На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом педагогические условия развития технологической культуры учащихся на уроках технологии.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.09.2013. Страниц: 62+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития технологической культуры школьников на уроках технологии 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.2. Структурные компоненты технологической культуры 12
1.3. Методы развивающего обучения как основа развития технологической культуры школьников 23
1.4. Метод проектов в развитии технологической культуры 30
Выводы по главе I 37
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию технологической культуры школьников на уроках технологии 38
2.1. Организация и результаты констатирующего этапа экспериментальной работы 38
2.2. Методика развития технологической культуры школьников на уроках технологии 46
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 54
Выводы по главе II 58
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение 69


Введение


Современная цивилизация, пришедшая на смену технократической, отличается не только постоянно растущими объемами информации, но и быстрым совершенствованием имеющихся и развитием различных технологий. Сложившаяся в индустриальном обществе и развивающаяся техносфера придает обществу и природе новые условия и формы развития. Понятие «технология» вышло за пределы материального производства, сегодня мы говорим о технологиях в политике, бизнесе, педагогике. Быстрыми темпами развиваются новейшие области современной науки – биотехнология, генетическая инженерия, компьютерные технологии. Новые предметные миры открывают возможности для развития новых технологий.
Возникновение новых техногенных проблем глобального масштаба вызвало к жизни и новые теории общественного развития (В.С.Степин, Л.Ф.Кузнецов, Р.Арон). В этих теориях выход из кризиса представляется как целенаправленный и управляемый процесс. К.Ясперс утверждает, что «вся дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь, начиная от организации доступного ему целого до его собственного поведения в каждую данную минуту» [39, с.139].
Л.Печчеи, руководитель Римского клуба, отмечает, что одной из «больших тем» антикризисных теорий развития явилось изменение и развитие человека новой формации, способного пережить кризис, выйти из него и создать новое общество. В разработке этой темы большое значение отводится системе образования. «На современную школу ложится ныне задача принципиальной и фундаментальной важности: не только отражать в системе образования и воспитания сложившиеся нормы и стереотипы общественного развития, но и возглавить инновационный процесс формирования новой парадигматики современной культуры, осуществить становление системы опережающего образования» [40, с.9].
Отказаться сегодня от технологии или остановить развитие новых технологий невозможно и единственным путем выхода из кризиса может быть дальнейшее развитие технологий, находящихся «в гармонии с природой». Этот процесс должен стать управляемым со стороны человека.
Уровень развития общества определяется уровнем развития технологии во всех сферах жизнедеятельности человека. А это, в свою очередь, требует подготовки компетентных специалистов, обладающих технологической культурой, способных творчески самостоятельно решать профессиональные проблемы. До сих пор считалось, что подготовка такого специалиста задача профессионального образования, однако многие качества личности, характерные для конкурентоспособного специалиста и способствующие его активной адаптации на рынке труда, должны формироваться в общеобразовательной школе. К ним относятся: активность, самостоятельность, творчество, коммуникативные способности. Одной из основных задач современного образования в школе является формирование технологической культуры школьников. Решению этой задачи и способствует введение в 1993 году в базисный учебный план общеобразовательной школы предметной области «Технология», которое обусловлено следующими предпосылками.
Таким образом, на учителя технологии возложена особая миссия полноценного развития личности обучающихся, способных мыслить технологически, воспринимать инновации и воспитания таких "социально значимых качеств личности как трудолюбие, ответственность за результаты своего труда, готовность к индивидуальной и коллективной работе" [70, с.21].
Но возникает противоречие между высокими требованиями современного общества к продуктивной подготовке специалистов обладающих высоким уровнем развития технологической культуры (управляющих, технологов, предпринимателей, экономистов) и низким уровнем технологической культуры населения.
Цель: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия развития технологической культуры школьников на уроках технологии.
Объект исследования: технологическая подготовка школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития технологической культуры учащихся на уроках технологии.
Гипотеза исследования: развитие технологической культуры школьников на уроках технологии будет эффективным, если в обучении:
- учитываются компоненты технологического мышления;
- используются методы развивающего обучения;
- используется метод проектов.
На основании гипотезы определены следующие задачи;
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление структурных компонентов технологической культуры.
3. Анализ программы ООТ.
4. Разработка и экспериментальная проверка педагогических условий развития технологической культуры школьников на уроках и в ходе проектной деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение; методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ учебно-программной и нормативной документации по школе; изучение продуктов деятельности школьников, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов.
Методологической основой исследования являются системный, личностный и деятельностный подходы как конкретно-методологические принципы педагогических исследований, теория развивающего обучения Л.С.Выготского, теория проблемного обучения М.И.Махмутова.
Практическая значимость.
1. Разработанная нами методика развития технологической культуры может быть использована на уроках технологии.
2. Создание методики развития и активизации технологического мышления в ходе проектной деятельности на уроках технологии.
3. Разработка тестов и разноуровневых заданий по выявлению степени технологической подготовленности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретические основы развития технологической культуры школьников на уроках технологии


1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

В XX веке человечество вступило в технологический этап своего развития. Используя различные технологические средства, человек начал активно создавать искусственный мир, свое предметное бытие.
Технологическое развитие общества осуществлялось в 2 этапа. На первом из них (1-я половина XX в.) основное внимание уделялось индустриализации и механизации производства. Это был этап научно-технического прогресса технократической идеологии. Технократия буквально означает власть техника как средства (а не способа) производства.
Второй этап (вторая половина XX века до настоящего времени) - научно-технологический этап развития.
Еще в 70-е годы широко использовался термин "научно-техническая революция", в котором особо выделялась роль техники в развитии технологи. Однако с появлением универсальной техники способы производства стали различаться своими технологиями, которые начали доминировать.
Академик П.Р. Атутов отмечает: "Сегодня человечество живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его интенсивной, технократической идеологией (любой ценой получить максимальный результат). Новый - технологический этап -устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экологических, экономических, пси........


Библиографический список


1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Сост. Д.М. Миртов. - Минск: Литература, 1998. - 1391 с.
2. Баранов, С.П. Педагогика: учебное пособие / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - М.: Педагогика, 1987. - 367 с.
3. Башкиров, И.Ю. Дидактические условия формирования технологической культуры у будущих учителей: Дисс. к.п.н. - Тула, 2001.
4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл; Под ред. В.Л. Иноземцева. - М., 1999.
5. Библер, А.С. От наукоучения – к логике культуры / А.С. Библер. - М.: Изд-во пол. лит. 1991. - 414с.
6. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения/ П.П. Блонский / под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - Т.2 - 399с.
7. Психологический словарь / Н.З. Богозов, И.Г. Годман, Г.В. Сахаров. - М.: Наука, 1965. - 285 с.
8. Брушлинский, А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практика / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. - 2000. - №6. - С.4-9.
9. Веденов, А.В. Роль внутренних противоречий и способов их преодоления в развитии личности / А.В. Веденов // Вопросы психологии. - 1959. - №1. -С. 5-15.
10. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
11. Выготский, Л.С. Сборник соч. в 6-ти томах / Л.С. Выготский; гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. - Т.4. - 432 с.
12. Гамезо, М.В. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. - М.: Альфа, 1995. - 116 с.
13. Гильбух, Ю.З. Развитие технического мышления / Ю.З. Гильбух // Школа и производство. - 1988. - № 11. - С. 3-6.
14. Горохов, В.Т. К вопросу о специфике технических наук в системе научного знания / В.Т. Горохов, В.М. Родин // Вопросы философии. - 1978. - №9. - С.21-24.
15. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - 423 с.
16. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
17. Декарт, Р. Сочинания: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Соколова. - М.: Мысль, 1989.-Т.1. - 654 с.
18. Единство научного знания / Отв ред. Н.Т. Абрамова. - М.: Наука, 1988. -334с.
19. Загрекова, Л.В. Методологические основы личностно-ориентированной педагогической технологии в высшей школе // Личностно ориентированные педагогические технологии в системе профессионального образования в высшей школе: Материалы научно- практической конференции / Под ред. Л.В. Загрековой. - Н. Новгород: НГПУ, 1997. - С. 4- 15.
20. Загрекова, Л.В. Методологическая культура учителя // Подготовка специалиста в области образования: Проблемы подготовки будущего учителя: Коллектив. монография. вып. 10/ Ред.кол. В.А. Глуздов, А.И. Османов, В.А. Бордовский и др. - Н.Новгород: НГПУ, 2001.-С.112-113.
21. Занков, Л.В. Беседы с учителями / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1970.-200 с.
22. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1968.-176 с.
23. Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя: учеб. пособие. / Н.М. Зверева. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
24. Зверева, Н.М. Дидактика и практика работы вуза / Н.М. Зверева. - Н.Новгород: НГПУ, 1995. - 87с.
25. Зверева, Н.М. Формирование естественнонаучного мышления школьников процессе обучения физике: Дис. ...докт. пед. наук.- Нижний Новгород, 1984. - 325 с.
26. Зверева, Н.М. Дидактика для учителя: Учеб. пособие / Н.М. Зверева, Т.Е. Маскаева. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. - 131с.
27. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.
28. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / М.С. Каган. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
29. Комаров, В.Д. Специфика предмета технических наук // Научно-техническая революция и некоторые методологические проблемы технических наук / В.Д. Комаров / Под ред. В.Д. Комарова. - М.: Наука, 1976. - С. 36-40.
30. Краткий педагогический словарь (глоссарий современного образования) / Отв. ред.: В.А. Глуздов, Л.В.Загрекова. - Н. Новгород: НГПУ, 1998. - 71 с.
31. Краткий психологический словарь / Отв. ред. А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.
32. Ксензова Т.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-метод. пособие. - М.: Пед. общество России, 2001. - 224с.
33. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления / Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.
34. Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк; под ред. В.С. Стёпина. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 183 с.
35. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
36. Лернер, И.Я. Подготовка будущих учителей трудового обучения к трудовому воспитанию школьников / И.Я. Лернер // Педагогическое образование. - Вып.№2. - М.: Педагогика, 1990. - С. 238 - 242.
37. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособ. для учителей / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 1982. - 190 с.
38. Лисеев, И.К. Экология и образование (материалы круглого стола) / И.К. Лисеев // Вопросы философии. - №10. – 2001. – С.4-12.
39. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
40. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
41. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
42. Методологические проблемы создания новой техники и технологии / Под ред. А.А. Чечулина. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 297 с.
43. Микешина, Л.А. Методология современной науки: Учеб. пособие / Л.А. Микешина. - М.: Прометей, 1991. - 116 с.
44. Мостепаненко, М.В. Философия и методы научного познания / М.В. Мостепаненко. - Л.: Лениздат, 1972. - 263с.
45. Немов, Б.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3-х кн. -3-е изд. - М.: Гуманит. изд-й центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 632 с.
46. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз., 1989. - 750с.
47. Оконь, В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. / В. Оконь. - М.: Высш. шк., 1990. - 380 с.
48. Оконь, В. Основы проблемного обучения: Пер. с польск. / В. Оконь. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.
49. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В.Петровского - М.: Высш. шк., 1986. - 304 с.
50. Ошанин, Д.А. Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д.А.Ошанина, О.А.Конопкина. - М.: Педагогика, 1973. - 207 с.
51. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
52. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности / Под ред. В.В.Краевского, В.М.Полонского. - М.: Педагогика, 2001. - 338с.
53. Петровский, А.В Основы теоретической психологии: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА - М, 1998. -536 с.
54. Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение. Технология / Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1996. - 225 с.
55. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 263 с.
56. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983. - 447 с.
57. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
58. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. – С.77.
59. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Ред. кол. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - Т.2. - 672 с.
60. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Ред. кол. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - Т.1. - 672 с.
61. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1946. - 648 с.
62. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; Под ред. Е.В. Шоховой. - М.: Педагогика, 1973. - 416 с.
63. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М:АН СССР, 1958. - 147 с.
64. Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя / Под ред. Б.А. Грицюка, Р.П. Скульского. - Львов: Свит, 1990. - 148 с.
65. Толлингерова, Д. Психология проектирования умственного развития детей / Д. Толлингерова. - Москва - Прага, 1994. - 48 с.
66. Философские вопросы технического знания / Под ред. Н.Т. Абрамовой. - М.: Наука, 1984. - 296 с.
67. Философский энциклопедический словарь / Под общ. Ред. С.С.Аверинцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
68. Формирование творческих способностей: Методические указания. - Ленинград: ДТТиПРФ, 1989. - 38с.
69. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность / Под ред. З.С. Гончарова. - Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический ин-ут, 1990. - 160с.
70. Хрестоматия по инженерной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Душнова. - М.: Высш. шк., 1991. - 287с.
71. Чешев, В.В. Технические знания и взаимосвязь естественных, общественных и технических наук / В.В. Чешев // Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук: Сб. статей / Под ред. Б.М.Кедрова. - М.: Наука, 1981. - С.81-98.
72. Чешев, В.В. Техническое знание как объект методологического анализа / В.В. Чешев. - Томск: Изд-во гос.Томского ун-та, 1981. - 194 с.
73. Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. - 1982. - № 5. - С.13-26.
74. Шеменев, Г.И. Философские аспекты исследования технических систем / Г.И. Шеменев. - М.: Знание, 1973. - 63 с.
75. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М.: ACADEMIA, 1999. - 288 с.
76. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1979. - 186 с.
77. Энгельмейер, П.К. Философия техники / П.К. Энгельмейер. - Вып. 1-4. - М.: Образование, 1912.-141 с.
78. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Изд. «Республика», 1994. - 527 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.