На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом изучение проблемы творческих связей В. Шукшина и В. Высоцкого.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 15.09.2013. Страниц: 68. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Место и роль В. Шукшина и В. Высоцкого в литературном процессе 60-80-х гг. XX века 13
1.1. Социокультурная ситуация 2-ой половины XX века: закономерности и особенности развития 13
1.2. Творческие искания, миры В. Шукшина и В. Высоцкого (соизмеримость и система схождений) 16
Глава 2. Проблема «Шукшин и Высоцкий»: точки притяжения 21
2.1. Жизненные и творческие амплуа В. Высоцкого и В. Шукшина в аспекте типологии сближений 21
2.2. Русская ментальность и русская идея как центральные темы в творчестве В. Шукшина и В. Высоцкого 25
2.3. Шукшин и Высоцкий: сходство художественных принципов, сюжетных коллизий и героев 28
2.4. Сатира Шукшина и сатира Высоцкого: антигерои, смеховая культура, перекличка тем и образов 32
2.5. Тема войны у Шукшина и Высоцкого 37
Глава 3. Творческий диалог «Шукшин ― Высоцкий»: поэтика сближений 47
3.1. Сказ как особый тип повествования в прозе В. Шукшина и в песенной новеллистике В. Высоцкого 47
3.2. Фольклоризм прозы Шукшина и связь с фольклором в художественных исканиях Высоцкого 53
3.3. Анекдот в поэтике Высоцкого и Шукшина 61
Заключение 65
Библиографический список 68


Введение

Проблема «Высоцкий ― Шукшин» уже имеет свою историю и в непосредственных текстах, и в критике, и в современном литературоведении. Своеобразной точкой отсчета в этом плане выступает известное стихотворение В. Высоцкого ― отклик на смерть В. Шукшина:
Еще ни холодов, ни льдин.
Земля тепла. Красна калина.
А в землю лег еще один
На Новодевичьем мужчина.

«Должно быть, он примет не знал, ―
Народец праздный суесловит, ―
Смерть тех из нас всех прежде ловит,
Кто понарошку умирал».

Коль так, Макарыч, ― не спеши,
Спусти колки, ослабь зажимы,
Пересними, перепиши,
Переиграй ― останься живым.

Но в слезы мужиков вгоняя,
Он пулю в животе понес,
Припал к земле, как верный пес.
А рядом куст калины рос,
Калина ― красная такая...

Смерть самых лучших намечает
И дергает по одному.
Такой наш брат ушел во тьму!...
Не буйствует и не скучает.

А был бы «Разин» в этот год.
Натура где ― Онега, Нарочь?
Все печки-лавочки, Макарыч!
Такой твой парень не живет.

Вот после временной заминки,
Рок процедил через губу:
«Снять со скуластого табу
За то, что видел он в гробу
Все панихиды и поминки.

Того, с большой душою в теле
И с тяжким грузом на горбу,
Чтоб не испытывал судьбу,
Взять утром тепленьким с постели!»

И после непременной бани,
Чист перед богом и тверез,
Взял да и умер он всерьез,
Решительней, чем на экране.

В литературоведении до сих пор не актуализированы многие важные факторы сближения двух наиболее ярких представителей русской литературы 2-ой половины XX века.
Историкам русской литературы еще предстоит выявить общие закономерности русского литературного процесса 2-ой половины XX века, определить место и роль каждого художественного слова внутри этого процесса, установить глубинные связи и выявить типологические общности.
Актуальность выбранной темы обусловлена целым рядом причин. В. Шукшин и В.Высоцкий как художники сформировались и заявили о себе на рубеже 1950-х – первой половине 1960-х гг., в эпоху коренных сдвигов в общественном и культурном сознании, постепенного обретения утраченных духовных ориентиров. В этом смысле и проза, и авторская песня – на разных творческих путях – выразили единый культурный код времени, связанный с духом раскрепощения, взысканием истины о национальном характере, историческом опыте века и современности; с открытием новых художественных форм.
60–е годы XX века, наполненные оптимизмом исканий и открытий, даровали многим художникам слова невиданные ранее возможности описания и осмысления происходящего. Примечательным явлением в разных произведениях тех лет был активный герой, шло обновление и обогащение классической формы, произведения стали отличаться большей свободой лирического высказывания, развивалась поэтика яркой публицистичности. При этом в поэзии наблюдались тенденции к сближению разных эстетических систем, к их взаимопроникновению.
Во второй половине 60-х годов мы не видим радикальной смены эстетических ориентиров, но ощущение неких сдвигов в жизни искусства, однако же, безусловно. Сдвиги объяснялись многими факторами. В их числе нельзя не упомянуть о той роли, какую сыграло резкое осуждение поисков молодых, имевшее место в 1963 году после посещения Н.С.Хрущевым выставки 30-летия МОСХ. Молодые лидеры 60-х годов стали тогда мишенью целой идеологической кампании.
Уникальность же литературной ситуации конца 70–х годов состояла в том, что в ней не было вождей. Были лидеры, те, кто шел впереди, но места, освободившиеся после Пастернака, Ахматовой, Твардовского, остались не занятыми и не видно было, кто бы мог их занять. В конце 70–х годов в литературе произошли качественные изменения, связанные не столько со сменой поколений, сколько с активной ориентацией молодых на новые формы творчества и способы художественного изображения. То, что в 60–е годы лишь робко приживалось в творчестве «эстрадников» – усложненная ассоциативность, формальный эксперимент, симбиоз разных стилевых тенденций, – в конце 70–х – начале 80–х годов заявило о себе как ведущее направление и повсеместно отвоевывало свое жизненное пространство.
Но 80–е годы существенным образом отличались от 60–х тем, что с середины десятилетия начался процесс «возвращения» в литературу ранее преданных забвению имен Н.Гумилева, Н. Клюева, А. Платонова, М. Булгакова и других писателей, а также их произведений. 80–е явили миру и новые произведения поэтов А.Ахматовой, М. Исаковского, А. Твардовского, писавших «в стол» еще в 60–е годы. «Возвращенная» поэзия дала мощный толчок современной поэзии в освоении и развитии классических традиций русской лирической поэзии, органично «вписавшись» в основное направление развития поэтического процесса 80–х годов.
80–е годы представляются более напряженными и противоречивыми в своем развитии, нежели 60–е и 70–е. С одной стороны, в литературе этого времени шло дальнейшее углубление и развитие традиционного начала, усиление гражданственности, с другой стороны, происходило резкое размежевание молодых художниклв на «новаторов» и «традиционалистов», утверждался формальный эксперимент как способ создания новой литературы и как результат этого процесса – появилась абсурдистская лирика и еще более вычурный жанр – стихопроза.
Таких художников слова, как В. Шукшин и В. Высоцкий, сближал, несомненно, «синтетический» тип творческой личности, который проявился у них в оригинальном симбиозе искусства словесного и искусства исполнительского. Будучи талантливейшими актерами, тонко чувствующими законы сцены, они по-своему воплотили драматургическое начало в произведениях: Шукшин – в рассказах, повестях и киноповестях, Высоцкий же – в своих как исповедальных, так и «ролевых» песнях; в песнях, созданных для кинофильмов.
Герои книг и фильмов Шукшина — это люди советской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык. Один из его первых героев, Пашка Колокольников («Живёт такой парень») — деревенский шофёр, в жизни которого «есть место для подвига». Некоторых из его героев можно назвать чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказ «Микроскоп», «Чудик»). Другие персонажи прошли тяжёлое испытание заключением (Егор Прокудин, «Калина красная»).
В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание советской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»).
Появление в 1960-х гг. прозы Шукшина было удивительным прорывом цепи официальной идеологии в сферу внимания к духовности. Создав особый мир «странных людей», «чудиков», «гениев одной души», он заставил понять, что мы по-прежнему стоим перед огромным белым пятном души человеческой. Шукшин концентрирует внимание на реальности бытия души человеческой: душа предстает как нечто мощное, сильное, стержневое в человеке. В поисках первооснов русской духовной жизни Шукшин уходит в прошлое России, ищет их в современной ему жизни земляков, наконец, в себе самом. Исследователи творчества Шукшина усматривают источники духовной и нравственной силы русского человека в его единении с природой, с землей, в крестьянском укладе. Разрабатывая проблему души, Шукшин обнаруживает «искру души» своих героев в их действиях; духовное и бытийственное ― это не два разных объекта, а моменты одного действия человека, поскольку события жизни суть только средства раскрытия душевного состояния героев.
Традиционно творчество Шукшина рассматривается как деятельность личности, чрезвычайно высоко оценивающей культуру, стремящейся к культуре, бережно охраняющей культуру от хамства, всезнайства, прямолинейности и односторонности (В. Горн, В. Коробов, и др.). Культура для него ― стиль жизни, а не совокупность материальных и духовных ценностей; она ― творчество «самой жизни» (А. Белый), а не заучивание готовых истин и усвоение готовых формул; культура для Шукшина смыслонесущий аспект человеческой деятельности и ее результатов, позволяющих индивидам осуществляться в особом жизненном мире. У Шукшина действительность жизни выступает всегда в противоречиях и диссонансах. Создается впечатление, что о жизни ровной, линейной, запрограммированной и разумно устроенной не стоит и писать, поэтому пишет он о времени, когда «тяжко на душе...», когда человек работает до потери облика, потому что «не знает, куда девать себя».
В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он пытается прежде всего помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности. Герои Василия Шукшина, подобно героям Льва Толстого, проходят путь нравственных исканий. Писатель стремится раскрыть суть своих героев в кризисные моменты их жизни, в моменты выбора, разочарования, открытия и самопознания. Нравственные идеалы В. М. Шукшина воплощаются в характерах героев, унаследовавших все лучшее, что было свойственно русскому человеку. Все они стремятся обрести свое место в жизни страны, найти приложение своим силам.
Шукшинские герои готовы постоянно пребывать в поиске истины. В этих противоречивых поисках, в заблуждениях, трудностях отразилось социальное и историческое состояние русского общества, важнейшие тенденции народной жизни. В них всегда присутствует жизнеутверждающее начало, с одной стороны, и идея целесообразности, пользы — с другой. При этом все любимые герои В. М. Шукшина ненавидят пошлость, мещанство, корысть. Мерилом ценности в произведениях писателя становится реальная жизнь. Отношение человека к жизни — вот основной критерий истинного, главное испытание героя на прочность.
В. Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Особое мнение» и другие).
Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович достаточно негативно относился к так называемым КСП (клубам самодеятельной песни) и «бардовскому» движению вообще. Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».
Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.
Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме (с противопоставлением себя эстраде и с критикой (возможно, самой первой) попсы, хотя и без использования термина).
Актерская одаренность обоих художников предопределила особое «многоязычие» в их произведениях, свободное оперирование «чужим» словом, делавшее персонажную сферу и шукшинских рассказов, и песен Высоцкого многоликой и внутренне драматизированной. Подобно тому, как рассказы Шукшина справедливо называли «скрыто осуществленными пьесами», в стихах-песнях Высоцкого изначально заложенное в их ткани театральное начало актуализируется в ходе подлинно актерского авторского исполнения.
«Чудики» в произведениях Шукшина и Высоцкого в самых обыденных, «профессиональных» ситуациях стремятся к глубокому самоосмыслению, познанию как социально-психологических, так и бытийных истоков конфликтности окружающей их среды. Принципиальная «непригнанность» их мышления к застывшим стереотипам времени передается обоими художниками в живом слове, в исповедальной саморефлексии персонажей, диалоговых формах речи, в драматургичной повествовательной структуре произведений. Творческое наследие В. Шукшина и В. Высоцкого было пронизано духом эпохи постепенного возвращения в национальное сознание забытых духовно-нравственных ценностей.
Шукшин и Высоцкий – актеры по типу творческого дарования – динамично запечатлели в своём «драматургичном» творчестве, в объёмной социально-психологической характерологии сложнейшие процессы, происходящие в русской душе, потрясённой историческими катаклизмами недавнего прошлого и отягощённой бременем демагогического мышления современности. В их произведениях явлены мучительная потребность современника в духовном «празднике», мистическом опыте – и одновременно деструктивные стороны инертного, агрессивного массового сознания. Рассказы Шукшина и песни Высоцкого, при всей их тематической и художественной самобытности, близки своей «сценичностью», «новеллистичным» сюжетным динамизмом, частым преобладанием явной или имплицитной диалоговой организации, активно вводящей в дискурсивное поле «чужое» слово; соединением театральной эксцентрики и пронзительного исповедального лиризма, предельной конкретности изображения и глубины бытийного содержания.
Цель работы состоит в изучении проблемы творческих связей В. Шукшина и В. Высоцкого.
Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
1. Рассмотреть проблематику творчества В. Шукшина.
2. Определить специфику творчества В. Высоцкого.
3. Охарактеризовать творческие связи В. Шукшина и В. Высоцкого.
4. Разработать методические рекомендации для изучения темы «Шукшин ― Высоцкий».
Объектом исследования выступает творчество В. Шукшина и В. Высоцкого.
Предметом исследования является специфика творческих связей В. Шукшина и В. Высоцкого.
Степень разработанности.
Материалом, для данной дипломной работы послужила поэзия В. Высоцкого, а также малая проза В. Шукшина, воспоминания современников о них, литературоведческие работы о творчестве художников. Теоретико-методологической основой выступили труды по теории литературы М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.И. Тюпы, В.Е. Холизева. Кроме того, методология и методика исследования опираются на опыт, накопленный литературоведением в области изучения творчества В. Шукшина и В. Высоцкого, в целом, их ведущих книг, а также проблемы «В. Шукшин и В. Высоцкий». Мы опирались на Энциклопедический словарь-справочник, на работы о Шукшине, а также на работы на исследования по творчеству В. Высоцкого и на статьи, освещающие точки сближения двух художников слова.
Научная новизна работы заключается в том, что это одна из попыток, обобщив творческое наследие художников слова В. Шукшина и В. Высоцкого, выделить общие для них приемы и мотивы в произведениях и показать, что эстетические открытия каждого из них ― это не только уникальное явление, но и закономерное звено в развитии литературы конца XX века.
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном исследовании лейтмотивов творчества В. Шукшина и В. Высоцкого, значении их наследия для дальнейшего становления русской литературы.
Практическая значимость работы заключается в том, что в работе обобщен материал по проблематике творчества В. Высоцкого и В. Шукшина, а также выявлены сходные мотивы в их произведениях, что может быть использовано для углубленного изучения в старших классах средней школы, а также как основа спецкурса в школе и в вузе.
Структура работы: дипломная работа будет состоять из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Проведенный анализ позволяет во многом по-новому проследить эволюцию принципов изображения человека и воссоздания времени в творчестве В. Шукшина и В. Высоцкого, выявить точки сближения поэтики обоих писателей, отметить некоторые закономерности литературного процесса 2-ой половины XX века.


Глава 1. Место и роль В. Шукшина и В. Высоцкого в литературном процессе 60-80-х гг. XX века

1.1. Социокультурная ситуация 2-ой половины XX века: закономерности и особенности развития

Первая и вторая половина XX века — две качественно различающиеся социокультурные эпохи. В первой половине произошли две мировые войны, во второй — ни одной. Ядерная опасность, нависшая над всей планетой, заставила ощутить хрупкость человеческого существования, привела к формированию не виданного доселе типа мировоззрения, который называют планетарным мышлением.
Интерес к историческому периоду второй половины XX века объясняется особой значимостью происходивших в указанное время в Советском Союзе процессов, связанных с изменением характера развития культуры и перехода её в отдельных регионах стран.......


Библиографический список

1. Антология исследований культуры. Интерпретации культуры // под ред. Л.А. Мостовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — 720 с.
2. Ахутин, А.В. Парадоксы культурологии / А.В. Ахутин // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество. — М.: Академический проект, 2005. ― С. 10―47.
3. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. ― М.: Искусство, 1989. ― С. 122-123.
4. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 2005. – 523 с.
5. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики: Сб. — М.: Худож. лит, 2005. — С. 234-407.
6. Викторова, С. Подарки шукшинского Года / С. Викторова //Аргументы и факты. ― 2008. ―№ 5. ― С. З (АиФ Алтай)
7. Гиршман, М.М. Ритм художественной прозы / М.М. Гиршман. ― М.: Советский писатель, 2002. — 366 с.
8. Доброхотов, А.Л., Калинкин, А.Т. Культурология / А.Л. Доброхотов, А.Т. Калинкин. — М.: ИНФРА, 2010. — 480 с.
9. Дюришин, Д. Теория сравнительного изучения литературы / Д. Дюри-шин. М.: Прогресс, 1979. - 320 с.
10. Емельянов, Л. Василий Шукшин: Очерк творчества / Л. Емельянов. ― СПб.: Худож. лит., 2007. ― 152 с.
11. Ермолаева, Н. О творчестве Василия Макаровича Шукшина / Н. Ермолаева // Литература в школе. ― 2006. ― № 3. ― С. 2-7.
12. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский. ― СПб.: Наука, 2007. ― 407 с.
13. Захаров, А.Н. Вся жизнь моя за песню продана / А.Н. Захаров // Литературное обозрение. — 1996. — №1. — С.30-32.
14. Каверин, Б.И. Культурология / Б.И. Каверин. ― М.: Юриспруденция, 2001. ― 288 с.
15. Клар, Г. Тест Люшера. Психология цвета / Г. Клар // Цветовой личностный тест Практ. пособие. / Сост. В.В. Драгунский. М.: ACT, Мн.: Харвест, 2001. - С.127-171.
16. Кожинов, В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк / В.В. Кожинов. ― М.: Советский писатель, 1993. ― 440 с.
17. Крыщук, Н. Искусство как поведение / Н. Крыщук. Л.: Советский писатель, 1989.-415 с.
18. Кузнецов, В. Тревожный житель земли / В. Кузнецов // Воспоминания о Рубцове. Архангельск; Вологда: Сев-Зап. кн. изд-во. Вологодское отделение, 1983. - С.153-156.
19. Кузнецова, И. Поэт и лирический герой: дуэль на карандашах / И. Кузнецова // Октябрь. 2004. - №3. - С.181-189.
20. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры / Е.В. Мареева. ― М.: Экзамен, 2002. ― 184 с.
21. Матвеева, Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий / Т.В. Матвеева. — Свердловск: изд. Уральского ун-та, 1990. 170 с.
22. Мелетинский, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М. Мелетинский. ― М.: Наука, 2006. ― 187 с.
23. Николаев, П.А. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. А-Л / П.А. Николаев. — М.: Просвещение, 2006. — 458 с.
24. Пронин, В.А. Теория литературных жанров: Учебное пособие / В.А. Пронин. ― М.: Изд-во МГУП, 2009. ― 196 с.
25. Рассказы русских писателей XX века. Кн. 2 / вступ. ст. И.И. Стрелковой. ― М.: Дет. лит., 2007. ― 796 с.
26. Русские народные сказки от А до Я / Составление, послесловие В.Г. Соколовского. – М.: 1993.- 208 с.
27. Тупичекова, М.П. Сказ в прозе В. Шукшина и В. Белова / М.П. Тупичекова // Вестник Московского университета. ― Серия 9. Филология. ― 1987. ― № 2. ― С. 34-36.
28. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. ― М.: Лабиринт, 2007. ― 448 с.
29. Черняк, М.А. Современная русская литература / М.А. Черняк. ― М.: Форум: САГА, 2008. ― 351с.
30. Шукшин, В.М. До третьих петухов: Повести. Рассказы / В.М. Шукшин. – М. ЭКСМО, 2008. – 800 с.






Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.