На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 16.09.2013. Страниц: 58+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме психолого-педагогической коррекции тревожности подростков 7
1.1. Понятие тревожности и психолого-педагогической коррекции тревожности в психологической литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 22
1.3. Особенности проявлений тревожности в подростковом возрасте и основные подходы к ее психолого-педагогической коррекции 32
Глава II. Организация и проведение исследования тревожности подростков 40
2.1. Этапы, методы и методики 40
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 45
Глава III. Психолого-педагогическое проектирование коррекционной программы, направленной на снижение тревожности подростков 54
3.1. Организация и проведение коррекционной работы 54
3.2. Анализ эффективности коррекционной работы 55
3.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции тревожности подростков 56
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Приложения 63


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Обращение к проблеме тревожности подростков и ее психолого-педагогической коррекции в настоящем исследовании обусловлено тем, что, по свидетельству современных исследователей, расстройства тревожного спектра занимают большой «удельный вес» среди прочих эмоциональных нарушений в данном возрасте. Тревожность понимается как переживание тревоги, диффузного опасения в субъективно или объективно угрожающих ситуациях. В норме такая тревожность имеет приспособительный характер и ограничивает активность индивида для обеспечения его безопасности, но при длительном существовании она может закрепляться как склонность индивида реагировать тревогой в различных жизненных ситуациях, в том числе не несущих угрозы.
Проблему тревожности подростков изучали В.М. Астапов, И.В.Дубровина,, А.И. Захаров, И.С. Кон, О.С. Никольская, А.М. Прихожан, Р. Филлипс и др. Эти и другие исследователи установили, что тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Хотя повышенная тревожность в этом возрасте еще относительно обратима при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции, при отсутствии своевременных коррекционных мероприятий она оказывает дезорганизующее влияние на учебную деятельность и интеллектуальное развитие ребенка, закрепляется как устойчивое свойство личности и создает почву для развития различных нервно-психических расстройств.
Несмотря на множество теоретических и научно-практических исследований, посвященных подростковой тревожности, распространенность данного эмоционального явления среди современных подростков не снижается. Это свидетельствует о том, что проблема тревожности подростков и ее психолого-педагогической коррекции не может считаться решенной и подчеркивает актуальность данной проблемы. Вместе с тем, подростковый возраст – это один из важнейших этапов развития личности. Специфические психологические особенности данного этапа развития, оказывающие влияние на весь последующий онтогенез, и особая чувствительность подростка к различным средовым влияниям, в том числе асоциальным влияниям неформальных подростковых группировок, делают проблему психолого-педагогического сопровождения подростков чрезвычайно острой и социально значимой, поскольку сегодняшние подростки – это будущее нашего общества.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется значимостью подросткового возраста для становления эмоциональной сферы и личностного развития, а также широкой распространенностью тревожных расстройств в данной возрастной группе и необходимостью совершенствования методов ее психолого-педагогической коррекции.
Это определило выбор темы для настоящего исследования: «Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков».
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность методов психолого-педагогической коррекции тревожности подростков.
Объект исследования – тревожность подростков.
Предмет исследования – психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков.
Гипотеза исследования: методы психолого-педагогической коррекции тревожности подростков являются эффективным средством снижения повышенной тревожности у подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогической коррекции тревожности подростков.
2. Исследовать показатели тревожности в группе подростков.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу коррекции тревожности у подростков.
4. Провести повторное исследование тревожности у подростков с помощью тех же методов психодиагностики, которые использовались при первичном исследовании, и путем сравнения результатов первичного и повторного исследования тревожности сделать выводы об эффективности психолого-педагогической программы коррекции тревожности у подростков.
5. На основе результатов исследования сформулировать заключительные выводы и практические рекомендации для родителей и педагогов тревожных подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общенаучные принципы – принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системности (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен), субъектно-деятельностный подход (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский);
- преставления о биопсихосоциальной природе тревожности (Ю.Нуллер, А.И. Захаров), о существовании двух видов тревожности – тревожности как наличного состояния индивида и тревожности как устойчивого свойства личности (Ч. Спилбергер, А.М.Прихожан).
- методологические принципы психокоррекции: принцип развития (при наличии продуманных условий все здоровые люди обладают способностью к развитию), принцип единства коррекции и развития (содержание коррекционной ра¬боты определяется на основе психолого-педаго¬гического анализа внутренних и внешних условий разви¬тия индивида), принцип единства диагностики и коррекции, этические принципы психолога и пр.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение полученных данных.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, тестирование с помощью стандартизированных опросников:
- «Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей» Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой;
- «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Р.Филлипса;
- «Шкала тревожности» А.М. Прихожан;
3. Методы математико-статистического анализа: Т-критерий Вилкоксона, φ*-критерий Фишера.
Теоретическая значимость исследования. Исследование решает частную научную проблему особенностей тревожности у подростков. Кроме того, в исследовании отражен новый аспект механизма формирования патопсихологических личностных характеристик, что открывает дополнительные возможности для разработки научно-обоснованных методов профилактики и коррекции указанных нарушений.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в практике школьного психолога разработанной и апробированной в настоящем исследовании коррекционной программы и психолого-педагогических рекомендаций для родителей и педагогов тревожных подростков с целью коррекции повышенной тревожности подростков.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глава, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст работы представлен на …. страницах. Список использованной литературы содержит … источников. Работа иллюстрирована … таблицами и … рисунками.
Опытно-экспериментальное исследование проведено на базе МОУ СОШ «Средняя школа №135 г. Челябинска».
В исследовании приняли участие 25 подростков в возрасте 14-15 лет из числа учащихся 8Б класса данного образовательного учреждения. Среди обследованных – 14 девочек и 11 мальчиков.
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме психолого-педагогической коррекции тревожности подростков

1.1. Понятие тревожности и психолого-педагогической коррекции тревожности в психологической литературе

Разные авторы дают разные определения тревожности. Так, в словаре практического психолога тревожность определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций [48, С. 231]. В.В. Суворова относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект. Автор определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта [50, С. 128].
В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.
В настоящее время, вслед за Ч.Д. Спилбергером, принято различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности [3, С. 42].
Тревожность как состояние – это нарушения покоя, вызываемые возможными неприятностями или задержкой желательного [37, С. 7]; чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, ощущение неопределенной угрозы, характер и/или время возникновения которой не поддаются предсказанию [49, С. 231]; переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [41, С. 6]; психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельност.......


Список использованной литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
2. Агеенкова, Е. К. Комплекс приемов психической саморегуляции эмоциональных состояний [Текст] / Е. К. Агеенкова. – Минск, 2000. – 282 с.
3. Астапов, В. М. Тревожность у детей: 2-е изд. доп. и испр. [Текст] / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
4. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. [Текст] / В.М. Астапов // Психологический журнал. – 1992. – т. 13. – № 5.
5. Баярд, Р. Волнение беспокойного подростка [Текст] / Р. Баярд, Д. Баярд. – М. : Педагогика, 1978. – 340 с.
6. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. – М. : Речь, 2010. – 684 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
8. Большаков, В. Ю. Психотренинг : Упражнения. Игры [Текст] / В. Ю. Большаков. – СПб. : Социально-психологический центр, 2007. – 420 с.
9. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст] / И. В. Вачков. – M.: Издательство «Ось-89», 2009. – 496 с.
11. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский : Собр. соч. в 6-ти т. – Т. 4. – М. : Педагогика, 1984. – 396 с.
12. Гогунов, Е. Н. Психическая саморегуляция [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М. : Академия, 2009. – 288 с..
13. Детская и подростковая психотерапия [текст] / учебное пособие. – Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. – СПб. : Питер, 2001.
14. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служб [Текст] / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. – 362 с.
15. Залученова, Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности : автореф. дис. ... канд. психол. н. [Текст] / Е.А. Залученова. – М., 1995. – 24 с.
16. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
17. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 340 с.
18. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 784 с.
19. Имедадзе, И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [Текст] / И.В. Имедадзе. – Тбилиси : Мицниереба, 1966. – 276 с.
20. Клиническая психология [Текст] / Под редакцией М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 1998. – 985 с.
21. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка [Текст] / М. Кляйн // Психоанализ в развитии: сборник переводов / сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 176 с.
22. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии: сборник статей. – Ставрополь, 2007. – с. 16-20.
23. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2000. – 336 с.
24. Косякова, О. О. Возрастные кризисы [текст] / О.О. Косякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.
25. Кочубей Б. Детские тревоги : что, откуда, почему? [Текст] / Б.И. Кочубей // семья и школа. – 1988. – №7.
26. Кочубей, Б. И. Как лечить тревожность [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.Н. Новикова // Семья и школа. – 1988. – №8.
27. Кочубей, Б. И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.
28. Кравцова, М. И. Тревожные дети [Текст] / М.И. Кравцова // Школьный психолог. – 2003, № 19. – С. 6-7.
29. Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с.
30. Куликов, Л. В. Психология настроения [текст] / Л.В. Куликов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. – 228 с.
31. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский – М. : АСТ, 2007. – 412 с.
32. Левитов, Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1969. – №1.
33. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
34. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. – М. : Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
35. Наенко, Н. И. Психическая напряженность [текст] / Н.И. Наенко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 112 с.
36. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. – Кн. 1 : Общие основы психологии : 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
37. Нуллер, Ю. Л. Тревога и ее терапия [Текст] / Ю.Л. Нуллер // Психиатрия и психофармакология. – 2002. – Т. 4. – № 2. – С. 7-10.
38. Оклендер, В. Окна в мир ребенка : руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 214 с.
39. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию [текст] / А.А. Осипова. – М., 2000. – 538 с.
40. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
41. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М. Прихожан, А.В. Толстых. – М. : Знание, 1997. – 541 с.
42. Психология подростка : хрестоматия [Текст] / сост. Ю.И. Фролов. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997. – 402 с.
43. Психология подростка [текст] / Под ред. А.А. Реана. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
44. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб. : Питер., 2000. – 278 с.
45. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [текст] : учебное пособие / Х. Ремшмидт – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
47. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М.: Речь, 2007. – 350 с.
48. Словарь практического психолога [Текст] / Под общ. ред. С.Ю. Головина. – Минск : Харвест, 1997.
49. Соловьева, С. Л. Медицинская психология : новейший справочник практического психолога [Текст] / С.Л. Соловьева. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2006. – 575 с.
50. Суворова, В. В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова. – М., 1975.
51. Толстых, А. В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Толстых. – М. : Знание,1991. – 294 с.
52. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2009. – 1136 с.
53. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М., 1995.
54. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. – М. : АСТ, 2008. – 608 с.
55. Ханин, Ю. Л. Исследование тревоги в спорте [Текст] / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1997. – №3.
56. Холмогорова, А. Б. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. – 2000. – № 1. – С. 94-102.
57. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х томах [Текст] : пер. с англ. / К. Хорни. – М.: Смысл, 2007. – Т. 2. – С. 480.
58. Хьелл, Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение: 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: ПитерКом, 2002. – 608 с.
59. Цзен, Н. В. Психотренинг : игры и упражнения [Текст] / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Независимая фирма Класс, 1999. – 272 с.
60. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход [Текст] / А. Эллис. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с.
61. Эльконин, Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М. : Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.
62. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис [текст] : изд. 2-е, перераб. и доп. / Э.Г. Эриксон / Пер. с англ. – СПб. : ACT, 2006. – 592 с.
63. Шапарь, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шапарь. – М.: Владос, 2001. – 386 с




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.