На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 16.09.2013. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 9
1.1 Определение понятия «межличностные отношения» 9
1.2 Виды и формы межличностных отношений подростков 14
1.3 Тенденции в построении межличностных отношений подростков 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ 29
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 29
2.2 Методы исследования 30
2.3 Методы математической обработки данных 37
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 38
3.1. Особенности поведения в межличностных отношениях подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды 38
3.2. Особенности стремлений в межличностных отношениях подростков, обучающихся в конкурентной среде 43
3.3. Типы межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды 52
ВЫВОДЫ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63






АННОТАЦИЯ

Обучение в конкурентной среде, которое активно практикуется в последние годы рядом средних общеобразовательных учреждений, с одной стороны, служит для многих учащихся мощным стимулом к интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, с другой стороны, может яв-ляться дестабилизирующими факторами социального развития подростков, затруднять формирование у них способности построить близкие, дружеские и просто партнерские отношения. Учитывая определяющую роль межличностных отношений и общения с взрослыми и сверстниками в социализации личности ребенка на всех этапах его развития и особенно в подростковом возрасте, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение, изучение проблемы влияния обучения в условиях конкурентной среды на становление межличностных отношений подростков представляется особенно актуальной.
Учитывая актуальность данной проблемы и ее недостаточную теоретиче-скую и практическую, нами проведено исследование особенностей межличност-ных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды.
Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды.
В исследовании принимали участие 60 подростков из числа учащихся 7, 10 и 11 классов МОУ СОШ «Лицей №31 г. Челябинска» и 60 подростков из числа учащихся 7, 10 и 11 классов МОУ СОШ «Гимназия №1 г. Челябинска».
В качестве методов исследования использовался теоретический анализ на-учной психолого-педагогической литературы по проблеме исследовании, тестирование (методики «Q-сортировка» В. Стефансона, «Опросник меж-личностных отношений» В. Шутца в адаптации А.А. Рукавишникова, «Оп-росник диагностики межличностных отношений» Т. Лири) и методы математико-статистического анализа (U-критерий Манна-Уитни).
В результате исследования установлено, что конкурентная среда:
1) значимо влияет на увеличение у подростков стремления к независимости от группы (p<0,05), стремления к общительности (p<0,01) и стремления к необщительности (p<0,05).
2) подавляет стремление подростков к установлению контактов (p<0,05), желание общаться (p<0,05), стремление контролировать других (p<0,05), стремление к взаимодействию на основе взаимных обязательств (p<0,01), стремление к близким отношениям с другими (p<0,01), ожидание близости от других (p<0,01), желание быть с кем-либо в дружеских отношениях (p<0,01).
3) оказывает значимое влияние на увеличение у подростков проявлений дружелюбия (p<0,05), сострадания, заботы, доброты, ответственности по отношению к окружающим (p<0,05).
Научная новизна. Выявленные в настоящем исследовании особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды, имеют важное теоретическое значение для понимания вклада такого средового фактора, как характер образовательной среды, в развитие социально-психологических особенностей личности подростка, что дополняет имеющиеся теоретические представления в области психологии личности, психологии развития и социальной психологии.
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Взаимодействие личности с окружающей средой осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются межличностные отношения, понимаемые как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения имеют сложную структуру, они пронизывают разные уровня организации личности, выступают в качестве основы ее жизнедеятельности. Оптимальные межличностные отношения являются залогом полноценного протекания у человека психических процессов, оказывают влияние на успешность всех видов деятельности, способствуют полноценной социализации его личности, являются движущим фактором и обязательным условием развития психики ребенка. Согласно культурно-исторической теории Л.C. Выготского, в процессе межличностного взаимодействия и общения с взрослыми и сверстниками ребёнок присваивает общественно-исторический опыт, на этой основе у него формируются специфические для человека виды психической и практической деятельности. Особенно важен в этом плане подростковый возраст, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение. Именно в подростковом возрасте происходит форми-рование личности как члена общества, целостного взгляда на мир, общество и человека, освоение различных социальных ролей, и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками играют в этих процессах ведущую роль.
Проблема межличностных отношений и их формирования изучалось многими отечественными и зарубежными авторами. Содержание межличностных отношений исследовали Б.Г. Ананьев, Л.C. Выготский, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Т.Лири, B.C. Мерлин, Дж. Морено, Дж. Мид и др. Механизмы межличностных отношений изучали Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Х.И. Лийметс и др. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте исследовали Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Фельдштейн и др.
Однако, несмотря на множество исследований, проведенных как в нашей стране, так и за рубежом, проблема межличностных отношений в подростковом возрасте до конца не изучена. В частности, требует тщательного исследования проблема влияния обучения в различно организованных средах на характер межличностных отношений подростков, которая стала особенно актуальной в нашей стране именно в последние десятилетия.
Актуальность данной проблемы связана с тем, что в условиях резких социально-экономических преобразований и неуклонном возрастании требований, предъявляемых со стороны общества к личности человека и адаптационным возможностям его психики, возникла острая потребность в работоспособных, конкурентоспособных и ответственных личностях, спо-собных гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям и новым задачам. Поэтому одна из задач современного образования – формирование у учащегося умений и навыков поведения в современной динамичной и конкурентной среде, принятия и реализация самостоятельных решений, взаимодействия с различными социальными институтами (финансовыми, административными и др.).
В этой связи в ряде средних общеобразовательных учреждений стали практиковать обучение в конкурентной среде. С одной стороны, это служит для многих мощным стимулом к интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Но, с другой стороны, обучение в условиях высокой конкуренции может являться дестабилизирующими факторами социального развития подростков, затруднять формирование у них способности построить близкие, дружеские и просто партнерские отношения. Ограниченный опыт применения данной педагогический практики не позволяет пока составить отдаленный прогноз влияния обучения в конкурентной среде на формирование межличностных отношений в подростковом возрасте. Это определило актуальность настоящего исследования и выбор темы: «Особенности межличностных отношений подростков обучающихся в условиях конкурентной среды».
Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды.
2. С помощью методов психодиагностики исследовать типы межличност-ных отношений, стремления в межличностных отношениях и особенности пове-дения в межличностных отношениях у подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды и у подростков, обучающихся в условиях обычной среды.
3. С помощью методов математико-статистического анализа психодиагностических данных сделать выводы об особенностях межличностных отношений у подростков, обучающихся в условиях кон-курентной среды.
Объект исследования: подростки в возрасте 12-16 лет.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды.
Гипотеза: межличностные отношения подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды, имеют свои особенности.
Выборка: в исследовании принимали участие 60 подростков из числа учащихся 7, 10 и 11 классов МОУ СОШ «Лицей №31 г. Челябинска» и 60 подростков из числа учащихся 7, 10 и 11 классов МОУ СОШ «Гимназия №1 г. Челябинска».
Методы исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследовании.
2. Эмпирические методы: тестирование с помощью стандартизированных ппсиходиагностических методик «Q-сортировка» (В. Стефансон), Опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шутца в адаптации А.А. Рукавишникова, Опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири.
3. Методы математико-статистического анализа: непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
Научная новизна. Выявленные в настоящем исследовании особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды, имеют важное теоретическое значение для понимания вклада такого средового фактора, как характер образовательной среды, в развитие социально-психологических особенностей личности подростка, что дополняет имеющиеся теоретические представления в области психологии личности, психологии развития и социальной психологии.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что выявленные в нем особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды, могут быть использованы при составлении практических рекомендаций и при проведении профессиональной ориентации подростков. Полученные в настоящем исследовании результаты открывают новые возможности для разработки и практической реализации научно-обоснованных направлений психологической коррекции сферы межличностных отношений подростков.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка литературы. Основное содержание дипломной работы изложено на 63 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 57 источника. Работа иллюстрирована 3 таблицами и 12 рисунками.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Определение понятия «межличностные отношения»

Одной из важнейших потребностей человека является потребность в при-надлежности к группе – потребность входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты [34]. Пожизненная зависимость людей друг от друга, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека: наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной); социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность. Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [8]. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями.......


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: ACADEMIA, 2000. – 264 с.
4. Аникеев, Н.П. Психологический климат в коллективе: учебное пособие / Н.П. Аникеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 2003. – 272 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во МПСИ, 2005. – 390 с.
8. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
9. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике: 3-е изд. / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер. – 2008. – 688 с.
10. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
11. Верба, И.К. Психология эффективного общения / И.К. Верба. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
13. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 176 с.
14. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
15. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.
16. Драгунова, Т.В. Психические особенности подростков / Т.В. Драгунова // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1999. – № 1. – С. 305-317.
17. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дуб-ровина, А.М. Прихожан, В.С. Зацепин. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
18. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров: КГУ, 2001. – 142 с.
19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. – 284 с.
20. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаи-моотношений. / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1994. – 295 с.
21. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2000. – 192 с.
22. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Про-свещение, 2000. – 336 с.
23. Крайг, Г. Психологическое развитие / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 394 с.
24. Кривцова, С.В. Подросток на перекрестке эпох / С.В. Кривцова. - М.: Гене-зис, 1997. – 288 с.
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: Сфера, 2001. – 464 с.
26. Леонтьев, А.А. Психология общения : 3-е изд / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
27. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. – 384 с.
28. Машков В.Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005. – 304 с.
29. Мелибурда, Е.Л. Ты – мы: психологические возможности улучшения общения / Е.Л. Мелибурда. – М.: Речь, 2006. – 265 с.
30. Методика «Q-сортировка» (В.Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., 2001. – Т.2. С. 65-69.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 сЛомов, Б.Ф. Общение: понятие, формы / Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. – 2002. – №6. – С. 26–27.
32. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды / В.Н. Мясищев. – Воронеж: Путь, 1995. – 324 с.
33. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. – М.: Владос, 2009. – 688 с.
34. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.: Наукова думка, 2006. – 192 с.
35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педаго-гическое общество России, 2004. – 442 с.
36. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов/ под общей ред. А.Г. Шмелева. – Москва, Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». – 1996. – 544 с.
37. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – М.: Просвещение. 2008. – 339 с.
38. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Академия, 2006. – 512 с.
39. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание. 2008. – 384 с.
40. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 1997. – 541 с.
41. Психология человека от рождения до смерти / под общей ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
42. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
43. Рогов, Е.И. Психология общения /Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
44. Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях // Журнал практического психолога. – 2000, № 12. – с. 74-113.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 680 с.
46. Рукавишников, А.А. Диагностика межличностных отношений // Соци-ально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Филинъ, 2002. – C.167-171.
47. Руссо, Ж.Ж. Подростковый период развития / Ж.Ж. Руссо // Психологиче-ский журнал. 2005. – №9. – С. 34–38.
48. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.
49. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
50. Собчик, Л.Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь/ Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь 2002. – 80 с.
51. Тихонов, А.П. Личность и межличностные отношения: психологическое ис-следование соционического подхода / А.П. Тихонов // Соционика, ментология и психология личности. – 2000. – № 6. – С.33–42.
52. Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе / А.В. Толстых. – М.: Знание,1991. – 294 с.
53. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2005. – №1. – С. 34–36.
54. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка / Д.И. Фельдштейн. – М.: Знание, 2000. – 54 с.
55. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
56. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: Питер, 2009. – 607 с.
57. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.