Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения специальных фонопедических приемов для преодоления нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.09.2013. Страниц: 72+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие голоса, его основные характеристики 7
1.2 Особенности формирования голоса у детей старшего дошкольного возраста 20
1.3 Нарушения голоса у детей дошкольного возраста 23
1.4 Основные направления в коррекционном воздействии с целью преодоления нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ФОНОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ 39
2.1 Методики диагностики голоса и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2 Исследование состояния голоса и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста 56
2.3 Экспериментальная работа по коррекции голоса у детей старшего дошкольного возраста 60
2.4 Анализ результатов эксперимента 64
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 77


ВВЕДЕНИЕ


Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых связок (Л.С. Волкова). Психолог и физиолог, автор теории голосообразования В.П. Багрунов считает, что голос – это поведенческий орган развития и саморазвития человека.
Голос – это приобретенные поведенческие навыки порождения звуковых единиц членораздельной речи – основы говорения. Хороший (нормальный) голос – залог успеха в обучении и образовании, залог творческих достижений и реализации природных задатков человека. Образованные люди владеют голосом и речью значительно искуснее по сравнению с малообразованными.
Голос нужен каждому здоровому человеку. Как опорная структура речи, он представляет скрытую переменную языка, свернутую матрицу всего процесса говорения, развертки звуков. В голосе заложены мощные механизмы саморазвития и самоизменения.
В прошлые времена развитие голоса и речи у детей происходило спонтанно, как само собой разумеющееся. Этому способствовали более благоприятные, естественные для здоровья условия жизни, а также сохранение традиций семейного воспитания. Однако резкое изменение политической обстановки, произошедшее на рубеже веков, вслед за тем последовавшая трансформация социально-культурной среды привели к исчерпанию природных возможностей формирования крепких, выносливых поколений.
В последние годы наблюдается рост количества детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи: различные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У таких детей аграмматичная, монотонная, неразборчивая речь, специалисты-логопеды зачастую с трудом справляются с оказанием помощи по восстановлению и развитию общих речевых навыков (дыхание, голос, ритм речи, интонация).
Сегодня у детей дошкольного возраста все чаще встречаются нарушения голоса. Число детей, имеющих нарушения голоса, увеличивается с каждым годом. Большинство зарубежных исследователей считают, что приблизительно 6-9% детей имеют голосовые расстройства, при этом половина нуждается в регулярном логопедическом наблюдении, а другая половина – требует лечения у врачей различного профиля: отоларингологов, фониатров, стоматологов, эндокринологов, педиатров, невропатологов. По данным других авторов, распространенность дисфонии в детском и подростковом возрасте составляет от 1% до 29% и больше (О.С. Орлова).
Кроме того, патологическое изменение голоса является симптомом в структуре таких речевых расстройств, как дизартрия, ринолалия, заикание. Процент нарушений голоса среди детей дошкольного и младшего школьного возраста с такими видами речевой патологии, как ринолалия, заикание, дизартрия, алалия достигает 41% (Е.С. Алмазова, Е.Ф. Архипова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, О.Г. Приходько, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и другие.)
Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает ее слышимость, выразительность, эмоциональность. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять коммуникацию, даже стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека.
Доминирующим в отечественной фониатрии остается медицинское воздействие, а психологическим и педагогическим методам отводится второстепенная роль. Несмотря на достижения современной дидактики, методики логопедического воздействия не всегда эффективны, рассчитаны, главным образом, на устранение функциональных и органических нарушений голоса у взрослых и не могут быть в полной мере использованы в работе с детьми. Необходимо проведение поисковых исследований, направленных не только на коррекцию нарушенных функций, но и на разработку эффективных мер предупреждения голосовых расстройств.
Анализ научных и практических работ доказывает особую актуальность выбранной темы, которая определяется выявленными противоречиями: между необходимостью профилактики нарушений голоса у детей и недостаточной разработанностью проблемы применения фонопедических приемов с целью преодоления голосовых расстройств у дошкольников.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Использование специальных фонопедических приемов для преодоления нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения специальных фонопедических приемов для преодоления нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - логопедическая работа по преодолению нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – применение фонопедических приемов для преодоления нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1. Выявить особенности формирования и развития голоса у детей старшего дошкольного возраста, причины нарушения голоса.
2. Изучить и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по применению фонопедических приемов с целью преодоления нарушения голоса у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс фонопедических приемов по преодолению нарушения голоса у детей у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить его эффективность.
Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент). Констатирующий эксперимент проводился в октябре 2011 г., формирующий – с ноября 2011 г. по март 2012 г.
Базой для эксперимента являлись группа детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №18 с. Филимоново Чебаркульский район Челябинской области.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.1 Понятие голоса, его основные характеристики


Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Человеческий голос, его акустические свойства, механизмы его порождения изучают самые различные науки - физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др.
Разнообразие звуков человеческого голоса является следствием изменения во времени только трех важнейших акустических параметров звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука, его спектра – соответственно высоты, силы и тембра звука. Именно эти три характеристики голоса выделяются в качестве основных большинством исследователей: Л.В. Нейманом, О.В. Правдиной, С.Л. Таптаповой, Е.В. Лавровой.
Однако, большинство авторов помимо силы, высоты и тембра выделяют и другие характеристики голоса. Так, например, Правдина О.В., Ивановская Ф.А. выделяют такое свойство звука, как длительность звучания, понимая под этим умение вести речь в различных темпах. Г.Ф. Назарова включает в характеристики звука диапазон, то есть количество тонов, которое дает голос.
Е.В. Лаврова, Д. Вильсон рассматривают наряду с основными характеристиками явление резонанса. Причем, Е.В. Лаврова акцентирует внимание на головном и грудном резонансе, а Д. Вильсон указывает на соотношение носового и ротового резонанса.
Основываясь на данных названных выше ис......


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Агапова, Т.Н. Состояние голосового аппарата у больных с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т.Н. Агапова. - М., 1997. - 19 с.
2. Адулов, Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса [Текст] / Н.А. Адулов. - Липецк, 1996. - 376 с.
3. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е.С. Алмазова. - М.: Просвещение, 1973. - 151 с.
4. Алмазова, Е.С. Основы методики логопедической работы по восстановлению голоса у детей при органических заболеваниях гортани [Текст]: дис.... канд. пед. наук / Е.С. Алмазова. - М., 1965. - 255с.
5. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Монография / Е.Э. Артемова; рецензенты Э.И. Сокольникова, Е.Ф. Архипова. – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
6. Бачерикова, Е.А. Клиника и лечение нарушений голоса при хронических неспецифических заболеваниях легких [Текст]: дис. ... канд. мед. наук / Е.А. Бачерикова. - М., 1997. - 129 с.
7. Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка [Текст]: учеб. пособие для пед. институтов по специальности «Русский язык и литература» / Л.В. Бондарко. - М.: Просвещение, 1977. - 173 с.
8. Василенко, Ю.С. Голос: фониатрические аспекты [Текст] / Ю.С. Василенко. - М.: Энергоиздат, 2002. - 482 с.
9. Василенко, Ю.С. К истории отечественной фониатрии [Текст] / Ю.С. Василенко // Вестник оториноларингологии. - 1999. - № 1. - С. 59-61.
10. Василенко, Ю.С. Применение фонопедии в комплексном лечении фониатрических больных [Текст] / Ю.С. Василенко, О.С. Орлова // Актуальные проблемы фониатрии: междунар. симпозиум, 29 мая - 1 июня 1995 г.: тез. докл. - Казань, 1995. - С 27-28.
11. Василенко, Ю.С. Профилактика заболеваний гортани и нарушений голоса у детей и подростков [Текст] / Ю.С. Василенко, СЕ. Уланов // Современные методы диагностики и лечения заболеваний гортани: республ. сб. науч. тр. - М., 1988. - Вып. 34. - С. 134-139.
12. Вербовая, Н.П. Искусство речи [Текст] / Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова. - М.: Искусство, 1977. -303 с.
13. Вильсон, Д.К. Нарушение голоса у детей [Текст] / Д.К. Вильсон. - М.: Медицина, 1990. - 448 с.
14. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
15. Детский голос. Экспериментальные исследования [Текст] / Под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 1970. - 231 с.
16. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. -М.: Музыка, 2000. - 368 с.
17. Дмитриев, Л.Б. Фониатрия и фонопедия [Текст] / Л.Б. Дмитриев, Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова. - М.: Медицина, 1990. - 272с.
18. Егоров, A.M. Гигиена певца [Текст] / A.M. Егоров. - М.: Музгиз, 1955. -167 с.
19. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков [Текст]: кн. для логопеда / И.И. Ермакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 143 с.
20. Ермолаев, В.Г. Особенности развития голосового аппарата у детей [Текст] / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева // Развитие детского голоса / под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Наука, 1963. - С. 111-123.
21. Ермолаев, В.Г. Руководство по фониатрии [Текст] / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. - Л.: Медицина, 1970. - 272 с.
22. Ермолаев, О.Ю. Правильное дыхание [Текст]: практ. пособие / О.Ю. Ермолаев. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 192 с.
23. Зарицкий, Л.А. Практическая фониатрия [Текст] / Л.А. За-рицкий, Л.А. Тринос. - Киев: Вища школа, 1984. - 168 с.
24. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте: пер. с чешск. [Текст] / М. Зееман; под ред. В.К.Трутнева, С.С. Ляпидевского. – М.: Медлит, 1962. – 300 с.
25. Иванько, Т.А. Берегите голос. Советы учителям [Текст]: метод, рекомендации / Т.А. Иванько. - Великий Новгород: Новгор. регион, центр развития образования, 1999. - 28 с.
26. Князьков, А.А. Техника речи и постановка голоса [Текст]: метод, разработки / А.А. Князьков. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 54 с.
27. Козлянинова, И.П. Тайны нашего голоса [Текст] / И.П. Козлянинова, Э.Н. Чарели. - Екатеринбург, 1992. - 320 с.
28. Колпак, Т.В. Нарушения голоса в структуре речевого дефекта [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Колпак. - М., 1999. - 16 с.
29. Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Копачевская. - М, 2000. - 17 с.
30. Лаврова, Е.В. Значение фонопедии в реабилитации больных с функциональными нарушениями голоса [Текст] / Е.В. Лаврова, С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова // Вестник оториноларингологии. - 1984. - № 4. - С. 55-58.
31. Лаврова, Е.В. Методика восстановления голоса при некоторых нарушениях функции голосового аппарата [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Лаврова. - М., 1975. - 20 с.
32. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса [Текст]: учебное пособие / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 128 с.
33. Лаврова, Е.В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани [Текст]: метод, рекомендации / Е.В. Лаврова. - М., 1977. - 10 с.
34. Лаврова, Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса [Текст] / Е.В. Лаврова // Дефектология. - 1987. - № 1. - С. 34-38.
35. Лебедева, Н.Ф. Методические указания по организации фониатрической помощи населению [Текст] / Н.Ф. Лебедева. - Л., 1968. - 6 с.
36. Лебедева, Н.Ф. Методические указания по охране детского голоса: для врачей-фониатров и вокальных педагогов [Текст] / Н. Ф. Лебедева. -Л., 1968.-11 с.
37. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Педагогика, 1968. - 278 с.
38. Лепехина, Т.В. Оценка функционального состояния голосового аппарата у детей и подростков [Текст]: дис. ... канд. мед. наук / Т.В. Лепехина. - М, 1993. - 191 с.
39. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - Кн. 1. - С. 155-179.
40. Максимов, И. Фониатрия [Текст] / И. Максимов. - М.: Медицина, 1987. -288 с.
41. Орлова, О.С. Коррекционно-педагогическая работа у детей с нарушениями голоса [Текст] / О.С. Орлова // Тез. докл. междунар. симпозиума «Актуальные проблемы фониатрии», Екатеринбург, 29-31 мая 1996 г. - М., 1996. - С. 17-18.
42. Орлова, О.С. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса [Текст]: метод, рекомендации / О.С. Орлова, Ю.С. Василенко, Г.Ф. Иванченко, Л.Е. Гончарук. - М.: МЗРСФСР, 1990.-20 с.
43. Орлова, О.С. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса [Текст]: метод, рекомендации / О.С. Орлова. - М., 1992. - 19 с.
44. Орлова, О.С. Нарушения голоса [Текст]: учебное пособие / О.С. Орлова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 220 с.
45. Орлова, О.С. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий [Текст] / О.С. Орлова. - М.: Моск. НИИ уха, горла, носа, 1993. -17 с.
46. Панкова, В.Б. Профессиональные заболевания голосового аппарата [Текст] / В.Б. Панкова // Профессиональные заболевания: руководство. -М.: Медицина, 1996. -С. 311-315.
47. Правдина, О.В. Очерки по патологии речи и голоса [Текст] / О.В. Правдина; под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1963. - Вып. 2. -С. 70-77.
48. Практикум по постановке голоса и выразительной речи для специальности «Дефектология» (логопедия) [Текст] / Под ред. Е.А. Горбунова. - М: МГПИ, 1989. - 13 с.
49. Серов, И.А. Лекции по фониатрии / И.А. Серов. - Кострома: Изд-во Костром, гос. пед.ун-та им. Н.А. Некрасова, 1998. - 124 с.
50. Таптапова, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса [Текст] / С.Л. Таптапова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
51. Телеляева, Л.М. Методы исследования голосового аппарата [Текст]: учебное пособие / Л.М. Телеляева. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. -20 с.
52. Телеляева, Л.М. Профессиональные дисфонии [Текст]: лекция / Л.М. Телеляева. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. - 20 с.
53. Хватцев, М.Е. Недостатки голоса [Текст] / М.Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии: извлечения и тексты / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - Т. 1. -С. 299-302.
54. Чарели, Э.М. Роль подготовительных упражнений в воспитании речевого голоса актера [Текст] / Э.М. Чарели // Проблемы сценической речи. - М., 1968. - С. 35-42.
55. Юшманов, В.И. Вокальная техника и ее парадоксы [Текст] / В.И. Юшманов. - СПб.: ДЕАН, 2001. - 128 с.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.