На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат Машиностроение как важнейшая отрасль тяжелой индустрии РФ, влияние экономических факторов на ее развитие. Производственно-технический потенциал отрасли, особенности размещения машиностроения. Центры судо- и автомобилестроения, производства оборудования.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: География. Добавлен: 23.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3

Машиностроительный комплекс Российской Федерации

Машиностроение - одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии Российской Федерации. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.
На долю машиностроения приходится около 1/5 объемов производства товарной продукции промышленности России, более 1/4 стоимости основных промышленно-производственных фондов.
Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных вид од продукции.
В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
Долгое время машиностроение развивалось темпами, опережавшими развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс и, в первую очередь, станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство средств вычислительной техники.
Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий.
Так, был начат серийный выпуск новых гибких производственных модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и кузнечно-штамповочного производства, переднеприводного микролитражного легкового автомобиля. Среди созданных образцов новых типов машин, приборов, средств автоматизации значительная часть продукции отвечает техническим требованиям, уровню лучших отечественных и зарубежных образцов, а некоторые из них даже превосходят этот уровень.
Однако несмотря на положительные тенденции в развитии машиностроения, его научно-техническая и производственная база не соответствует требованиям интенсификации общественного производства. Велика доля оборудования, эксплуатирующегося десять, пятнадцать и более лет, в то время как сменяемость оборудования на предприятиях Японии составляет 6- 8 лет, а в европейских государствах - 10-12 лет. Поэтому для технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства республики и ускорения социально-экономического развития необходима широкая реконструкция предприятий машиностроительного комплекса.
Распад СССР как единого государства и образование независимых государств способствовали углублению спада в экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придало большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи по поставкам конечной и комплектующей продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущие машиностроительному комплексу Советского Союза, обусловили отсутствие в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как самого Машиностроения, так и всего народного хозяйства. Особое место в этих связях занимает Украина.
С 1991 г. нарастала тенденция сокращения межрегионального обмена продукцией производственно-технического назначения. Нарушение вертикальных и отсутствие устойчивых горизонтальных связей способствовали снижению производства продукции базовых отраслей и в первую очередь машиностроения.
Кризисные процессы в машиностроении усугублялись высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Среди 2/3 предприятий машиностроения каждое выпускает свыше 75% определенного вида продукции, т.е. является его монопольным производителем.
Конец 1980-х и особенно начало 1990-х годов сопровождались и распадом внешнеэкономических связей в области торговли машинами и оборудованием, которые складывались в течение нескольких десятилетий и способствовали определенному балансу в обеспеченности потребностей отраслей хозяйственного комплекса России современной техникой.
Структурная перестройка, происходящая в машиностроительном комплексе, позволила наладить производство 4000 наименований новых изделий. Однако структурные изменения происходят медленно не только из-за слабой адаптации машиностроительных предприятий к работе в новых экономических условиях, но и из-за отсутствия у предприятий оборотных средств.
В настоящее время практически все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. Но на большинстве приватизированных предприятий пока еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. В результате экономический эффект от разгосударствления предприятий пока еще не получен.
Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов России. В структуре промышленного производства товарной продукции большинства районов на долю машиностроения приходится от 20 до 30%. Особенно высок уровень его развития в Центральном, Уральском, Поволжском экономических районах.
За последние десятилетия в структуре машиностроения произошли значительные изменения. Научно-технический прогресс способствовал выделению таких самостоятельных отраслей, как электроника, производство средств вычислительной техники и др.
В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенно воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, специализация и кооперирование производства.
Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении, одного продукта, части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве. Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую и подетальную.
Развитие специализации является важным условием интенсификации производства машиностроения. Специализация производства дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда и повышает эффективность развития производства. Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессоворамный, кузнечно-прессовый и автосборочный, оснащенных оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие.
Специализация промышленного производства обусловила широкие связи по кооперационным поставкам между предприятиями различных отраслей народного хозяйства: химической, текстильной и другими. Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определенную технологическую операцию. Например, Волжский автозавод связан по кооперационным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий из 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.
Производственно-технический потенциал отрасли характеризуется тремя основными показателями. К ним относят объем выпускаемой товарной продукции (измеряемый в рублях или натуральных показателях), размеры основных промышленно-производственных фондов (в рублях), численность промышленно-производственного персонала.
Удельный вес этих показателей по отдельной отрасли в общих показателях машиностроения позволяет определить ее направленность. Так, если удельный вес основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) в данной отрасли значительно превышает долю занятых в ней, то такая отрасль относится к фондоемкой, но трудосберегающей, например тяжелое машиностроение. Если же удельный вес численности промышленно-производственного персонала значительно превышает долю ОППФ в отрасли, то эта отрасль принадлежит к числу трудоемких, но фондосберегающих, например, приборостроение, электронная промышленность.
В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.
Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в район и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.