На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Коррекция ситуативной тревожности младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 16.09.2013. Страниц: 71+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности проявления ситуативной тревожности младших школьников 19
1.3. Теоретическое обоснование модели коррекции ситуативной тревожности младших школьников 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Этапы, методы, методики исследования 37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 45
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 51
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников 52
3.2. Анализ результатов исследования после проведения коррекции 58
3.3. Рекомендации учителям, родителям и младшим школьникам по коррекции ситуативной тревожности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Обращение к проблеме ситуативной тревожности младших школьников в настоящем исследовании обусловлено тем, что, по свидетельству современных исследователей, расстройства тревожного спектра занимают наибольший «удельный вес» среди прочих эмоциональных нарушений в данном возрасте.
Ситуативная тревожность понимается как переживание тревоги, диф-фузного опасения в субъективно или объективно угрожающих ситуациях. В норме такая тревожность имеет приспособительный характер и ограничивает активность индивида для обеспечения его безопасности. Но при длительном существовании она может закрепиться как склонность индивида реагировать тревогой в различных жизненных ситуациях, в том числе не несущих угрозы.
Проблема тревожности является предметом многочисленных исследований в психологии, социологии, философии, биологии, медицине. Психологической проблеме тревожности посвящены работы Ю.Л. Нуллера, Ю.М. Ханина, Р. Мэя, Ч. Спилбергера, Дж. Уотсона, В. Франкла, З. Фрейда и др., которые показали, что повышенная тревожность возникает в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых различными стрессами. Она может быть связана не только с ситуацией опасности, но и с ожиданием ее.
Проблемы детской тревожности исследовали В.М. Астапов, А.В. Басов, Дж. Боулби И.В. Дубровина,, А.И. Захаров, Е.В. Козлова, Н.Н. Лаврентьева, О.С. Никольская, А.М. Прихожан, Е.И. Савина, Д.И. Фельдштейн, Р. Филлипс и др. Этими и другими исследователями было установлено, что тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается в младшем школьном возрасте (ближе к 7 и особенно – к 8 годам) при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Хотя повышенная тревожность в этом возрасте еще носит ситуативный характер и относительно обратима при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции, однако при отсутствии своевременных коррекционных мероприятий она способна оказывать дезорганизующее влияние на учебную деятельность и интеллектуальное развитие ребенка, закрепляться как устойчивое свойство личности и создавать почву для развития различных нервно-психических расстройств. Учитывая неуклонный рост числа тревожных расстройств в детской популяции, можно утверждать, что проблема поиска эффективных средств коррекции детской тревожности далека от разрешения, а сущест-вующие методы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Таким образом, несмотря на множество теоретических и научно-практических исследований, посвященных детской тревожности, проблема психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников до конца не изучена и не утратила своей остроты ввиду значи-мости младшего школьного возраста для становления эмоционально-личностной сферы, неблагоприятного влияния чрезмерной тревожности на все дальнейшее психическое развитие ребенка и широкой распространенностью тревожных расстройств у детей данной возрастной группы.
Цель исследования – теоретически и экспериментально изучить пси-холого-педагогическую проблему коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
Объект исследования – ситуативная тревожность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические методы коррек-ции ситуативной тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: психолого-педагогические методы являются эффективным средством коррекции ситуативной тревожности младших школьников.

Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы по психолого-педагогической проблеме коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
2. Исследовать показатели ситуативной тревожности в группе младших школьников.
3. Составить и применить на практике программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
4. Исследовать показатели ситуативной тревожности в группе младших школьников после проведения коррекционной программы.
5. Сравнить показатели первичного и повторного исследования ситуативной тревожности младших школьников с помощью методов математико-статистического анализа и на основе статистически значимых результатов исследования сделать выводы об эффективности коррекционной программы.
Методологическая основа исследования: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), биопсихосоциальная модель тревожных и представления современных психологов о двух видах тревожности – как эмоциональном состоянии и как устойчивом свойстве личности (Ю.Л. Нуллер, Ч. Спилбергер, Ю.М. Ханин и др.).
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент (программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников).
Тестирование осуществлялось с помощью следующих методик:
- проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука;
- «Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена;
- «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Р. Филипса.
3. Методы математико-статистического анализа данных: критерий φ* Фишера.
Теоретическая значимость исследования. Исследование решает ча-стную научную проблему особенностей ситуативной тревожности в младшем дошкольном возрасте и позволяет получить целостное и непротиворечивое представления об эмоциональной сфере личности и ее развитии в онтогенезе. Кроме того, в исследовании отражен новый аспект механизма формирования патопсихологических эмоционально-личностных характеристик, что открывает дополнительные возможности для разработки научно-обоснованных методов профилактики и коррекции тревожных расстройств
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в практике школьного психолога составленной и апробированной психолого-педагогической коррекционной программы для коррекции уровня ситуативной тревожности младших школьников и практических рекомендаций для педагогов, родителей и младших школьников с высоким уровнем ситуативной тревожности.
База исследования: МОУ СОШ № 128 г. Челябинска (г. Челябинск, ул. Вагнера, 90).
Выборка: в исследовании приняли участие 30 учащихся 1А класса в возрасте 7-7,5 лет. Среди обследованных младших школьников – 16 девочек и 14 мальчиков.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основ-ное содержание работы представлено на 70 страницах печатного текста. Список цитируемой литературы включает 39 источников.





ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе

Тревожность – это постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [37].
В настоящее время принято различать тревожность как ситуативное явление (эмоциональное состояние) и как личностную характеристику индивида с учетом переходного состояния и его динамики [49].
Тревожность как состояние – это переживание эмоционального дис-комфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозя-щей опасности [42]. Состояние тревожности возникает в ситуациях неопре-деленной опасности и проявляется ожиданием неблагополучного развития событий. Это нарушение покоя, вызванное возможными неприятностями или задержкой желаемого; отрицательная эмоция, направленная в будущее, ощущение страха без конкретной угрозы; чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, ощущение неопределенной угрозы, характер и/или время возникновения которой не поддаются предсказанию [38; 49]; это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [42].
Тревожность как личностная черта проявляется склонностью воспри-нимать широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоува-жению и престижу и реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревожности. Это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий [2].
Состояние тревожности включает физиолог....


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] : 2-е изд. / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2008. – 380 с.
2. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] : 2-е изд. доп. и испр. / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
4. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. – М. : Смысл, 2004. – 544 с.
5. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.
6. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст] : Книга 1: От рождения до поступления в школу : учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М. : Владос, 2008. – 366 с.
7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.
8. Детская и подростковая психотерапия [текст] / учебное пособие. – Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб. : Питер, 2001.
9. Диагностика эмоционально-нравственного развития : практикум по психодиагностике [Текст] / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб. : Речь, 2002. – С. 176 с.
10. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служб [Текст] / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. – 362 с.
11. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] : 4-е изд., перераб. и доп. / И.В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.
12. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец – М. : Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
13. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
14. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 340 с.
15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 784 с.
16. Клиническая психология [Текст] / Под редакцией М. Перре, У. Бау-манна. – СПб. : Питер, 1998. – 985 с.
17. Клюева, Н. В. Общение [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – Ярославль : Академия развития : Академия холдинг, 2001. – 160 с.
18. Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль : Академия развития, 2001 – 160 с.
19. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка [Текст] / М. Кляйн // Психоанализ в развитии : сборник переводов / сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург : Деловая книга, 1998. – 176 с.
20. Козлова, Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии: сборник статей. – Ставрополь, 2007. – с. 16-20.
21. Кочубей, Б. И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.
22. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова. – М. : Знание, 1988. – 128 с.
23. Кочубей Б. Детские тревоги : что, откуда, почему? [Текст] / Б.И. Кочубей // семья и школа. – 1988. – №7.
24. Кочубей, Б. И. Как лечить тревожность [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.Н. Новикова // Семья и школа. – 1988. – №8.
25. Кравцова, М. И. Тревожные дети [Текст] / М.И. Кравцова // Школьный психолог. – 2003, № 19. – С. 6-7.
26. Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с.
27. Куликов, Л. В. Психология настроения [текст] / Л.В. Куликов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. – 228 с.
28. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский – М. : АСТ, 2007. – 412 с.
29. Левитов, Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1969. – №1.
30. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 410 с.
31. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия : искусство отношений [Текст] / Г.Л. Лэндрет. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – 365с.
32. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых : психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М. : Генезис, Литературное агенство «Новая строка», 2000. – 192 с.
33. Макшанцева, Л. В. Диагностика и профилактика тревожности у до-школьников [Текст] / Л.В. Макшанцева. – М. : МГППИ. – М., 2000. – 270 с.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 640 с.
35. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
36. Наенко, Н. И. Психическая напряженность [текст] / Н.И. Наенко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 112 с.
37. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. Книга 1: Общие основы психологии : 4-е изд. / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2003. – 688 с.
38. Нуллер, Ю. Л. Тревога и ее терапия [Текст] / Ю.Л. Нуллер // Психиатрия и психофармакология. – 2002. – Т. 4. – № 2. – С. 7-10.
39. Оклендер, В. Окна в мир ребенка : руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 214 с.
40. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию [текст] / А.А. Осипова. – М., 2000. – 538 с.
41. Панфилова, М. А. Игротерапия общения : тесты и коррекционные игры : практическое пособие для психологов и родителей [Текст] / М.А. Панфилова. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
42. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
43. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [текст] : учебное пособие / Х. Ремшмидт – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
45. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е.С. Романова. – СПб. : Речь, 2001. – 416 с.
46. Сартан, П. Н. Тренинг самостоятельности у детей [Текст] / П.Н. Сар-тан. – М. : Сфера, 2001. – 128 с.
47. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.
48. Словарь практического психолога [Текст] / Под общ. ред. С.Ю. Головина. – Минск : Харвест, 1997.
49. Соловьева, С. Л. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога [Текст] / С.Л. Соловьева. – М. : АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.
50. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2009. – 1136 с.
51. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психоло-гии [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М., 1995.
52. Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции [Текст] / З. Фрейд. – М. : АСТ, 2008. – 608 с.
53. Ханин, Ю. Л. Исследование тревоги в спорте [Текст] / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1997. – №3.
54. Холмогорова, А. Б. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал. – 1999. – №2. – с. 61-90.
55. Холмогорова, А. Б. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. – 2000. – № 1. – С. 94-102.
56. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х томах: пер. с англ. [Текст] / К. Хорни. – М. : Смысл, 2007. – Т. 2. – С. 480.
57. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я : программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2001. – 280 с.
58. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение: 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : ПитерКом, 2002. – 608 с.
59. Шапарь, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шапарь. – М.: Владос, 2001. – 386 с
60. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход [Текст] : пер. с англ. / А. Эллис. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.