Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик уровень агрессивности у подростков и особенности родительского отношения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 16.09.2013. Страниц: 50(не полный). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
Проблемы подросткового возраста являются наиболее острыми для родителей и педагогов. Одной из самых значительных считается проблема повышенной агрессивности. Нарастающая волна детской и подростковой преступности, увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления [8].
Изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к деформации личности этих детей, являются не биологические свойства, а недостатки семейного воспитания.
Сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают особенностей личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки.
Подросток жаждет не просто внимания, но понимания и доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка – он ребенок и должен слушаться [31]. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.
Соглашаясь с большинством зарубежных и отечественных авторов в том, что решающее значение в формировании нарушения поведения у подростков имеет семья, представляется целесообразным исследовать связь детско-родительского отношения и уровнем агрессивности у подростков.
Таким образом, целью исследования является изучение связи родительского отношения и уровня агрессивности у подростков.
Основные задачи:
1) Выявление уровня агрессивности у подростков;
2) Исследование особенностей родительского отношения с точки зрения подростков;
3) Изучение связи родительского отношения и уровня агрессивности у подростков.
Предмет исследования: уровень агрессивности у подростков и особенности родительского отношения.
Объект исследования: учащиеся седьмых классов 13-14 лет средней общеобразовательной школы г. Усть-Катава Челябинской области.
Практическая значимость: данная работа задана необходимостью организации работы с родителями в школе, целью которой является повышение социальной адаптации подростков, и носит прикладной характер.










1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Подростковый период охватывает возраст от 10-11 до 14-15 лет и традиционно обозначается как «переходный», «трудный», «переломный».
В отрочестве организм претерпевает значительные изменения, которые будут существенно влиять на все стороны биологического, психологического и социального развития: во время пубертатного периода происходят глубокие телесные изменения; меняется также характер мышления, претерпевая качественные и количественные преобразования; социальное развитие идет по двум основным линиям - освобождения от родительской опеки и установления новых отношений со сверстниками; и наконец, развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности, а именно идентичности как продукта сексуальных, когнитивных и социальных трансформаций. Таким образом, изменения в отрочестве последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание. Всякий раз эти изменения представляют собой психологические приобретения, которые отражают содержание данного момента развития [16].
Особенностью подросткового возраста является и кризис идентичности (по Э. Эриксону), тесно связанный с кризисом смысла жизни. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции [27]. Сложность задачи заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль, как члена общества, а с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни.
Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, здесь присутствует два вида характеристик: положительного – каким человек должен стать, и отрицательного – каким человек не должен стать. Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальней эти образцы, тем сложнее переживается кризис, тем больше проблем с окружающими [27].
Существуют так называемые симптомы подросткового кризиса:
1 Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.
Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы. Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.
2 Второй симптом кризиса – негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С. Выготский пишет о трех вариантах поведения.
1 Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20 % подростков.
2 Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
3 Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса [28].
Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими.
Основой чувства взрослости является как осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, миру и определяет содержание его социальной активности, особенности внутренней жизни. Специфическая социальная активность подростка состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и образцов поведения взрослых, что определяет новые сферы его интересов [30].
Часто в противовес чувству взрослости у подростков проявляется инфантилизм – незрелость личности. В основном он порождается гиперопекой, поздним половым созреванием.
Признаки инфантилизма:
1 Импульсивность и незавершённость действий.
2 Неспособность объяснить причины своих поступков.
3 Неспособность планировать свою деятельность.
4 Неспособность брать на себя ответственность [31].
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны — они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я».
Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я»-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию» [29].
Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личностное общение со сверстниками. С одной стороны, в общении с товарищами подростки проявляют стремление, во что бы то ни стало стать такими, как все, с другой стороны – желание выделиться. При этом самооценка зависит от мнения референтной группы.
Переходный возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, странности, страстности, частой смене настроений и т.д. Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Эмоциональные реакции и поведение подростков зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Эмоции подростков отличаются большой ......

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии / М.В. Алфимова, В.И. Трубников. – 2000. - №6. – С. 113-121.
2. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд, Д. Байярд. – М.: Прогресс, 1991. – 264 с.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс / пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б. Красовского. – М.: Апрель-пресс, 1999. – 512 с.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.
5. Бодалев, А.А. Личность в общении / А.А. Бодалев. – М.: Флинт, 1986. – 457 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 479 с.
7. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 330 с.
8. Гриценко, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. Сборник научных трудов // Гуманитарные науки / А.В. Гриценко. - 2003. - №10. – С. 27-41.
9. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 320с.
10. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц / пер. с нем. Г.Ф. Швейника. — М.: Прогресс, 1994. – 272 с.
11. Макушина, О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии / О.П. Макушина.- 2002. - №5. – С. 135-143.
12. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. – СПб.: Лань, 1999. – 128с.
13. Мухаматулина, Е.А. Проблема взаимоотношений подростков и родителей // Подросток на перекрестке эпох / Е.А. Мухаматулина, Г.Х. Махортова / под ред. Кривцовой М. – М.: Генезис, 1997. – 105 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
15. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии / А.К. Осницкий. -1994. - №3. – С. 61-68.
16. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526с.
17. Реан, А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов / А.А. Реан, Н.Б. Трофимова. – 2002. - №3. – С. 6-7.
18. Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. – 228 с.
19. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинт, 1996. – 220 с.
20. Сидоренко, А.Е. Методы математической обработки в психологии / А.Е. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2004. – 350 с.
21. Смирнова, Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова. - 2000. - №3. - С. 4.
22. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
23. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм – М.: Республика, 1994. – 447 с.
24. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – М.: Прогресс, 2002. – 192 с.
25. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
26. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
27. new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm.
28. psylib.org.ua/books/efimr01/txt06.htm.
29. globalteka.ru.
30. vashpsiholog.ru.
31. nauka-shop.com/mod/shop/productIP/27792/




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.