Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Коррекция ситуативной тревожности младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 16.09.2013. Страниц: 71+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности проявления ситуативной тревожности младших школьников 19
1.3. Теоретическое обоснование модели коррекции ситуативной тревожности младших школьников 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Этапы, методы, методики исследования 37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 45
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 51
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников 52
3.2. Анализ результатов исследования после проведения коррекции 58
3.3. Рекомендации учителям, родителям и младшим школьникам по коррекции ситуативной тревожности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Обращение к проблеме ситуативной тревожности младших школьников в настоящем исследовании обусловлено тем, что, по свидетельству современных исследователей, расстройства тревожного спектра занимают наибольший «удельный вес» среди прочих эмоциональных нарушений в данном возрасте.
Ситуативная тревожность понимается как переживание тревоги, диф-фузного опасения в субъективно или объективно угрожающих ситуациях. В норме такая тревожность имеет приспособительный характер и ограничивает активность индивида для обеспечения его безопасности. Но при длительном существовании она может закрепиться как склонность индивида реагировать тревогой в различных жизненных ситуациях, в том числе не несущих угрозы.
Проблема тревожности является предметом многочисленных исследований в психологии, социологии, философии, биологии, медицине. Психологической проблеме тревожности посвящены работы Ю.Л. Нуллера, Ю.М. Ханина, Р. Мэя, Ч. Спилбергера, Дж. Уотсона, В. Франкла, З. Фрейда и др., которые показали, что повышенная тревожность возникает в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых различными стрессами. Она может быть связана не только с ситуацией опасности, но и с ожиданием ее.
Проблемы детской тревожности исследовали В.М. Астапов, А.В. Басов, Дж. Боулби И.В. Дубровина,, А.И. Захаров, Е.В. Козлова, Н.Н. Лаврентьева, О.С. Никольская, А.М. Прихожан, Е.И. Савина, Д.И. Фельдштейн, Р. Филлипс и др. Этими и другими исследователями было установлено, что тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается в младшем школьном возрасте (ближе к 7 и особенно – к 8 годам) при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Хотя повышенная тревожность в этом возрасте еще носит ситуативный характер и относительно обратима при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции, однако при отсутствии своевременных коррекционных мероприятий она способна оказывать дезорганизующее влияние на учебную деятельность и интеллектуальное развитие ребенка, закрепляться как устойчивое свойство личности и создавать почву для развития различных нервно-психических расстройств. Учитывая неуклонный рост числа тревожных расстройств в детской популяции, можно утверждать, что проблема поиска эффективных средств коррекции детской тревожности далека от разрешения, а сущест-вующие методы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Таким образом, несмотря на множество теоретических и научно-практических исследований, посвященных детской тревожности, проблема психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников до конца не изучена и не утратила своей остроты ввиду значи-мости младшего школьного возраста для становления эмоционально-личностной сферы, неблагоприятного влияния чрезмерной тревожности на все дальнейшее психическое развитие ребенка и широкой распространенностью тревожных расстройств у детей данной возрастной группы.
Цель исследования – теоретически и экспериментально изучить пси-холого-педагогическую проблему коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
Объект исследования – ситуативная тревожность младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические методы коррек-ции ситуативной тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: психолого-педагогические методы являются эффективным средством коррекции ситуативной тревожности младших школьников.

Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы по психолого-педагогической проблеме коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
2. Исследовать показатели ситуативной тревожности в группе младших школьников.
3. Составить и применить на практике программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
4. Исследовать показатели ситуативной тревожности в группе младших школьников после проведения коррекционной программы.
5. Сравнить показатели первичного и повторного исследования ситуативной тревожности младших школьников с помощью методов математико-статистического анализа и на основе статистически значимых результатов исследования сделать выводы об эффективности коррекционной программы.
Методологическая основа исследования: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), биопсихосоциальная модель тревожных и представления современных психологов о двух видах тревожности – как эмоциональном состоянии и как устойчивом свойстве личности (Ю.Л. Нуллер, Ч. Спилбергер, Ю.М. Ханин и др.).
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент (программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников).
Тестирование осуществлялось с помощью следующих методик:
- проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука;
- «Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена;
- «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Р. Филипса.
3. Методы математико-статистического анализа данных: критерий φ* Фишера.
Теоретическая значимость исследования. Исследование решает ча-стную научную проблему особенностей ситуативной тревожности в младшем дошкольном возрасте и позволяет получить целостное и непротиворечивое представления об эмоциональной сфере личности и ее развитии в онтогенезе. Кроме того, в исследовании отражен новый аспект механизма формирования патопсихологических эмоционально-личностных характеристик, что открывает дополнительные возможности для разработки научно-обоснованных методов профилактики и коррекции тревожных расстройств
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в практике школьного психолога составленной и апробированной психолого-педагогической коррекционной программы для коррекции уровня ситуативной тревожности младших школьников и практических рекомендаций для педагогов, родителей и младших школьников с высоким уровнем ситуативной тревожности.
База исследования: МОУ СОШ № 128 г. Челябинска (г. Челябинск, ул. Вагнера, 90).
Выборка: в исследовании приняли участие 30 учащихся 1А класса в возрасте 7-7,5 лет. Среди обследованных младших школьников – 16 девочек и 14 мальчиков.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основ-ное содержание работы представлено на 70 страницах печатного текста. Список цитируемой литературы включает 39 источников.





ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе

Тревожность – это постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [37].
В настоящее время принято различать тревожность как ситуативное явление (эмоциональное состояние) и как личностную характеристику индивида с учетом переходного состояния и его динамики [49].
Тревожность как состояние – это переживание эмоционального дис-комфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозя-щей опасности [42]. Состояние тревожности возникает в ситуациях неопре-деленной опасности и проявляется ожиданием неблагополучного развития событий. Это нарушение покоя, вызванное возможными неприятностями или задержкой желаемого; отрицательная эмоция, направленная в будущее, ощущение страха без конкретной угрозы; чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, ощущение неопределенной угрозы, характер и/или время возникновения которой не поддаются предсказанию [38; 49]; это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [42].
Тревожность как личностная черта проявляется склонностью воспри-нимать широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоува-жению и престижу и реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревожности. Это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий [2].
Состояние тревожности включает физиолог....


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] : 2-е изд. / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2008. – 380 с.
2. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] : 2-е изд. доп. и испр. / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
4. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. – М. : Смысл, 2004. – 544 с.
5. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.
6. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст] : Книга 1: От рождения до поступления в школу : учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М. : Владос, 2008. – 366 с.
7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.
8. Детская и подростковая психотерапия [текст] / учебное пособие. – Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб. : Питер, 2001.
9. Диагностика эмоционально-нравственного развития : практикум по психодиагностике [Текст] / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб. : Речь, 2002. – С. 176 с.
10. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служб [Текст] / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. – 362 с.
11. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] : 4-е изд., перераб. и доп. / И.В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.
12. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец – М. : Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
13. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
14. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 340 с.
15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 784 с.
16. Клиническая психология [Текст] / Под редакцией М. Перре, У. Бау-манна. – СПб. : Питер, 1998. – 985 с.
17. Клюева, Н. В. Общение [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – Ярославль : Академия развития : Академия холдинг, 2001. – 160 с.
18. Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль : Академия развития, 2001 – 160 с.
19. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка [Текст] / М. Кляйн // Психоанализ в развитии : сборник переводов / сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург : Деловая книга, 1998. – 176 с.
20. Козлова, Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии: сборник статей. – Ставрополь, 2007. – с. 16-20.
21. Кочубей, Б. И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.
22. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова. – М. : Знание, 1988. – 128 с.
23. Кочубей Б. Детские тревоги : что, откуда, почему? [Текст] / Б.И. Кочубей // семья и школа. – 1988. – №7.
24. Кочубей, Б. И. Как лечить тревожность [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.Н. Новикова // Семья и школа. – 1988. – №8.
25. Кравцова, М. И. Тревожные дети [Текст] / М.И. Кравцова // Школьный психолог. – 2003, № 19. – С. 6-7.
26. Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с.
27. Куликов, Л. В. Психология настроения [текст] / Л.В. Куликов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. – 228 с.
28. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский – М. : АСТ, 2007. – 412 с.
29. Левитов, Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1969. – №1.
30. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 410 с.
31. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия : искусство отношений [Текст] / Г.Л. Лэндрет. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – 365с.
32. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых : психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М. : Генезис, Литературное агенство «Новая строка», 2000. – 192 с.
33. Макшанцева, Л. В. Диагностика и профилактика тревожности у до-школьников [Текст] / Л.В. Макшанцева. – М. : МГППИ. – М., 2000. – 270 с.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 640 с.
35. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
36. Наенко, Н. И. Психическая напряженность [текст] / Н.И. Наенко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 112 с.
37. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. Книга 1: Общие основы психологии : 4-е изд. / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2003. – 688 с.
38. Нуллер, Ю. Л. Тревога и ее терапия [Текст] / Ю.Л. Нуллер // Психиатрия и психофармакология. – 2002. – Т. 4. – № 2. – С. 7-10.
39. Оклендер, В. Окна в мир ребенка : руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 214 с.
40. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию [текст] / А.А. Осипова. – М., 2000. – 538 с.
41. Панфилова, М. А. Игротерапия общения : тесты и коррекционные игры : практическое пособие для психологов и родителей [Текст] / М.А. Панфилова. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
42. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
43. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [текст] : учебное пособие / Х. Ремшмидт – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
45. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е.С. Романова. – СПб. : Речь, 2001. – 416 с.
46. Сартан, П. Н. Тренинг самостоятельности у детей [Текст] / П.Н. Сар-тан. – М. : Сфера, 2001. – 128 с.
47. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.
48. Словарь практического психолога [Текст] / Под общ. ред. С.Ю. Головина. – Минск : Харвест, 1997.
49. Соловьева, С. Л. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога [Текст] / С.Л. Соловьева. – М. : АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.
50. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2009. – 1136 с.
51. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психоло-гии [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М., 1995.
52. Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции [Текст] / З. Фрейд. – М. : АСТ, 2008. – 608 с.
53. Ханин, Ю. Л. Исследование тревоги в спорте [Текст] / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1997. – №3.
54. Холмогорова, А. Б. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал. – 1999. – №2. – с. 61-90.
55. Холмогорова, А. Б. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. – 2000. – № 1. – С. 94-102.
56. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х томах: пер. с англ. [Текст] / К. Хорни. – М. : Смысл, 2007. – Т. 2. – С. 480.
57. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я : программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2001. – 280 с.
58. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение: 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : ПитерКом, 2002. – 608 с.
59. Шапарь, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шапарь. – М.: Владос, 2001. – 386 с
60. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход [Текст] : пер. с англ. / А. Эллис. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.