Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом методическое руководство работой по развитию связной речи в ДОУ.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.09.2013. Страниц: 97+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование методического руководства работой по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении 7
1.1 Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в литературе 7
1.2 Методическое руководство работой по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении 17
1.3 Педагогические условия методического руководства работой по развитию связной речи у детей в ДОУ 39
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по разработке методики руководства работой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 52
2.1 Цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы 52
2.2 Реализация педагогических условий методического руководства работой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 61
2.3 Анализ реализации педагогических условий методического руководства работой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 88
Выводы по второй главе 91
Заключение 94
Библиографический список 97
Приложение 104


Введение

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
От уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов.
Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова, Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества.
На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Г.А. Кудрина, Л.В. Ворошнина, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина). В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Однако несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы – методика руководства работой по развитию связной речи дошкольников в детском саду. Отдельные аспекты руководства работой по развитию речи рассматривали М.М. Алексеева, А.М. Бородич, О.С. Ушакова, в их работах определена роль воспитателя, методиста и заведующей в руководстве работой по развитию речи, особенности организации контроля, формы методической работы. Тем не менее, методика руководства работой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в настоящее время не разработана.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования определили выбор темы работы: «Методическое руководство работой по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)».
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить методику руководства работой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Объект исследования – методическое руководство работой по развитию связной речи в ДОУ.
Предмет исследования – педагогические условия методического руководства работой по развитию связной речи у детей в ДОУ.
Гипотеза исследования: методическое руководство работой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ будет более эффективным, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- развитие связной речи с учетом тематического принципа;
- знание педагогами методики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
- вовлечение родителей в процесс развития связной речи в ДОУ.
Задачи работы:
1. изучить закономерности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте;
2. выделить методические приемы руководства работой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3. экспериментально проверить эффективность методических приемов руководства работой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы); практические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, экспертные оценки).
База исследования: МДОУ детский сад №233 г. Челябинска.
Этапы исследования:
На первом этапе проводилось изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, велась работа по определению основных понятий, объекта, предмета и гипотезы исследования.
На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, определялись методы диагностики, разрабатывалась методика организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и проверялась ее эффективность.
На третьем этапе были обобщены полученные данные, сформулированы выводы, оформлены результаты исследования.
Практическая значимость исследования: в работе представлен комплекс мероприятий, направленный на организацию работы по развитию связной речи дошкольников в ДОУ.
Структура исследования: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.


Глава 1. Теоретическое обоснование методического руководства работой по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении

1.1 Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в литературе
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Е.А. Смирновой, НО.С. Ушаковой и др.
Характеристика связной речи и ее особенн.......


Библиографический список

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
2. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] / Т.Анохина // Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32-34.
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - №4. – С.37-42.
4. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А.Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М.Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. - С.4-16.
5. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа [Текст] / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 50 с.
6. Белая, К.Ю. От сентября до сентября [Текст]: рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. - Москва: ACT, 1998. – 176 с.
7. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М.: Просвещение, 1990. -143 с.
8. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
9. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
10. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
11. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
12. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-49.
13. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Н.Н. Богдан. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2003. - 116 с.
14. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс, 2001. - С.25-26.
15. Дуброва, В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст] / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М.: Новая школа, 1995. - 128 с.
16. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 16 с.
17. Ельцова, О.М. Педагогическая диагностика - основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса [Текст] / О.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 160с.
18. Железнова, С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / ДОУ №122 «Солнышко» г.Тольятти [Текст] / С.В. Железнова, Т.А. Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.
19. Запорожец, А.В. Психология [Текст] / А.В. Запорожец - М.: Сфера, 2001. – 228 с.
20. Запорожец, А.В. Развитие мышления у детей-дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. – М., 1986. – С.154-215.
21. Засорина, Л.Н. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования [Текст] / Л.Н. Засорина, Е.Н. Плюснина // Начальная школа. - 1999. - № 1. – С.74.
22. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.
23. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т. И. Бабаевой [и др.]. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
24. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
26. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.
27. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 399 с.
28. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 214 с.
29. Коростелева, П.А. Организация и содержание работы методического кабинета в дошкольном учреждении [Текст] / П.А. Коростелева // Дошкольное воспитание. - 1983. - №2. - С.14-18.
30. Кротова, Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Т.В. Кротова // Управление ДОУ. - 2003. - №5.
31. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А.Куликова. - М.: Академия, 1999. - 227с.
32. Куцакова, Л.А. Методическая работа с педагогами [Текст] / Л.А. Куцакова // Дошкольное воспитание. - 1992. - №21. - С.32.
33. Лебедева, С.С. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства [Текст] / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – С.36-43.
34. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112.
35. Методист детского сада [Текст] / Под ред. Р.С. Буре. - М.: 1994. - 176 с.
36. Минкевич, Л.В. Рекомендации по организации и проведению педагогических советов [Текст] / Л.В. Минкевич // Дошкольное воспитание. – 1993. - №4. – С.39-40.
37. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: МДО, 1995. - 174с.
38. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст]: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
39. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5.
40. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. - М., 2004. - 156 с.
41. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
42. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровскиий, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 1993. – 102 с.
43. Поздняк, Л.В. Подготовка старших воспитателей к управлению методической работой в ДОУ на диагностической основе [Текст] / Л.В. Поздняк, А.Н. Морозова // Управление ДОУ. – 2002. - №5. – С.87-96.
44. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / сост. Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 195 с.
45. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. -№ 4.
46. Результаты мониторинга образовательного процесса. Старшая группа [Текст] / Сост. Н.В. Верещагина. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 24 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
48. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
49. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. - 174 с.
50. Сафонова, О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении (теоретический аспект) [Текст] / О.А. Сафонова // Управление ДОУ. – 2002. - № 6. – С.8-11.
51. Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине [Текст] / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. – Челябинск, 2000.
52. Скоролупова, О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 40-46.
53. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практическое пособие [Текст] / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
54. Сохин, Ф. Примерное планирование занятий по развитию речи [Текст] / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1990. - №№ 1-7.
55. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
56. Степанов, Е.Н. Диагностика удовлетворенности родителей и педагогов работой образовательного учреждения [Текст] / Е.Н. Степанов // Управление ДОУ. – 2002. - №5. - С.10-18.
57. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы [Текст]: учебное пособие / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
58. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: Новая школа, 2003. – 295 с.
59. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
60. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография [Текст] / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
61. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
62. Ушакова, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М., 1997.
63. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: АПО, 1994. – 63 с.
64. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.– М.: Сфера, 2008. – 56 с.
65. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
66. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями [Текст] / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.- 80 с.
67. Шаталов, А.А. Мониторинг и диагностика качества образования: монография [Текст] / А. А. Шаталов. - М.: НИИ школьных технологий, 2008.
68. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2008.
69. Юртайкина, Т.М. Методика обследования развития речи детей [Текст] / Т.М. Юртайкина // Речевое развитие дошкольников. – М., 1997.
70. Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательных сред [Текст] / В.А. Ясвин // Психологический журнал. - 2000. - Т.21., №4. – С.79-88.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.