На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом процесс обучения на уроках технологии, направленный на формирование самостоятельности школьников.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.09.2013. Страниц: 76+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития самостоятельности школьников на уроках технологии 7
1.1 Понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Роль уроков технологии в развитии самостоятельности школьников 19
1.3 Педагогические условия развития самостоятельности школьников на уроках технологии 28
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию самостоятельности школьников на уроках технологии 43
2.1 Изучение состояния проблемы развития самостоятельности в педагогической практике 43
2.2 Система работы по развитию самостоятельности учащихся 5 классов на уроках технологии 53
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 69
Выводы по второй главе 73
Заключение 74
Библиографический список 76
Приложение 82


Введение


На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего каждому ученику возможность проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственный стиль учебной деятельности. В связи с этим на первый план образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать научные знания, умения адаптировать полученные знания на практике.
Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Это вызвано следующими причинами: необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования, таких как Концепция модернизации российского образования, Стратегия модернизации содержания общего образования и т.д. Все без исключения современные методы и технологии предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении.
Воспитание самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Проблему анализа сформированности у детей активности и самостоятельности как важнейшего показателя плодотворности учения рассматривали Л.П. Аристова, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, И.С. Якиманский и др. Познавательная самостоятельность различными исследователями определяется как характеристика личности (Д.Б. Богоявленская, Л.Г. Вяткин, З.И. Калмыкова, М.Н. Махмутов и др.).
В педагогической литературе самостоятельность рассматривается как процесс и результат специально организованного усвоения учебной информации. Формирование самостоятельности личности возможно только при смене приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.
Важную роль в формировании самостоятельности школьников играет технологическое образование. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Развитию данных умений способствуют уроки технологии. При этом следует отметить, что в настоящее время не достаточно разработаны пути формирования самостоятельности учащихся на уроках технологии в соответствии с новыми требованиями к результатам обучения. Возникает противоречие между существующей в теории ориентации на формирование самостоятельности у учащихся на уроках технологии и недостаточной разработанностью на практике организационно-методических аспектов данной проблемы.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии?
Цель работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.
Объект исследования – процесс обучения на уроках технологии, направленный на формирование самостоятельности школьников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельности школьников на уроках технологии будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
1. Организована система самостоятельных работ в процессе изучения раздела «Кулинария».
2. Разработана тематика проектов для учащихся с целью формирования творческого уровня самостоятельности.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самостоятельности школьников.
2. Выделить педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.
3. Реализовать педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии, экспериментально проверить их эффективность.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за проявлениями самостоятельности школьников, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), обработка эмпирических данных.
Методологической основой исследования являются труды по проблемам активизации учебно-познавательной деятельности и формирования познавательной самостоятельности (Б.П.Есипов, А.С.Лында, П.И.Пидкасистый, Н.А. Половникова, М.Н.Скаткин, Н.Н.Тулькибаева, Т.Н.Шамова, Г.И.Щукина и др.). Существенное значение для исследования имели теория технологической подготовки учащихся (П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, В.А.Поляков, В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, С.Н.Чистякова).
База исследования: МОУ СОШ №3 города Челябинска, ученицы 5а (контрольный класс) и 5б (экспериментальный класс). Всего 28 человек, по 19 учениц в каждом классе.
Практическая значимость состоит в разработке системы самостоятельных работ и программы поэтапной проектной деятельности, направленных на развитие самостоятельности учащихся на уроках технологии.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития самостоятельности школьников на уроках технологии


1.1 Понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе
Проблема самостоятельности личности изучается многими научными дисциплинами: философии, социологии, психологии, общей педагогике, истории педагогики, дидактике, теории воспитания, частных методиках и др.
Обобщая взгляды на самостоятельность философов, принадлежавших к разным историческим периодам, можно сказать, что философы рассматривают самостоятельность в связи с проблемой свободы выбора человека в системе его взаимоотношения с обществом. Все стремления, цели, ценности зависят от субъективного выбора индивида, от того, какой смысл он придаёт своей жизни, своему прошлому и будущему и все это находит выражение в его поступках.
Анализируя самостоятельность с социально-психологической точки зрения, И.С. Кон связывает ее, во-первых, с социальными условиями и содержанием жизнедеятельности человека, во-вторых, с конкретной деятельностью, в-третьих, с собственной активностью человека. Придерживаясь точки зрения, что самостоятельность – наиболее ценное качество личности, И.С. Кон считает, что «самостоятельность подразумевает независимость, свободу от внешнего принуждения, умение и желание жить своим умом, постоять за себя...». Он связывает самостоятельность с «ответственностью, готовностью отвеча.......


Библиографический список


1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – Минск, 1990. – 559 с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 230 с.
4. Атаулова, О. В. О структуре урока технологии [Текст] / О. В. Атаулова // Школа и производство. – 2004. – №1. – С. 15.
5. Бондаревская, Е.В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская., С.В. Кульневич. - М., Ростов н/Д., 1999. - 560 с.
6. Бочкина, Н.В. Самостоятельность личности школьника [Текст] / Н.В. Бочкина. – Л.: РГПУ, 1991. – 86 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 480 с.
8. Давыдов, В.В. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / В.В. Давыдов, М.А. Данилов // Советская педагогика. - 1961. - № 8. — С. 33 - 42.
9. Дахно, Н.Г. Формирование опыта самостоятельной деятельности подростков в развивающей среде загородного детского оздоровительного центра : автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Н.Г. Дахно. - Кострома, 2005. – 23 с.
10. Дистервег, Ф. А. В. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Ф.А.В. Дистервег. - М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.
11. Дубровина, И.В. Индивидуальные особенности школьника [Текст] / И.В. Дубровина. - М., 1975. - 85 с.
12. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики [Текст] / Г.Е. Жураковский. – М.: Учпедгиз., 1955. – 368 с.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
14. Исаева, Т.Е. Формирование самостоятельности как интегрального качества личности подростков : автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Т.Е. Исаева, - Ростов н/Д., 1990. – 25 с.
15. Каткова, Л.В. Изучение особенностей самостоятельности младших подростков как целостного свойства личности [Текст] / Л.В. Каткова // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается : методол. семинар памяти проф. В.С. Ильина. – Волгоград: Перемена, 2001. - Вып. 5. - С. 161-170.
16. Кирсанов, А.А. Развитие творческой активности личности в педагогическом процессе [Текст] / А.А. Кирсанов, Ж.А. Зайцева. - Казань, 1995 – 103 с.
17. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
18. Коджаспиров, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст] / Г.М. Коджаспиров, К.В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М.: Academia , 2005. - 173 c.
20. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. [Текст] / Я.А. Коменский. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
21. Кон, И. С. Психология самостоятельности [Текст] / И.С.Кон // Педагогика здоровья. - М., 1992. - С. 268-274.
22. Копенкина, Л.В. Повышение самостоятельности и активности младших школьников в процессе физического воспитания посредством формирования контрольно-оценочных умений : дис. … канд. пед. наук [Текст] / Л.В. Копенкина. - Биробиджан, 2006. – 179 с.
23. Кроль, В.М. Психология и педагогика : учеб. пособие [Текст] / В.М. Кроль. – М.: Высш. школа, 2001. – 319 с.
24. Кругликов, Г.И. Дидактические средства на занятиях по технологии [Текст] / Г.И. Кругликов // Школа и производство. – 1999. - №4. - С.25-29.
25. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст] / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
26. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников : кн. для учителей и кл. рук. [Текст] / В.А.. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
27. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология [Текст] / Н.Д. Левитов. - М., 1964. - 478 с.
28. Максакова, В.И. Педагогическая антропология [Текст] / В.И. Максакова. - М., 2007. - 207 с.
29. Менумеров, В.А. Педагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе : дис. … канд. пед. наук [Текст] / В.А. Менумеров. - Кострома, 2002. – 180 с.
30. Молева, Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках по технологии [Текст] / Г.А. Молева, И.А. Богданова // Школа и производство. – 2005. – №7. – С.53-56.
31. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
32. Мухина, B.C. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. / сост. B.C. Мухина. – 5-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2000. - 452 с.
33. Невзорова, А.В. Воспитание самостоятельности школьников в учебной деятельности [Текст]: дис. … канд. пед. наук / А.В. Невзорова. – Архангельск, 2005.
34. Некрасова, Г.Н. Уроки технологии с использованием компьютера [Текст] / Г.Н. Некрасова // Школа и производство. – 2004. – №3. – С.25-27.
35. Нексовская, В.В. Изучение материала крупными блоками как условие развития активности и самостоятельности учащихся [Текст] / В.В. Нексовская // Методы и формы развития активности и самостоятельности учащихся. – Омск, 2003. ¬- С. 81-87.
36. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Учебник. Кн. 2. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995. - 496 с.
37. Неровных, В.А. Проблема воспитания активности и самостоятельности учащихся в русской педагогике II половины XIX века [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Неровных. - М., 1963.
38. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т. Новикова // Народное образование. – 2000. - №7. – С.151-157.
39. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М., 2001. - 442 с.
40. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности : методы исследования и диагностики [Текст] / А.К. Осницкий. - М.- Нальчик: Эль-Фа, 1996. – 126 с.
41. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю.Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
42. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности [Текст] / Н.Ю.Пахомова // Учитель. – 2000. - №4. – С.52-55.
43. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Ищенко, Е.Н. Шиянов - М., 1997. - 512 с.
44. Педагогика [Текст] / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
45. Педагогика [Текст]: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2008. – 576с.
46. Педагогическая антропология [Текст]: учеб. пособие / Ун-т Рос. акад. Образования. Каф. пед. антропологии; авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - М. : УРАО, 1998. - 575 с.
47. Педагогическая энциклопедия [Текст] / И.А. Каиров (глав. ред.) и [др.]. - М.: Сов. энцикл., 1966. - Т.3: Н - См. -1966. - 880 с.
48. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.: ил.
49. Пекелис, В.Д. Как найти себя : энцикл. В 3 кн., которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше [Текст] / В.Д. Пекелес. - М.: Дет. лит., 1989. - 351 с.
50. Петров, А.В. Самостоятельная познавательная деятельность в системе развивающего обучения [Текст] / А.В. Петров, О.В. Петрова, Л.В. Цулая // Наука, культура, образование. - № 8/9. - 2001. - С. 150 - 154.
51. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г Ярошевский. - М., 2002. - 512 с.
52. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1972. – 182 с.
53. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]: теорет.-эксперимент. исслед. // П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
54. Пименова, Л.М. Развитие самостоятельности как черты личности у учащихся старших классов [Текст]: дис. на … канд. пед. наук / Л.М. Пименова. - Л., 1960. - 388 с.
55. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.
56. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / глав. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, Т. 2: М - Я. - 1999. - 672 с.
57. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – 2-е изд. – М., 1976. – 416 с.
58. Селевко, Г.К. Саморазвивающее обучение [Текст] / Г.К. Селевко. - Ярославль: ИПК, 1996. - 164 с.
59. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по непед. специальностям / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: AcademiA, 2001. - 477 с.
60. Словарь по социальной педагогике [Текст]: учеб. пособие для студентов, изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 363 с.
61. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.
62. Ставрова, О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера [Текст] / О.Б. Ставрова. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
63. Ушинский, К.Д. Педагогическая антропология : человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во УРАО, 2002. Т.1. - 511с. Т. 2. - 495с.
64. Чукова, Н.Г. Развитие самостоятельности учащихся старших классов в процессе овладения политехническими умениями [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Г. Чукова. - М., 1977. – 29 с.
65. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М.: Академия, 1999. - 288 с.
66. Якунин, В.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / В.А. Якунин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. : Полиус, 1998. - 639 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.