Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом особенности коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 18.09.2013. Страниц: 56+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 6
1.1 Понятие общения и его роль в психическом развитии 6
1.2 Особенности развития детей с ЗПР 18
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 24
1.3 Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР 35
Выводы по главе один 42
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 43
2.2 Организация и методы исследования 43
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков кор-рекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с задержкой психического развития (ЗПР) [26, С. 81; 31, с. 49]. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [30]. Среди различных форм психических нарушений ЗПР является одной из наиболее распространенных. Как показывают исследования, дети с ЗПР составляют почти четвертую часть детской популяции и около 50 % неус-певающих школьников и, по данным Госкомстата РФ, за последние пять лет их численность увеличилась на 20,2 %.
Психологические особенности детей с ЗПР рассматривались такими выдаю-щимися педагогами и психологами, как Т.А. Власова, М.С. Певзнер, О.С. Степина, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и др. Ими было показано, что у этих детей затруднен процесс овладения знаниями, задерживается развитие познавательной, речемыслительной деятельности, и несовершенство этих сфер у детей с ЗПР препятствует развитию у них игровой, учебной и коммуникативной деятельности.
В исследованиях М.С. Певзнер, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенковой, посвящен-ных проблемам социального развития младших школьников с задержкой психического развития, отмечается недостаточность развития их общения, его незрелость, проявляющаяся в ситуативности поведения. В работах В.Г. Петровой, Р.Д. Триггер, С.Г. Шевченко, Л.М. Шипицыной показано, что у этих детей снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адапта-цию. Несмотря на интерес исследователей к этой проблеме, до сих пор нет целостного представления об особенностях коммуникативной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста. В частности, требуют изучения их особенности формирования коммуникативных навыков, то есть личностных качеств, необходимых для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для свое-временной успешной социализации, недостаточный уровень сформирован-ности коммуникативных умений у детей с ЗПР, необходимость поиска эффективных источников и средств формирования коммуникативных умений младших школьников с ЗПР с целью профилактики отрицательного влияния несформированности коммуникативных умений на развитие личности определяют актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучить особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить степень теоретической и практической разработанности проблемы в психологии;
2 Исследовать особенности развития коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР.
3 Провести анализ полученных данных с помощью методов математической статистики и разработать практические рекомендации по формированию коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: коммуникативная деятельность младших школьни-ков с задержкой психического развития имеет особенности.
Теоретико-методологической основой исследования являются системный и субъектно-деятельностный подход к личности, согласно которому реализую-щая общественные отношения деятельность субъекта выступает в качестве системообразующего основания и движущей силы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.); теория коммуникации и представления об общении как о механизме социального взаимодействия и коммуникации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев и др.); общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин); представления отечественных психологов о взаимообусловленности речевого и психического развития в целом (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина); положения специальной психологии о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР (Л.С. Выготский, Р.Д. Три-гер и др.).
Методы исследования: Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение информации, математико-статистический анализ. Эмпирические: программированное наблюдение за деятельностью учащихся младших классов с задержкой психического развития, анализ медико-психолого-педагогической документации, беседа, адаптированные тесты, анализ продуктов деятельности учащихся, психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ № 108 г. Челябинска, осуществляющая обучение детей с ЗПР в коррекционно-развивающих классах. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста с ЗПР – учащихся специальных (коррекционных) классов и 30 детей младшего школьного возраста общеобразовательных классов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Понятие общения и его роль в психическом развитии
Проблема общения является актуальной для многих наук. Общение является предметом исследования таких отечественных исследователей, как А.В. Запорожец [14], А.А. Леонтьев [22], А.Н. Леонтьев [21], М.И. Лисина [23; 24; 25], Д.Б. Эльконин [51], С.Г. Якобсон [52].
В психологии общение определяют как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребно-стями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией; выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание другого человека [19, С. 213]. Сложность проблематики общения и большой интерес к ней со стороны науки выражается в многообразии подходов к пониманию сущности общения, среди которых основными являются следующие:
1 Деятельность – средство общения людей.
2 Общение – самостоятельная человеческая деятельность.
3 Общение – атрибут других видов человеческой деятельности, условие их существования.
Современные исследователи рассматривают общение как сложный много-гранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга [22, с. 134]. При акценте на обмене и сообщении информации общение превращается в коммуникацию, явление более узкое, но неразрывно с ним связанное [23]. В соответствии с этим в структуре общения традиционно выделяют три стороны:
– информативную (информационно-коммуникативную), которая заключает-ся в обмене информацией и ее понимании, для чего в ходе общения обе стороны должны использовать одну и ту же знаковую систему;
– интерактивную (регуляционно-коммуникативную), благодаря которой вырабатывается стратегия и координация совместных действий индивидов при организации и выполнении совместной деятельности;
– перцептивную (аффективно-коммуникативную), означающую эмо-циональное восприятие и понимание друг друга в процессе общения.
Коммуникативная составляющая прослеживается в составе всех сторон общения, а коммуникативные умения обеспечивают его и обусловливают эффективность совместной деятельности людей.
Под коммуникативными умениями понимаются личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных дейст-виях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Первые исследования коммуникативных качеств личности принадлежат А.А. Бодалеву и Б.Г. Ананьеву, которые подробно описали компоненты обще-ния как психологического процесса и необходимые для него качества. Комму-никативные умения как элемент структуры коммуникативной способности представлены в работах С.Л. Рубинштейна [42].
Будучи одним из основных видов деятельности людей, общен......


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей до-школьного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. Волгоград, 2001. 168 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 12-23.
4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
6. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
8. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования / Е.Е. Дмит-риева // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 200-210.
9. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших до-школьников с задержкой психического развития / Е.Е. Дмитриева // Воспи-тание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 11-17.
10. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 2007. – 205 с.
11. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Логопедия. 2006. № 2. С. 22-26.
12. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с.
13. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
15. Защиринская, О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития / О.В. Защиринская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 223-228.
16. Киселева В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или наруше-ние? / В.А. Киселева // Дефектология. – 2007, № 3, с. 3-13.
17. Конева, Е.В. Специфика общения школьников с особыми образовательными потребностями в зависимости от социального окружения / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Психология обучения. – 2008. – №12. – С. 50-60.
18. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е.Н. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.
19. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации / И.Ю. Кулагина // Дефектология. – 1987. №3. – С. 9-15.
20. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 63-83.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, речь / А.Н. Леонтьев. – СПб.: Пи-тер, 2007. – 396 с.
22. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. - 365 с.
23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
24. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Инсти-тут практической психологии, 1996. – 144 с.
25. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную актив-ность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с.
26. Локтева, Е.В. О формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» / Е.В. Локтева // Дефектология. – 2006, № 6, с. 81-83.
27. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: Знание, 2003. – 356 с.
28. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубов-ский, Л.И. Переслени. – М.: Просвещение, 2003. – 164 с.
29. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.
30. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
31. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2007, № 3, с. 49-54.
32. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2004. – Кн. 3: Психодиагностика.
33. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задерж¬кой психического развития: Пособие для психологов и пе¬дагогов
/ В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2003. – 128 с.
34. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубов-ского. – Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с.
35. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халило-вой. – М.: Педагогика, 2007. – 304 с.
36. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психическо-го развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.
37. Переслени, Л.И. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С5-8.
38. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.
39. Петровская, Л.А. Обратная связь в межличностном общении / Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. № 3. С. 15-16.
40. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Хрестоматия / Ред. В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2004. – 128 с.
41. Развитие общения дошкольников со сверстникам / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
42. Рубинштейн, С. Л. / Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
43. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52-59.
44. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте: пер. с чешск. / З. Тржесоглава. – М.: 1986. – 256 с.
45. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задерж-кой психического развития / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
46. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенко-ва. – М.: Просвещение, 2000. – 294 с.
47. Ульенкова У.В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова, Т.Н. Князева // Дефектология. – 2005, № 2, с. 19-26.
48. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
49. Чернышева, Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития / Е.А. Чер-нышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 4. – С. 31-40.
50. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 384 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. – 384 с.
52. Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности./ С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. № 6. С. 96-107.
53. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности./ Я. Яноушек // Вопросы психологии, 2007. № 1. С16-19.





Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.