Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик разработка методики формирования основ экологической культуры у дошкольников.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 15.09.2013. Страниц: 40+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у дошкольников 8
1.1 Понятие экологической культуры дошкольников 8
1.2 Методика формирования основ экологической культуры у дошкольников 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников 21
2.1 Изучение уровня экологической культуры старших дошкольников 21
2.2 Методические рекомендации по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников 30
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Список литературы 40
Приложение 44


Введение

Актуальность проблемы экологического образования подрастающего поколения обусловлена современным состоянием окружающей среды. Сегодня, в условиях все более углубляющегося экологического кризиса и растущих проблем социального развития Российской Федерации внимание ученых, представителей государственных, природоохранных, общественных организаций и учреждений приковано к поиску новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие.
Основные положения концепции «устойчивого развития» были сформулированы на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», где особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (2002) и «Об образовании» (1992) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Проблема экологического образования рассматривается во многих нормативно-правовых документах, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.).
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования. В экологическом образовании, прежде всего, становится крайне актуальным принципиальное изменение позиции самого человека в отношении природы: из потребительского к коэволюционному, доброжелательному, бережному. К сожалению, реальная социально-экономическая ситуация в нашей стране ярко свидетельствует о совершенно противоположном отношении людей к себе и природе.
Вместе с тем ученые и практики понимают, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.
Экологическое образование признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
В настоящее время ряд ученых (Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева, А. Рыжова) под экологическим воспитанием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
В экологическом образовании дошкольников еще много нерешенных проблем. Для современного образования характерно обострение противоречия между актуальной потребностью в формировании экологической культуры подрастающего поколения и неразработанностью ее теоретико-методологических основ; между возросшей потребностью современного общества в формировании личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры, и недостаточной разработанностью теории развития и реализации концепции становления экологической культуры дошкольников в процессе нерегламентированной деятельности. Данное противоречие трансформируется в актуальную научную проблему и необходимость ее практического разрешения.
Таким образом, актуальность проблемы формирования экологической культуры дошкольников определяется рядом факторов, среди которых:
- социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экологической культуры как базисным основанием личности;
- потребность в дальнейшем выявлении психолого-педагогического комплекса условий и средств формирования экологической культуры дошкольников в системе личностно ориентированного обучения;
- отсутствие целостной педагогической системы формирования экологической культуры личности дошкольника как необходимого условия подготовки личности к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Данные противоречия позволили определить проблему и тему исследования: «Формирование основ экологической культуры у дошкольников».
Целью данного исследования является разработка методики формирования основ экологической культуры у дошкольников.
Объект исследования: формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Предмет исследования: методика формирования основ экологической культуры у дошкольников.
В основу исследования была положена гипотеза исследования, согласно которой процесс формирования основ экологической культуры у дошкольников будет более эффективными, если будут комплексно использованы формы, методы и средства, обеспечивающие усвоение содержания программы по экологическому образованию.
Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме формирования экологической культуры у дошкольников и выявить ее состояние в теории и практике дошкольного образования.
2. Изучить методику формирования экологической культуры у старших дошкольников.
3. Выявить уровень сформированности экологической культуры у старших дошкольников.
4. Разработать методические рекомендации по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- наблюдения за деятельностью детей, беседы;
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- работы, посвященные экологическому образованию в целом (С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин);
- работы в области экологического образования дошкольников (О.В. Дыбина, В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.Т. Суравегина, Б.Ф. Терентьева, Т.В. Потапова);
- программы дошкольного образования комплексные («Детство» В.И. Логиновой, «Истоки» Л.А. Парамоновой, «Развитие» Л.А. Венгер, «Радуга» Т.Н. Дороновой и др.), специализированные («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Семицветик» В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой, «Я – человек» С.А. Козловой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Мир вокруг нас» Т.Н. Поповой и др.).

Базой экспериментальной работы было дошкольное учреждение МДОУ детский сад №9 г. Челябинска.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.


Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у дошкольников

1.1 Понятие экологической культуры дошкольников
Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной, Н.С. Глазачева и др.
И.Д. Зверев под экологическим образованием понимает «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью» [31].
Экологическое образование дошкольников объединяет три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие, направленных, по мнению Н.Н. Моисеева, на «становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие» [41].
Задачи экологического образования в ДОУ - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:
- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
- систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания,.......

Список литературы

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.: Элизе Трэйдинг, 2004. - 112с.
2. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 206 с.
3. Бобылева Л. Береги природу! Беседы со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2002. - №7. - С. 9-17.
4. Болотина Л.P., Комарова Т.С, Баранов СП. Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - Издательский центр "Академия", 1997. - 240 с.
5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практ.пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2004. - 159с.
6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практ.пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2004. - 190с.
7. Борзова Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С. 49-50.
8. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
9. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
10. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
11. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М., 1984. – 128 с.
12. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 220 с.
13. Зак А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет / А.З. Зак. - М.: АРКТИ, 2003. - 104 с.
14. Идом X. Домашняя лаборатория / Х. Идом, К. Вудворд. - М.: «Махаон», 1999. -74с.
15. Ковтун Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города. – М., 2004. - 25 с.
16. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей "Мы". Азбука экологии. - СПб., 1996. - 104 с.
17. Кончина О.А., Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет. "Ключ к открытию" / О.А. Кончина, Л.В. Свирская. - Новгород, 1995. - 215 с.
18. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. / Пер. с англ. - Владивосток: НСАР - Дальний Восток, 1999. - 265 с.
19. Куликовская И.Э., Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. Пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-80 с.
20. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей. - Екатеринбург, 2004. - 279с.
21. Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. - Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 240 с.
22. Максимова Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста. - Якутск, 2003. - 18 с.
23. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под ред. П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1999. - 208 с.
24. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для пед. уч. по спец. "Дошкольное образование". Под ред. Л.М.Маневцевой, П.Г.Саморуковой. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319 с.
25. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования. - Екатеринбург, 2004. - 168с.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
27. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 182 с.
28. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. – М., 2005. – 310 с.
29. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
30. Новоселова С.Л. Игра - экспериментирование как детская самодеятельность / С.Л. Новоселова // Информационно - методический и научно педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - С 86-93.
31. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. -64 с.
32. Петровский А.В. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / А.В. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1993.- 137 с.
33. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29-34.
34. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей / А.Н. Поддьяков. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 85 с.
35. Поддьяков Н.Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду / А.Н. Поддьяков // Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972. - С.5-52.
36. Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников / А.Н. Поддьяков. - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1998. - 28 с.
37. Попова С.А. Особенности мышления ребенка дошкольного возраста: интуитивные составляющие детской мысли / С.А. Попова // Личность и проблемы развития / Отв. Ред. Е.А.Чудина. - М., 2003. - С.56-67.
38. Путляева Л. О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - №5. - С.35-38.
39. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. - М., 1999. - 170 с.
40. Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. // Серия "Наш дом - природа". - М.: Минк-Пресс, 1996. - 56 с.
41. Тарасов А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе. – М. 1997. - 64с.
42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 336 с.
43. Филиппова Г. Экологическое образование: психологические основы //
44. Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. Н.Глазачева. - Волгоград: Перемена, 1996. - 282 с.
45. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М., 1989. – 742 с.
46. Я познаю мир. Экология. Под ред. О.Г.Хинн. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. - 427 с.




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.