На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом изучение специфики звучания голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи и разработка фонопедических приемов его коррекции.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 15.09.2013. Страниц: 85+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Формирование голоса при нормальном развитии и периоды его становления у детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности звучания голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи 16
1.3 Фонопедические приемы как средство коррекции звучания голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА С ПОМОЩЬЮ ФОНОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 34
2.1 Исследование состояния голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи 34
2.2 Методика коррекции звучания голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи с помощью фонопедических приемов 57
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 76
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 90


ВВЕДЕНИЕ


Изучение нарушений голосовой функции представляет собой чрезвычайно важную и сложную проблему, привлекающую внимание логопедов. Проблема голосовых нарушений у детей приобретает все большую актуальность. По данным Ю.С. Василенко, Е.С. Уланова 11,7% детей в возрасте от 5 до 17 лет имеют нарушения голоса, обусловленные патологией голосового аппарата. Наличие голосовых расстройств у 6-9% детей отмечают зарубежные исследователи [32, с.28].
Процент распространенности нарушений голоса намного выше среди детей с различными видами речевой патологии (В.И. Филимонова, Е.В. Лаврова, Г.В. Чиркина). Они варьируют от незначительных изменений отдельных акустических характеристик до сложных голосовых расстройств. В то же время, исследованию особенностей голоса детей в структуре речевых дефектов уделяется недостаточно внимания. Сведения о состоянии, характере, распространенности нарушений голоса при речевых нарушениях отмечают М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, И.В. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Г.В. Чиркина, Е.В. Оганесян, В.И. Филимонова.
Патологическое изменение акустических характеристик голоса обедняет интонационное оформление речи, отражающее смысловую и эмоциональную стороны высказывания. Таким образом, снижая разборчивость речи, вызывая трудности в ее восприятии окружающими, расстройства голосовой функции осложняют структуру дефекта и влияют на развитие коммуникативной функции речи.
Недостаточное количество данных об особенностях голосовой функции при речевой патологии и специальных методик коррекционной работы не позволяет нацелить логопедов на необходимость обследования голоса и включения в систему занятий специальных фонопедических приемов воздействия. Важность и необходимость совершенствования традиционных и поиск новых методов и форм коррекционно-педагогической работы обусловливает актуальность изучения проблемы нарушения голосовой функции у детей с нарушениями речи.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Фонопедические приемы коррекции звучания голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи».
Цель исследования - изучение специфики звучания голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи и разработка фонопедических приемов его коррекции.
Объект исследования – особенности звучания голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Предмет исследования – эффективность применения фонопедических приемов коррекции звучания голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме формирования голоса у детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности звучания голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
3. Рассмотреть приемы коррекции звучания голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
4. Разработать методику коррекции звучания голоса у детей дошкольного возраста с нарушением речи и экспериментально проверить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались различные методы: анализ литературных источников по проблеме исследования, изучение медико-педагогической документации, комплексное логопедическое обследование, наблюдение, сравнительный анализ данных исследования.
Экспериментальная база исследования – МДОУ детский сад компенсирующего вида второй категории для детей с отклонениями в речевом развитии №84 г. Челябинска с 1 декабря 2011 года по 30 марта 2012 года при участии воспитателя и логопеда.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ


1.1 Формирование голоса при нормальном развитии и периоды его становления у детей дошкольного возраста


Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата.
Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью». При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща. В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при этом не замыкают полностью просвет гортани. В момент фонации, т.е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений [44, с.59].
При продуцировании шепота голосовые складки раскрыты, не колеблются, а выходящий из легких воздух встречает сопротивление органов артикуляции в виде щелей и смычек, что вызывает специфический шум.
Разнообразие звуков человеческого голоса является следствием изменения во времени только трех важнейших акустических параметров звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука, его спектра – соответственно высоты, силы и тембра звука. Именно эти три характеристики голоса выделяются в качестве основных большинством исследователей: Л.В. Нейманом, О.В. Правдиной, С.Л. Таптаповой, Е.В. Лавровой..........




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова, Т.Н. Состояние голосового аппарата у больных с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т.Н. Агапова. - М., 1997. - 19 с.
2. Адулов, Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса [Текст] / Н.А. Адулов. - Липецк, 1996. - 376 с.
3. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е.С. Алмазова. - М.: Просвещение, 1973. - 151 с.
4. Алмазова, Е.С. Основы методики логопедической работы по восстановлению голоса у детей при органических заболеваниях гортани [Текст]: дис.... канд. пед. наук / Е.С. Алмазова. - М., 1965. - 255с.
5. Аникеева, З.И. Нарушение и восстановление голоса у вокалистов [Текст] / З.И. Аникеева. - Кишинев: Штинца, 1985. - 174 с.
6. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Монография / Е.Э. Артемова; рецензенты Э.И. Сокольникова, Е.Ф. Архипова. – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
7. Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка [Текст]: учеб. пособие для пед. институтов по специальности «Русский язык и литература» / Л.В. Бондарко. - М.: Просвещение, 1977. - 173 с.
8. Василенко, Ю.С. Голос: фониатрические аспекты [Текст] / Ю.С. Василенко. - М.: Энергоиздат, 2002. - 482 с.
9. Василенко, Ю.С. К истории отечественной фониатрии [Текст] / Ю.С. Василенко // Вестник оториноларингологии. - 1999. - № 1. - С. 59-61.
10. Василенко, Ю.С. Применение фонопедии в комплексном лечении фониатрических больных [Текст] / Ю.С. Василенко, О.С. Орлова // Актуальные проблемы фониатрии: междунар. симпозиум, 29 мая - 1 июня 1995 г.: тез. докл. - Казань, 1995. - С 27-28.
11. Василенко, Ю.С. Профилактика заболеваний гортани и нарушений голоса у детей и подростков [Текст] / Ю.С. Василенко, СЕ. Уланов // Современные методы диагностики и лечения заболеваний гортани: республ. сб. науч. тр. - М., 1988. - Вып. 34. - С. 134-139.
12. Вербовая, Н.П. Искусство речи [Текст] / Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова. - М.: Искусство, 1977. -303 с.
13. Вильсон, Д.К. Нарушение голоса у детей [Текст] / Д.К. Вильсон. - М.: Медицина, 1990. - 448 с.
14. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
15. Детский голос. Экспериментальные исследования [Текст] / Под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 1970. - 231 с.
16. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. -М.: Музыка, 2000. - 368 с.
17. Дмитриев, Л.Б. Фониатрия и фонопедия [Текст] / Л.Б. Дмитриев, Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова. - М.: Медицина, 1990. - 272с.
18. Егоров, A.M. Гигиена певца [Текст] / A.M. Егоров. - М.: Музгиз, 1955. -167 с.
19. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Текст]: кн. для логопеда / И.И. Ермакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 143 с.
20. Ермолаев, В.Г. Особенности развития голосового аппарата у детей [Текст] / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева // Развитие детского голоса / под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Наука, 1963. - С. 111-123.
21. Ермолаев, В.Г. Руководство по фониатрии [Текст] / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. - Л.: Медицина, 1970. - 272 с.
22. Ермолаев, О.Ю. Правильное дыхание [Текст]: практ. пособие / О.Ю. Ермолаев. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 192 с.
23. Зарицкий, Л.А. Практическая фониатрия [Текст] / Л.А. За-рицкий, Л.А. Тринос. - Киев: Вища школа, 1984. - 168 с.
24. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте: пер. с чешск. [Текст] / М. Зееман; под ред. В.К.Трутнева, С.С. Ляпидевского. – М.: Медлит, 1962. – 300 с.
25. Иванько, Т.А. Берегите голос. Советы учителям [Текст]: метод, рекомендации / Т.А. Иванько. - Великий Новгород: Новгор. регион, центр развития образования, 1999. - 28 с.
26. Князьков, А.А. Техника речи и постановка голоса [Текст]: метод, разработки / А.А. Князьков. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 54 с.
27. Козлянинова, И.П. Тайны нашего голоса [Текст] / И.П. Козлянинова, Э.Н. Чарели. - Екатеринбург, 1992. - 320 с.
28. Колпак, Т.В. Нарушения голоса в структуре речевого дефекта [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Колпак. - М., 1999. - 16 с.
29. Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Копачевская. - М, 2000. - 17 с.
30. Лаврова, Е.В. Значение фонопедии в реабилитации больных с функциональными нарушениями голоса [Текст] / Е.В. Лаврова, С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова // Вестник оториноларингологии. - 1984. - № 4. - С. 55-58.
31. Лаврова, Е.В. Методика восстановления голоса при некоторых нарушениях функции голосового аппарата [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Лаврова. - М., 1975. - 20 с.
32. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса [Текст]: учебное пособие / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 128 с.
33. Лаврова, Е.В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани [Текст]: метод, рекомендации / Е.В. Лаврова. - М., 1977. - 10 с.
34. Лаврова, Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса [Текст] / Е.В. Лаврова // Дефектология. - 1987. - № 1. - С. 34-38.
35. Лебедева, Н.Ф. Методические указания по организации фониатрической помощи населению [Текст] / Н.Ф. Лебедева. - Л., 1968. - 6 с.
36. Лебедева, Н.Ф. Методические указания по охране детского голоса: для врачей-фониатров и вокальных педагогов [Текст] / Н. Ф. Лебедева. -Л., 1968.-11 с.
37. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Педагогика, 1968. - 278 с.
38. Лепехина, Т.В. Оценка функционального состояния голосового аппарата у детей и подростков [Текст]: дис. ... канд. мед. наук / Т.В. Лепехина. - М, 1993. - 191 с.
39. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - Кн. 1. - С. 155-179.
40. Максимов, И. Фониатрия [Текст] / И. Максимов. - М.: Медицина, 1987. -288 с.
41. Орлова, О.С. Коррекционно-педагогическая работа у детей с нарушениями голоса [Текст] / О.С. Орлова // Тез. докл. междунар. симпозиума «Актуальные проблемы фониатрии», Екатеринбург, 29-31 мая 1996 г. - М., 1996. - С. 17-18.
42. Орлова, О.С. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса [Текст]: метод, рекомендации / О.С. Орлова, Ю.С. Василенко, Г.Ф. Иванченко, Л.Е. Гончарук. - М.: МЗРСФСР, 1990.-20 с.
43. Орлова, О.С. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса [Текст]: метод, рекомендации / О.С. Орлова. - М., 1992. - 19 с.
44. Орлова, О.С. Нарушения голоса [Текст]: учебное пособие / О.С. Орлова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 220 с.
45. Орлова, О.С. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий [Текст] / О.С. Орлова. - М.: Моск. НИИ уха, горла, носа, 1993. -17 с.
46. Панкова, В.Б. Профессиональные заболевания голосового аппарата [Текст] / В.Б. Панкова // Профессиональные заболевания: руководство. -М.: Медицина, 1996. -С. 311-315.
47. Правдина, О.В. Очерки по патологии речи и голоса [Текст] / О.В. Правдина; под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1963. - Вып. 2. -С. 70-77.
48. Практикум по постановке голоса и выразительной речи для специальности «Дефектология» (логопедия) [Текст] / Под ред. Е.А. Горбунова. - М: МГПИ, 1989. - 13 с.
49. Серов, И.А. Лекции по фониатрии / И.А. Серов. - Кострома: Изд-во Костром, гос. пед.ун-та им. Н.А. Некрасова, 1998. - 124 с.
50. Таптапова, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса [Текст] / С.Л. Таптапова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
51. Телеляева, Л.М. Методы исследования голосового аппарата [Текст]: учебное пособие / Л.М. Телеляева. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. -20 с.
52. Телеляева, Л.М. Профессиональные дисфонии [Текст]: лекция / Л.М. Телеляева. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. - 20 с.
53. Хватцев, М.Е. Недостатки голоса [Текст] / М.Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии: извлечения и тексты / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - Т. 1. -С. 299-302.
54. Чарели, Э.М. Роль подготовительных упражнений в воспитании речевого голоса актера [Текст] / Э.М. Чарели // Проблемы сценической речи. - М., 1968. - С. 35-42.
55. Юшманов, В.И. Вокальная техника и ее парадоксы [Текст] / В.И. Юшманов. - СПб.: ДЕАН, 2001. - 128 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.