На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 15.09.2013. Страниц: 64+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности 6
1.1. Понятие об общении 6
1.2. Особенности развития общения детей раннего возраста 11
1.3. Условия организации общения детей раннего возраста 24
Выводы по Главе 1 40
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности 41
2.1. Изучение уровня развития ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни 41
2.2. Программное содержание непосредственно образовательной деятельности по формированию ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни 50
2.3. Результаты исследования 54
Выводы по Главе 2 60
Заключение 61
Список литературы 64
Приложения 68

Введение

Актуальность темы. Ребенок с самого рождения включен в разносто-роннюю систему социальных связей. Психическое развитие ребенка проис-ходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Процесс социализации, формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, отношения к воспринимаемым социальным явлениям и поведения, соответствующего общепринятым нормам социума, базируется на взаимодействии двух сторон деятельности, связанных с освоением предметного мира и отношений между людьми (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова). Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет правильная организация общения ребенка с взрослым.
Проблема общения в настоящее время выделилась в самостоятельную теоретическую проблему и получила широкое распространение в психолого-педагогической литературе. Ее изучению посвящены труды Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, В.К. Дьяченко, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.Н. Мясищева, Р.С. Немова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской, Г.А. Цукерман, Н.И. Шевандрина, Я. Яноушека и др.
Изучению роли общения в психическом развитии ребенка посвящены работы Л.Я. Венгера, А.А. Запорожца, Я.П. Коломинского, М.И. Лисиной. Они рассматривали общение как важнейший фактор психического развития ребенка и отмечали, что характер общения ребенка с взрослым оказывает определяющее влияние на успешность социализации личности ребенка. Именно в общении формируется отношение ребенка к окружающим, к деятельности и к самому себе. Особое внимание в научной литературе уделяется особенностям общения у детей третьего года жизни, когда закладываются определенные паттерны социального взаимодействия, которые затем сохраняются у индивида на протяжении всей его жизни. В этом возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности: искажается формирование представлений детей о себе, отно-шения к себе, затруднено осознание себя как личности, снижается темп развития психических процессов и формирование коммуникативных умений, в связи с чем ребенок попадает в категорию дезадаптированных детей.
По мнению М.И. Лисиной, ведущей формой общения у ребенка в этом возрасте является ситуативно-деловая форма общения. Однако, несмотря на большое число теоретических и практических исследований, особенности формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятель-ности до конца не изучены. Поскольку усвоение социальных норм и ценно-стей происходит только в условиях общения, изучение этой проблемы является одной из важных теоретических и практических задач современного российского образования и психологии развития.
Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для успешной социализации в своевременном обществе, недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, необходимость поиска эффективных источников и средств формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста с целью профилактики отрицательного влияния несформированности коммуникативных умений на развитие личности определяют актуальность настоящего исследования.
Актуальность и недостаточная изученность данной области определили выбор темы настоящего исследования: «Формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности».
Цель исследования – изучить влияние непосредственно образовательной деятельности на формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни.
Объект исследования: ситуативно-деловое общение у детей третьего года жизни.
Предмет исследования: формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Гипотеза: процесс формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в условиях организованной непосредственно образовательной деятельности будет протекать успешнее, если будет:
- развивать у детей навыки сотрудничества с взрослым и сверстниками;
- развивать у детей познавательную активность и любознательность.
- формировать у детей инициативность к общению и навыки вербаль-ного общения с взрослым и сверстниками.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.
2 Изучить уровень развития ситуативно-делового общения у детей третьего года жизни.
3 Разработать содержание форм и методов формирования ситуативно-деловой формы общения в непосредственно образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и апробировать.
4 Провести сравнительный анализ результатов I и III этапов сравни-тельного эксперимента и сделать вывод об эффективности его ис-пользования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) Теоретические методы: анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы с целью изучения состояния проблемы, различных точек зрения, определения собственных позиций в изучаемой проблеме.
2) Эмпирические методы:
- психодиагностическая методика «Диагностика развития общения и речи у детей третьего года жизни» Е.О. Смирновой
- психолого-педагогический эксперимент;
Теоретическая значимость исследования: Исследование решает част-ную научную проблему особенностей развития ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни и возможностей ее формирования в процессе непосредственно образовательной деятельности, что дополняет имеющиеся в детской психологии и психологии развития данные о развитии коммуникативной сферы и особенностях психического развития на третьем году жизни.
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования разработанных психолого-педагогических условий для формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности.
База исследования: МДОУ «Детский сад № 253 г. Челябинска».
Выборку испытуемых составили 40 детей третьего года жизни из чи-сла воспитанников двух младших групп детского сада – группы №1 и группы №2. Среди обследованных детей – 18 мальчиков и 22 девочки.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глава, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст работы представлен на 65 страницах. Список использованной литературы содержит 43 источника. Работа иллюстрирована 15 таблицами и 3 рисунками.



Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования ситуа-тивно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности

1.1. Понятие об общении

Проблема общения является актуальной для многих наук. Общение неоднократно становилось объектом изучения педагогов [15; 16; 26] и психологов [3; 6; 14; 16; 18; 28; 34; 38; 41]. В психологии общение определяют как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга [1, с. 213].
Посредством общения осуществляются процессы обучения и воспитания, управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение и обмен информацией, культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом [2].
Сложность проблематики общения и большой интерес к ней со стороны науки выражается в многообразии подходов к пониманию сущности общения, среди которых основными являются следующие:
1. Деятельность – средство общения людей.
2. Общение – самостоятельная человеческая деятельность.
3. Общение – атрибут других видов человеческой деятельности, условие их существования.
Современными авторами общение понимается как сложный много-гранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс [3, с. 106], и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга [12, c. 134]. При акценте на обмене и сообщении информации общение превращается в коммуника.......


Список литературы

1. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [текст] / Е.М. Алифанова. – Волгоград, 2001. – 168 с.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учебное пособие [текст] / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Academia, 2000. – 264 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [текст] : Учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
4. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учебное пособие [текст] / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: ACADEMIA, 2000. – 264 с.
5. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению [текст] / А.В. Батаршев. – М.: Владос 2001. – 176 с.
6. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [текст] / А.А. Бодалев. – М. : Речь, 2007.
7. Верба, И. К. Психология эффективного общения [текст] / И.К. Верба. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [текст] / Л.С. Выгот-ский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
9. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. На-деина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
10. Добрович, А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения [текст] / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 2007. – 205 с.
11. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потен-циала дошкольников с общим недоразвитием речи [текст] / В.П. Дудьев // Логопедия. – 2006. – № 2. – С. 22-26.
12. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста [текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – СПб.: Каро, 2008. – 336 с.
13. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [текст] : методическое пособие для психологов / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
14. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [текст] / А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
15. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учител [текст] / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
16. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Изд-во БГУ, 2009. – 284 с.
17. Кравцова, Е. Н. Ребенок внутри общения [текст] / Е.Н. Кравцова // До-школьное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.
18. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь [текст] / А.Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
19. Леонтьев, А. А. Психология общения [текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
20. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2005. – 214 с.
21. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [текст] / М.И. Ли-сина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
22. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [текст] / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 144 с.
23. Лисина, М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [текст] / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с.
24. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения [текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.
25. Мкртчян, М. А. О проблеме понимания в коммуникации [текст] / М.А. Мкртчян // Организационная психология. – Красноярск: КГПУ, 2001. – 100 с.
26. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [текст] / А.В. Мудрик. – М.: РПО, 2001. – 320 с.
27. Немов, Р. С. Психология [текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2004. – Кн. 3: Психодиагностика.
28. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [текст] / Н.Н. Обозов. – К. : Наукова думка, 2006. – 374 с.
29. Петровская, Л. А. Обратная связь в межличностном общении [текст] / Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. – № 3. – С. 15-16.
30. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [текст] /Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 2009. – 216 с.
31. Развитие общения дошкольников со сверстниками [текст] / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С. Л. Рубин-штейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
33. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [текст] / Е.В. Сидоренко. – М.: Речь, 2007. – 350 с.
34. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей [Текст] : методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 144 с.
35. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении [текст] / О.В. Соловьева. – М., 1992.
36. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР [текст] / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2007. – № 8. – С. 52-59.
37. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 270 с.
38. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
39. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [текст] / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.
40. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – М.: Детство-Пресс, 2003. – 384 с.
41. Эльконин, Д. Б. Детская психология [текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Ака-демия, 2006. – 384 с.
42. Якобсон, С. Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности [текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. – № 6. – С. 96-107.
43. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях современной деятельно-сти [текст] / Я. Яноушек // Вопросы психологии, 2007. – № 1. – С. 16-19.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.