Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 16.09.2013. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 9
1.1 Определение понятия «межличностные отношения» 9
1.2 Виды и формы межличностных отношений подростков 14
1.3 Тенденции в построении межличностных отношений подростков 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ 29
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 29
2.2 Методы исследования 30
2.3 Методы математической обработки данных 37
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 38
3.1. Особенности поведения в межличностных отношениях подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды 38
3.2. Особенности стремлений в межличностных отношениях подростков, обучающихся в конкурентной среде 43
3.3. Типы межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды 52
ВЫВОДЫ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63






АННОТАЦИЯ

Обучение в конкурентной среде, которое активно практикуется в последние годы рядом средних общеобразовательных учреждений, с одной стороны, служит для многих учащихся мощным стимулом к интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, с другой стороны, может яв-ляться дестабилизирующими факторами социального развития подростков, затруднять формирование у них способности построить близкие, дружеские и просто партнерские отношения. Учитывая определяющую роль межличностных отношений и общения с взрослыми и сверстниками в социализации личности ребенка на всех этапах его развития и особенно в подростковом возрасте, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение, изучение проблемы влияния обучения в условиях конкурентной среды на становление межличностных отношений подростков представляется особенно актуальной.
Учитывая актуальность данной проблемы и ее недостаточную теоретиче-скую и практическую, нами проведено исследование особенностей межличност-ных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды.
Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды.
В исследовании принимали участие 60 подростков из числа учащихся 7, 10 и 11 классов МОУ СОШ «Лицей №31 г. Челябинска» и 60 подростков из числа учащихся 7, 10 и 11 классов МОУ СОШ «Гимназия №1 г. Челябинска».
В качестве методов исследования использовался теоретический анализ на-учной психолого-педагогической литературы по проблеме исследовании, тестирование (методики «Q-сортировка» В. Стефансона, «Опросник меж-личностных отношений» В. Шутца в адаптации А.А. Рукавишникова, «Оп-росник диагностики межличностных отношений» Т. Лири) и методы математико-статистического анализа (U-критерий Манна-Уитни).
В результате исследования установлено, что конкурентная среда:
1) значимо влияет на увеличение у подростков стремления к независимости от группы (p<0,05), стремления к общительности (p<0,01) и стремления к необщительности (p<0,05).
2) подавляет стремление подростков к установлению контактов (p<0,05), желание общаться (p<0,05), стремление контролировать других (p<0,05), стремление к взаимодействию на основе взаимных обязательств (p<0,01), стремление к близким отношениям с другими (p<0,01), ожидание близости от других (p<0,01), желание быть с кем-либо в дружеских отношениях (p<0,01).
3) оказывает значимое влияние на увеличение у подростков проявлений дружелюбия (p<0,05), сострадания, заботы, доброты, ответственности по отношению к окружающим (p<0,05).
Научная новизна. Выявленные в настоящем исследовании особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды, имеют важное теоретическое значение для понимания вклада такого средового фактора, как характер образовательной среды, в развитие социально-психологических особенностей личности подростка, что дополняет имеющиеся теоретические представления в области психологии личности, психологии развития и социальной психологии.
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Взаимодействие личности с окружающей средой осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются межличностные отношения, понимаемые как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения имеют сложную структуру, они пронизывают разные уровня организации личности, выступают в качестве основы ее жизнедеятельности. Оптимальные межличностные отношения являются залогом полноценного протекания у человека психических процессов, оказывают влияние на успешность всех видов деятельности, способствуют полноценной социализации его личности, являются движущим фактором и обязательным условием развития психики ребенка. Согласно культурно-исторической теории Л.C. Выготского, в процессе межличностного взаимодействия и общения с взрослыми и сверстниками ребёнок присваивает общественно-исторический опыт, на этой основе у него формируются специфические для человека виды психической и практической деятельности. Особенно важен в этом плане подростковый возраст, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение. Именно в подростковом возрасте происходит форми-рование личности как члена общества, целостного взгляда на мир, общество и человека, освоение различных социальных ролей, и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками играют в этих процессах ведущую роль.
Проблема межличностных отношений и их формирования изучалось многими отечественными и зарубежными авторами. Содержание межличностных отношений исследовали Б.Г. Ананьев, Л.C. Выготский, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Т.Лири, B.C. Мерлин, Дж. Морено, Дж. Мид и др. Механизмы межличностных отношений изучали Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Х.И. Лийметс и др. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте исследовали Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Фельдштейн и др.
Однако, несмотря на множество исследований, проведенных как в нашей стране, так и за рубежом, проблема межличностных отношений в подростковом возрасте до конца не изучена. В частности, требует тщательного исследования проблема влияния обучения в различно организованных средах на характер межличностных отношений подростков, которая стала особенно актуальной в нашей стране именно в последние десятилетия.
Актуальность данной проблемы связана с тем, что в условиях резких социально-экономических преобразований и неуклонном возрастании требований, предъявляемых со стороны общества к личности человека и адаптационным возможностям его психики, возникла острая потребность в работоспособных, конкурентоспособных и ответственных личностях, спо-собных гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям и новым задачам. Поэтому одна из задач современного образования – формирование у учащегося умений и навыков поведения в современной динамичной и конкурентной среде, принятия и реализация самостоятельных решений, взаимодействия с различными социальными институтами (финансовыми, административными и др.).
В этой связи в ряде средних общеобразовательных учреждений стали практиковать обучение в конкурентной среде. С одной стороны, это служит для многих мощным стимулом к интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Но, с другой стороны, обучение в условиях высокой конкуренции может являться дестабилизирующими факторами социального развития подростков, затруднять формирование у них способности построить близкие, дружеские и просто партнерские отношения. Ограниченный опыт применения данной педагогический практики не позволяет пока составить отдаленный прогноз влияния обучения в конкурентной среде на формирование межличностных отношений в подростковом возрасте. Это определило актуальность настоящего исследования и выбор темы: «Особенности межличностных отношений подростков обучающихся в условиях конкурентной среды».
Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды.
2. С помощью методов психодиагностики исследовать типы межличност-ных отношений, стремления в межличностных отношениях и особенности пове-дения в межличностных отношениях у подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды и у подростков, обучающихся в условиях обычной среды.
3. С помощью методов математико-статистического анализа психодиагностических данных сделать выводы об особенностях межличностных отношений у подростков, обучающихся в условиях кон-курентной среды.
Объект исследования: подростки в возрасте 12-16 лет.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды.
Гипотеза: межличностные отношения подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды, имеют свои особенности.
Выборка: в исследовании принимали участие 60 подростков из числа учащихся 7, 10 и 11 классов МОУ СОШ «Лицей №31 г. Челябинска» и 60 подростков из числа учащихся 7, 10 и 11 классов МОУ СОШ «Гимназия №1 г. Челябинска».
Методы исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследовании.
2. Эмпирические методы: тестирование с помощью стандартизированных ппсиходиагностических методик «Q-сортировка» (В. Стефансон), Опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шутца в адаптации А.А. Рукавишникова, Опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири.
3. Методы математико-статистического анализа: непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
Научная новизна. Выявленные в настоящем исследовании особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды, имеют важное теоретическое значение для понимания вклада такого средового фактора, как характер образовательной среды, в развитие социально-психологических особенностей личности подростка, что дополняет имеющиеся теоретические представления в области психологии личности, психологии развития и социальной психологии.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что выявленные в нем особенности межличностных отношений подростков, обучающихся в условиях конкурентной среды, могут быть использованы при составлении практических рекомендаций и при проведении профессиональной ориентации подростков. Полученные в настоящем исследовании результаты открывают новые возможности для разработки и практической реализации научно-обоснованных направлений психологической коррекции сферы межличностных отношений подростков.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка литературы. Основное содержание дипломной работы изложено на 63 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 57 источника. Работа иллюстрирована 3 таблицами и 12 рисунками.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Определение понятия «межличностные отношения»

Одной из важнейших потребностей человека является потребность в при-надлежности к группе – потребность входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты [34]. Пожизненная зависимость людей друг от друга, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека: наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной); социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность. Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [8]. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями.......


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: ACADEMIA, 2000. – 264 с.
4. Аникеев, Н.П. Психологический климат в коллективе: учебное пособие / Н.П. Аникеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 2003. – 272 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во МПСИ, 2005. – 390 с.
8. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
9. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике: 3-е изд. / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер. – 2008. – 688 с.
10. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
11. Верба, И.К. Психология эффективного общения / И.К. Верба. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
13. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 176 с.
14. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
15. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.
16. Драгунова, Т.В. Психические особенности подростков / Т.В. Драгунова // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1999. – № 1. – С. 305-317.
17. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дуб-ровина, А.М. Прихожан, В.С. Зацепин. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
18. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров: КГУ, 2001. – 142 с.
19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. – 284 с.
20. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаи-моотношений. / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1994. – 295 с.
21. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2000. – 192 с.
22. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Про-свещение, 2000. – 336 с.
23. Крайг, Г. Психологическое развитие / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 394 с.
24. Кривцова, С.В. Подросток на перекрестке эпох / С.В. Кривцова. - М.: Гене-зис, 1997. – 288 с.
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: Сфера, 2001. – 464 с.
26. Леонтьев, А.А. Психология общения : 3-е изд / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
27. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. – 384 с.
28. Машков В.Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005. – 304 с.
29. Мелибурда, Е.Л. Ты – мы: психологические возможности улучшения общения / Е.Л. Мелибурда. – М.: Речь, 2006. – 265 с.
30. Методика «Q-сортировка» (В.Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., 2001. – Т.2. С. 65-69.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 сЛомов, Б.Ф. Общение: понятие, формы / Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. – 2002. – №6. – С. 26–27.
32. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды / В.Н. Мясищев. – Воронеж: Путь, 1995. – 324 с.
33. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. – М.: Владос, 2009. – 688 с.
34. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.: Наукова думка, 2006. – 192 с.
35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педаго-гическое общество России, 2004. – 442 с.
36. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов/ под общей ред. А.Г. Шмелева. – Москва, Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». – 1996. – 544 с.
37. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – М.: Просвещение. 2008. – 339 с.
38. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Академия, 2006. – 512 с.
39. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание. 2008. – 384 с.
40. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 1997. – 541 с.
41. Психология человека от рождения до смерти / под общей ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
42. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
43. Рогов, Е.И. Психология общения /Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
44. Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях // Журнал практического психолога. – 2000, № 12. – с. 74-113.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 680 с.
46. Рукавишников, А.А. Диагностика межличностных отношений // Соци-ально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Филинъ, 2002. – C.167-171.
47. Руссо, Ж.Ж. Подростковый период развития / Ж.Ж. Руссо // Психологиче-ский журнал. 2005. – №9. – С. 34–38.
48. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.
49. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
50. Собчик, Л.Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь/ Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь 2002. – 80 с.
51. Тихонов, А.П. Личность и межличностные отношения: психологическое ис-следование соционического подхода / А.П. Тихонов // Соционика, ментология и психология личности. – 2000. – № 6. – С.33–42.
52. Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе / А.В. Толстых. – М.: Знание,1991. – 294 с.
53. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2005. – №1. – С. 34–36.
54. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка / Д.И. Фельдштейн. – М.: Знание, 2000. – 54 с.
55. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
56. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: Питер, 2009. – 607 с.
57. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.