На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения специальных фонопедических приемов для преодоления нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.09.2013. Страниц: 72+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие голоса, его основные характеристики 7
1.2 Особенности формирования голоса у детей старшего дошкольного возраста 20
1.3 Нарушения голоса у детей дошкольного возраста 23
1.4 Основные направления в коррекционном воздействии с целью преодоления нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ФОНОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ 39
2.1 Методики диагностики голоса и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2 Исследование состояния голоса и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста 56
2.3 Экспериментальная работа по коррекции голоса у детей старшего дошкольного возраста 60
2.4 Анализ результатов эксперимента 64
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 77


ВВЕДЕНИЕ


Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых связок (Л.С. Волкова). Психолог и физиолог, автор теории голосообразования В.П. Багрунов считает, что голос – это поведенческий орган развития и саморазвития человека.
Голос – это приобретенные поведенческие навыки порождения звуковых единиц членораздельной речи – основы говорения. Хороший (нормальный) голос – залог успеха в обучении и образовании, залог творческих достижений и реализации природных задатков человека. Образованные люди владеют голосом и речью значительно искуснее по сравнению с малообразованными.
Голос нужен каждому здоровому человеку. Как опорная структура речи, он представляет скрытую переменную языка, свернутую матрицу всего процесса говорения, развертки звуков. В голосе заложены мощные механизмы саморазвития и самоизменения.
В прошлые времена развитие голоса и речи у детей происходило спонтанно, как само собой разумеющееся. Этому способствовали более благоприятные, естественные для здоровья условия жизни, а также сохранение традиций семейного воспитания. Однако резкое изменение политической обстановки, произошедшее на рубеже веков, вслед за тем последовавшая трансформация социально-культурной среды привели к исчерпанию природных возможностей формирования крепких, выносливых поколений.
В последние годы наблюдается рост количества детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи: различные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У таких детей аграмматичная, монотонная, неразборчивая речь, специалисты-логопеды зачастую с трудом справляются с оказанием помощи по восстановлению и развитию общих речевых навыков (дыхание, голос, ритм речи, интонация).
Сегодня у детей дошкольного возраста все чаще встречаются нарушения голоса. Число детей, имеющих нарушения голоса, увеличивается с каждым годом. Большинство зарубежных исследователей считают, что приблизительно 6-9% детей имеют голосовые расстройства, при этом половина нуждается в регулярном логопедическом наблюдении, а другая половина – требует лечения у врачей различного профиля: отоларингологов, фониатров, стоматологов, эндокринологов, педиатров, невропатологов. По данным других авторов, распространенность дисфонии в детском и подростковом возрасте составляет от 1% до 29% и больше (О.С. Орлова).
Кроме того, патологическое изменение голоса является симптомом в структуре таких речевых расстройств, как дизартрия, ринолалия, заикание. Процент нарушений голоса среди детей дошкольного и младшего школьного возраста с такими видами речевой патологии, как ринолалия, заикание, дизартрия, алалия достигает 41% (Е.С. Алмазова, Е.Ф. Архипова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, О.Г. Приходько, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и другие.)
Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает ее слышимость, выразительность, эмоциональность. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять коммуникацию, даже стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека.
Доминирующим в отечественной фониатрии остается медицинское воздействие, а психологическим и педагогическим методам отводится второстепенная роль. Несмотря на достижения современной дидактики, методики логопедического воздействия не всегда эффективны, рассчитаны, главным образом, на устранение функциональных и органических нарушений голоса у взрослых и не могут быть в полной мере использованы в работе с детьми. Необходимо проведение поисковых исследований, направленных не только на коррекцию нарушенных функций, но и на разработку эффективных мер предупреждения голосовых расстройств.
Анализ научных и практических работ доказывает особую актуальность выбранной темы, которая определяется выявленными противоречиями: между необходимостью профилактики нарушений голоса у детей и недостаточной разработанностью проблемы применения фонопедических приемов с целью преодоления голосовых расстройств у дошкольников.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Использование специальных фонопедических приемов для преодоления нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения специальных фонопедических приемов для преодоления нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - логопедическая работа по преодолению нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – применение фонопедических приемов для преодоления нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1. Выявить особенности формирования и развития голоса у детей старшего дошкольного возраста, причины нарушения голоса.
2. Изучить и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по применению фонопедических приемов с целью преодоления нарушения голоса у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс фонопедических приемов по преодолению нарушения голоса у детей у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить его эффективность.
Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент). Констатирующий эксперимент проводился в октябре 2011 г., формирующий – с ноября 2011 г. по март 2012 г.
Базой для эксперимента являлись группа детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №18 с. Филимоново Чебаркульский район Челябинской области.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.1 Понятие голоса, его основные характеристики


Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Человеческий голос, его акустические свойства, механизмы его порождения изучают самые различные науки - физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др.
Разнообразие звуков человеческого голоса является следствием изменения во времени только трех важнейших акустических параметров звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука, его спектра – соответственно высоты, силы и тембра звука. Именно эти три характеристики голоса выделяются в качестве основных большинством исследователей: Л.В. Нейманом, О.В. Правдиной, С.Л. Таптаповой, Е.В. Лавровой.
Однако, большинство авторов помимо силы, высоты и тембра выделяют и другие характеристики голоса. Так, например, Правдина О.В., Ивановская Ф.А. выделяют такое свойство звука, как длительность звучания, понимая под этим умение вести речь в различных темпах. Г.Ф. Назарова включает в характеристики звука диапазон, то есть количество тонов, которое дает голос.
Е.В. Лаврова, Д. Вильсон рассматривают наряду с основными характеристиками явление резонанса. Причем, Е.В. Лаврова акцентирует внимание на головном и грудном резонансе, а Д. Вильсон указывает на соотношение носового и ротового резонанса.
Основываясь на данных названных выше ис......


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Агапова, Т.Н. Состояние голосового аппарата у больных с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т.Н. Агапова. - М., 1997. - 19 с.
2. Адулов, Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса [Текст] / Н.А. Адулов. - Липецк, 1996. - 376 с.
3. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е.С. Алмазова. - М.: Просвещение, 1973. - 151 с.
4. Алмазова, Е.С. Основы методики логопедической работы по восстановлению голоса у детей при органических заболеваниях гортани [Текст]: дис.... канд. пед. наук / Е.С. Алмазова. - М., 1965. - 255с.
5. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Монография / Е.Э. Артемова; рецензенты Э.И. Сокольникова, Е.Ф. Архипова. – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
6. Бачерикова, Е.А. Клиника и лечение нарушений голоса при хронических неспецифических заболеваниях легких [Текст]: дис. ... канд. мед. наук / Е.А. Бачерикова. - М., 1997. - 129 с.
7. Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка [Текст]: учеб. пособие для пед. институтов по специальности «Русский язык и литература» / Л.В. Бондарко. - М.: Просвещение, 1977. - 173 с.
8. Василенко, Ю.С. Голос: фониатрические аспекты [Текст] / Ю.С. Василенко. - М.: Энергоиздат, 2002. - 482 с.
9. Василенко, Ю.С. К истории отечественной фониатрии [Текст] / Ю.С. Василенко // Вестник оториноларингологии. - 1999. - № 1. - С. 59-61.
10. Василенко, Ю.С. Применение фонопедии в комплексном лечении фониатрических больных [Текст] / Ю.С. Василенко, О.С. Орлова // Актуальные проблемы фониатрии: междунар. симпозиум, 29 мая - 1 июня 1995 г.: тез. докл. - Казань, 1995. - С 27-28.
11. Василенко, Ю.С. Профилактика заболеваний гортани и нарушений голоса у детей и подростков [Текст] / Ю.С. Василенко, СЕ. Уланов // Современные методы диагностики и лечения заболеваний гортани: республ. сб. науч. тр. - М., 1988. - Вып. 34. - С. 134-139.
12. Вербовая, Н.П. Искусство речи [Текст] / Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова. - М.: Искусство, 1977. -303 с.
13. Вильсон, Д.К. Нарушение голоса у детей [Текст] / Д.К. Вильсон. - М.: Медицина, 1990. - 448 с.
14. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
15. Детский голос. Экспериментальные исследования [Текст] / Под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 1970. - 231 с.
16. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. -М.: Музыка, 2000. - 368 с.
17. Дмитриев, Л.Б. Фониатрия и фонопедия [Текст] / Л.Б. Дмитриев, Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова. - М.: Медицина, 1990. - 272с.
18. Егоров, A.M. Гигиена певца [Текст] / A.M. Егоров. - М.: Музгиз, 1955. -167 с.
19. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Текст]: кн. для логопеда / И.И. Ермакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 143 с.
20. Ермолаев, В.Г. Особенности развития голосового аппарата у детей [Текст] / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева // Развитие детского голоса / под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Наука, 1963. - С. 111-123.
21. Ермолаев, В.Г. Руководство по фониатрии [Текст] / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. - Л.: Медицина, 1970. - 272 с.
22. Ермолаев, О.Ю. Правильное дыхание [Текст]: практ. пособие / О.Ю. Ермолаев. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 192 с.
23. Зарицкий, Л.А. Практическая фониатрия [Текст] / Л.А. За-рицкий, Л.А. Тринос. - Киев: Вища школа, 1984. - 168 с.
24. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте: пер. с чешск. [Текст] / М. Зееман; под ред. В.К.Трутнева, С.С. Ляпидевского. – М.: Медлит, 1962. – 300 с.
25. Иванько, Т.А. Берегите голос. Советы учителям [Текст]: метод, рекомендации / Т.А. Иванько. - Великий Новгород: Новгор. регион, центр развития образования, 1999. - 28 с.
26. Князьков, А.А. Техника речи и постановка голоса [Текст]: метод, разработки / А.А. Князьков. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 54 с.
27. Козлянинова, И.П. Тайны нашего голоса [Текст] / И.П. Козлянинова, Э.Н. Чарели. - Екатеринбург, 1992. - 320 с.
28. Колпак, Т.В. Нарушения голоса в структуре речевого дефекта [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Колпак. - М., 1999. - 16 с.
29. Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Копачевская. - М, 2000. - 17 с.
30. Лаврова, Е.В. Значение фонопедии в реабилитации больных с функциональными нарушениями голоса [Текст] / Е.В. Лаврова, С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова // Вестник оториноларингологии. - 1984. - № 4. - С. 55-58.
31. Лаврова, Е.В. Методика восстановления голоса при некоторых нарушениях функции голосового аппарата [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Лаврова. - М., 1975. - 20 с.
32. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса [Текст]: учебное пособие / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 128 с.
33. Лаврова, Е.В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани [Текст]: метод, рекомендации / Е.В. Лаврова. - М., 1977. - 10 с.
34. Лаврова, Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса [Текст] / Е.В. Лаврова // Дефектология. - 1987. - № 1. - С. 34-38.
35. Лебедева, Н.Ф. Методические указания по организации фониатрической помощи населению [Текст] / Н.Ф. Лебедева. - Л., 1968. - 6 с.
36. Лебедева, Н.Ф. Методические указания по охране детского голоса: для врачей-фониатров и вокальных педагогов [Текст] / Н. Ф. Лебедева. -Л., 1968.-11 с.
37. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Педагогика, 1968. - 278 с.
38. Лепехина, Т.В. Оценка функционального состояния голосового аппарата у детей и подростков [Текст]: дис. ... канд. мед. наук / Т.В. Лепехина. - М, 1993. - 191 с.
39. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - Кн. 1. - С. 155-179.
40. Максимов, И. Фониатрия [Текст] / И. Максимов. - М.: Медицина, 1987. -288 с.
41. Орлова, О.С. Коррекционно-педагогическая работа у детей с нарушениями голоса [Текст] / О.С. Орлова // Тез. докл. междунар. симпозиума «Актуальные проблемы фониатрии», Екатеринбург, 29-31 мая 1996 г. - М., 1996. - С. 17-18.
42. Орлова, О.С. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса [Текст]: метод, рекомендации / О.С. Орлова, Ю.С. Василенко, Г.Ф. Иванченко, Л.Е. Гончарук. - М.: МЗРСФСР, 1990.-20 с.
43. Орлова, О.С. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса [Текст]: метод, рекомендации / О.С. Орлова. - М., 1992. - 19 с.
44. Орлова, О.С. Нарушения голоса [Текст]: учебное пособие / О.С. Орлова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 220 с.
45. Орлова, О.С. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий [Текст] / О.С. Орлова. - М.: Моск. НИИ уха, горла, носа, 1993. -17 с.
46. Панкова, В.Б. Профессиональные заболевания голосового аппарата [Текст] / В.Б. Панкова // Профессиональные заболевания: руководство. -М.: Медицина, 1996. -С. 311-315.
47. Правдина, О.В. Очерки по патологии речи и голоса [Текст] / О.В. Правдина; под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1963. - Вып. 2. -С. 70-77.
48. Практикум по постановке голоса и выразительной речи для специальности «Дефектология» (логопедия) [Текст] / Под ред. Е.А. Горбунова. - М: МГПИ, 1989. - 13 с.
49. Серов, И.А. Лекции по фониатрии / И.А. Серов. - Кострома: Изд-во Костром, гос. пед.ун-та им. Н.А. Некрасова, 1998. - 124 с.
50. Таптапова, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса [Текст] / С.Л. Таптапова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
51. Телеляева, Л.М. Методы исследования голосового аппарата [Текст]: учебное пособие / Л.М. Телеляева. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. -20 с.
52. Телеляева, Л.М. Профессиональные дисфонии [Текст]: лекция / Л.М. Телеляева. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. - 20 с.
53. Хватцев, М.Е. Недостатки голоса [Текст] / М.Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии: извлечения и тексты / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - Т. 1. -С. 299-302.
54. Чарели, Э.М. Роль подготовительных упражнений в воспитании речевого голоса актера [Текст] / Э.М. Чарели // Проблемы сценической речи. - М., 1968. - С. 35-42.
55. Юшманов, В.И. Вокальная техника и ее парадоксы [Текст] / В.И. Юшманов. - СПб.: ДЕАН, 2001. - 128 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.