [6]. Таким образом, начиная с Л.С.Выготского, центр тяжести в понимании готовности ре­бенка к школьному обучению был перенесен с вопроса о запасе представлений на способы детского мышления и на уровень осознанности и обобщенности его восприя­тия действительности. Л.С.Выготский говорил, что одним из важнейших новообразований дошкольного возраста яв­ляется возникновение в этот период у детей «внутренних этических инстанций». Очень интересную гипотезу о логике возникновения этих инстанций дает Д. Б. Эльконин. Он связывает их появление с формированием нового типа взаимоотноше­ний, которые возникают в дошкольном детстве между ре­бенком и взрослым. Эти новые взаимоотношения появля­ются в начале дошкольного возраста, а затем развива­ются на протяжении всего дошкольного детства, приводя к концу этого периода к такому роду отношениям, кото­рые являются типичными уже для детей младшего школь­ного возраста. Этим и опреде­ляется, с точки зрения Д. Б. Эльконина, развитие всей морально волевой сферы ребенка-дошкольника. «Сопод­чинение мотивов,- пишет он,- есть лишь выражение столкно­вения между тенденцией ребенка к непосредственному действию и прямым или косвенным требованием взросло­го действовать по заданному образцу. То, что называют произвольностью поведения, есть по существу не что иное, как подчинение своих поступков ориентирующему их об­разу как образцу; возникновение первичных этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. В ходе формирования произвольных действий и поступков у ребенка - дошкольника происходит возникновение нового типа по­ведения, которое может быть названо личностным, т.е. таким, которое опосредствуется ориентирующими образами, содержанием которых являются общественные функции взрослых, их отношения к предметам и друг к другу» [29].
Объектом данного исследования является изучение теоретических аспектов диагностики психологической готовности старших дошкольников к школе.
Предмет исследования - Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Основная цель данной работы -изучение теоретических аспектов проблемы диагностики психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе, для разработки рекомендаций по подготовки ребенка к школьному обучению.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить понятие психологической готовности к школе;
2) Рассмотреть компоненты психологической готовности к школьному обучению;
3) Определить роль мотивации в готовности к школьному обучению;
4) Проанализировать результаты диагностического исследования психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе;
5) Разработать рекомендации педагогам по подготовке детей к школьному обучению.
База исследования: исследование было проведено на базе МДОУ №93, г. Златоуста, Челябинской области. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей 5- 6 лет Количество 11 человек.
Практическая значимость заключается в возможности использования данных материалов при организации и проведении психологической диагностики готовности детей к школьному обучению в деятельности педагога.
Методы исследования:
-анализ психолого-педагогической литературы;
-наблюдение;
-беседа;
-тестирование.
Структура квалификационной работы: Квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической части исследования, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений. В работе использовано 23 таблицы, 10 рисунков.


Глава 1. Теоретическое исследование проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
1.1. Понятие психологической готовности к школе
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
В отечественной психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович ; Д.Б. Эльконина ; Н.Г. Салминой ; Е.Е. Кравцовой.
В работах Л.И. Божович [2] выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющего на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование "внутренняя позиция школьника", представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне..
Д.Б. Эльконин [29] на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту - диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.
Н.Г. Салмина [27] в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет: 1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2) уровень сформированности семиотической функции; 3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как, показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.
В работах Е.Е. Кравцовой [18] при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.
Во всех выше перечисленных исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. Но вместе с тем в работах Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина показано, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л.С. Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия - "один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии", "обучение... может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах"
Раскрывая механизм, лежащий в основе обучения, Л.С. Выготский выдвигает положение о "зоне ближайшего развития", которая определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Опираясь на исследования по подражанию, Л.С. Выготский пишет, что "подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей", а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей, "Зона ближайшего развития" гораздо существеннее определяет возможности ребенка, чем уровень его актуального развития. Два ребенка, имеющие одинаковый уровень актуального развития, но разную "зону ближайшего развития", будут различаться в динамике умственного развития в ходе обучения. Различие "зон ближайшего развития" при одинаковом уровне актуального развития может быть связано с индивидуальными психофизиологическими различиями детей, а также наследственными факторами, определяющими скорость протекания процессов развития под влиянием обучения. Таким образом, "зона" у одних детей будет "шире и глубже", чем у других, и соответственно одного и того же более высокого уровня актуального развития они достигнут в разное время с разной скоростью. То, что сегодня является для ребенка "зоной ближайшего развития", завтра станет уровнем его актуального развития. В связи с этим Л.С. Выготский указывал на недостаточность определения уровня актуального развития детей с целью выяснения степени их развития. Он подчеркивал, что состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, необходимо учитывать и созревающие функции, не только актуальный уровень,........


Список литературы

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе./ Н.К. Авраменко. М., 1972 - 48 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.
3. Выготский Л.С. Проблема развития.//Собр.соч.:в6т. Т4. М.,1984.
4. Выготский Л.С. Проблема возраста./ Л.С. Выготский// Собр. соч.:в 6 т. М.: Изд-во МГУ, 1998.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.,1967.
6. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.,1935.
7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития.//Вопросы психологии. 1972.№2.
8. Гуткина Н.Н. Детский практический психолог в школе.//Школа здоровья.1994.т.1.№1.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. 4-е издание - СПБ.: Питер,2006. -208с
10. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей./Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М.,1981.
11. Диагностика умственного развития дошкольников./Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. М.,1978.
12. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. //Дошкольное воспитание.1965.№10.
13. Запорожец А.В.Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки старших дошкольников.// Дошкольное воспитание.1972.№4.
14. Запорожец А.В.Значение ранних периодов детства для формирования детской личности.// Дошкольное воспитание.1974.№5.
15. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка.//Избранные психологические труды.: В 2т. Т1. М.,1986.
16. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. / О.Б. Конева. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.- 32 с.
17. Кравцов Г.Г. Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987.
18. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.,1991.
19. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального обучения. Красноярск,1994.
20. Кравцова Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от особенностей общения ребенка с окружающими. М.,1981.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1986.
22. Лурия А.Р. Мозговые механизмы и проблемы формирования умений и навыков // Советская педагогика. 1946. № 8-9.
23. Мануйлелко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. Вып. 14. 1948.
24. Мухина В. С. «Детская психология», / В.С. Мухина. М. 1985 - 315 с.
25. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», / В.С. Мухина. М., 1998 - 488 с.
26. Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т.А. Нежнова // Вестник МГУ. Психология. 1988. №1
27. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.,1988.
28. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. / Н.Г. Стародубова. Бийск - 2001. - С.77-78;
29. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.
30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.