Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом построение, теоретическое обоснование и проверка влияния предметно-развивающей среды, обеспечивающей эффективное развитие детей раннего возраста.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 16.09.2013. Страниц: 92+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы организации предметно-развивающей среды как фактора развития детей раннего возраста 9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития детей раннего возраста 9
1.2 Понятие предметно-развивающей среды в теории и практике дошкольного образования 22
1.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в группах детей раннего возраста 32
Выводы по первой главе 42
Глава 2 Экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста 44
2.1 Цель, задачи и этапы экспериментальной работы. Диагностика развития детей в раннем возрасте 44
2.2 Организация предметно-развивающей среды как фактора развития детей раннего возраста 65
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 82
Выводы по второй главе 85
Заключение 88
Библиографический список 92
Приложение 98


Введение

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения детей на основе создания развивающей среды в ДОУ: создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста; формирование архитектурно-планировочных решений интерьера ДОУ с целью создания наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых; преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения развивающей среды.
Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к построению предметно-пространственной среды как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Таким образом, актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена наличием противоречия между значимостью влияния предметно-развивающей среды в ДОУ на развитие личности ребенка и недостаточной разработанностью проблемы в методической литературы.
Предметно-развивающая среда является важным фактором развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. В группе детей раннего возраста создание предметно-развивающей (игровой) среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности: предметной и сюжетно-отобразительной игры, познавательной и продуктивной деятельности.
Большое значение предметно-развивающей среде в развитии детей раннего возраста отмечается и в нормативно-правовых документах. В Концепции дошкольного образования сказано, что организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка.
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ также определяет требования к построению предметно-развивающей среды в ДОУ.
Актуальность проблемы и темы исследования на научно-теоретическом уровне объясняется тем, что в настоящее время недостаточно разработана проблема организации предметно-развающей среды для детей раннего возраста. Наиболее разработаны вопросы построения предметно-развивающей среды в группах детей дошкольного возраста, при этом отмечается недостаточное количество исследований по организации среды в группах детей раннего возраста.
Актуальность проблемы и темы исследования на научно-методическом уровне вызвана необходимостью поиска, разработки и освоения моделей построения предметно-развивающей среды, оптимально обеспечивающих процессы развиития детей раннего возраста в ДОУ.
Анализ изученной литературы по проблеме показал, что вопросами организации жизни детей раннего возраста в детском саду занимались Н.М. Аксарина, Л.Н. Павлова, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт и др. Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста изучали Л.С. Выготский, М.П. Денисова, Л.Т. Журба, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, С.Ю.Мещерякова, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, Н.М. Щелованов, Д.Б. Эльконин и др.).
Проблема организации предметно-развивающей среды в детском саду разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, В.И. Логинова, С.Л. Новоселова, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова).
Проведенный анализ исследований позволяет выделить противоречия между:
1. значимостью влияния предметно-развивающей среды в ДОУ на развитие личности ребенка и недостаточной разработанностью проблемы в методической литературы;
2. необходимостью теоретического обоснования роли предметно-развивающей среды в развитии детей раннего возраста и отсутствием психолого-педагогических исследований по данной проблеме;
3. необходимостью поиска, разработки и освоения моделей построения предметно-развивающей среды, оптимально обеспечивающих процессы развиития детей раннего возраста в ДОУ, и отсутствием соответствующих методик.
Выявление указанных противоречий позволяет определеить проблему исследования: какова оптимальная модель предметно-развивающей среды в группах детей раннего возраста?
Объект исследования - процесс развития детей раннего возраста в предметно-развивающей среде ДОУ.
Предмет исследования – структура, способы проектирования и конструирования, использование предметно-развивающей среды в группах для детей раннего возраста.
Цель исследования – построение, теоретическое обоснование и проверка влияния предметно-развивающей среды, обеспечивающей эффективное развитие детей раннего возраста.
Гипотеза исследования. Процесс развития детей раннего возраста может стать эффективным и определяющим для развития его личности в целом, если:
- в дошкольном образовательном учреждении создана оптимальная для процессов развития детей раннего возраста предметно-развивающая среда;
- в организации предметно-развивающей среды принимают участие все участники образовательного процесса;
- предметно-развивающая среда как фактор развития детей раннего возраста используется педагогическим персоналом системно и на основе организованных мониторинговых исследований.
С учетом цели и гипотезы исследования определены следующие задачи:
1. В процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме выявить и определить сущность и структуру понятия «предметно-развивающая среда».
2. Разработать требования к оптимальной структуре, использованию предметно-развивающей среды, направленной на эффективное развитие детей раннего возраста, сконструировать ее модель.
3. В ходе опытной работы апробировать разработанную модель, обеспечивающую эффективное развитие детей раннего возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- исследования по проблеме организации жизни детей раннего возраста в детском саду (Н.М. Аксарина, Л.Н. Павлова, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт и др.);
- исследования по изучению психолого-педагогических особенностей развития детей раннего возраста (Л.С. Выготский, М.П. Денисова, Л.Т. Журба, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, С.Ю.Мещерякова, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, Н.М. Щелованов, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследования по проблеме организации предметно-развивающей среды в детском саду (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, В.И. Логинова, С.Л. Новоселова, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова);
- исследования по проблеме предметно-развивающей среды в группах детей раннего возраста (Е.Ю. Башлай, Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов, Л.Н. Павлова, Е.О. Смирнова, Н.М. Щелованова и др.).
Методы исследования определялись целью исследования, необходимостью решения теоретических, организационных, методических проблем. В работе нашли применение различные методы научного познания. Среди них: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, прогностическое моделирование, ретроспективный анализ педагогического опыта; эмпирические – анкетирование, беседа, включенное наблюдение, практическое моделирование, количественный и качественный анализ полученной информации, статистическая и графическая обработка результатов опытно-поисковой работы.
Исследование было осуществлено в три этапа:
На первом этапе проводилось изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по теме исследования, велась работа над основными понятиями, изучался исторический и современный опыт деятельности по формированию предметно-развивающей среды для детей раннего возраста, что дало основания для первичного определения объекта, предмета исследования, формулировки рабочей гипотезы.
На втором этапе в процессе организации опытно-поисковой работы проводились поиск, конструирование и апробация оптимальной структуры и содержания предметно-развивающей среды, обеспечивающей эффективное развитие детей раннего возраста, уточнялся и конкретизировался инструментарий для отслеживания текущих результатов.
На третьем этапе обрабатывались результаты опытно-поисковой работы, проверялись теоретические и практические положения исследования, уточнялись формулировки выводов и рекомендаций, осуществлялось оформление материалов дипломного проектирования.
Эмпирической базой для исследования послужило Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад-ясли №59 г. Челябинска.
Практическая значимость исследования: сконструирована и апробирована модель предметно-развивающей среды, способствующей эффективному развитию детей раннего возраста; предложен ряд форм, методов и приемов организации деятельности в предметно-развивающей среде, обеспечивающей эффективное развитие детей раннего возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на научных конференциях.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (54 источника), приложения. В работе представлено 6 рисунков, 12 таблиц. Объем работы – 11 страниц.

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы организации предметно-развивающей среды как фактора развития детей раннего возраста

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития детей раннего возраста
Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.
Современная зарубежная психология характеризуется накоплением значительного фактического материала, связанного со становлением отдельных психических функций ребенка первого года жизни, с его активностью, особенностями взаимодействия с окружающими людьми и разнообразным концептуальным подходом к его осмыслению.
Современный подход отечественной психологии и педагогики к изучению развития ребенка первого года жизни основывается на культурно-исторической теории развития психики (Л.С. Выготский), концепции о ведущем типе деятельности (А.Н. Леонтьев), концепции о генезисе общения (М.И. Лисина).
В отечественных исследованиях первый год жизни характеризуется как период наиболее интенсивного и быстрого развития ребенка по сравнению с другими периодами детства (Н.И. Касаткин, М.Ю. Кистяковская, С.М.Кривина, Н.Л. Фигурин, Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов и др.). Быстрый темп развития определяют деление первого года жизни на период новорожденности и четыре качественно различных периода. Внутри ведущих периодов развития формируются определенные моторные навыки и психологические новообразования младенч.......


Библиографический список

1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Медецина 2007. - 304с.
2. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно / В.Г. Алямовская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 159с.
3. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Т.Анохина // Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32-34.
4. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - №4. – С.37-42.
5. Башлай, Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста / Е.Ю. Башлай // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов / авт.-сост. В. Сотникова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - С. 17-19.
6. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студ. вузов / В.Н. Белкина. - М.: Академический проект, 2005. -256 с.
7. Ветчинкина, Т.А. Проект предметно-развивающей среды в группе раннего возраста / Т.А. Ветчинкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - №12.
8. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 314 с.
9. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга" [Текст] / Сост. Т.Н. Доронова. - М., 2005. – 240 с.
10. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
11. Галигузова, Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 17-24.
12. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2007. – 289 с.
13. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. - 311 с.
14. Гринявичене, Н.Т. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Т. Гринявичене. – Киев, 1989. – 21 с.
15. Гришина, А. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста / А.В. Гришина. - М.: Просвещение, 1988. - 93 с.
16. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
17. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: методическое пособие / Е.О. Смирнова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 144 с.
18. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
19. Доронова, Т.Н. Игрушки для развития детей раннего возраста: Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. – М: Детям XXI века, 2005. – 62 с.
20. Доронова, Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2002. – № 2. – С. 49-55.
21. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. - 456 с.
22. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / ДОУ №122 «Солнышко» г.Тольятти / С.В. Железнова, Т.А. Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.
23. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец - М.: Сфера, 2001. – 228 с.
24. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 214 с.
25. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / А.Е. Иванова; под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005. - 112 с.
26. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.
27. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. – М. «Институт практической психологии», 1997. – 384 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
29. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: МДО, 1995. - 174с.
30. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
31. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие / Л.Н. Павлова. - М.: Айресс Пресс, 2007. -119 с.
32. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. - М., 2004. - 156 с.
33. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие / Л.Н. Павлова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 208 с.
34. Павлова, Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста / Л.Н. Павлова; отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2004. – 109 с.
35. Пантелеев, Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений: пособие для воспитателя и зав. дет. садом / Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение, 1982. – 274 с.
36. Парамонова, Л.А. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Раннее детство. Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца [Текст] / Л.А.Парамонова и др. - М., 2001. – 220 с.
37. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровскиий, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 1993. – 102 с.
38. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с. .
39. Печора, К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л. Печора, В.М. Сотникова. - М., 2000. – 190 с.
40. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже - М., 1998. - 347 с.
41. Попова, Н. Цвет в интерьере детских садов / Н.Попова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. – С.12-17.
42. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 195 с.
43. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4.
44. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: Карапуз-Дидактика, 2004. - 194 с.
45. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
46. Родионова, О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.
47. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. - 174 с.
48. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
49. Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ / В.М. Сотникова, Т.Е. Ильина. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 80 с.
50. Теплюк, С.Н. Дети раннего возраста в детском саду: программа и методические рекомендации / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
51. Щелованов, Н.М. Диагностика развития детей раннего возраста / Н.М. Щелованов. - М.: Эксмо, 2005. - С.15-19.
52. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М.: Владос, 2007. - 360 с.
53. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Наука, 2000. - 499с.
54. Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательных сред / В.А. Ясвин // Психологический журнал. - 2000. - Т.21., №4. – С.79-88.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.