На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие миграция, миграциология, ее причины, функции, последствия, виды миграционных движений. Аспекты миграционной политики РФ, ее особенности. Содействие добровольному переселению соотечественников как новое направление миграционной политики.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: География. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Феномен миграции в системе научного знания
1.2 Трактовка понятия «миграция». Виды миграционных движений
1.3 Значение миграции: причины, функции, последствия
2. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
2.1 Интерпретация и структурирование миграционной политики
2.2 Особенности миграционной политики РФ 1991-2000-х гг.
2.3 Истоки и содержание политики в отношении соотечественников за рубежом
3. СОДЕЙСТВИЕ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РФ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Государственная программа: содержание и оценка перспектив реализации
3.2 Региональная организация миграции в рамках Государственной программы. Калужская область как регион-участник
4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ХАРАКТЕРИСТИК ЕЕ УЧАСТНИКОВ
4.1 Методики и программа исследования
4.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

В огромном спектре направлений общественной жизни, регулируемых деятельностью государства, миграционная политика - одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны. Она должна служить не только национальным интересам России, обеспечивая безопасность, содействуя развитию экономики, повышая демографический потенциал; она должна строиться и в интересах тех, кто является ее непосредственными участниками - переселенцев и принимающего населения, обеспечивая реализацию их прав. В отличие от многих других сфер, она не затрагивает лишь отдельные стороны жизни человека - здоровье, образование, занятость - она включает их комплексное преобразование, коренное изменение условий существования. Поэтому здесь так тяжелы последствия ошибок и непродуманных действий.
Обстоятельства исторической действительности за последние 20 лет изменились настолько, что полностью переориентировали сам вектор миграционных потоков, их динамику, связанные с ними проблемы, а следовательно, должны быть пересмотрены принципы и программы их регулирования. Структура и перечень направлений миграционной политики разноплановы и многообразны - от противодействия нелегальной миграции до содействия и привлечения иммигрантов на работу, от оптимизации внутренних миграционных процессов до привлечения соотечественников из-за рубежа. Именно последнее направление, актуальное, прежде всего, в силу новизны разработки его проектов, имеющихся трудностей в осуществлении, требует особого внимания и изучения.
Столетиями русские люди в ходе завоеваний или в процессе осуществления экономических проектов осваивали новые для них территории, но в оказавшемся после распада СССР разрозненном политическом пространстве они вдруг перестали быть гражданами того государства, на благо которого работали и жили. С 1990 по 2005 годы в Россию из стран СНГ и Балтии въехало более 8,5 млн. человек, из которых 65% составляли этнические русские. К началу 2000-х гг. миграционный поток стал затихать, однако, напротив, российское государство осознало необходимость такой миграции для своего развития, закрепило этот приоритет в Концепции государственной миграционной политики 2003 года, а в 2006 году Указом Президента была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
В рамках указанного документа определены регионы, которым предстоит первыми, начиная с 2006 года, претворить разработку программы в жизнь на местах, в числе этих регионов и Калужская область. Разработка Региональной программы переселения и первые этапы ее практического применения - важнейшие моменты деятельности. Их текущий, а не окончательно отлаженный и апробированный характер действия составляет основу рассматриваемой нами проблемной ситуации - от того, как будут эти этапы реализованы, зависит успешность опыта Калужской области в свете поставленной Программой задачи - «объединения потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов».
Будучи отражением нового направления миграционной политики, программа привлечения соотечественников получила широчайший ряд откликов, аналитических замечаний, прогнозов и оценок; на ее основании в течение 2006-2007 гг. была издана серия сопровождающих нормативно-правовых документов; однако исчерпывающее научное освещение программы и порождаемых ею проблем с точек зрения различных дисциплин по той же причине оказалось невозможным; это - задача текущего и последующего этапов развития правовой и социальной составляющей миграциологии. В данном контексте новизна настоящей работы заключается в рассмотрении исследуемого направления не только в свете общественно-политических задач и приоритетов, но в системе научного знания о миграции в целом и с позиций социальной работы в частности.
В то же время в рамках смежных наук хорошо разработаны различные направления, тесным образом связанные с исследуемым вопросом и необходимые для его понимания. Основополагающими работами являются исследования ученых-демографов РАН Зайончковской Ж.А., Рыбаковского Л.Л., исследование миграционных процессов в контексте национальной безопасности государства Витковской Г.С., Балашовой Т.Н., социологический аспект миграции, разработанный Юдиной Т.Н., региональный аспект, представленный в трудах Воробьева Н.В. и др. Большое значение имеют материалы периодической литературы, главным образом, издаваемых с 2007 года журналов «Земляки» и газеты «Ваше право. Миграция», журналов «Миграционное право», «Международная жизнь» и др.
Руководствуясь означенными данными, в качестве объекта исследования нашей работы мы понимаем саму систему регулирования миграционных процессов государства, полагая его предметом конкретное направление миграционной политики России в отношении привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, его значимость, особенности воплощения в современных условиях, раскрытие социальных гарантий и преференций участников, в частности, и на территории нашего региона. Реализация программы осуществляется поэтапно, охватывая в целом период 2006-2012 гг. На текущий момент мы должны учитывать результаты работы, осуществленной в 2006-2007гг., предполагая их развитие и на ближайшую перспективу.
Обеспечить баланс интересов власти, общества и конкретного человека не представляется возможным без всестороннего анализа позиций всех участников - без оценки стратегии развития государства и его законодательства, без оценки многочисленных научных и публицистических материалов, отражающих настроения общества, без учета мнений самих мигрантов.
Руководствуясь этим принципом, мы ставим целью при изучении данной темы осуществить комплексный анализ потенциала программы и ее роли в системе миграционного законодательства. В соответствии с этим в качестве основных задач могут быть выделены следующие моменты деятельности:
- рассмотрение теоретических аспектов феномена миграции: его сущности, видов и функции миграции, причин и последствий миграционных движений, существующих в науке подходов к рассмотрению данного явления;
- изучение особенностей текущей миграционной политики, прежде всего - политики в отношении соотечественников, исторического аспекта проблемы и современных тенденций;
- оценка содержания Государственной и Региональной программ, сравнение программы Калужской области с проектами других регионов-участников; выявление ее преимуществ и недостатков, изучение моделей их устранения;
- выявление позиции участников программы - соотечественников и принимающего населения;
- отражение и анализ полученных эмпирических данных, обоснование заключения об особенностях реализации программы и предложение мер по ее совершенствованию.
В ряду основной терминологии, используемой в данной работе - понятия «миграция», «миграциология», «миграционная политика», трактовку которых более уместно будет представить в соответствующих главах, т. к. она не является однозначной, а сравнение и выбор оптимального варианта составляют одну из задач исследования. Другой понятийный блок содержится в ФЗ от 24.05.99 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» № 99-ФЗ, согласно которому:
Соотечественники - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественники за рубежом - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (далее - граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом);
- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР);
- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства (далее - выходцы (эмигранты));
- потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (далее - потомки соотечественников)[ ].
Однако и эти понятия, как будет показано далее, требуют уточнения. В неясности их формулировки, на наш взгляд, коренится одна из основных причин сложности реализации данной программы. Кроме того, тот факт, что первоначально означенные этапы действия программы не были соблюдены, свидетельствует о невозможности исполнения отдельных ее положений. Таким образом, основной гипотезой настоящего исследования следует считать предположение о слабости отдельных теоретических и организационных аспектах разработки и реализации программы (возможно, получивших свое отражение в недоработках как федерального законодательства, так и региональных программ переселения соотечественников, невозможности осуществления запланированных масштабов переселения, наличии «подводных камней» реализации - например, с точки зрения эффективности программы для государства важным представляется выявление следующего аспекта - не превратится ли переселение по программе в ветвь трудовой миграции, ведь то, что является неоспоримым преимуществом Калужской области - выгодное географическое расположение и близость к столице - может обернуться и ее бедствием - не найдя достойной работы здесь, переселенцы могут пополнить московский рынок труда и т. п.).
В ходе осуществления дипломного исследования были использованы общенаучные и специальные теоретические методы познания, в том числе, основанные на базовых принципах социальных наук - историзме, преемственности знаний, принципе социальной обусловленности, системном подходе. Вместе с тем, практическая часть работы базируется на применении эмпирических методов познания - анализа документов и анкетирования. В качестве материалов для первого метода были приняты к рассмотрению типовые анкеты участников Государственной программы, полученные в ходе прохождения преддипломной практики в Управлении Федеральной миграционной службы по Калужской области и позволившие получить сведения о всех соотечественниках, получивших свидетельство участника программы и прибывших на территорию Калужской области с начала реализации программы - 31 октября 2007 до 29 февраля 2008, момента окончания исследования. Проведение собственного анкетирования было осуществлено также по месту практики в период с 21 января по29 февраля 2008 г. Подробное описание методики исследования дается в тексте работы.
Значимость полученных данных определяется возможностью их практического применения для анализа миграционной ситуации в области, оценки текущего состояния реализации рассматриваемой Региональной программы, а также выявления слабых сторон программы и их корректировки.
Положения, выносимые на защиту
Структура дипломной работы обусловлена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, 4 основных главы, содержащие 10 параграфов, заключение, список использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Настоящая глава будет посвящена изучению сущности явления миграции, интерпретации этого понятия с позиций различных наук и выявления их роли в исследовании миграции населения, а также рассмотрению основных концепций, характеризующих миграционные движения, их видов, функций, причин и последствий миграции.
1.1 Феномен миграции в системе научного знания

Миграция (миграции) населения как уникальное масштабное явление социальной жизни являются частью объекта исследования большого числа наук, однако вопрос существования самостоятельной дисциплины - науки о миграции - остается проблематичным. Отсутствие единого подхода к трактовке основных понятий, характеризующих миграционные процессы и их участников, пониманию сущности и роли движений населения, задает необходимость комплексного рассмотрения различных теорий и выявление наиболее значимых из них в свете поставленных задач настоящего исследования.
В 1989 г. Денисенко М.Б., Ионцевым В.А. и Хоревым Б.С. в одноименной работе был введен термин «миграциология» для обозначения науки, изучающей миграционные движения населения, обусловленные социально-экономическими отношениями. Однако сами авторы отметили, что миграциология является одним из важнейших направлений демографической науки [с.3]. Действительно, наибольшие сведения о миграции населения можно почерпнуть сегодня именно из учебников демографии, многие из которых содержат специальные разделы, посвященные характеристике данного явления.
С другой стороны, существует и мнение о том, что миграция не есть составная часть демографической науки, т. к. она не влияет на общую численность населения мира - ведь число эмигрантов по отношению к одной стране равно числу иммигрантов по отношению к другой [Бреева, с.132].
Но значимость разрешения данного вопроса следует рассматривать, вероятно, не с позиций демографии, а системы знаний в целом - миграциология, получив новое определение, став независимой дисциплиной, смогла бы объединить и структурировать весь разноплановый материал и опыт, накопленный за годы исследования процессов переселения. И если сегодня имеются описания подходов к пониманию миграции в рамках отдельных наук, то в случае признания самостоятельности науки о миграции появилась бы возможность всестороннее анализировать их достижения и, возможно, открыть точки соприкосновения миграциологии с другими отраслями научного знания.
Так, например, А.И. Кузьмин выделяет 7 основных подходов к изучению миграции - демографический, социологический, исторический, юридический, психологический, философский и экономический, в то время как В.А. Ионцев - до 17 подходов, включая также системный, географический, генетический, биологический, этнографический и др.
Для характеристики основных направлений изучения миграции приведем классификацию А.И. Кузьмина.
Демографический подход изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, половозрастной структуры и т.д., акцентируя внимание на проблемах демографической безопасности народов (А.Сови, А.Ландри, Ф.Ноутстейн, Д.И.Валентей, А.Я.Кваша, Б.С.Хорев и др.).
Исторический подход объединяет исследования, посвященные как истории миграционных движений в различных государствах, регионах и в целом мире, так и работы, в которых рассматриваются вопросы истории развития научных исследований в области миграции (Д.С.Шелестов, В.М.Кабузан, В.А. Ионцев и др.)
Психологический подход акцентирует мотивационную природу миграции, делая упор на исследовании групповых и индивидуальных мотивов, определяющих миграционное поведение субъекта. В последние годы все большее распространение получают исследования, в которых миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в числе которых немаловажная роль отводится потребностям в самоутверждении (В.И.Переведенцев, Т.И.Заславская, В.М.Моисеенко и др.).
Философский подход, который по праву можно назвать достоянием отечественной науки, заложен работами В. И. Вернадского и Л. Н. Гумилева. В основе их концепции пассионарных толчков лежит идея энергетического обмена между человеческим сообществом (этносом) и внешней средой. Избыток биохимической энергии живого вещества порождает эффект пассионарности, направленной как на изменения этноса, так и на изменения внешней среды. Именно пассионарии отличаются особо активным миграционным поведением. Однако пассионарность есть не только свойство отдельной личности или группы она в значительной мере определяет миграционное движение всего этноса, ее толчки объясняют многие глобальные исторические события.
Юридический подход (В.И. Мукомель, Э.С.Паин и др.) необходим для определения правового статуса разных категорий мигрантов; этот подход рассматривает нормы международного и внутригосударственного права и направлен на разработку правовых норм и законодательных актов, регулирующих основные права мигрантов и возможности осуществления целенаправленной политики, защищающей интересы различных сторон.
Экономический подход - наиболее универсальный, объединяющий значительное количество теорий на протяжении нескольких столетий (А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс и др.). Среди российских специалистов, исследовавших миграцию в рамках этого подхода - Л.А.Абалкин, Г.С.Витковская, Ж.А.Зайончковская, Л.Л.Рыбаковский, А.В.Топилин. В рамках данного подхода миграция предстает как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, катализатор перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации, стимулирующий конкуренцию на рынке рабочей силы, способствующий тем самым качественному ее изменению в соответствии с потребностями общества. Автор резюмирует, что о каких бы видах миграционного движения не шла речь, большинство их обусловлено экономической необходимостью получения средств к существованию. Но последнее вовсе не означает, что все эти виды миграционного движения являются непосредственно предметом экономической науки; таковой становится только экономическая миграция, прежде всего, миграция рабочей силы.
Социологический подход, который, по данным А. И. Кузьмина, преимущественно разрабатывается зарубежными учеными, основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новому социальному, культурному, этническому окружению. Привлекательность либо отталкивающий потенциал территорий выбытия и прибытия в значительной мере зависят от межличностных взаимоотношений, наличия сообществ мигрантов-земляков, родственных и дружеских связей, исторических традиций, отражающих прежний миграционный опыт этнической группы и т.п.
Другое понимание роли социологического подхода раскрыто в работе Т.Н. Юдиной «Социология миграции», где подчеркивается роль социологии как интегративной науки и высказывается необходимость создания целостной специальной социологической теории миграции, которая может рассматриваться как относительно самостоятельная отрасль социологического знания, объектом которого является миграционный процесс как социальное взаимодействие населения, вовлеченного в социально-географическое перемещение, а предметом - объективные и субъективные аспекты социальных отношений перемещаемых лиц в рамках прежнего и нового социумов [Юдина, с.207-208]. Графическая схема подходов к анализу миграционных процессов, предложенная Т. Н. Юдиной, отражает роль различных дисциплин в изучении вопросов миграции в их классическом понимании, и позволит наглядно оценить связь избранного нами предмета с вопросами исследования смежных дисциплин [ с.183].
Ставя целью изучение конкретной программы в рамках современной миграционной политики российского государства, говоря в принципе о миграционной политике, мы, в первую очередь, подчеркиваем значимость для нашей работы исследований политологии и права, однако, оценка региональной миграционной ситуации и ее динамики невозможна без данных демографической и экономической наук, а учет и баланс социальных интересов участников процесса - без знаний социологии. Таким образом, отталкиваясь изначально от предметов исследования одних дисциплин, мы оказываемся вовлеченными в сферы внимания других, что, на наш взгляд, еще раз свидетельствует о необходимости комплексного анализа любого аспекта миграции, в рамках все же не какой-либо из отраслевых наук, а целостной теории - миграциологии. Для нас вернее всего была бы следующая схема соотношения знаний затрагиваемых дисциплин:
Используя терминологию и разработки перечисленных наук, попробуем дать определения основным понятиям, связанным с описанием феномена миграции.
1.2 Трактовка понятия «миграция». Виды миграционных
движений

В демографической науке выделяют три вида движения населения: социальное, миграционное и естественное, однако предметом ее изучения являются лишь два последних [Волгин, с.20].
Социальное движение - синоним социальной мобильности, которая представляет собой, по определению П. Сорокина - автора теории социальной мобильности, - переход от одной социальной позиции к другой. [Мухаев, с.215] Это - предмет изучения социологической науки.
Естественные движения включают рождаемость, брачность, разводимость, смертность, изучение которых является исключительной компетенцией демографии.
Наконец, миграционные движения - совокупность всех территориальных перемещений населения, которые, в конечном счете, определяют характер расселения, плотность, сезонную и маятниковую подвижность населения. Исследованием этих проблем занимается не только демография, но и география народонаселения. [Волгин, там же]
Можно предположить, что сегодня - миграционные движения должны быть рассмотрены в гораздо более широком понимании и отражено их влияние не только на демографические характеристики той или иной территории, но и на показатели ее экономического развития, социальную структуру, т. е. показано существование взаимосвязи социальных и миграционных движений.
Что же есть миграция в интерпретации различных подходов и дисциплин? Наиболее распространенным является определение, заимствованное опять же, из категориального аппарата демографии и использующееся в различных нормативно-правовых актах:
Миграция (от лат. Migratio - переселение) - это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. [Павленок, с.263, аналогично Бреева, с.132, Кузьмин, Концепция]
Исследующая философские и психологические аспекты миграции С. К. Бондырева определяет, что миграция - многомотивное общественное явление потребностного характера, возможное благодаря мобильности человека и реализующееся как в физическом, так и в виртуальном пространстве. [Бондырева, с.3] Далее в своей работе она также прибегает к терминологии демографов: миграция - это пространственная активность (перемещение) индивида, направленная на овладение ресурсами новых территорий и связанная с переменой места жительства [с.39]
Миграция в социологическом понимании по Т.Н. Юдиной - это изменение социальной структуры и статусных характеристик различных слоев и групп населения государства или региона под влиянием социальных перемещений населения или его части за пределы государственной или административной границы на относительно длительный срок. [Юдина, с.209] Здесь мы видим противоречие определения с рассмотренной ранее и широко употребляемой концепцией видов движения населения (соотношение понятий миграционного и социального движения), однако сам подход интересен, т. к. отражает новые грани в понимании миграции. Автор отмечает, что «миграционный процесс влияет на социальную ситуацию во всех сферах общества, как принимающего, так и отдающего население, и сама ситуация воздействует на этот процесс».
Наконец, Л. Л. Рыбаковский (анализирующий миграцию также в контексте демографической науки) приводит различия между пониманием перемещения и переселения. «Это - не синонимы, а представление о миграции как в широком, так и узком значении слова. В узком смысле миграция - законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства. К миграции в широком смысле слова относят наряду с переселением также сезонные, маятниковые и иногда эпизодические миграции. Различия между разными видами перемещения - в их продолжительности, регулярности, целевой направленности, структуре и т.д.» [с.106-107].
Отметим также, что по определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев; по данным Н. В. Зверевой, в РФ к мигрантам относятся прибывшие и выбывшие на постоянное место жительства, работу, учебу и т. п. - на срок более 1,5 месяцев [Бреева, с.171].
Подход социального работника к определению сущности миграции, как неоднократно подчеркивалось, должен быть междисциплинарным, и, принимая толкование миграции в узком значении слова, предложенного Л. Л. Рыбаковским, подчеркивая универсальные признаки миграции, следует отметить, что миграция - это не только процесс определенной территориальной мобильности, но и «состояние примирения с новой средой», подразумевающий «разрыв определенных групп людей со «своими» экологическими, социокультурными, производственными структурами идентичности и вхождение в «чужие» структуры идентичности на новой территории» [Акмалова, с.7].
Виды миграции
Варианты классификаций разновидностей миграции также разнообразны и исследуемы многими авторами. Некоторые виды миграции оказываются в зоне внимания социальной работы как профессиональной деятельности, что и обуславливает необходимость их разграничения.
1. Неизменно выделяется критерий пересечения мигрантами административных границ территорий. На этой основе выделяют прежде всего внешнюю и внутреннюю миграцию. Внешняя миграция включает эмиграцию и иммиграцию.
Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь), переселение в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства. Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства.
Значительны в РФ и потоки транзитной миграции, когда граждане иностранных государств используют Россию в качестве «стартовой площадки» для последующего перемещения в страны Европы, США.
К внутренней миграции населения относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.д. Внутрипоселенные перемещения (например, перемена места жительства в пределах одного и того же города) рассматриваются как миграция населения только в широком понимании термина. Здесь различают также миграцию сельского и городского населения.
2. В соответствии с временным критерием выделяют постоянную, или безвозвратную миграцию и возвратную миграцию, которая включает временную миграцию на учебу, на определенные сроки в отдаленные районы и т.д.
3. В зависимости от причин миграции выделяют политические, экономические и социальные, военные (например, эвакуация), этнические, демографические (брачная миграция), обусловленные экологическими или климатическими условиями перемещения.
4. С. К. Бондырева описывает также миграцию суверенную и вынужденную, опираясь на фактор добровольности: в первом случае индивид принимает решение о миграции без внешнего давления, исходя из своих потребностей, во втором - причина миграции лежит вне индивида. Вынужденная миграция - перемещение с целью поиска убежища. Субъектами вынужденной миграции на территории РФ являются: вынужденные переселенцы (граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.), беженцы (лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений), лица, обратившиеся с заявлением (ходатайством) о приобретении ими статуса одной из указанных выше категорий, лица, получившие временное убежище на территории РФ. [ФЗ «О вынужденных переселенцах», «О беженцах»] Для этих групп мигрантов особенно актуально социальное обслуживание, осуществляемое социальными работниками, психологами и медиками.
К добровольным внешним мигрантам относят не только трудовых мигрантов, но и категорию, непосредственно составляющую предмет нашего изучения - репатриантов (реэмигрантов) - соотечественников, возвращающихся из-за границы с целью стать гражданами на территории своей исторической родины. Часть таких мигрантов в некоторых странах пользуются услугами социальных работников, выполняющих задачу интеграции новых жителей в общество [Акмалова, 15].
5. Другое основание классификации - законность переселения, т. е. выделяется миграция легальная и нелегальная. Миграция в другую страну связана со значительным числом факторов и обстоятельств этнического и правового характера, и поэтому въезд в страну без соответствующего разрешения властями в меру их сил пресекается. Незаконная миграция - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации.
Нелегальная миграция, даже нарушая некоторые законы, не обязательно является криминальной и бывает зачастую обусловлена несовершенством административно-правовых норм и механизмом их исполнения.
6. По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства или общественных органов и с их помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов.
7. При изучении миграции населения нередко выделяют миграцию различных социальных групп. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она охватывает население в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией. Понятие "учебная миграция" подразумевает передвижение (главным образом молодежи) в связи с получением образования. Существуют также классификации мигрантов, например, по числу участий в миграции: первичные, вторичные, многократные [Кузьмин].
1.3 Значение миграции: причины, функции, последствия

Почему возникает необходимость миграции? Одним из критериев классификации, как мы отметили, выступают причины миграции. Обстоятельства, обусловившие переселение, могут иметь как объективный характер (военные действия, экологическая катастрофа), так и субъективный (неудовлетворенность индивидом своим положением в обществе).
С другой стороны, факторы миграции (совокупность движущих сил, воздействующих на миграционные процессы) и ее причины (то, что непосредственно объясняет процесс переселения) подразделяются на позитивные (притягивающие) и негативные (отталкивающие), однако выявить их главенство в конкретном случае довольно сложно. Авторы считают, что если в принятии решения о переселении преобладает влияние второй группы факторов («уеду куда угодно, лишь бы не оставаться здесь»), то превалируют выталкивающие факторы. Если же преобладает потребность переселиться именно в конкретный регион, то решающимися оказываются факторы притяжения [Волгин, с.244].
С.К. Бондырева выделяет целый ряд групп потребностных мотивов миграции - стремление к «лучшей доле», миграция из зависти к жителям более благополучных мест, миграция из-за комплекса неполноценности и т. д. [с.48-50]. Она же отмечает, что главным мотивом миграции является поиск благополучной жизни, а благополучие имеет два базовых аспекта - материальное благополучие и безопасность.
В связи с этим можно выделить несколько основных причин миграции:
- из соображений безопасности - миграции в связи с распадом СССР из бывших союзных республик русского населения - реэмиграция, народов других национальностей в связи с обострением межэтнических отношений, военных конфликтов и столкновений, преследований, ущемления в правах; также по причине экологических бедствий и техногенных катастроф, затронувших густонаселенные районы страны и угрожающих здоровью населения;
- из социально-экономических соображений - стремление к более полной реализации своего творческого потенциала («утечка умов», переезд молодежи в города из сельской местности), поиск работы в новых регионах в связи с негативными последствиями становления рыночной экономики - спада производства и закрытия ряда отраслей промышленности, сокращение численности вооруженных сил и т. д.
Движущие силы миграции, по мнению В. Н. Воробьева, объективно предопределены диспропорциями между частями страны, между поселениями, разбалансированностью отдельных сфер внутри городов и регионов. В современных условиях наиболее важными движущими силами-факторами миграции считаются территориальная дифференциация уровня и качества жизни, занятости населения, демографических структур, социально-политической обстановки, безопасности человеческой жизни, в некоторых случаях экологической ситуации [Воробьев, с.11-12].
В жизни общества миграции выполняют определенные функции, роли, описанные и детально рассмотренные в работах Т.И. Заславской, Л.Л. Рыбаковского. Прежде всего, Л.Л. Рыбаковский указывает, что функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других - определяется социально-экономическими условиями конкретных стран. Первые - общие функции миграции, вторые - специфические функции той или иной цивилизации []. К общим функциям миграции по предложенной Т.И. Заславской классификации относятся:
- ускорительная - обеспечивающая через рост подвижности населения его личностное развитие, изменение социально-психологических характеристик, а также способствующая интеграции национальных культур;
- перераспределительная - отражающая изменение численности населения территорий, охваченных миграционными потоками, опосредованное влияние на демографические процессы;
- селективная, суть которой заключается в том, что неравномерное участие в миграции различных групп населения ведет к изменению качественного состава населения взаимодействующих территорий.
Л.Л. Рыбаковский акцентирует внимание также на экономической и социальной функциях миграции, что особенно важно в современных условиях. Социальная функция миграции населения всецело определяется уровнем экономического развития страны и проводимой ею политики. В этих рамках мигранты решают свои жизненные задачи: путем переселения стремятся улучшить свою жизнь. Миграция вследствие реализации ее социальной функции, представляет собой процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.
Вероятно, можно отметить также некую «сигнальную» функцию миграции - именно благодаря постоянным миграционным потокам становятся объектом внимания не только явные, открытые, но и латентные проблемы, кризисы, способствующие их возникновению. Например, многие внутригосударственные миграции - «сигнал бедствия» вымирающих деревень и малых городов, призыв к действию в вопросах реформирования агропромышленного сектора, политики по оказанию поддержки жителям сельской местности, повышению престижности профессий работников сельского хозяйства. Т. Н. Юдиной, помимо широко употребляемого сегодня термина «утечка умов», использованы также понятия «утечка мышц», «утечка мускулов», «утечка невест». Появление новой терминологии также показывает области возникновения новых проблем - в спортивной среде, семейно-брачных отношениях и т. д.
В 80-е гг. XX века Л.Л. Рыбаковским, Т.И. Заславской и другими авторами была разработана концепция трехстадийности миграционного процесса, где исходная стадия - процесс формирования территориальной подвижности населения; основная - собственно перемещение; завершающая - приживаемость мигрантов на новом месте. А.И. Кузьмин отмечает, что на основе этой концепции можно формулировать специфические задачи для каждой из стадий миграционного процесса, в той или иной мере конкретизирующие проблему совершенствования территориального перераспределения населения. Действительно, разграничивая рамки данных стадий формальными актами - регистрацией выбытия из одного и прибытия в другое территориальное образование, мы можем и четко акцентировать проблемы каждой из них, обозначить меры, необходимые для оказания поддержки на том или ином этапе или, напротив, меры, направленные на пресечение нежелательных последствий.
Основными последствиями миграции на уровне общества и государства являются:
- изменение численности населения и его возрастной структуры;
- изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности;
- увеличение этнической мозаичности населения, возможное обострение конфликтов на религиозной, этнической основе;
- снижение спроса на рабочие места в районах выбытия и повышение его в районах вселения - изменения на локальных и региональных рынках труда, усиление конкуренции в сфере занятости;
- массовые миграции, организованные или регулируемые государством (беженцы, эвакуированные жители) требуют больших материальных затрат и наличия спецслужб;
- в идеале же, являясь экономически рациональным поведением, миграция населения должна вести к выравниванию уровней развития регионов.
Сегодня широко распространен подход рассмотрения всех возможных последствий миграции с позиции национальной безопасности стран, охваченных миграционными потоками. Мы коснемся подробнее этой темы в следующем разделе, подчеркнув сейчас необходимость следования заявленному нами изначально положению - соблюдению балансов интересов государства, общества и самих мигрантов при анализе миграционных процессов. Таким образом, обозначив общие итоги миграции, необходимо учесть последствия ее, прежде всего, для самих переселенцев. Они связаны с трудностями не только организационного, правового характера (необходимость получения регистрации, гражданства), но и с трудностями психологической адаптации (принятие нового социального окружения, ценностей), нахождения своего места в жизни другого государства или его территории, нестабильным, а подчас и кризисным материальным положением (невозможность трудоустройства, работа не по специальности). Согласно определению П.Д. Павленка, «при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека - из одной природной и социокультурной среды он попадает в другую, разрывая прежние свои связи и традиции и пытаясь установить новые. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами», т. е. людьми, утратившими свой прежний социальный статус, находящимися в процессе поиска и обретения иного, лучшего [Павленок, с. 264].
По мнению С.К. Бондыревой, миграция всегда вынуждена, только нужда это бывает разной [с.43]. Пусть не каждый переселенец вправе претендовать на получение статуса, например, беженца, по законам государства, не каждый претендующий может его получить, но для любого человека существовала некая причина, побудившая, вынудившая его поменять место жительства. И хотя те люди, кто действительно бежал от реальных преследований и столкнулся с угрозой жизни, здоровью в месте своего прежнего обитания, ярче, острее переживают сам факт и последствия своего переезда, но и люди, добровольно и без внешних драматических причин решившиеся на переселение, неизбежно столкнуться с необходимостью адаптации и решения других перечисленных выше проблем.
Поэтому в работе с мигрантами особенно важным является оказание конкретной помощи, что возможно только при разработанной стратегии государства по регулированию миграционных процессов, существовании отлаженного взаимодействия органов исполнительной власти в данной сфере, их взаимодействии с общественными организациями, функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности, с одной стороны, но с другой - и использующих накопленный опыт и применяющих специфические технологии работы. Таким образом, от рассмотрения теоретических положений о миграции мы переходим к анализу более специфических вопросов современной миграционной политики российского государства.
2. Миграционная политика: теоретический и практический аспекты

Данная глава исследования посвящена анализу содержания понятия «миграционная политика», особенностей современного состояния миграционной политики РФ, рассмотрению этапов ее формирования и основополагающих документов в области регулирования миграционных процессов в целом и одного из направлений миграционной политики - политики в отношении соотечественников за рубежом.
2.1 Интерпретация и структурирование миграционной политики

Выше нами уже была отмечена сложность и противоречивость современной миграционной политики. Вместе с тем, однозначно можно сказать, что это необходимая, значимая сфера государственной деятельности, предопределенная взаимосвязью миграционных процессов с потребностями общества в экономике, демографии, геополитике, семейной политике, культуре и науке [Леонидова, с.22].
Е. Волосенкова, П. Кабаченко и Е. Тарасова отмечают, что в современной политической теории миграция рассматривается в двух измерениях: общегосударственном и ситуационно-политическом.
В рамках общегосударственного направления изучается влияние миграционных потоков на социально-политическое устройство государства и национальную идентичность его граждан, систему внутригосударственных отношений, человеческий потенциал государства. На основании данного измерения строится миграционная политика государства, определяются формы контроля над миграционными потоками.
Ситуационно-политическое направление предопределяет внимание политологов к проблемам национальной безопасности и угроз, которые предвещают неконтролируемые и нелегальные миграционные потоки. Авторы подчеркивают, что особенно актуальной данная тематика стала после теракта 11 сентября 2001 в США (а для нашей страны, очевидно, гораздо ранее), когда большинство стран мира сконцентрировалось на решении трех основных задач - «предотвращение, наказание, защита» (англ. - 3P - preventing, prosecuting, protecting) [с.214-215].
Вопросам взаимосвязи миграции и безопасности - экономической, культурной и др. в современной российской литературе действительно уделяется широкое внимание [Витковская, Кузьмин]. В периодической литературе неизменно подчеркивается необходимость грамотного регулирования миграционных процессов в контексте действующей Концепции национальной безопасности РФ от 10.01.2000 г. [Луняка, Балашова].
Так, Я.А. Пляйс в классификации приоритетных национальных интересов во внутренней политике выделяет следующие:
- приумножение народа;
- сохранение целостности государства;
- глубокое реформирование общественно-политической, экономической, правовой систем на принципах демократии и плюрализма;
- решение проблем взаимоотношений в рамках СНГ;
- возрождение промышленного и научно-технического потенциала;
- развитие науки, образования и культуры;
- осуществление политики открытости внешнему миру;
- обеспечение территориальной и иной безопасности [Балашова, с.20].
Безусловно, вопросы обеспечения территориальной безопасности, решения проблем взаимоотношений с бывшими союзными государствами, вопросов приумножения населения России решаются и в рамках миграционной политики.
Как и при определении самого понятия «миграция» или выявлении статуса миграциологии как науки, при формулировании понятия «миграционная политика» мы сталкиваемся с многообразием подходов и точек зрения.
Например, миграционная политика - это совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев [Зайнышев, с. 365].
Это определение, заимствованное из учебного пособия по социальной работе, давая общую характеристику данной отрасли деятельности государства, акцентирует внимание преимущественно на категориях мигрантов и задачах, попадающих в сферу рассмотрения указанной дисциплины.
Денисенко М.Б., Ионцев В.А. и Хорев Б.С. дают следующее определение: «миграционная политика - это, прежде всего, воздействие на миграционное поведение, которое является одним из видов, элементов социального поведения» [с.55]. Здесь отражается взаимосвязь интересов государства и поведения личности, однако, как подчеркивают авторы, в широком смысле миграционная политика должна воздействовать на совокупность всех факторов, определяющих характер миграционных процессов - распределение рабочих мест, различия в условиях жизни населения и т. д.
Т.И. Леонидова вводит новое понятие, характеризующее рассматриваемую область государственной деятельности - миграционная функция государства, призванная, по мнению автора, обеспечить контроль государства и его органов за пребыванием на территории государства в целях восполнения и воспроизводства общества [с.24].
Определение, представленное И. Г. Зайнышевым, выглядит наиболее точным, отражающим основные составляющие данного действия (лишь спектр направлений миграционной политики должен быть существенно расширен, что возможно сделать на основании изучения соответствующих нормативных актов); схожие взгляды мы встречаем у Е.Б. Бреевой.
Наконец, Е. Волосенкова, П. Кабаченко и Е. Тарасова, обобщая многочисленные исследования, приводят ряд неотъемлемых характеристик миграционной политики:
- «миграционная политика - есть продукт политической системы»;
- это прерогатива не только государства, но и общественных институтов;
- миграционная политика - это процесс согласования интересов государства в области регулирования миграций на федеральном и региональном уровнях с интересами мигрантов, местного сообщества, политических и экономических элит, партий, общественных институтов;
- «миграционная политика - это процесс взаимодействия между государствами, при котором происходит передача юрисдикции, так как мигранты, прекращая быть членами одного общества, становятся членами другого» [с.219].
Также авторы отмечают, что миграционная политика подразделяется на реальную (выражающую интересы государства) и декларируемую (провозглашающую своей целью защиту интересов мигрантов).
Важно и структурирование миграционной политики. В качестве базовых ее составляющих выделяются:
- иммиграционная политика, которая касается вопросов предоставления тем или иным категориям лиц права на пребывание в данном государстве, контроля за нелегальной миграцией, социального обеспечения иммигрантов, а главная ее задача состоит в создании действенной системы регулирования миграционных потоков и определения положения мигрантов;
- политика интеграции главной своей задачей видит обеспечение условий успешного включения мигрантов в жизнь данного сообщества;
- политика натурализации нацелена на создание условий и процедур предоставления гражданства мигрантам [с. 222-223].
По мнению В.И. Мукомеля, эти направления представляют собой три последовательные стадии политики приема, обустройства и трансформации вчерашнего мигранта в полноправного члена принимающего сообщества.
Для понимания международной трактовки миграционной политики следует также ввести термин абсорбция, применяющийся в Израиле. Абсорбция - это процесс, цель которого - сближение репатриантов с исторической родиной, нейтрализация тех свойств, которые мешают такому сближению [Акмалова, с.41]. Учреждения по абсорбции оказывают социальную помощь, организуют различные курсы с целью приобщения к языку, истории, обычаям, духовной культуре, экономической сфере. В идеале абсорбция приводит к результату, когда репатрианты наиболее полно идентифицируются с территорией и культурой общества, становятся его гражданами.
При всей значимости данных схем и подходов, отметим, что они охватывают лишь политику государства в отношении иммигрантов; вместе с тем, она должна быть много шире, и регулировать вопросы эмиграции и внутренней миграции.
2.2. Особенности миграционной политики РФ 1991-2000-х гг.

Современная миграционная политика Российской Федерации определяется на основании Концепции регулирования миграционных процессов в РФ, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 года №256-р, однако, прежде чем обратиться к ее рассмотрению отметим, что история создания и принятия данного основополагающего документа была отнюдь не простой, как и история формирования миграционной политики российского государства в целом.
Распад СССР в 1991 году повлек за собой изменение не только основ государственного устройства, но, прежде всего, изменение, установление государственных границ новых, независимых республик. Те, кто вчера еще были гражданами единого государства, оказались по разные стороны его суверенных территорий. Трансформация советского, а затем и российского общества привела к существенному изменению миграционных процессов, а само российское государство столкнулось с рядом новых для него, крайне сложных миграционных проблем.
В июле 1992 г. были сформулированы основные положения миграционной политики РФ и создана Федеральная Миграционная Служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации. На данном этапе ключевым моментов в работе ФМС было решение вопросов о размещении сотен тысяч людей, приезжавших в Россию из бывших союзных республик. Так, за период 1992-1995 гг., когда наблюдался пик иммиграции, в РФ прибыло 3838,1 тыс. человек, в том числе из стран СНГ и Балтии - 3836,5 тыс. Всего же с 1990 по 2005 гг. в РФ оттуда прибыло более 8, 5 млн. человек [ ]. Учитывая, что причинами миграции в большинстве случаев стало обострение межнациональных отношений и разгорание военных конфликтов на территориях бывших советских республик, а равно и внутри самой РФ, первыми законами в системе нормативной базы миграционной политики стали ФЗ «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», принятые в 1993 году, в соответствии с которыми устанавливались основания и порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем на территории Российской Федерации, «экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». Принятие этих законов заложило основы нормативно-правовой базы, позволяющей регламентировать процесс приема и обустройства вынужденных мигрантов, предоставить им объективно необходимые дополнительные (по сравнению с остальными гражданами России) права на социальную защиту Вскоре перед ФМС России были поставлены новые задачи - создание иммиграционного контроля и регулирование внешней трудовой миграции. В декабре 1993 г. были утверждены указы Президента Российской Федерации «О мерах по введению иммиграционного контроля», «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».
В 1996 году был принят ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», в 1999 - ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» - первый закон в этой области регулирования миграционных процессов, его рассмотрению ниже мы уделим отдельное внимание. Однако, по мнению исследователей, миграционная политика того времени - разрозненна, а составляющие ее основу нормативные акты не составляют комплексную продуманную систему.
В конце 1999 года Указом Президента России ФМС была преобразована в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике Российской Федерации. В конце 2001 года Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике было ликвидировано, а его функции были переданы трем ведомствам: МВД занималось миграционной политикой, МИД - вопросами работы с соотечественниками за рубежом, Министерство экономики заведовало экономическим блоком вопросов. Но и в таком виде служба просуществовало недолго. Меньше чем через год - 23 февраля 2002 года Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» функции иммиграционного контроля и координации действий федеральных органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам миграции исполняет МВД России.
Сегодня Федеральная Миграционная Служба - вновь самостоятельный орган исполнительной власти, деятельность которого определяется на основании Указа Президента РФ от 19.07.2004 №928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», Положения «О Федеральной миграционной службе».
Период 2002-2003 гг., наверное, можно считать началом нового этапа пересмотра и доработки миграционного законодательства. Тогда были приняты ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан поправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.
Концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти РФ в области управления миграционными процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и, конечно, механизм реализации.
Главными целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ.
В ряду ее основных направлений указываются:
- обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;
- создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
- содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
- обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции;
- создание условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания;
- поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
- оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
- создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;
- содействие добровольному переселению соотечественников из государств - участников СНГ и государств Балтии.
О. Выхованец характеризует период осуществления миграционной политики под эгидой МВД как запретительный, такая позиция во многом характерна была в отношении нелегальных мигрантов [ ]. Для нас, однако, важно отметить, что наряду с разрешением данных вопросов, приоритеты работы с соотечественниками все же были означены и в течение последующих нескольких лет провозглашенным направлениям уделялось внимание разработчиков миграционного законодательства.
2005- 2006 гг. - вновь активизация внимания к проблеме регулирования миграционных процессов, начало этому новому - либеральному - этапу, по мнению О. Выхованец, положено выступлением Президента РФ В. В. Путина на заседании Совета Безопасности 17 марта 2005 года. Тогда Президентом была сформулирована задача «сформировать новые дополнительные условия для привлечения в Россию людей, способных внести позитивный вклад в развитие нашей страны».
Через год, 15 марта 2006, в выступлении на Правительственном часе в Государственной Думе главой ФМС России К.О. Ромодановским была дана оценка текущей ситуации в области миграции и означены новые приоритеты. Здесь была акцентирована основная задача, стоящая перед ФМС - «получение от иммиграции максимально позитивного эффекта: экономического, политического, социального» и означены меры, направленные на ее достижение:
« - дальнейшее развитие миграционного законодательства, в том числе
в части сокращения сроков получение российского гражданства;
- создание условий для привлечения в страну квалифицированных легальных трудовых ресурсов;
- совершенствование миграционного учета иностранных граждан;
- противодействие нелегальной миграции;
- содействие добровольному переселению соотечественников».
Первостепенное внимание отводится, безусловно, борьбе с нелегальной миграцией и ее последствиями, ведь она приносит колоссальный ущерб социально-экономическому развитию России. С 15 января 2007 года вступили в силу новый ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»», которые позволяют упростить и ускорить порядок получения разрешений на временное пребывание и трудовую деятельность, а значит, способствуют «выходу из тени» бывших незаконных мигрантов. Но в свете поставленных задач исследования для нас важно сделать акцент на принятии другого нормативного акта - 29 июня 2006 г. Указом Президента РФ Российской Федерации утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Цели готовящейся еще на тот момент программы были сформулированы К. Ромодановским следующим образом: «сформировать системный процесс переселения соотечественников, способствовать стабилизации демографической ситуации, решить проблему заселения отдельных территорий, привлечь квалифицированные рабочие кадры».
2.3 Истоки и содержание политики в отношении
соотечественников за рубежом

Население земного шара во все времена перемещалось по планете, расширяя пространства своего обитания в поисках различных благ - лучших условий среды, богатых ресурсами земель; перемещалось, используя силу и военную экспансию, осваивая незаселенные территории, подчиняясь требованиям экономической политики.
Россия всегда характеризовалась активным участием в миграционных процессах. Однако мы не ставим целью описать исторические особенности направления миграционных потоков, характерных для нашего государства, остановив внимание лишь на тех, которые предопределили существование современной ситуации, когда миллионы русских людей оказались за пределами своей исторической родины и сегодня именуются в нормативных источниках как «соотечественники за рубежом».
Во-первых, к их числу относятся те, кто действительно уезжал их Российской Империи, СССР, России в страны «традиционного», дальнего зарубежья. Исследователи выделяют так называемую «нулевую» волну эмиграции из Российской Империи и три волны эмиграции из СССР 1917-1938 гг., 1939-1947(52) гг., и 1948(53)-1986 гг. Первая и вторая волны миграции были обусловлены последствиями войн и революций, третья - «диссидентская», формально добровольная, эмиграция времен «холодной войны». По разным оценкам СССР за эти годы покинуло от 12,6 до 15,5 млн. человек. В 1991 году многие эксперты ожидали масштабного всплеска эмиграции. При объективно существующей проблеме «утечки умов», тем не менее, резкого увеличения эмиграции из России не произошло. За 11 лет - с 1992 по 2003 г. - из страны выехало около 1,2 млн. чел.
Исследователи говорят о «двойственности» аспектов эмиграции. С одной стороны, потеря наиболее образованных, трудоспособных людей серьезная проблема для государства, свидетельствующая о том, что оно не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни тем, кто может внести наибольший вклад в его развитие. Вместе с тем, как отмечает Е. Б. Бреева, эмигранты выступают в качестве «этнического лобби», действующего в интересах своей страны, расширяя зону ее влияния [с.158].
Принимающие осознанное решение о переезде в другое государство люди, безусловно, находятся в отличном положении от тех, кто оказался за пределами России не по своей воле. И здесь мы говорим о другой группе соотечественников, оставшихся после распада СССР на территории бывших союзных республик.
Прежде всего, в СССР, как известно, существовала практика распределения выпускников учебных заведений. В принятом еще в 1933 году Постановлении ЦИК и СНК СССР «Об улучшении использования молодых специалистов» было предусмотрено, что «все оканчивающие высшие учебные заведения и техникумы молодые специалисты обязаны, как обучавшиеся за счет государства, проработать в течение пяти лет (позднее этот срок сокращен до трех лет) в определенных пунктах на производстве по указанию наркоматов, в ведении которых находятся соответствующие учебные заведения. В течение указанного срока наркоматам и учреждениям, в ведении которых находятся высшие учебные заведения и техникумы, запрещается оставлять на работе в управленческом аппарате окончивших учебу молодых специалистов» [Волохова]. Такие постановления принимались систематически, а специалисты, отправленные работать в конкретные регионы, города и села на определенный срок, зачастую оставались там на долгие годы. Конечно, распределение касалось и служивших в Вооруженных силах государства.
Однако главный момент активизации миграционных потоков был связан с быстрым развитием промышленности, ростом городов и других «строек всесоюзного значения», освоением целинных земель и осуществлением иных экономических проектов в 50-70-е гг. прошлого столетия - там, по описанию Н.В. Зверевой, где «местное население не обладало ни соответствующими навыками, ни необходимым уровнем социальной мобильности (в Средней Азии, Казахстане, Молдавии), а также в Прибалтике, где естественный прирост населения был так низок, что не мог обеспечить потребности быстро растущих городов в рабочей силе» [с. 165]. И хотя вектор миграционных потоков изменился уже в середине 70-х гг., тем не менее, к моменту распада СССР около 25,3 млн. этнических русских оказалось за пределами РФ.
Если в советский период соотечественники за рубежом рассматривались как чуждые, несогласные с политикой государства, а значит враждебные ему, и об оказании им какого бы то ни было содействия не велось даже речи, то в новых социально-политических условиях такая установка стала принципиально невозможной. Согласно выступлению директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России А.В. Чепурина, «отягощенное собственными экономическими трудностями в 1990-х годах, российское руководство "раскачивалось" и колебалось, прежде чем наконец проблемы соотечественников стали проблемами России, а работа на этом направлении начала приобретать конкретные очертания. Первой ласточкой явилось принятие Закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» в 1999 году».
Безусловно, законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» также следует отнести к данной группе, но они были направлены на решение узкого круга вопросов, касались лишь некоторых категорий людей, попадающих под определение «соотечественники за рубежом». Но главное, что и само это понятие получило трактовку лишь в законе 1999 г. Этот факт имеет особую значимость, так как и последующие нормативные акты, в том числе, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающим за рубежом, оперируют именно данным определением, имеющим достаточно противоречивое содержание.
Итак, согласно Ст. 1 ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»:
1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
2. Под понятием "соотечественники за рубежом" (далее - соотечественники) подразумеваются:
- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (далее - граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом);
- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР);
- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства (далее - выходцы (эмигранты));
- потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (далее - потомки соотечественников).
Наиболее спорным представляется содержание п/п.2 и п/п 3 п. 2 настоящей статьи в части, касающейся выходцев из бывшего СССР, т. к. согласно комментариям к данному закону, «законодатель имел в виду всех граждан СССР, которые не переехали на постоянное место жительство в Россию, остались проживать в бывших республиках СССР, ныне независимых государствах и, судя по определению, являющихся на настоящий момент гражданами этих государств». Но «все граждане СССР» это представители коренных национальностей не только РСФСР, но и других республик - насколько в современных условиях верно считать их соотечественниками? В этом противоречии - камень преткновения принятия/непринятия рассматриваемой нами Государственной программы населением РФ. Ведь, по данным различных опросов, более половины постоянных жителей России испытывают неприязнь к мигрантам, особенно выделяя в их числе «кавказцев», чеченцев, цыган [Прусс, с.146, Ворсобин].
Е.Б. Бреева приводит ряд примеров негативного отношения коренного населения к переселенцам («В Краснодарском крае казаки несколько раз устраивали самосуд над переселившимися сюда абхазскими армянами. Подобное произошло ранее с турками-месхетинцами, которые были расселены в 13 областях Центральной России, но вскоре опять переселились на юг»). Исследуя причины возникающих конфликтов, она отмечает, что «жители России ожидали, что к ним приедут русские, а оказалось, что более половины в общем потоке беженцев составляют люди нерусских национальностей» [с.164-165].
В этой связи представляется первостепенным уточнить содержание категории «соотечественники за рубежом» и проводить адекватное информирование и потенциальных мигрантов, и население РФ о том, кто же действительно может стать участником Государственной программы. Вопросы пересмотра законодательства в отношении соотечественников не раз выносились на рассмотрение в Совете Федерации; так, в апреле 2006 года был предложен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». В законопроекте в дополнение к уже имеющимся критериям понятия "соотечественники" включено новое условие - признание лицом своих духовных, культурных связей с Российским государством, а также предусмотрено, что к российским соотечественникам за рубежом не относятся лица титульной нации иностранных государств.[с.8]
В приводимой стенограмме парламентских слушаний высказывались многократно возражения против «определения соотечественника по этническому принципу», против того, что «соотечественником может быть русский, татарин, чуваш, но не может быть украинец, армянин, грузин, таджик, еврей, российский немец, который живет в Германии…», подчеркивалось, что это противоречит «духу, букве всего российского законодательства» [, выступление председателя комитета Общественной палаты России В.А. Никонова, с. 35-36].
С другой стороны, как мы уже отмечали, именно приезд в Россию представителей людей, относящихся к коренным народам стран СНГ, других иностранных государств (например, на Дальнем Востоке более всего актуальна проблема китайской иммиграции) является фактором, провоцирующим рост ксенофобии. Следует признать также, что и вернувшиеся в Россию этнические русские также не всегда пользуются «принятием» местных жителей [Земляки, с.12-17].
Таким образом, выяснение вопроса об определении статуса соотечественника, содержания самого этого понятия, должно строиться не только на позиции парламентариев и юристов, рассматривающих его в контексте устоев российского законодательства, но и с учетом данных социологических исследований, где реципиентам было бы предложено отразить свое видение трактовки данной категории и выразить позицию к существующей миграционной политике. Более того, исследования эти должны предварять выработку законодательных актов. Сегодня, не решив эти вопросы, неверно переходить к реализации Государственной программы и рассчитывать на ее безболезненное принятие обществом.
Последние поправки в ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» были внесены 18.07.2006 года, т. е. после проведения рассматриваемых нами парламентских слушаний; изменения содержания понятия «соотечественники» в нем не отражено. Мы не имеем данных о судьбе указанного законопроекта, что свидетельствует о неразрешенности вопроса и его неугасаемой актуальности.
Другой взаимосвязанный с данной проблемой аспект - вопрос о признании и подтверждении принадлежности к соотечественникам, который, будучи актуализирован самим лицом, состоявшим ранее в гражданстве СССР или является эмигрантом или его потомком на основании его свободного выбора, согласно Ст. 3 закона, должен подтверждаться выдачей свидетельства установленного образца. На практике таких свидетельств не существует (для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников соответствующие документы разработаны).
Несмотря на признаваемые законодателем несовершенства, рассматриваемый нами ФЗ действительно был знаковым, подчеркнувшим необходимость работы с соотечественниками, наметившим базовые направления в этой области. Другое дело, что провозглашенные меры остались декларативными. Исходные цели, определенные законом, состоят в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе права:
- свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал;
- устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, получать информацию из Российской Федерации;
- создавать национально-культурные автономии, общественные объединения, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;
- участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;
- участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и Российской Федерацией;
- осуществлять свободный выбор места жительства или права на возвращение в Российскую Федерацию.
Для достижения поставленных целей необходима разработка программ, состоящих из мероприятий, обеспечивающих эту возможность. Программы сотрудничества Российской Федерации по оказанию поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, берут свое начало с Указа Президента РФ от 11 августа 1994 г. N 1681 «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» и Постановления Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом». В настоящее время действует Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 2.10.2006 №1370-р.
Программа, в том числе предусматривает совершенствование законодательства в области государственной политики в отношении соотечественников, и меры эти должны быть осуществлены в 2006-2007 гг., при условии выполнения данного положения возможно и разрешение поднятого нами выше вопроса о содержании категории «соотечественник за рубежом». Также предусмотрены мероприятия по содействию самоорганизации, информационному обеспечению соотечественников, защите их прав и свобод, меры по поддержке молодежи российской диаспоры и социально незащищенных слоев соотечественников.
В ноябре 2005 года в МИД России был создан Департамент по работе с соотечественниками за рубежом, а также ранее - Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, призванные улучшить реализацию мероприятий.
Однако, согласно поставленным задачам исследования, наибольшую значимость для нас представляет иное направление работы с соотечественниками, определенное последней из означенных в законе целей - осуществление права на возвращение в РФ, содействие в реализации этого права - направление, означенное Президентом РФ в послании Федеральному Собранию в мае 2006 и активно разрабатываемое и реализуемое с указанного момента.
3. СОДЕЙСТВИЕ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РФ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Рассмотрев основные этапы миграционной политики России и действующее законодательство в отношении соотечественников, мы переходим к непосредственному анализу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом и принятых в ее исполнение региональных программ и иных нормативных актов.
Помимо ссылок на содержание программ, мы будем использовать различные публицистические материалы, оценивающие значение и сущность данных документов.
3.1 Государственная программа: содержание и оценка перспектив
реализации

Итак, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, была утверждена Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
В структурной схеме миграционной политики, представленной нами выше, содействие добровольному переселению соотечественников - важнейшая составляющая политики иммиграции, первой стадии, определяющей собственно основы создания системы регулирования миграционных потоков и определения положения мигрантов.
Преамбула программы отражает акцентированные ранее взаимосвязи миграционной и демографической политики (по-видимому, именно кризисная демографическая ситуация в стране явилась катализатором принятия данной программы, разрабатывавшейся одновременно с планированием претворения в жизнь приоритетных национальных проектов РФ, в частности, проекта «Здравоохранение», принятием Концепции государственной демографической политики, отводящей ведущую роль стимулированию рождаемости и сокращению смертности в стране), миграционной политики и интересов национальной безопасности и эффективного экономического развития (а именно усиление потенциала стратегически значимых для России территорий, грамотное распределение миграционных потоков, снижение диспропорций региональных рынков труда, социальной напряженности и т. д.).
Решение стоящих перед государством проблем видится законодателю, в том числе, и в обеспечении осознанного выбора соотечественниками места своего будущего проживания и работы с учетом социально-экономического положения субъектов РФ (вспомнив здесь концепцию трехстадийности миграционных процессов, отметим, что впервые эта программа предусматривает работу государства по активизации и совершенствованию хода первой стадии миграционного процесса - формированию территориальной подвижности населения, в отличие от большинства проектов по регулированию миграции, касающихся работы с уже переселившимися людьми - въехавшими трудовыми мигрантами, беженцами и др.).
Целью Государственной программы провозглашается стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Программа рассчитана на 2006-2012 гг. и включает три базовых этапа, на первом из которых - 2006 год - должна была быть осуществлена подготовка необходимых нормативных актов и создана система управления Госпрограммой. Собственно с 2007 года начинается переселение соотечественников, прежде всего, в определенные соответствующими постановлениями 12 пилотных регионов РФ (Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Тюменская и Новосибирская области, Красноярский, Приморский и Хабаровский края), а также проводится первичный анализ итогов переселения. Третий этап (2009 - 2012 годы): предусматривает дальнейшую реализацию региональных программ переселения и оценку их результативности, а также при необходимости - проведение дополнительных мероприятий и определение проектов региональных программ переселения для дальнейшей реализации Государственной программы.
Особого внимания требуют государственные гарантии и права переселенцев, предоставляемые им в случае участия в Государственной программе.
«Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»);
на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
на получение компенсационного пакета участника Государственной программы (далее - компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения». [ Ст. 4]
Казалось бы, учтены основные затраты, трудности, провозглашена помощь и внимание к их устранению. Однако перечень гарантий и размеры «подъемных» различаются в зависимости от типа категории вселения, а таких программой определено три - категории А, Б, В. Районы категории "А" - стратегически важные приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения. "Б" - территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. "В" - территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых наблюдаются сокращение общей численности населения и миграционный отток. И только в категории "А" переселенец вправе рассчитывать на полную господдержку. Переселенцы, отправляющиеся на территорию категории "Б" не будут получать пособие по безработице, а те же, кто выберет территории категории "В" лишаются и «подъемных». Есть и еще одно существенное условие - «участник Государственной программы и (или) член его семьи, выехавшие на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года, возмещают в установленном порядке затраты, связанные с выплатой им «подъемных»». [Ст.4]
Участие в Госпрограмме также дает соотечественникам, не являющимся гражданами РФ, право на получение разрешения на временное проживание и приобретение гражданства в приоритетном порядке (что отражает основы политики натурализации в отношении соотечественников).
Организации работы с соотечественниками за рубежом посвящена отдельная глава Программы. Для их всестороннего информирования о сущности проекта предполагается формирование официального информационного пакета о Государственной программе, комплектов информационных материалов о проектах переселения, разработанных субъектами Российской Федерации, и информационного ресурса, включающего в себя информацию о возможностях приема, трудоустройства и условиях проживания на конкретных территориях вселения. Сведения о Государственной программе обнародуются в российских и зарубежных печатных и электронных средствах массовой информации, направляются для распространения в российские центры науки и культуры в иностранных государствах, а также предоставляются в распоряжение заинтересованных российских неправительственных организаций и общественных объединений соотечественников за рубежом.
Учет желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленное разъяснение содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовка их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведение иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами ФМС России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а в других государствах - консульскими учреждениями РФ.
Сразу после публикации программа получила целый ряд откликов, высказывающих сомнения в реальности ее ожиданий и полноте предусмотренных мер. Каковы же перспективы данного проекта, по мнениям исследователей, для реализации поставленной цели?
Во-первых, коснемся вопроса о демографическом потенциале программы. Численность населения РФ в 2006 г. составила 142,8 млн. человек., сократившись за последние 10 лет на 5,5 млн. По прогнозам Госкомстата России в 2026 году население Р и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.