На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик разработка методики формирования основ экологической культуры у дошкольников.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 15.09.2013. Страниц: 40+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у дошкольников 8
1.1 Понятие экологической культуры дошкольников 8
1.2 Методика формирования основ экологической культуры у дошкольников 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников 21
2.1 Изучение уровня экологической культуры старших дошкольников 21
2.2 Методические рекомендации по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников 30
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Список литературы 40
Приложение 44


Введение

Актуальность проблемы экологического образования подрастающего поколения обусловлена современным состоянием окружающей среды. Сегодня, в условиях все более углубляющегося экологического кризиса и растущих проблем социального развития Российской Федерации внимание ученых, представителей государственных, природоохранных, общественных организаций и учреждений приковано к поиску новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие.
Основные положения концепции «устойчивого развития» были сформулированы на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», где особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (2002) и «Об образовании» (1992) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Проблема экологического образования рассматривается во многих нормативно-правовых документах, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.).
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования. В экологическом образовании, прежде всего, становится крайне актуальным принципиальное изменение позиции самого человека в отношении природы: из потребительского к коэволюционному, доброжелательному, бережному. К сожалению, реальная социально-экономическая ситуация в нашей стране ярко свидетельствует о совершенно противоположном отношении людей к себе и природе.
Вместе с тем ученые и практики понимают, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.
Экологическое образование признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
В настоящее время ряд ученых (Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева, А. Рыжова) под экологическим воспитанием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
В экологическом образовании дошкольников еще много нерешенных проблем. Для современного образования характерно обострение противоречия между актуальной потребностью в формировании экологической культуры подрастающего поколения и неразработанностью ее теоретико-методологических основ; между возросшей потребностью современного общества в формировании личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры, и недостаточной разработанностью теории развития и реализации концепции становления экологической культуры дошкольников в процессе нерегламентированной деятельности. Данное противоречие трансформируется в актуальную научную проблему и необходимость ее практического разрешения.
Таким образом, актуальность проблемы формирования экологической культуры дошкольников определяется рядом факторов, среди которых:
- социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экологической культуры как базисным основанием личности;
- потребность в дальнейшем выявлении психолого-педагогического комплекса условий и средств формирования экологической культуры дошкольников в системе личностно ориентированного обучения;
- отсутствие целостной педагогической системы формирования экологической культуры личности дошкольника как необходимого условия подготовки личности к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Данные противоречия позволили определить проблему и тему исследования: «Формирование основ экологической культуры у дошкольников».
Целью данного исследования является разработка методики формирования основ экологической культуры у дошкольников.
Объект исследования: формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Предмет исследования: методика формирования основ экологической культуры у дошкольников.
В основу исследования была положена гипотеза исследования, согласно которой процесс формирования основ экологической культуры у дошкольников будет более эффективными, если будут комплексно использованы формы, методы и средства, обеспечивающие усвоение содержания программы по экологическому образованию.
Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме формирования экологической культуры у дошкольников и выявить ее состояние в теории и практике дошкольного образования.
2. Изучить методику формирования экологической культуры у старших дошкольников.
3. Выявить уровень сформированности экологической культуры у старших дошкольников.
4. Разработать методические рекомендации по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- наблюдения за деятельностью детей, беседы;
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- работы, посвященные экологическому образованию в целом (С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин);
- работы в области экологического образования дошкольников (О.В. Дыбина, В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.Т. Суравегина, Б.Ф. Терентьева, Т.В. Потапова);
- программы дошкольного образования комплексные («Детство» В.И. Логиновой, «Истоки» Л.А. Парамоновой, «Развитие» Л.А. Венгер, «Радуга» Т.Н. Дороновой и др.), специализированные («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Семицветик» В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой, «Я – человек» С.А. Козловой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Мир вокруг нас» Т.Н. Поповой и др.).

Базой экспериментальной работы было дошкольное учреждение МДОУ детский сад №9 г. Челябинска.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.


Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у дошкольников

1.1 Понятие экологической культуры дошкольников
Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной, Н.С. Глазачева и др.
И.Д. Зверев под экологическим образованием понимает «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью» [31].
Экологическое образование дошкольников объединяет три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие, направленных, по мнению Н.Н. Моисеева, на «становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие» [41].
Задачи экологического образования в ДОУ - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:
- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
- систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания,.......

Список литературы

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.: Элизе Трэйдинг, 2004. - 112с.
2. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 206 с.
3. Бобылева Л. Береги природу! Беседы со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2002. - №7. - С. 9-17.
4. Болотина Л.P., Комарова Т.С, Баранов СП. Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - Издательский центр "Академия", 1997. - 240 с.
5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практ.пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2004. - 159с.
6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практ.пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2004. - 190с.
7. Борзова Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С. 49-50.
8. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
9. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
10. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
11. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М., 1984. – 128 с.
12. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 220 с.
13. Зак А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет / А.З. Зак. - М.: АРКТИ, 2003. - 104 с.
14. Идом X. Домашняя лаборатория / Х. Идом, К. Вудворд. - М.: «Махаон», 1999. -74с.
15. Ковтун Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города. – М., 2004. - 25 с.
16. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей "Мы". Азбука экологии. - СПб., 1996. - 104 с.
17. Кончина О.А., Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет. "Ключ к открытию" / О.А. Кончина, Л.В. Свирская. - Новгород, 1995. - 215 с.
18. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. / Пер. с англ. - Владивосток: НСАР - Дальний Восток, 1999. - 265 с.
19. Куликовская И.Э., Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. Пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-80 с.
20. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей. - Екатеринбург, 2004. - 279с.
21. Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. - Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 240 с.
22. Максимова Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста. - Якутск, 2003. - 18 с.
23. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под ред. П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1999. - 208 с.
24. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для пед. уч. по спец. "Дошкольное образование". Под ред. Л.М.Маневцевой, П.Г.Саморуковой. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319 с.
25. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования. - Екатеринбург, 2004. - 168с.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
27. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 182 с.
28. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. – М., 2005. – 310 с.
29. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
30. Новоселова С.Л. Игра - экспериментирование как детская самодеятельность / С.Л. Новоселова // Информационно - методический и научно педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - С 86-93.
31. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. -64 с.
32. Петровский А.В. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / А.В. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1993.- 137 с.
33. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29-34.
34. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей / А.Н. Поддьяков. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 85 с.
35. Поддьяков Н.Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду / А.Н. Поддьяков // Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972. - С.5-52.
36. Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников / А.Н. Поддьяков. - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1998. - 28 с.
37. Попова С.А. Особенности мышления ребенка дошкольного возраста: интуитивные составляющие детской мысли / С.А. Попова // Личность и проблемы развития / Отв. Ред. Е.А.Чудина. - М., 2003. - С.56-67.
38. Путляева Л. О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - №5. - С.35-38.
39. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. - М., 1999. - 170 с.
40. Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. // Серия "Наш дом - природа". - М.: Минк-Пресс, 1996. - 56 с.
41. Тарасов А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе. – М. 1997. - 64с.
42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 336 с.
43. Филиппова Г. Экологическое образование: психологические основы //
44. Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. Н.Глазачева. - Волгоград: Перемена, 1996. - 282 с.
45. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М., 1989. – 742 с.
46. Я познаю мир. Экология. Под ред. О.Г.Хинн. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. - 427 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.