На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Ценностная сфера студентов будущих учителей физической культуры

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 15.09.2013. Страниц: 34+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты исследований по проблеме мотивационно-ценностной сферы юношей 6
1.1 Мотивационно-ценностная сфера личности: понятие, функции, закономерности развития 6
1.2 Потребности, мотивы, ценности как внутренние побудительные силы поведения личности 10
1.3 Психологические особенности мотивационно-ценностной сферы юношей 15
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование мотивационно-ценностной сферы юношей 21
2.1 Характеристика выборки исследования 21
2.2 Методы исследования 21
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

ВВЕДЕНИЕ

Основные составляющие внутреннего мира индивида – это устойчивые ценности и ценностные ориентации, вытекающие из его уникального личностного опыта и потому присущие только ему. Ценности индивида наряду с его потребностями являются важными мотивационными факторами и источниками его поведения, выступают важнейшим источником его целеобразования, обусловливают определенную направленность его деятельности.
Проблема ценностной сферы личности в психологии в том или ином аспекте затрагивается представителями различных зарубежных школ и на-правлений (А. Адлер, К. Левин, С. Мадди, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Х. Хекхаузен). В отечественной психологии различные аспекты проблемы ценностной сферы личности отражены в работах Б.Г. Ананьева, Б.С. Братуся, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, К. Муз-дыбаева и др.
Ценностная сфера человека представлена иерархией, соотношением различных мотивов и ценностей. Она является системой, динамика которой зависит от социальных обстоятельств, индивидуальных и возрастных особенностей личности и субъектной активности человека. В процессе онтогенеза ценности способствуют формированию индивидуального опыта человека и организации его ког¬нитивной и эмоциональной сферы, а также служат источником его поведения. По мере взросления система мотивов и ценностей личности, сохраняя общность с такими же системами других людей, становится уникальной. Рефлексия, переоценка ценностей и переориентировка жизненных смыслов являются закономерными процессами в развитии личности. В юношеском возрасте и следующем за ним возрасте ранней взрослости большинство людей сталкиваются с необходимостью самоопределения и выбора – выбора профессии, карьеры, супруга, образа жизни и т.п. Они намечают жиз-ненные цели и осуществляют их. В процессе профессиональной деятельности и освоения новых социальных ролей (профессиональной, граж¬данской, супружеской, родительской и др.) происходит дальнейшее развитие ценностной сферы личности. Ценностные ориентации продолжают развиваться как смысловые системы на протяжении всей жизни. Приобретение нового жизненного опыта и освоение новых социальных ролей часто заставляет человека переоценивать многие вещи. То, что было для индивида основной жизненной ценностью, может превратиться в утратить свое ценностное значение и даже сменить свою полярность, превратившись в негативную.
Одним из факторов изменения системы ценностных ориентаций явля-ются социально-исторические условия развития и функционирования личности. Социально-экономические, политиче¬ские, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения сис¬темы ценностей, норм морали общества, социальных групп, отдельных индивидов. Множество предлагаемых обществом путей развития требует от человека особого умения осуществлять эффективную и постоянную ориентировку в пространстве социальной реальности. Для этого субъекту необходимо осознанно формировать систему основных жизненных отношений к предметному миру, к другим людям и к самому себе и, рефлексируя свои ведущие мотивы и жизненные ценности, реализовывать их в конкретных и всегда меняющихся условиях.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена особой ролью и значением ценностной сферы лиц юношеского возраста в организации их подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности, особой, общегосударственной значимостью проблемы качества профессиональной подготовки и профессиональной пригодности будущих учителей, а также недостаточной изученностью проблемы особенностей ценностной сферы студентов – будущих учителей физической культуры.
Тема исследования: «Ценностная сфера студентов – будущих учите-лей физической культуры».
Цель исследования: изучить особенности ценностной сферы студен-тов – будущих учителей физической культуры.
Объект исследования: ценностная сфера студентов.
Предмет исследования: особенности ценностной сферы студентов – будущих учителей физической культуры.
Гипотеза исследования: ценностная сфера студентов – будущих учителей физической культуры имеет специфические особенности.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической ли-тературы по проблеме исследования.
2. Исследовать ценностную сферу студентов – будущих учителей физической культуры, выявить ведущие ценности и дать их содержательную характеристику.
3. Выявить особенности ценностной сферы будущих учителей физической культуры в младшем и старшем студенческом возрасте.
Для достижения цели исследования использованы следующие методы:
- методы теоретического исследования – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: тестирование с помощью психодиагностиче-ских методик: «Ценностный опросник» М. Шварца, «Методика изучения ценностных ориентаций» М. Рокича;
- методы математико-статистического анализа: критерий Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования – ГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры».
Выборка исследования: 25 студентов УралГУФК первого года обучения, обучающихся по направлению «Физическая культура», и 25 студентов последнего года обучения (IV курс), обучающихся по тому же направлению.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что выявленные в нем особенности ценностной сферы студентов – бу-дущих учителей физической культуры могут быть использованы при проведении профессиональной диагностики и профессионального отбора, а также при составлении практических рекомендаций.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследований по проблеме ценностной сферы студентов

1.1. Понятие ценностей, ценностных ориентаций и ценностной сферы личности

Под «ценностными ориентациями личности» в психологии понимают направленность личности на те или иные ценности [56]. Система ценностей и ценностных ориентаций личности определяет содержательную сторону личностной направленности и составляет основу ее отношений к себе самой, к другим людям и к окружающему миру в целом. Выступая в качестве главного связующего звена между личностью, ее внутренним миром, и социальной средой, ценности представляют собой важный элемент внутренней структуры личности [19]. По определению Э. Толмена, в ценности отражается значимость, привлекательность целевого объекта [64, C 207]. В то же время, ценность не является признаком объекта, она выступает как характеристика субъекта в его среде [25, C. 133].
В более общих определениях «ценность» рассматривается как общественный идеал и содержащееся в этом идеале абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни, выработанное общественным сознанием [45, С. 442]. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности. Другой аспект ценностей раскрывается в их объективированной форме – выраженной в виде человеческих поступков, произведений духовной и материальной культуры. Социальные, общественные ценности, преломляясь через призму индивидуального опыта, проявляются на интрапсихическом уровне в форме личностных ценностей [45].
Я. Гудачек выделяет два основных значения термина «ценность»:
1) Ценность как объективно существующее явление (предмет, идея, событие, свойство духовного или материального продукта и т.д.), не зависящее от субъективных оценок, в сущности которого заключен атрибут ценности;
2) Ценность как субъективная значимо........




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедея-тельности и развития личности [текст] / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. – т. 5. – № 5. – С. 63-70.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды [текст] : в 2-х т., Т. I / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
3. Андреева, В. Г. Социальная психология [текст] : учебное пособие / В.Г. Андреева. – Изд. 2-е, стер. – М., 1988. – 432 с.
4. Анурин, В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей [текст] / В.Ф. Анурин // Социология высшей школы : сборник научных трудов. – Горький, 1982. – С. 116-129.
5. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [текст] / В.Г. Асеев. – М. : Мысль, 1976.
6. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения [текст] / М.И. Бобнева. – М. : Наука, 1978. – 312 с.
7. Бубнова, С. С. Методика диагностики ценностных ориентации личности [текст] / С.С. Бубнова // Методы психологической диагностики. – М. : Изд-во РАН, 1995. – 354 с.
8. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [текст] / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психоло-гии. – 1993. – т. 14. – № 5. – С. 99-105.
9. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [текст] / И.В. Вачков. – М. : Издательство «Ось-89», 1999.
10. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [текст] / В.К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
11. Выжлецов, Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития [текст] / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. – 1996 – №1. – С. 86-99.
12. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лич-ности [текст] / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечест-венных психологов. – СПб. : Питер, 2000. – С. 256-269.
13. Гудачек, Я. Ценностная ориентация личности [текст] / Я. Гудачек // Психология личности в социалистическом обществе : активность и развитие личности. – М. : Просвещение, 1989. – С. 102-109.
14. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [текст] / Б.И. Додонов. – М. : По-литиздат, 1978. – 272 с.
15. Дробиницкий, О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия [текст] / О.Г. Дробиницкий // Вопросы фило-софии. – 1987, № 5. – С. 44-45.
16. Дружинин, В. Н. Психология [текст] : учебник для экономически вузов / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2002. – 672 с.
17. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориента¬ции личности в условиях социально-экономических изменений [текст] / Н.А. Журавлева // Мир психологии. – М. : Институт РАН, 2004. – 226 с.
18. Завалишина, А. Н. Методологический аспект смысложизненной ценно-сти профессионального труда [текст] / А.Н. Завалишина // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы VIII-X симпозиума: в 2 ч. / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. – М. : Смысл, 2008. – Ч.1. – 2008. – 328 с.
19. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности [текст] / А.Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 222 c.
20. Илькевич, Б. В. Проблема профессионально-мотивирующего обучения в педагогическом колледже [текст] / Б.В. Илькевич, М.В. Михайлова // Учитель. – 2009. – № 71. – С. 19-21.
21. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов [Текст] / А.В. Юпитов, А.А. Зотов // Социологические исследования (Социс). – 1997. – № 3. С. 84-92.
22. Истомин, И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции по-ведения [текст] / И.Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования социального поведения. – М. : Просвещение, 1979. – 240 с.
23. Казарьянц, К. Э. Мотивация успешности учебной деятельности студентов [Текст] / К.Э. Казарьянц // Университетские чтения. – Пятигорск, 2009, № 9, С. 11-17.
24. Карандашев В.Н. Методика С. Шварца для изучения ценностей лично-сти: концепция и методическое руководство [текст] / В.Н. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004 – 70 с.
25. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профес-сиоведа [текст] / Е.А. Климов // Психологический журнал. – 1993. – т. 14. – № 4. – С. 130-136.
26. Козлов, А. А. Цен¬ностные ориентации молодежи [текст] / А.А. Козлов Е.А. Гришина, И.М. Ильинский // Молодежь Рос¬сии : тенденции, пер-спективы. – М. : Молодая гвар¬дия, 1993. – С. 167-189.
27. Кон, И. С. В поисках себя [текст] / И.С. Кон. – М. : Педагогика, 1984. – 148 с.
28. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы [текст] / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 318 с.
29. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [текст] / А.Ф. Лазурский. – М. : Педагогика, 1995. – 271 с.
30. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] : 4-е изд. / А.Н. Леонтьев. – М. : Речь, 2004. – 320 с.
31. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [текст] / Д.А. Леонтьев. – M. : Институт РАН, 1992. – 17 с.
32. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в инди¬видуальном и групповом сознании: виды, детерми¬нанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С. 13-25.
33. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) [Текст] / В.Т. Лисовский // Тугаринов-ские чтения. – Выпуск 1. – СПб., 2000.
34. Ломов, Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отноше-ний [текст] / Б.Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М. : МГУ, 1989. – С. 6-23.
35. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло-гии [текст] / Б.Ф. Ломов. – М. : Наука, 1984. – 448 с.
36. Маслоу, А. Самоактуализация [текст] / А. Маслоу // Психология личности : Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Педаггика, 1982. – С. 108-118.
37. Момов, В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы) [текст] / В. Момов. – М. : Политиздат, 1975. – 163 с.
38. Моральные ценности и личность [текст] / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М. : Социосфера, 1994. – 176 с.
39. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действи-тельности [текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – С. 35-38.
40. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш.А. Надира-швили. – Тбилиси : Мицниерба, 1987. – 361 с.
41. Наумова, Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целена-правленного поведения [текст] / Н.Ф. Наумова. – М. : Изд-во МСИ, 1998. – 200 с.
42. Нестерова, Н. Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности [Текст] / Н.Б. Нестерова. – М. : Просвещение, 1984. – 236 с.
43. Попов, В. А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи [текст] / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования, 1999. – № 6. – С. 96-99.
44. Психологическая теория коллектива [текст] / Под ред. А.В. Петровско-го. – М. : Педагогика, 1979. – 239 с.
45. Психология. Словарь [текст] : изд. 2-е / Под общ. ред. А.В. Петровско-го, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – 494 с.
46. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях [текст] / В.Г. Ромек. – М. : Речь, 2002. – 175 с.
47. Ромек, В. Г. Тренинг наслаждения [текст] / В.Г. Ромек, Е.В. Ромек. – М. : Речь, 2003. – 160 с.
48. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [текст] / С.Л. Рубин-штейн. – Изд. 2-е. – М., 1976. – 416 с.
49. Самарцева, О. К. Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы [текст] / О.К. Самарцева, Т.А. Фомина // Материалы международной научной конференции. – Иваново : ИвГУ, 1999. – С. 57-60.
50. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [текст] / Под ред. В.А. Ядова. – Л. : ЛГУ, 1979. – 263 с.
51. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия [текст] / В.Ф. Сежантов. – М. : Социосфера, 1990. – 360 с.
52. Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг. – М.: Речь, 2005. – 240 c.
53. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.
54. Современная западная социология : словарь [текст] / Под ред. Ю.Н. Давидова, М.С. Ковалевой, А.Ф. Филиппова. – М. : Просвещение, 1990. – 432 с.
55. Сунцова, Я. С. Ценностно-смысловые ориентации и удовлетворенность профессиональной деятельностью [текст] / Я.С. Сунцова // Смысл жизни и акме / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. – М. : Смысл, 2008. – 328 с.
56. Тугаринов, В. П. Теория ценностей [текст] / В.П. Тугаринов. – Л. : ЛГУ, 1968. – 124 с.
57. Фейдимен, Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психо-логии [текст] : в 2-х т. – Т. 2. / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. – М. : Дай-джест, 1996. – 208 с.
58. Философская энциклопедия / Под ред. В.Ф. Константинова : в 5-ти т. – Т. 5. – М. : Наука, 1970. – 740 с.
59. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] : Сборник / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
60. Фрейд, З. Я и Оно: труды разных лет [текст] / З. Фрейд : в 2-х т. – Т. 2, - Тбилиси : Мицниерба, 1991. – 425 с.
61. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [текст] / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2008. – 352 с.
62. Фромм, Э. Психоанализ и этика [текст] / Э. Фромм. – М. : Республика, 1993. – 415 с.
63. Хащенко, В. А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собст¬венности // Социальная психология экономическо¬го поведения. – М. : Наука, 1999. – С. 56-67.
64. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [текст] : в 2-х т. – Т. 2 / Х. Хекхаузен; под ред. Б.М. Величковского. – М. : Педагогика, 1986. – 408 с.
65. Цветкова, Р. И. Мотивационная активность личности в социальной работе : учебное пособие [текст]. – Хабаровск : Изд-во Хабаровского государственного университета, 2003. – 216 с.
66. Шамионов, Р. М. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи [текст] / Р.М. Шамионов, А.Р. Тугушева // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова : Акмеология образования. – 2006. – Т. 12. – С. 75-79.
67. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы [текст] / Ю.А. Шерковин // Психологический журнал. – 1982. – т. 3. – № 5. – С. 135-145.
68. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор [текст] / Э. Шо-стром. – Минск : Харвест, 1992. – 128 с.
69. Шпрангер, Э. Два вида психологии [текст] / Э. Шпрангер // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) : тексты. – Изд. 2-е / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М. : Просвещение, 1992. – 364 с.
70. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис [текст] / Э. Эриксон. – М. : МПСИ, 2006. – 352 с.
71. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [текст] / В.А. Ядов // Методические проблемы социальной психологии. – М. : Наука, 1975. – 416 с.
72. Якунин, В. А. Современные методы обучения в высшей школе : учебное пособие [Текст] / В.А. Якунин. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. – 115 с.
73. Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности : учебное пособие [текст] / М.С. Яницкий, А.В. Серый. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 1999. – 92 с.
74. Яницкий, М. С. К проблеме аксиологической типологии личности [текст] / М.С. Яницкий // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Выпуск 3. Часть 1. – СПб., 1997. – С. 391- 398.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.