Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 16.09.2013. Страниц: 58+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме психолого-педагогической коррекции тревожности подростков 7
1.1. Понятие тревожности и психолого-педагогической коррекции тревожности в психологической литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 22
1.3. Особенности проявлений тревожности в подростковом возрасте и основные подходы к ее психолого-педагогической коррекции 32
Глава II. Организация и проведение исследования тревожности подростков 40
2.1. Этапы, методы и методики 40
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 45
Глава III. Психолого-педагогическое проектирование коррекционной программы, направленной на снижение тревожности подростков 54
3.1. Организация и проведение коррекционной работы 54
3.2. Анализ эффективности коррекционной работы 55
3.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции тревожности подростков 56
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Приложения 63


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Обращение к проблеме тревожности подростков и ее психолого-педагогической коррекции в настоящем исследовании обусловлено тем, что, по свидетельству современных исследователей, расстройства тревожного спектра занимают большой «удельный вес» среди прочих эмоциональных нарушений в данном возрасте. Тревожность понимается как переживание тревоги, диффузного опасения в субъективно или объективно угрожающих ситуациях. В норме такая тревожность имеет приспособительный характер и ограничивает активность индивида для обеспечения его безопасности, но при длительном существовании она может закрепляться как склонность индивида реагировать тревогой в различных жизненных ситуациях, в том числе не несущих угрозы.
Проблему тревожности подростков изучали В.М. Астапов, И.В.Дубровина,, А.И. Захаров, И.С. Кон, О.С. Никольская, А.М. Прихожан, Р. Филлипс и др. Эти и другие исследователи установили, что тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Хотя повышенная тревожность в этом возрасте еще относительно обратима при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции, при отсутствии своевременных коррекционных мероприятий она оказывает дезорганизующее влияние на учебную деятельность и интеллектуальное развитие ребенка, закрепляется как устойчивое свойство личности и создает почву для развития различных нервно-психических расстройств.
Несмотря на множество теоретических и научно-практических исследований, посвященных подростковой тревожности, распространенность данного эмоционального явления среди современных подростков не снижается. Это свидетельствует о том, что проблема тревожности подростков и ее психолого-педагогической коррекции не может считаться решенной и подчеркивает актуальность данной проблемы. Вместе с тем, подростковый возраст – это один из важнейших этапов развития личности. Специфические психологические особенности данного этапа развития, оказывающие влияние на весь последующий онтогенез, и особая чувствительность подростка к различным средовым влияниям, в том числе асоциальным влияниям неформальных подростковых группировок, делают проблему психолого-педагогического сопровождения подростков чрезвычайно острой и социально значимой, поскольку сегодняшние подростки – это будущее нашего общества.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется значимостью подросткового возраста для становления эмоциональной сферы и личностного развития, а также широкой распространенностью тревожных расстройств в данной возрастной группе и необходимостью совершенствования методов ее психолого-педагогической коррекции.
Это определило выбор темы для настоящего исследования: «Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков».
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность методов психолого-педагогической коррекции тревожности подростков.
Объект исследования – тревожность подростков.
Предмет исследования – психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков.
Гипотеза исследования: методы психолого-педагогической коррекции тревожности подростков являются эффективным средством снижения повышенной тревожности у подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогической коррекции тревожности подростков.
2. Исследовать показатели тревожности в группе подростков.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу коррекции тревожности у подростков.
4. Провести повторное исследование тревожности у подростков с помощью тех же методов психодиагностики, которые использовались при первичном исследовании, и путем сравнения результатов первичного и повторного исследования тревожности сделать выводы об эффективности психолого-педагогической программы коррекции тревожности у подростков.
5. На основе результатов исследования сформулировать заключительные выводы и практические рекомендации для родителей и педагогов тревожных подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общенаучные принципы – принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системности (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен), субъектно-деятельностный подход (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский);
- преставления о биопсихосоциальной природе тревожности (Ю.Нуллер, А.И. Захаров), о существовании двух видов тревожности – тревожности как наличного состояния индивида и тревожности как устойчивого свойства личности (Ч. Спилбергер, А.М.Прихожан).
- методологические принципы психокоррекции: принцип развития (при наличии продуманных условий все здоровые люди обладают способностью к развитию), принцип единства коррекции и развития (содержание коррекционной ра¬боты определяется на основе психолого-педаго¬гического анализа внутренних и внешних условий разви¬тия индивида), принцип единства диагностики и коррекции, этические принципы психолога и пр.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение полученных данных.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, тестирование с помощью стандартизированных опросников:
- «Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей» Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой;
- «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Р.Филлипса;
- «Шкала тревожности» А.М. Прихожан;
3. Методы математико-статистического анализа: Т-критерий Вилкоксона, φ*-критерий Фишера.
Теоретическая значимость исследования. Исследование решает частную научную проблему особенностей тревожности у подростков. Кроме того, в исследовании отражен новый аспект механизма формирования патопсихологических личностных характеристик, что открывает дополнительные возможности для разработки научно-обоснованных методов профилактики и коррекции указанных нарушений.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в практике школьного психолога разработанной и апробированной в настоящем исследовании коррекционной программы и психолого-педагогических рекомендаций для родителей и педагогов тревожных подростков с целью коррекции повышенной тревожности подростков.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глава, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст работы представлен на …. страницах. Список использованной литературы содержит … источников. Работа иллюстрирована … таблицами и … рисунками.
Опытно-экспериментальное исследование проведено на базе МОУ СОШ «Средняя школа №135 г. Челябинска».
В исследовании приняли участие 25 подростков в возрасте 14-15 лет из числа учащихся 8Б класса данного образовательного учреждения. Среди обследованных – 14 девочек и 11 мальчиков.
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме психолого-педагогической коррекции тревожности подростков

1.1. Понятие тревожности и психолого-педагогической коррекции тревожности в психологической литературе

Разные авторы дают разные определения тревожности. Так, в словаре практического психолога тревожность определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций [48, С. 231]. В.В. Суворова относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект. Автор определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта [50, С. 128].
В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.
В настоящее время, вслед за Ч.Д. Спилбергером, принято различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности [3, С. 42].
Тревожность как состояние – это нарушения покоя, вызываемые возможными неприятностями или задержкой желательного [37, С. 7]; чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, ощущение неопределенной угрозы, характер и/или время возникновения которой не поддаются предсказанию [49, С. 231]; переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [41, С. 6]; психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельност.......


Список использованной литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
2. Агеенкова, Е. К. Комплекс приемов психической саморегуляции эмоциональных состояний [Текст] / Е. К. Агеенкова. – Минск, 2000. – 282 с.
3. Астапов, В. М. Тревожность у детей: 2-е изд. доп. и испр. [Текст] / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
4. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. [Текст] / В.М. Астапов // Психологический журнал. – 1992. – т. 13. – № 5.
5. Баярд, Р. Волнение беспокойного подростка [Текст] / Р. Баярд, Д. Баярд. – М. : Педагогика, 1978. – 340 с.
6. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. – М. : Речь, 2010. – 684 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
8. Большаков, В. Ю. Психотренинг : Упражнения. Игры [Текст] / В. Ю. Большаков. – СПб. : Социально-психологический центр, 2007. – 420 с.
9. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст] / И. В. Вачков. – M.: Издательство «Ось-89», 2009. – 496 с.
11. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский : Собр. соч. в 6-ти т. – Т. 4. – М. : Педагогика, 1984. – 396 с.
12. Гогунов, Е. Н. Психическая саморегуляция [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М. : Академия, 2009. – 288 с..
13. Детская и подростковая психотерапия [текст] / учебное пособие. – Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб. : Питер, 2001.
14. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служб [Текст] / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. – 362 с.
15. Залученова, Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности : автореф. дис. ... канд. психол. н. [Текст] / Е.А. Залученова. – М., 1995. – 24 с.
16. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
17. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 340 с.
18. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 784 с.
19. Имедадзе, И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [Текст] / И.В. Имедадзе. – Тбилиси : Мицниереба, 1966. – 276 с.
20. Клиническая психология [Текст] / Под редакцией М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 1998. – 985 с.
21. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка [Текст] / М. Кляйн // Психоанализ в развитии: сборник переводов / сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 176 с.
22. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии: сборник статей. – Ставрополь, 2007. – с. 16-20.
23. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2000. – 336 с.
24. Косякова, О. О. Возрастные кризисы [текст] / О.О. Косякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.
25. Кочубей Б. Детские тревоги : что, откуда, почему? [Текст] / Б.И. Кочубей // семья и школа. – 1988. – №7.
26. Кочубей, Б. И. Как лечить тревожность [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.Н. Новикова // Семья и школа. – 1988. – №8.
27. Кочубей, Б. И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.
28. Кравцова, М. И. Тревожные дети [Текст] / М.И. Кравцова // Школьный психолог. – 2003, № 19. – С. 6-7.
29. Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с.
30. Куликов, Л. В. Психология настроения [текст] / Л.В. Куликов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. – 228 с.
31. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский – М. : АСТ, 2007. – 412 с.
32. Левитов, Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1969. – №1.
33. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
34. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
35. Наенко, Н. И. Психическая напряженность [текст] / Н.И. Наенко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 112 с.
36. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. – Кн. 1 : Общие основы психологии : 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
37. Нуллер, Ю. Л. Тревога и ее терапия [Текст] / Ю.Л. Нуллер // Психиатрия и психофармакология. – 2002. – Т. 4. – № 2. – С. 7-10.
38. Оклендер, В. Окна в мир ребенка : руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 214 с.
39. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию [текст] / А.А. Осипова. – М., 2000. – 538 с.
40. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
41. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М. Прихожан, А.В. Толстых. – М. : Знание, 1997. – 541 с.
42. Психология подростка : хрестоматия [Текст] / сост. Ю.И. Фролов. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997. – 402 с.
43. Психология подростка [текст] / Под ред. А.А. Реана. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
44. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб. : Питер., 2000. – 278 с.
45. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [текст] : учебное пособие / Х. Ремшмидт – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
47. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М.: Речь, 2007. – 350 с.
48. Словарь практического психолога [Текст] / Под общ. ред. С.Ю. Головина. – Минск : Харвест, 1997.
49. Соловьева, С. Л. Медицинская психология : новейший справочник практического психолога [Текст] / С.Л. Соловьева. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2006. – 575 с.
50. Суворова, В. В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова. – М., 1975.
51. Толстых, А. В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Толстых. – М. : Знание,1991. – 294 с.
52. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2009. – 1136 с.
53. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М., 1995.
54. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. – М. : АСТ, 2008. – 608 с.
55. Ханин, Ю. Л. Исследование тревоги в спорте [Текст] / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1997. – №3.
56. Холмогорова, А. Б. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. – 2000. – № 1. – С. 94-102.
57. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х томах [Текст] : пер. с англ. / К. Хорни. – М.: Смысл, 2007. – Т. 2. – С. 480.
58. Хьелл, Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение: 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: ПитерКом, 2002. – 608 с.
59. Цзен, Н. В. Психотренинг : игры и упражнения [Текст] / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Независимая фирма Класс, 1999. – 272 с.
60. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход [Текст] / А. Эллис. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с.
61. Эльконин, Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М. : Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.
62. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис [текст] : изд. 2-е, перераб. и доп. / Э.Г. Эриксон / Пер. с англ. – СПб. : ACT, 2006. – 592 с.
63. Шапарь, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шапарь. – М.: Владос, 2001. – 386 с




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.