На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом разработка и экспериментальная проверка методики формирования интереса к народной игрушке у младших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 16.09.2013. Страниц: 56+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы проблемы исследования интереса к народной игрушке в процессе изобразительной деятельности у младших дошкольников 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 8
1.2 Из истории народной игрушки 18
1.3 Методика формирования интереса к народной игрушке в процессе изобразительной деятельности у младших дошкольников 30
Вывод по первой главе 36
2. Опытно-экспериментальная работа 37
2.1 Изучение уровня сформированности интереса к народной игрушке в процессе изобразительной деятельности у младших дошкольников. Констатирующий этап эксперимента 37
2.2 Организация работы по развитию интереса к народной игрушке в процессе изобразительной деятельности у младших дошкольников. Формирующий этап эксперимента 43
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Контрольный этап эксперимента 48
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 60


Введение

Для современного общества характерны смена ценностных ориентиров, нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения. В результате современная культура теряет национально-этническую самобытность, а человек утрачивает ценностные ориентиры, смысл жизни и чувство базового доверия к окружающему миру. Выход из этого кризиса видится в возвращении к фундаментальным ценностям народной культуры.
Основная задача отечественной педагогики искусства сегодня состоит в том, чтобы найти оптимальные пути художественно-эстетического воспитания детей, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного. Уже в дошкольном детстве каждый ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое аккумулировано, выражено и опредмечено в народном декоративном искусстве (A.B. Бакушинский, H.A. Ветлугина, Е.И. Флерина).
Важную роль декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества: А.П.Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, З.А. Богатеева, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, приобщает к миру прекрасного и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Эмоциональный язык народного и декоративно-прикладного искусства - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (К.Д. Ушинским, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Н.Т. Сакулиной, Б.М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.
Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с младшего возраста и пронизывать всё содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребёнка» (1991г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличных от его собственной» (ст. 29).
В Законе Российской Федерации «Об образовании» основными положениями являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого (ст. 18).
Анализ основных общеобразовательных («Детство», «Из детства в отрочество», «Истоки», «Золотой ключик», «Радуга», «Развитие» и других) и парциальных («Гармония», «Калейдоскоп», «Красота-радость-творчество», «Природа и художник», «Шалун, или Мир дому твоему», «Цветик-семицветик», «Цветные ладошки» и др.) программ подтверждает, что задача приобщения детей к народной культуре ставится уже на ступени дошкольного образования.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, игровому характеру.
Несмотря на ряд исследований в этой области, процесс эстетического воспитания и развитие творческой активности дошкольников средствами изобразительного искусства и средствами народного искусства остается недостаточно изученным, что противоречит объективным запросам художественной деятельности. Также можно отметить, что в практике работы дошкольных образовательных учреждений народная игрушка используется недостаточно эффективно. У современных детей не сформирован интерес к народной игрушке, педагогами не проводится работа по его развитию, родителями не осознается педагогический потенциал народной игрушки и ее значительная роль в разностороннем развитии личности ребенка.
Анализ литературы позволил выявить острое противоречие между высоким педагогическим потенциалом народного декоративно-прикладного искусства (прежде всего - народной игрушки), отсутствие интереса к народным игрушкам у современных детей и недостаточной разработанностью методики работы по его формированию в процессе изобразительной деятельности.
Проблема исследования заключается в поиске путей по формированию интереса к народной игрушке у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы: «Формирование интереса к народной игрушке в процессе изобразительной деятельности у младших дошкольников».
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики формирования интереса к народной игрушке у младших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования: использование народной игрушки в процессе изобразительной деятельности младших дошкольников.
Предмет исследования: методика формирования интереса к народной игрушке у младших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования интереса к народной игрушке у младших школьников в изобразительной деятельности будет развиваться эффективно, если:
1. использовать различные формы работы – экскурсии, игры, занятия и методы – игровые, словесные, наглядные, практические;
2. разработать цикл занятий по аппликации, лепке и росписи народной игрушки;
3. создать необходимую предметно-развивающую среду;
4. организовать работу с родителями.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. рассмотреть методику формирования интереса к народной игрушке у младших дошкольников;
3. разработать цикл занятия по формированию интереса к народной игрушке у младших дошкольников в изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса занятий по формированию интереса к народной игрушке у младших дошкольников в изобразительной деятельности.
Этапы исследования:
1 этап: сентябрь-октябрь 2011г. – анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования, изучение психолого-педагогической и методической литературы, определение основных понятий исследования.
2 этап: ноябрь 2011г. – апрель 2012г. – проведение опытно-экспериментальной работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию интереса к народной игрушке в изобразительной деятельности.
3 этап: май 2012г. – систематизация и обобщение результатов проведенной работы, формулировка выводов, оформление квалификационной работы.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика интереса к народной игрушке младших дошкольников.
Опытная база исследования: экспериментальная работа проводилась в МДОУ Канашевский детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» №9.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические основы проблемы исследования интереса к народной игрушке в процессе изобразительной деятельности у младших дошкольников

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
Проблема интереса в истории педагогики рассматривалась великими педагогами и просветителями XVII-XIX вв., отмечавшими приоритетную роль интереса, при котором к преподавателю предъявлялись обязательные требования сделать обучение приятным, т.е. интересным. Этому вопросу большое внимание уделяли классики педагогики: Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, Ф.А. Дистерверг, И.Г. Песталоцци.
Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считается Я.А. Коменский. Он впервые представил интерес как эмоционально окрашенное внимание, способствующее стремлению к знаниям, и предложил рассматривать обучение на основе интереса в качестве дидактического принципа демократической педагогики с целью облегчения процесса преподавания [16, с.45].
Проблема интереса в труде «Мысли о воспитании» (1693) английского философа и педагога Дж. Локка получила несколько двойственное разрешение. С одной стороны, он рассматривал интерес как умение устраивать свои дела, в связи с теорией воспитания джентльмена, с другой - неоднократно указывал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию самостоятельности мышления.
Дж. Локк дает характеристику любознательности, в основе которой лежит любопытство. «Любопытство у детей есть не что иное, как влечение к знанию, оно должно быть поэтому поощряемо не только как хороший симптом, но и как великое орудие, данное природой для устранения невежества, с которым они родились и которое при........

Список литературы

1. Выготский Л.С. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1983. – 179 с.
2. Годовикова Д.Б. Как измерить «детскую любознательность» // Семья и школа. – 1985. - № 10. – С. 34-36.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 272с.
4. Гусарова С.В. Формирование представлений о технике как средстве развития познавательного интереса у детей старшего возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 28 с.
5. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.: ВЛАДОС, 2004.-152 с.
6. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
7. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964. – 351 с.
8. Иванов, В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека / В.Г. Иванов // «Ученые записки ЛГУ», № 214, вып. 9, «Психология и педагогика», 1956. – С. 68.
9. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт.-сост. И.Г. Гаврилова.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 160 с.
10. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
11. Каптерев, П.Ф. Об интересе учения (По поводу книги Ананьина «Интерес»). Пед. Сборник. – Петроград, 1916.
12. Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 304 с.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
14. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. - №2. – С.80-86.
15. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М., 2005. – 128c.
16. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах / Я.А. Коменский. – М., 2007. – Т.2 – 200с.
17. Куликова Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989. – С. 160-175.
18. Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства. – М.: Глас, 2006. –144 с.
19. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России: учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Форум», 1998. – 584 с.
20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: Изд – во МГУ,1984. – С. 162-171.
21. Лепка глиняных игрушек: планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет / авт.-сост. С.В. Михалева. – Волгоград: Учитель, 2001. – 135 с.
22. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: Карапуз-дидактика, 2007. – 144 с.
23. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с.
24. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание. – 1973. - №11. – С. 26-29.
25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М., 1983. – 96 с.
26. Народное искусство в воспитании детей: кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. классов, руководителей худ. студий / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
27. Народные художественные промыслы России. – Альбом. / Сост. И.И. Уткин. – М., 1984. – 232c.
28. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. - М., 2003. - 256 с.
29. Обухова С. Становление эстетически развитой личности средствами регионального искусства // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 6. - С. 75-77.
30. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. … докт. псих. наук. – М., 2001. – 48с.
31. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
32. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или О Воспитании. Педагогические сочинения в 2-х томах. – М., 1981. – т. 1.
33. Самоцветие Урала: региональная программа становления эстетически развитой личности детей старшего дошкольного возраста / сост. С.Н. Обухова. - Челябинск: Образование, 2009. - 60с.
34. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М., 2009. – 128c.
35. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 208 с.
36. Соломенникова О.А Радость творчества. – М., 2006. – 168c.
37. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
38. Титов В.И. Теория и история народного декоративно-прикладного творчества: учебное пособие. – Челябинск, 2006. – 207 с.
39. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. – М., 1972. – 78c.
40. Ушинский, К.Д. Три элемента школы / К.Д. Ушинский // Собр. соч. в 2 томах. – М.-Л., Т. 1. – С. 32-50.
41. Флерина Е.А Игра и игрушка. Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М., 1973. - 112c.
42. Флерина, Е.А. Игра и игрушка / под ред. Д.В. Менджеринской. - М.: Просвещение, 1973. – 111 с.
43. Флигонтова Н.П. Воспитание и обучение ребенка по методу Овида Декроли // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – С.50.
44. Халезова Н.Б. С: пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
45. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2006. – 144 с.
46. Щербаков Е., Голицын В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №1. – С. 56 – 58.
47. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов в педагогике. – Л., 1975. - Вып .1. – С. 132 – 139.
48. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971. – 351 с.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.– сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия» 2005. – 384 с.
50. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / В.И. Ядешко, Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.